РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 марта 2012 г. г. Иркутск
Иркутский районный суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Коткиной О.П., при секретаре Романовой А.А.,
с участием прокурора Семеновой Е.Н.,
заявителя Степанова С.М., представителя заявителя Пи.,
представителя заинтересованных лиц Мэра ..... районного муниципального образования, КУМИ .... района Пк.,
представителя заинтересованного лица Мэра ..... районного муниципального образования Н.,
представителя заинтересованного лица Думы ..... районного муниципального образования Пд.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-28/12 по заявлению Степанова С.М. о признании незаконными отказов председателя КУМИ Иркутского районного муниципального образования изменить вид разрешенного использования земельных участков, признании противоречащим федеральному законодательству решения Думы Иркутского районного муниципального образования № 15-101/рд «Об утверждении схемы территориального планирования муниципального района – Иркутского районного муниципального образования Иркутской области»,
УСТАНОВИЛ:
Степанов С.М., обращаясь в суд с заявлением о признании незаконными отказов Председателя КУМИ ..... районного муниципального образования изменить вид разрешенного использования земельных участков, признании противоречащим федеральному законодательству решения Думы ..... районного муниципального образования № 15-101/рд «Об утверждении схемы территориального планирования муниципального района – ..... районного муниципального образования ..... области», в обоснование заявленных требований с учетом уточнений указал следующее.
**/**/**** вход. № С.М.Степанов обратился с заявлением к Мэру ..... районного муниципального образования о смене вида разрешенного использования земельных участков категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения ЛПХ, общая площадь 1214 кв.м. и 1210 кв.м., адрес объектов: ....», кадастровый номер: № и кадастровый номер: № (далее - земельные участки), принадлежащих ему на праве собственности.
**/**/**** Председателя КУМИ ..... районного муниципального образования уведомил С.М.Степанова о том, что его заявление рассмотрено Межведомственной комиссией по рассмотрению земельных вопросов и контролю за использованием земель и принято решение отказать в удовлетворении заявления по основанию, что Схемой территориального планирования ..... районного муниципального образования, утвержденной **/**/**** решением Думы ..... районного муниципального образования № 15-101/рд (далее - Схема территориального планирования) размещение каких-либо объектов, в том числе размещение дачных товариществ на данной территории не предусмотрено.
Не согласившись с отказом в смене вида разрешенного использования земельных участков, заявитель полагает, что в отсутствии надлежащим образом подготовленных обоснований нарушаются его права на использование земельных участков в соответствии с требованиями ст. 40 ЗК РФ, выбор вида разрешенного использования земельных участков не противоречащий требованиям следующего законодательства.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства,
В соответствии с ч. 2 ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
В соответствии с ч. 2 ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Статьёй 40 ЗК РФ установлены права собственника земельного участка и в соответствии с абз. 2 ч. 3 ст. 85 ЗК РФ собственник земельных участков может использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Согласно пп. 2, пп. 3 п. 1 ст. 40 ЗК РФ разрешенное использование — это правовая основа для использования физическим или юридическим лицом земельного участка, возведения на нем жилых, производственных и т.п. зданий и сооружений, проведения оросительных, осушительных и т.п. работ, тесно связанных с целевым назначением земли.
Собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки по целевому назначению. Нужно также учитывать и принадлежность участка к той или иной категории земель и соблюдать разрешенные способы использования, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту (п. 1 ст. 42 ЗК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 1 ГрадК.РФ (в ред. от 22.11.2010 г.) градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства.
В соответствии с п. 2 ст. 1 ГрадК РФ территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий.
В соответствии с п. 5 ст. 1 ГрадК РФ функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.
В соответствии с п. 6 ст. 1 ГрадК РФ градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24 июля 2007 г. «О государственном кадастре недвижимости» № 221-ФЗ (в редакции от 27 декабря 2009 г.) (далее - Закон «О кадастре недвижимости») в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об описании местоположения границ муниципальных образований и реквизиты правовых актов об установлении или изменении границ муниципальных образований.
В соответствии со ст. 10 Закона «О кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения о территориальных зонах:
индивидуальные обозначения (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) таких зон;
описание местоположения границ таких зон;
3) наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон;
реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон и источники официального опубликования этих решений;
содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон, если такими зонами являются зоны с особыми условиями использования территорий.
В соответствии с п. 6 ст. 15 Закона «О кадастре недвижимости» орган местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, которым устанавливается или изменяется граница муниципального образования, граница населенного пункта, либо устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий, либо отменяется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со ст. 9 или ст. 10 Закона «О кадастре недвижимости» сведения.
В соответствии с п. 11 Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 618 орган местного самоуправления представляет в орган кадастрового учета следующие документы:
выписка из утвержденного генерального плана (для населенных пунктов, находящихся на межселенной территории, - выписка из схемы территориального планирования муниципального района), содержащая текстовое и графическое описания местоположения границы населенного пункта и перечень координат характерных точек границы населенного пункта либо устанавливаемых или изменяемых участков границы населенного пункта в установленной системе координат (за исключением случаев упразднения населенных пунктов);
выписка из раздела правил землепользования и застройки, определяющего границы и содержание территориальных зон, перечень координат характерных точек границ территориальных зон в установленной системе координат, а также перечень видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны либо реквизиты правового акта, которым такой перечень утвержден.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Закона «О кадастре недвижимости» для ведения государственного кадастра недвижимости используются установленные в отношении кадастровых округов местные системы координат.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2000 г. № 568 установлены единые государственные системы координат:
система геодезических координат 1995 года (СК-95) - для использования при осуществлении геодезических и картографических работ начиная с 1 июля 2002 г.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона «О кадастре недвижимости» общедоступные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются органом кадастрового учета по запросам любых лиц.
В соответствии с п. 8 ст. 4 Закона «О кадастре недвижимости» кадастровые сведения являются общедоступными, за исключением кадастровых сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом.
В соответствии с п. 2, п. 4, п. 7 ч. 4 ст. 7 Закона Иркутской области от 23 июля 2008 г. «О градостроительной деятельности в Иркутской области» № 59-оз (ред. от 30 июня 2009 г.) на карте (схеме) современного использования территорий муниципального района области отображается информация о состоянии территории муниципального района области, в том числе:
границы земель различных категорий в пределах межселенных территорий;
границы зон с особыми условиями использования территорий;
границы иных территорий.
Постановлением Правительства РФ от 9 июня 2006 г. № 363 утверждено и введено в действие с 1 июля 2006 г. Положение об информационном обеспечении градостроительной деятельности (далее - Положение об информационном обеспечении).
В соответствии с п. 12 Положения об информационном обеспечении сведения, содержащиеся в информационной системе, являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, отнесенных в соответствии с федеральными законами к категории ограниченного доступа.
Статьями 18 - 20 ГрадК РФ определено содержание, порядок подготовки соответствующих материалов по обоснованию проекта в текстовой форме и в виде карт (схем), порядок согласования Схемы территориального планирования.
Часть 8 ст. 56 ГрадК РФ устанавливает режим ограниченного доступа к сведениям, но содержащихся в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, которые в свою очередь являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, отнесенных федеральными законами к категории ограниченного доступа.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГрадК РФ информационные системы обеспечения градостроительной деятельности - организованный, систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений.
В соответствии с ч. 3 ст. 56 ГрадК РФ целью ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства.
В соответствии с пп. В п. 1 ч. 4 ст. 56 ГрадК РФ информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя сведения о документах территориального планирования муниципальных образований, материалах по их обоснованию.
Статья 5 Закона РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне» № 5485-1 (ред. от 15.11.2010 г.) устанавливает перечень сведений составляющих государственную тайну, а Указом Президента РФ от 30.11.1995 № 1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» определено какие сведения в области геодезии и картографии и каким государственным органом могут быть отнесены к сведениям составляющим государственную тайну.
В соответствии с п. 60 и п. 61 Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне утвержденного Указом Президента РФ 30 ноября 1995 № 1203 геопространственные сведенияпо территории Российской Федерации и другим районам Земли, раскрывающие результаты топографической, геодезической, картографической деятельности, а также геопространственные сведения по территории Российской Федерации и другим районам Земли, раскрывающие результаты деятельности по дистанционному зондированию Земли, имеющие важное оборонное или экономическое значение отнесены к государственной тайне.
В соответствии с Развернутым перечнем сведений, подлежащих засекречиванию по системе Федеральной службы геодезии и картографии России (письмо от 25 марта 1996 г. № 3-02-670), разработанным Федеральной службой геодезии и картографии России в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственной тайне», Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. № 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 г. № 870 «Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности» информация (координаты в соответствующей системе координат) б границах установленных функциональных зон Схемой территориального планирования не отнесена к сведениям ни подлежащим засекречиванию ни установлению режима ограниченного пользования.
Для разработки Схемы территориального планирования используются Местные системы геодезических координат 1995 года (Постановление Правительства РФ от 28.07.2000 № 568).
Засекречиванию подлежат лишь топографические карты и планы изготовленные в системе координат 1942 г. и 1963 г. в соответствующих масштабах (п. 12 раздела П Развернутого перечня сведений).
Более того согласно абз. 2 п. 3 Перечня сведений по геодезии, топографии, картографии, аэросъемке и их носителей, отнесенных к служебной информации ограниченного распространения с пометкой «Для служебного пользования» утвержденного Письмом Федеральной службы геодезии и картографии от 25 марта 1996 г. № 3-02-670 Списки координат географических объектов в местных системах координат на участки местности площадью до 75 кв. км на незастроенные и малозастроенные территории и до 25 кв. км на города и поселки городского типа разрешены для открытого опубликования.
Информация по обоснованию проекта Схемы территориального планирования:
обоснование вариантов решения задач территориального планирования;
перечень мероприятий по территориальному планированию;
обоснование предложений по территориальному планированию, этапы их реализации;
- перечень основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- информация о состоянии соответствующей территории, о возможных направлениях ее развития и об ограничениях ее использования;
- предложения по территориальному планированию (ч. 6 и ч. 7 ст. 19 ГрадК РФ) не отнесена вышеуказанными нормативными актами к сведениям относящимся к государственной тайне и информации ограниченного доступа, данная информация в силу требований ст. 56 ГрадК РФ является открытой и общедоступной.
Не согласен с доводами представителя КУМИ со ссылкой на сообщение первого заместителя мэра района З., содержащего сообщение о невозможности предоставления материалов по обоснованию Схемы территориального планирования на основании требований «Перечня сведений по геодезии, топографии, картографии, аэросъемки и их носителей, отнесенных к служебной информации ограниченного распространения, введенного в действие 01.01.1997 г., утвержденного Службой геодезии и картографии РФ» ограничивающих распространение материалов по обоснованию Схем территориального планирования считаю не состоятельным ввиду следующего.
Государственного органа «Служба геодезии и картографии РФ» не существует, ранне была Федеральная служба геодезии и картографии России, которая позднее была упразднена.
1 января 1997 г. Федеральная служба геодезии и картографии России не утверждала Перечень сведений по геодезии, топографии, картографии, аэросъемки и их носителей, отнесенных к служебной информации ограниченного распространения.
Имеется единственный действующий Перечень сведений по геодезии, топографии, картографии, аэросъемке и их носителей, отнесенных к служебной информации ограниченного распространения с пометкой «Для служебного пользования» утвержденный Письмом Федеральной службы геодезии и картографии России от 25 марта 1996 г. № 3-02-670, но данный перечень не содержит требования об отнесении сведений по обоснованию Схемы территориального планирования к сведениям ограниченного доступа.
Таким образом, действующее во время подготовки, разработки и согласования Схемы территориального планирования и ныне действующее законодательство ограничивают доступ лишь к следующим сведениям (информации) которая содержится:
в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности муниципального района (а это сведения, раскрывающие результаты работ в области гидрометеорологии, гелиогеофизики или специальных геолого-геофизических исследований России проводимых в интересах обеспечения обороноспособности, безопасности государства; геопространственные сведения по территории Российской Федерации и другим районам Земли, раскрывающие результаты деятельности по дистанционному зондированию Земли, имеющие важное оборонное или экономическое значение (Указ Президента РФ от 30.11.1995 № 1205«Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне»).
Действующим законодательством не предусмотрено засекречивание, либо установление режимов ограниченного доступа к общедоступным сведениям (описание границ зон, границ поселений в местной системе координат, установление режимов использования территорий и т.д.), содержащихся в Схеме территориального планирования. Более того доступ к информации, которая содержится в созданной Схеме территориального планирования не ограничен законом.
Засекречиванию или установлению режима ограниченного доступа подлежит лишь комплекс сведений (информации) входящий в состав Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального района.
А информация, содержащаяся в материалах по обоснованию и самой Схеме территориального планирования в силу требований ст. 19, ст. 56 ГрадК РФ, ст. 9, ст. 10, п. 6 ст. 15 Федерального закона от 24 июля 2007 г. «О государственном кадастре недвижимости» № 221-ФЗ (в редакции от 27декабря 2009 г.), п. 1 ст. 7, ч. 2 ст. 66, п. 9 ст. 87 ЗК РФ, абз. 2 ст. 1, ст. 3, ст. 10, ст. 19, ст. 20, ст. 22,23 Закона «О землеустройстве», абз. 4 ст. 1, ч. 1 ст. 3 Закона «О геодезии и картографии» является открытой и общедоступной.
Полагает, что письмом Администрации ..... района о невозможности представить координатную основу и общедоступные материалы по обоснованию Схемы территориального планирования ..... районного муниципального образования от **/**/**** № 3173 ответчик признаёт и подтверждает:
не выполнение требований ч. 6 и ч. 7 ст. 19 ГрадК РФ и не осуществление соответствующих мероприятий по подготовке материалов по обоснованию проекта Схемы территориального планирования муниципального района;
нарушение порядка установления границ функциональных зон Схемы территориального планирования;
- не определение границ и отсутствие соответствующего описания границ функциональных зон Схемы территориального планирования в нарушении требований ст. 15 Федерального закона от 18 июня 2001 г. «О землеустройстве» № 78-ФЗ (в редакции от 23 июля 2008 г.) (далее - Закон «О землеустройстве»);
- нарушение норм гражданского и земельного законодательства, порядка подготовки и подготовки Схемы территориального планирования без проведения соответствующих инженерных изысканий, мероприятий по землеустройству (ч. 2 ст. 20 ГрадК РФ, ст. 3 Закона «О землеустройстве».
Часть 7 ст. 19 ГрадК РФ не устанавливает требований по обоснованию Схемы территориального планирования сведениями по геодезии, топографии, картографии, аэросъемки, которые отражают состояние территории как картографического объекта. Данная норма устанавливает требования по обоснованию состояния территории как объекта экономики в соответствии с ч. 8 и ч. 9 ст. 19 ГрадК РФ, т.к. не содержат условий обоснования Схемы территориального планирования как картматериала, необходимого для ведения боевых действий и обеспечения обороноспособности государства.
В соответствий с ч. 1 ст. 35 ГрадК РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
Полагает, что ссылка сообщения первого заместителя мэра района З. на Приказ № от **/**/**** Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу не может являться состоятельной ввиду того, что в силу требований ст. 19 ГрадК РФ в содержание схемы территориального планирования не входит раздел: инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуации, есть лишь указание на то, что при обосновании Схемы территориального планирования указывается перечень основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п. 4 ч. 6 ст. 19 ГрадК РФ) поэтому хоть и п. 68 Перечня, на который ссылается в своём сообщении первый заместитель мэра района З., может и содержит какие-либо ограничения к сведениям по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, но в силу требований ГрадК РФ данный перечень не отнесен именно к территориальному планированию.
В силу требований Федеральных законов от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68-ФЗ, от 22 августа 1995 г. «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» № 151-ФЗ, от 21 декабря 1994 г. «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ, от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субьектов Российской Федерации», от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ Администрация ..... районного муниципального образования должна постоянно проводить работу по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, выполнения мероприятий по подготовке к защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, состояния готовности органов управления, сил и средств РСЧС к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций.
В рамках данной работы в Администрации ..... районного муниципального образования должны быть спланированы и организованы мероприятия по повышению взрывной, пожарной и экологической безопасности, соблюдения требований норм и правил инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций (далее - ИТМ ГОЧС) при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов производственного и социального назначения.
ГрадК РФ и другие законы не установили требования по разработке указанных мероприятий в рамках подготовки и утверждения территориального планирования,
В соответствии с и. 1 ч. 1 ст. 18 ГрадК РФ схема территориального планирования является документом территориального планирования и содержит положения о территориальном планировании и соответствующие карты (схемы).
На картах (схемах), содержащихся в схеме территориального планирования муниципального района, отображаются:
границы земель различных категорий;
границы зон с особыми условиями использования территорий (ч. 4 ст. 19 ГрадК РФ).
Схемой территориального планирования установлены Природно-рекреационные зоны (луга, просеки, вырубки) и в соответствии с указанными нормами у данных зон должны быть определены границы и функциональное назначение (н. 5 ст. 1 ГрадК РФ).
Границы и функциональное назначение данных зон устанавливаются в документах территориального планирования: Положение о территориальном планировании и карта функциональных зон (ч. 2, п. 2 и п. 4 ч. 3 ст. 19 ГрадК РФ).
В соответствии с нормами указанными выше, сведения о границах Природно-рекреационных зон (луга, просеки, вырубки) Схемы территориального планирования не относятся к сведениям составляющим государственную тайну и к сведениям ограниченного доступа.
В силу требований абз. 1 и 2 ст. 1, ст. 3 Закона «О землеустройстве» у Администрации ..... районного муниципального образования при подготовке проекта Схемы территориального планирования возникла обязанность проведения территориального землеустройства, а в силу требований ч. 2 ст. 20 ГрадК РФ проведение комплекса инженерных изысканий в соответствии с требованиями технических регламентов.
В силу требований п. 2, п. 4, п. 7 ч. 4 ст. 7 Закона Иркутской области от 23 июля 2008 г. «О градостроительной деятельности в Иркутской области» № 59-оз (ред. от 30 июня 2009 г.) (далее -Закон «О градостроительной деятельности в Иркутской области») у Администрации Иркутского районного муниципального образования при подготовке проекта Схемы территориального планирования возникла обязанность подготовить карту (схему) современного использования территорий муниципального образования, на которой отобразить информацию о состоянии территории муниципального района области, в том числе:
границы поселений области, входящих в состав муниципального района области;
границы земель различных категорий в пределах межселенных территорий;
границы территорий объектов культурного наследия;
границы зон с особыми условиями использования территорий;
границы земельных участков, которые предоставлены для размещения объектов капитального строительства местного значения или на которых размещены объекты капитального строительства, находящиеся в собственности муниципального района области;
границы населенных пунктов, расположенных на межселенных территориях;
границы иных территорий.
В силу требований п. 6 ст. 15 Закона «О государственном кадастре недвижимости» (в ред. 27.12.2009 г.) после утверждения Схемы территориального планирования у Администрации Иркутского районного муниципального образования возникла обязанность внесения сведений о установленных Схемой территориального планирования функциональных зонах, в том числе и Природно-рекреационных зонах (луга, просеки, вырубки) в государственный кадастр недвижимости в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, которым устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий.
Схемой территориального планирования установлены «Природно-рекреационные зоны» и в соответствии с указанными нормами ГрадК РФ у данных зон должны быть определены границы и указаны функциональное назначение (ч. 2, п. 2 и п. 4 ч. Зет. 19 ГрадК РФ).
Однако Схема территориального планирования и Положение о территориальном планировании не содержат таких данных, более того в состав данной зоны необоснованно включена территория, на которой расположены земельные участки и установлено, что это территория - сохраняемых природных ландшафтов (луга, просеки, вырубки).
В соответствии с абз. 9 ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ (далее - Закон «Об охране окружающей среды») природный ландшафт - территория, которая не подверглась изменению в результате хозяйственной и иной деятельности и характеризуется сочетанием определенных типов рельефа местности, почв, растительности, сформированных в единых климатических условиях.
Однако данное утверждение не соответствует действительности по следующим обстоятельствам.
Земельный массив, из которого в своё время произошло образование земельных участков (кадастровый номер №) входит в состав земель коллективно-долевой собственности КСХП «....» (кадастровый номер №), предназначенной именно для передачи в долевую собственность и данная территория никогда не относилась к Природно-рекреационным зонам, а использовалась именно для сельскохозяйственного производства, в последующем для личного подсобного хозяйства.
На данной территории в соответствии с действующим земельным законодательством велась хозяйственная деятельность и не заметить это при надлежащей подготовке Схемы территориального планирования (ч. 2 ст. 20 ГрадК РФ) просто невозможно.
Заявитель полагает, что для территории, предназначенной для ведения сельского хозяйства с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», на которой расположены земельные участки вдруг по чьей-то воле, без проведения соответствующих землеустроительных работ, в нарушение требований Закона «О землеустройстве» № 78-ФЗ, норм Федерального закона от 26 декабря 1995 г. «О геодезии и картографии» № 209-ФЗ (в редакции от 27 июля 2010 г, (в редакции от 27 июля 2010г.), в нарушении требований Закона «О градостроительной деятельности в Иркутской области» без подготовки и утверждения соответствующей землеустроительной документации, без проведения мониторинга состояния земель, инженерных изысканий в районном муниципальном образовании, проработки обоснования установления границ муниципальных образований, обоснования установления соответствующих территориальных зон и соответственно режимов правового использования земли, изучения и учета фактического состояния соответствующей территории, о возможных направлениях ее развития и об ограничениях ее использования (и. 1 ч. 7 ст. 19, ч. 2 ст. 20 ГрадК РФ) произошло установление Природно-рекреационной зоны (луга, просеки, вырубки) на территории, относящейся к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения и предназначенной для ведения сельского хозяйства, а именно ведения личного подсобного хозяйства.
В соответствии с и. 2 ч. 3 ст. 19 ГрадК РФ, ч. 2 ст. 7 Закона «О градостроительной деятельности в Иркутской области» положение о территориальном планировании, содержащееся в схеме территориального планирования должно содержать перечень мероприятий по территориальному планированию и указание на последовательность их выполнения.
Следовательно, если Схемой территориального планирования установлены функциональные зоны: Природно-рекреационные зоны (луга, просеки, вырубки), то Положение о территориальном планировании должно содержать:
- определение границ и функциональное назначение таких зон (ст. 20 Закона «О землеустройстве»);
- перечень мероприятий по территориальному планированию и указание на последовательность их выполнения (перечень вроде есть, последовательности выполнения нет) (ч. 3 ст. 19 ГрадК РФ, ч.2 ст. 7 Закона Иркутской области от 23 июля 2008 г. «О градостроительной деятельности в Иркутской области»);
Материалы по обоснованию проекта Схемы территориального планирования должны содержать:
обоснование вариантов решения задач территориального планирования;
перечень мероприятий по территориальному планированию;
обоснование предложений по территориальному планированию, этапы их реализации;
- перечень основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- информацию о состоянии соответствующей территории, о возможных направлениях ее развития и об ограничениях ее использования;
- предложения по территориальному планированию (ч.6 и ч. 7 ст. 19 ГрадК РФ).
В соответствий с положениями ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе, на земли особо охраняемых территорий и объектов (подпункт 4 пункта 1 статьи 7); земли, указанные в п. 1 ст. 7 ЗК РФ, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением (е. 2 ст. 7 ЗК); к землям особо охраняемых территорий относятся земли рекреационного назначения (п.3 п. 2 ст. 94 ЗК РФ); в состав земель рекреационного назначения входят территориальные зоны, для которых Схемой территориального планирования установлен соответствующий режим (пп. 3 п. 2 ст. 94 ЗК РФ, разд. «Развитие рекреации» Положения о территориальном планировании); на землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению (п. 5 ст. 98 ЗК РФ).
В соответствии с п.1 ч. 2 ст. 8 ГрадК РФ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности относятся подготовка и утверждение документов территориального планирования муниципальных районов.
В соответствии с п. 1 ст. 9 ГрадК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч. 1 и ч. 5 ст. 98 ЗК РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.
В соответствии с разделом «Развитие рекреации» «Положения о территориальном планировании, содержащиеся в схеме территориального планирования ..... .... муниципального образования» утвержденного Решением Думы ..... .... муниципального образования от **/**/**** № (далее - Положение о территориальном планировании) основные конфликты использования ландшафтов связаны с возрастающим в последние годы уровнем рекреации на территории планирования. Причинами их возникновения являются отсутствие целевого рекреационного использования территории, отсутствие или низкий уровень развития рекреационной инфраструктуры, ненормируемое и неконтролируемое использование рекреационных ресурсов, низкая экологическая культура населения и посетителей.
Одним из перспективных путей снижения ущерба может стать создание рекреационных зон. В этом случае все бытовые вопросы решаются в зонах, а естественные территории используются в щадящем режиме только для прогулок и общения с природой.
Полагает, что администрация ..... .... муниципального образования, подготовив Схему территориального планирования и Положение о территориальном планировании, а Дума ..... .... муниципального образования утвердив данную Схему территориального планирования и Положение о территориальном планировании, установившую Природно-рекреационную зону (луга, просеки, вырубки) для территории, на которой расположены земельные участки, определили, что это для данной территории установлен сохраняемый природный ландшафт. Но по непонятной причине Администрация ..... .... муниципального образования в Положении о территориальном планировании не определила (в нарушении ч. 3, ч. 6 ст. 19 ГрадК РФ, ч. 2 ст. 7 Закона «О градостроительной деятельности в ..... ....») каким образом, в какие сроки и из каких средств данная территория, длительное время находившаяся в хозяйственном обороте и где велось сельскохозяйственное производство, вдруг приобретёт первозданный и нетронутый вид и собственники земельных участков, которые в силу такого установления утратят возможность вести хозяйственную деятельность на своих земельных участках будут лишь прогуливаться по своим участкам и общаться с природой.
Считает, что Схема территориального планирования, Положение о территориальном планировании, утвержденные Решением Думы ..... .... муниципального образования от **/**/**** № 15-101/рд приняты с нарушением норм ГрадК РФ и Закона «О землеустройстве» № 78-ФЗ, нарушают его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, связанные с реализацией правомочий собственника земельных участков предусмотренные ст. 209 ГК РФ, ч. 2 ст. 7, ст. 40 ЗК РФ, ст. 2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. «О личном подсобном хозяйстве» № 112-ФЗ и подлежат признанию противоречащим закону в соответствии с ч. 1 ст. 251 ГК РФ.
В заявлении также указал, что нарушение прав С.М.Степанова состоит в том, что Схемой территориального планирования С.М.Степанов поставлен в условие нарушения им режима использования земельных участков, установленного ст. 95 - 100 ЗК РФ, положений ст. 9, ст. 42 Конституции РФ, ст. 3, ст. 4, главы III Закона «Об охране окружающей среды», невозможности пользоваться своим имуществом в соответствии с правами установленными ст. 2, ч. 2 ст. 35, ч. 2 ст. 55 Конституции РФ, ст. 40 ЗК РФ, ст. 2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. «О личном подсобном хозяйстве» № 112-ФЗ и как следствие этому наступление для него не только административной (ст. 8.6, ст. 8.8 КоаП РФ) и уголовной ответственности (ст. 246,ст. 249, ст. 255 УК РФ), но и наступление риска утраты права собственности на земельные участки (ст. 235 ГК РФ), которое может наступить при продолжении использования С.М. Степановым земельных участков согласно настоящему виду разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», которое в силу установления иного правового режима использования земельных участков теперь является незаконным.
Таким образом, Схема территориального планирования и Положение о территориальном планировании подготовлены с нарушением требований ГрадК РФ, Закона «О землеустройстве» № 78-ФЗ, Закона Иркутской области от 23 июля 2008 г. «О градостроительной деятельности в Иркутской области» № 59-оз а именно:
- без проведении комплекса инженерных изысканий в соответствии с требованиями технических регламентов (ч. 2 ст. 20 ГрадК РФ);
подготовки материалов по обоснованию схемы территориального планирования (ч. 6 и ч. 7 ст. 19 ГрадК РФ);
без учета информация о состоянии соответствующей территории, о возможных направлениях ее развития и об ограничениях ее использования (п. 1ч. 7 ГрадК РФ, и. 2, п. 4 ст.7 Закона Иркутской области от 23 июля 2008 г. «О градостроительной деятельности в Иркутской области»
№59-оз);
- без определения фактических границы земель различных категорий и определения границ, устанавливаемых функциональных зон (о. 5 ст. 15 п. 2 и п. 4 ч. 4 ст. 19 ГрадК РФ, ст. 15, ст. 20 Закона «О землеустройстве»);
без четкого определения целей и задач территориального планирования, а также перечня мероприятий по территориальному планированию с указанием на последовательность их выполнения (ч. 3 ст. 19 ГрадК РФ, ч. 2 ст. 7 Закона ..... .... «О градостроительной деятельности в ..... ....»);
без обязательного проведения мероприятий землеустройства (абз. 1 и 2 ст. 1, ст. 3 Закона «О землеустройстве»).
Утверждение Решением Думы ..... .... муниципального образования от **/**/**** № 15-101/рд Схемы территориального планирования, выполненной с нарушениями требований закона, указанных выше, создало для заявителя условия невозможности реализации прав установленных и гарантированных ст. 2, ч. 2 ст. 35, ч. 2 ст. 55 Конституцией Российской Федерации, прав связанных с реализаций правомочий собственника земельных участков, предусмотренных ст. 209 ГК РФ, ч. 2 ст. 7, ст. 40 ЗК РФ, ст. 2 Федерального закона от **/**/**** «О личном подсобном хозяйстве» № 112-ФЗ.
На основании вышеизложенного и с учетом уточнения в порядке ст. 39 ГПК РФ, С.М. Степанов просит:
признать отказ Председателя КУМИ ..... .... муниципального образования изменить вид разрешенного использования земельного участка категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения ЛПХ, общая площадь 1214 кв.м., адрес объекта: .... с «для ведения личного подсобного хозяйства» на «дачное строительство» незаконным;
признать отказ Председателя КУМИ .....- районного муниципального образования изменить вид разрешенного использования земельного участка категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения ЛПХ, общая площадь 1210 кв.м., адрес объекта: ...., поле «Иванова Гора», кадастровый номер: 38:06:111418:2962 с «для ведения личного подсобного хозяйства» на «дачное строительство» незаконным;
признать полностью решение Думы ..... .... муниципального образования № 15-101/рд «Об утверждении схемы территориального планирования муниципального района - ..... .... муниципального образования ..... ....» противоречащим
ст. 2, ст.9, ч. 2 ст. 35, ст. 42, ч. 2 ст. 55 Конституции РФ,
п. 1, п. 2 ст. 7, ст. 40, ч. 2 ст. 66, п. 9 ст. 87, пп. 3 п. 2 ст. 94, ст. 95-100 ЗК РФ,
п. 1, п. 2, п. 5, п, 6 ст. 1, п. 1 ст. 9, п. 1 ч. 1 ст. 18, ч. 2, п. 2 и п. 4 ч. 3, ч. 6, ч. 7, ч. 8, ч. 9 ст. 19, ч. 2 ст. 20, ч. 1 ст. 35, ч. 1, ч. 3, пп. В п. 1 ч. 4, ч, 8 ст. 56 ГрадК РФ,
абз. 2 ст. 1, ст. 3, ст. 10, ст. 19, ст. 20, ст. 22, 23 Федерального закона от 18 июня 2001 г. «О землеустройстве» № 78-ФЗ,
ст. 209, ст. 235 ГК РФ,
ст. 2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. «О личном подсобном хозяйстве» № 112-ФЗ,
ст. 3, ст. 4, главы III Закона «Об охране окружающей среды»,
ч. 4 ст. 6, п. 8 ст. 4, ст. 9, ст. 10, ч. 1 ст. 14, п. 6 ст. 15 Федерального закона от 24 июля 2007 г. «О государственном кадастре недвижимости» № 221-ФЗ,
п. 2, п. 4, п. 7 ч. 4 ст. 7 Закона Иркутской области от 23 июля 2008 г. «О градостроительной деятельности в Иркутской области» № 59-оз,
Постановлению Правительства РФ от 28 июля 2000 г. № 568,
Постановлению Правительства РФ от 9 июня 2006 № 363 с даты его принятия и недействительным.
В судебном заседании заявитель Степанов С.М., его представитель по доверенности Пи., в судебном заседании заявленные требования поддержали по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованных лиц Мэра Иркутского районного муниципального образования, КУМИ администрации Иркутского районного муниципального образования – Иванова А.В., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании полагала, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, поскольку отказ КУМИ в изменении вида разрешенного использования соответствует закону и не нарушает прав заявителя. Решение Думы Иркутского района № 15-101/рд «Об утверждении схемы территориального планирования муниципального района – Иркутского районного муниципального образования Иркутской области» не противоречит заявленным Степановым С.М. нормам действующего законодательства.
Представитель заинтересованного лица Мэра Иркутского районного муниципального образования по доверенности Наумова Е.Ю. в судебном заседании просила в удовлетворении заявленных требований Степанова С.М. отказать. Суду пояснила, что Схема территориального планирования Иркутского района была разработана в соответствии с действующим законодательством, все необходимые материалы по подготовке и обоснованию схемы территориального планирования разработаны в установленном законом порядке, получены все необходимые согласования и заключения компетентных органов. Проект схемы территориального планирования был опубликован, Степанов С.М., как и другие лица, имел возможность представить свои предложения на стадии согласования проекта схемы. Кроме того, Степанов С.М. в настоящее время не лишен возможности внесения изменений в схему территориального планирования в установленном законом порядке в части нахождения принадлежащих ему участков. Оснований для оспаривания схемы территориального планирования полностью у заявителя не имеется.
Представитель заинтересованного лица Думы Иркутского районного муниципального образования по доверенности Сержантов П.Е. просил в удовлетворении заявления Степанова С.М. о признании противоречащим закону Решения Думы Иркутского районного муниципального образования № 15-101/рд «Об утверждении схемы территориального планирования муниципального района – Иркутского районного муниципального образования Иркутской области» отказать, полагая, что данный нормативно-правовой акт принят в пределах полномочий представительного органа муниципального района, с соблюдением порядка его принятия и правил опубликования.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения участников процесса, заключение помощника прокурора Иркутского района Семеновой Е.Н., полагавшей заявленные требования в части признания незаконным Решения Думы Иркутского районного муниципального образования № 15-101/рд «Об утверждении схемы территориального планирования муниципального района – Иркутского районного муниципального образования Иркутской области» не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействиям) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Судом установлено, что **/**/**** Степанов С.М., являясь собственником земельных участков категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения ЛПХ, общей площадью 1214 кв.м. и 1210 кв.м., расположенных по адресу: ...., обратился с заявлением к Мэру ..... .... муниципального образования о смене вида разрешенного использования земельных участков с «для ведения личного подсобного хозяйства» на «дачное строительство», вх. № (л.д. 10).
**/**/**** Председателя КУМИ ..... .... в адрес Степанова С.М. дан ответ о невозможности удовлетворения заявления, поскольку размещение каких-либо объектов, в том числе садоводств на данной территории не предусмотрено (л.д. 11).
**/**/**** Степанов С.М. обратился к Мэру ..... .... муниципального образования с заявлением, вх. №, в котором просил вынести вопрос о смене разрешенного использования земельных участков, принадлежащих ему на праве собственности, на рассмотрение Межведомственной комиссии по рассмотрению земельных вопросов и контролю за использованием земель (л.д. 12).
**/**/**** Председателя КУМИ ..... .... муниципального образования уведомил Степанова С.М. о том, что его заявление рассмотрено Межведомственной комиссией по рассмотрению земельных вопросов и контролю за использованием земель и принято решение отказать в удовлетворении заявления по основанию, что Схемой территориального планирования ..... .... муниципального образования, утвержденной 25 ноября 2010 г. решением Думы Иркутского районного муниципального образования № 15-101/рд, размещение каких-либо объектов, в том числе размещение дачных товариществ на данной территории не предусмотрено.
Не согласившись с отказом в смене вида разрешенного использования земельных участков, заявитель оспаривает Решение Думы Иркутского районного муниципального образования № 15-101/рд «Об утверждении схемы территориального планирования муниципального района – Иркутского районного муниципального образования Иркутской области», полагая, что оно противоречит требованиям действующего законодательства.
Суд находит заявленные требования Степанова С.М. необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Думой Иркутского районного муниципального образования 25.11.2010 г. принято решение № 15-101/рд «Об утверждении схемы территориального планирования муниципального района – Иркутского районного муниципального образования Иркутской области».
Принятое решение является нормативным правовым актом, его обжалование возможно по правилам, установленным Главой 24 Гражданского процессуального кодекса РФ.
В соответствии со ст. 251 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности:
полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы;
форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты;
предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.
В соответствии с п. 1 ст. 20 Градостроительного кодекса РФ схема территориального планирования муниципального района, в том числе внесение изменений в такую схему, утверждается представительным органом местного самоуправления муниципального района.
Согласно Уставу Иркутского районного муниципального образования Дума Иркутского района является представительным органом муниципального района, наделена полномочиями по решению вопросов местного значения.
Таким образом, Решение Думы Иркутского районного муниципального образования 25.11.2010 г. № 15-101/рд «Об утверждении схемы территориального планирования муниципального района – Иркутского районного муниципального образования Иркутской области» принято в пределах своих полномочий, в соответствии с нормами статей 18-21 Градостроительного кодекса РФ, статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также в соответствии со статьями 9,25,53 Устава Иркутского районного муниципального образования.
Согласно статье 53 Устава Иркутского районного муниципального образования нормативные правовые решения Думы района, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
В соответствии с Решением Думы Иркутского района от 12.11.2009 г. № 02-12/рд «О порядке опубликования муниципальных правовых актов органов местного самоуправления Иркутского районного муниципального образования» официальным источником опубликования нормативно-правовых актов Иркутского района является газета «Ангарские огни».
Оспариваемое решение опубликовано в газете «Ангарские огни» № от **/**/****
Таким образом, судом установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт вынесен с соблюдением полномочий органа на издание нормативных правовых актов, в форме, в которой орган вправе принимать данный акт; предусмотренные правила введения нормативного правового акта в действие, в том числе правила его опубликования соблюдены.
Суд находит несостоятельными доводы заявителя о несоответствии указанного нормативного правового акта действующему законодательству.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Статьей 9 Конституции РФ предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
В соответствии с ч. 2 ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Согласно статье 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с ч. 2 ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Из содержания приведенных норм следует, что государством гарантируется соблюдение прав и свобод человека и гражданина, признается право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им, признается право каждого право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Степанов С.М., являясь собственником указанных выше земельных участков, имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться ими.
Приобретая в собственность земельные участки, имеющие разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства, заявитель выразил свою волю на обладание данным имуществом. Оспариваемое решение Думы Иркутского района не ограничивает прав собственника владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом.
Также не нарушается право заявителя на благоприятную окружающую среду. Каких-либо доказательств нарушения таких прав заявителем не представлено, в связи с чем доводы Степанова С.М. в указанной части суд находит несостоятельными.
В соответствии с п.п. 1, 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии со ст. 30 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.
Разрешенное использование земельных участков определяется правилами землепользования и застройки в порядке, установленном градостроительным законодательством, и подлежит регулированию нормами законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса РФ и статьей 11 Земельного кодекса РФ вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.
На территории Иркутского района правила землепользования и застройки до настоящего времени не утверждены. При таких обстоятельствах решение вопроса об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков, расположенных на территории Иркутского района, на другой вид такого использования до принятия в установленном порядке правил землепользования и застройки в силу пункта 3 части 1 статьи 4 ФЗ «О введение в действие Градостроительного кодекса РФ», входит в компетенцию администрации Иркутского района.
Постановлением Мэра Иркутского района от 26.03.2009 г. № 2448 утвержден Порядок изменения разрешенного использования земельных участков на территории Иркутского районного муниципального образования.
Разделом 2 указанного акта установлен следующий порядок рассмотрения заявлений и принятия решения об изменении вида разрешенного использования земельных участков:
КУМИ Иркутского района:
В течение 2-х недель с момента регистрации заявления:
- рассматривает и проверяет полноту представленного пакета документов;
- с учетом зонирования территории района и заключений органов, предусмотренных п. 1.3 настоящего Порядка, а в случае предполагаемого строительства (кроме индивидуального жилищного строительства) также заключения отдела архитектуры и градостроительства Иркутского района, предварительно определяет возможность изменения вида разрешенного использования конкретного земельного участка при условии, что такой вид разрешенного использования земельного участка не противоречит его целевому назначению исходя из принадлежности к определенной категории и требованиям законодательства;
- при возможности изменения вида разрешенного использования письменно информирует заявителя о необходимости проведения публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования. Публичные слушания проводятся в поселении, на территории которого расположен земельный участок, по инициативе заявителя в порядке, предусмотренном уставом поселения или иным правовым актом представительного органа поселения с учетом норм, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ. При невозможности изменения вида разрешенного использования письменно информирует заявителя об отказе с указанием причин.
В связи с тем, что Степанов С.М. просил изменить разрешенное использование участков на дачное строительство, заключение отдела архитектуры и градостроительства администрации Иркутского района в данной ситуации было необходимо.
Учитывая, что земельные участки заявителя расположены на землях сельскохозяйственного назначения, дачное строительство в данной зоне согласно Схеме территориального планирования Иркутского района, не предусмотрено, отказ органа местного самоуправления в изменении вида разрешенного использования земельных участков является законным и обоснованным.
Земельным кодексом РФ в статье 1 установлен принцип целевого использования земельных участков, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно схеме территориального планирования земельные участки сельскохозяйственного назначения, принадлежащие Степанову С.М., расположены в зоне – луга, просеки, вырубки, что не противоречит существующему разрешенному использованию данных участков. Доводы заявителя о том, что он поставлен в условия нарушения им режима использования земельных участков, установленного ст.ст. 95-100 ЗК РФ, ст. 3, ст. 4, главы III Закона «Об охране окружающей среды», ст. 2 ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», несостоятельны, поскольку он не лишен права использования своих участков для ведения личного подсобного хозяйства.
Также не нарушаются права заявителя, предусмотренные статьей 40 ЗК РФ на использование земельных участков.
Не противоречит решение Думы и ч. 2 ст. 66 ЗК РФ. Указанная норма права регулирует вопросы установления кадастровой стоимости земельных участков. Решение Думы вопросы кадастровой оценки земель не затрагивает.
Ссылка заявителя на несоответствие оспариваемого решения Думы пункту 9 ст. 87 ЗК РФ несостоятельна, поскольку данная норма такого пункта не содержит.
Решение Думы не противоречит п. 1, п. 2, п. 5, п. 6 ст. 1, п. 1 ст. 9, п. 1 ч. 1 ст. 18, ч. 2, п. 2 и п. 4 ч. 3, ч. 6, ч. 7, ч. 8, ч. 9 ст. 19, ч. 2 ст. 20, ч. 1 ст. 35, ч. 1, ч. 3, пп. В п. 1 ч. 4, ч. 8 ст. 56 ГрадК РФ.
Статья 1 Градостроительного кодекса РФ раскрывает основные понятия, используемые в кодексе. То есть по правовой природе данная норма является дефинитивной, содержащей определения юридических понятий. Оспариваемый нормативный правовой акт не вступает в противоречие с определениями понятий, используемых в кодексе, в связи с чем доводы заявления Степанова С.М. в указанной части являются несостоятельными.
В пункте 1 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ указывается, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Доказательств несоблюдения указанных критериев при подготовке схемы территориального планирования не представлено.
Доводы заявителя о несоблюдении порядка подготовки схемы территориального планирования несостоятельны.
В соответствии со статьей 8 Град, кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности относятся, в том числе, подготовка и утверждение документов территориального планирования муниципальных районов;
Документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов (статья 18).
В соответствии со статьей 20 Градостроительного кодекса Российской Федерации схема территориального планирования муниципального района, в том числе внесение изменений в такую схему, утверждается представительным органом местного самоуправления муниципального
района (пункт 1).
Подготовка проекта схемы территориального планирования муниципального района осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации и с учетом региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования, а также с учетом предложений заинтересованных лиц. (пункт 2).
Частью 1 Статьей 19 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что схема территориального планирования муниципального района содержит:
положение о территориальном планировании;
карту планируемого размещения объектов местного значения муниципального района;
карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), расположенных на межселенных территориях;
карту функциональных зон, установленных на межселенных территориях, в случае, если на межселенных территориях планируется размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов).
Согласно ч.2 ст.19 Градостроительного кодекса РФ, положение о территориальном планировании, содержащееся в схеме территориального планирования муниципального района, включает в себя:
сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения муниципального района, их основные характеристики, их местоположение (указываются наименования поселения, межселенной территории, населенного пункта), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов;
параметры функциональных зон, установленных на межселенных территориях, в случае, если на межселенных территориях планируется размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов), а также сведения о планируемых для размещения в указанных зонах объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения.
К схеме территориального планирования муниципального района прилагаются материалы по ее обоснованию в текстовой форме и в виде карт (ч.4 ст.19).
В соответствии с ч.5, 6 ст.19 Градостроительного Кодекса РФ, материалы по обоснованию схемы территориального планирования муниципального района в текстовой форме содержат:
1) сведения о планах и программах комплексного социально-экономического развития муниципального образования (при их наличии), для реализации которых осуществляется создание
объектов местного значения;
2) обоснование выбранного варианта размещения объектов местного значения муниципального района на основе анализа использования соответствующей территории, возможных направлений ее развития и прогнозируемых ограничений ее использования;
оценку возможного влияния планируемых для размещения объектов местного значения муниципального района на комплексное развитие соответствующей территории;
утвержденные документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения на межселенных территориях объектов федерального значения, объектов регионального значения, их основные характеристики, местоположение, характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов, реквизиты указанных документов территориального планирования, а также обоснование выбранного варианта размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения на основе анализа использования этих территорий, возможных направлений их развития и прогнозируемых ограничений их использования;
5) перечень земельных участков, расположенных на межселенных территориях и включаемых в границы населенных пунктов или исключаемых из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования;
6) перечень и характеристику основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на межселенных территориях в случае, если на межселенных территориях планируется размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Материалы по обоснованию схемы территориального планирования муниципального района в виде карт отображают:
границы поселений, входящих в состав муниципального района;
границы населенных пунктов, входящих в состав муниципального района;
объекты капитального строительства, иные объекты, территории, зоны, которые оказали влияние на определение планируемого размещения объектов местного значения муниципального района, объектов федерального значения, объектов регионального значения, в том числе:
а) планируемые для размещения объекты федерального значения, объекты регионального значения в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации;
б) особые экономические зоны;
в) особо охраняемые природные территории федерального, регионального, местного значения;
г) территории объектов культурного наследия;
д) зоны с особыми условиями использования территорий;
е) территории, подверженные риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
ж) иные объекты, иные территории и (или) зоны.
По сообщению администрации ИРМО от 22.11.2011 г. № 3173 материалы по обоснованию схемы территориального планирования муниципального района имеются в наличии и хранятся в администрации Иркутского районного муниципального образования.
Схема территориального планирования Иркутского районного муниципального образования разработана в программе «Arc Gis», просмотр координат схемы территориального планирования возможен в электронной версии данного программного продукта и при обеспечении режима секретности в отношении материалов, отнесенных к служебной информации ограниченного распространения.
В соответствии с ч. 3 ст.20 Градостроительного кодекса РФ ( в ред. от 29.11.2010) Проект схемы территориального планирования муниципального района подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, не менее чем за три месяца до ее утверждения и размещается на официальном сайте муниципального района (при наличии официального сайта муниципального района) в сети "Интернет". Опубликованию и размещению подлежат проект положений, предусмотренных частью 3 статьи 19 настоящего Кодекса, и проекты карты (схемы) или нескольких карт (схем), на которых отображена информация, предусмотренная частью 4 статьи 19 настоящего Кодекса.
Администрацией Иркутского района опубликован проект положений, предусмотренных частью 3 статьи 19 и проект карты (схемы), на которой отображена информация, указанная в части 4 статьи 19 ГрсК РФ. Материалы по обоснованию схемы территориального планирования опубликованию не подлежали.
В соответствии с пунктом 6 ст.20 ГрсК РФ, схема территориального планирования муниципального района подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального района (при наличии официального сайта муниципального района) в сети "Интернет". Опубликованию и размещению подлежат положения, предусмотренные частью 3 статьи 19 настоящего Кодекса, и карта (схема) или несколько карт (схем), на которых отображена информация, предусмотренная частью 4 статьи 19 настоящего Кодекса.
В соответствии с указанной нормой права, администрацией опубликованы:
1. Положение о территориальном планировании, содержащиеся в схеме территориального планирования муниципального района, которые включают в себя:
1) цели и задачи территориального планирования;
2) перечень мероприятий по территориальному планированию и указание на последовательность их выполнения.
2. карта (схема), на которой отображена следующая информация:
существующие и планируемые границы поселений, входящих в состав муниципального района;
границы земель различных категорий в пределах межселенных территорий;
границы территорий объектов культурного наследия;
границы зон с особыми условиями использования территорий;
границы земельных участков, которые предоставлены для размещения объектов капитального строительства местного значения или на которых размещены объекты капитального строительства, находящиеся в собственности муниципального района, а также границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения;
границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства на межселенных территориях;
7)границы населенных пунктов, расположенных на межселенных территориях.
Согласно указанным выше нормам ГрсК РФ, материалы по обоснованию как схемы территориального планирования так и ее проекта опубликованию не подлежат.
В настоящее время, пункт 6 ст.21 ГрсК РФ, исключен Федеральным законом от 20.03.2011 N 41-ФЗ и публикация схемы территориального планирования не требуется.
Таким образом, все установленные законодательством требования при принятии оспариваемого Решения соблюдены, Решение Думы соответствует указанным положениям Градостроительного кодекса РФ и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
По этим же основаниям подлежат отклонению доводы Степанова С.М. о том, что схема территориального планирования подготовлена с нарушением требований Закона «О землеустройстве» № 78-ФЗ, Закона Иркутской области от 23 июля 2008 г. «О градостроительной деятельности в Иркутской области» № 59-оз.
Доводы заявителя, приведенные в обоснование заявленных требований, не влияют на выводы суда, поскольку направлены на переоценку приведенных обстоятельств и применения норм действующего законодательства.
Ссылку заявителя на несоответствие оспариваемого решения Постановлению Правительства РФ от 28.07.2000 г. № 568 «Об установлении единых государственных систем координат», Постановлению Правительства РФ от 09.06.2006 г. № 363 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности» суд находит необоснованной, в чем заключается указанное несоответствие заявителем не указано.
Согласно статье 20 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта схемы территориального планирования муниципального района осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
Каких-либо предложений от Степанова С.М. при подготовке проекта схемы в орган местного самоуправления не поступало, заявлений о внесении изменений в схему территориального планирования Иркутского района не поступало.
Более того, требования заявителя об изменении разрешенного использования на дачное строительство касаются определенных земельных участков, находящихся в собственности заявителя, оснований для оспаривания схемы территориального планирования Иркутского района в полном объеме, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198,254,253,258, ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Степанова С.М.
о признании отказа Председателя КУМИ Иркутского районного муниципального образования изменить вид разрешенного использования земельного участка категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения ЛПХ, общая площадь 1214 кв.м., адрес объекта: .... с «для ведения личного подсобного хозяйства» на «дачное строительство» незаконным;
о признании отказа Председателя КУМИ Иркутского районного муниципального образования изменить вид разрешенного использования земельного участка категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения ЛПХ, общая площадь 1210 кв.м., адрес объекта: .... с «для ведения личного подсобного хозяйства» на «дачное строительство» незаконным;
о признании полностью решения Думы Иркутского районного муниципального образования № 15-101/рд «Об утверждении схемы территориального планирования муниципального района - Иркутского районного муниципального образования Иркутской области» противоречащим
ст. 2, ст.9, ч. 2 ст. 35, ст. 42, ч. 2 ст. 55 Конституции РФ,
п. 1, п. 2 ст. 7, ст. 40, ч. 2 ст. 66, п. 9 ст. 87, пп. 3 п. 2 ст. 94, ст. 95-100 ЗК РФ,
п. 1, п. 2, п. 5, п, 6 ст. 1, п. 1 ст. 9, п. 1 ч. 1 ст. 18, ч. 2, п. 2 и п. 4 ч. 3, ч. 6, ч. 7, ч. 8, ч. 9 ст. 19, ч. 2 ст. 20, ч. 1 ст. 35, ч. 1, ч. 3, пп. В п. 1 ч. 4, ч, 8 ст. 56 ГрадК РФ,
абз. 2 ст. 1, ст. 3, ст. 10, ст. 19, ст. 20, ст. 22, 23 Федерального закона от 18 июня 2001 г. «О землеустройстве» № 78-ФЗ,
ст. 209, ст. 235 ГК РФ,
ст. 2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. «О личном подсобном хозяйстве» № 112-ФЗ,
ст. 3, ст. 4, главы III Закона «Об охране окружающей среды»,
ч. 4 ст. 6, п. 8 ст. 4, ст. 9, ст. 10, ч. 1 ст. 14, п. 6 ст. 15 Федерального закона от 24 июля 2007 г. «О государственном кадастре недвижимости» № 221-ФЗ,
п. 2, п. 4, п. 7 ч. 4 ст. 7 Закона Иркутской области от 23 июля 2008 г. «О градостроительной деятельности в Иркутской области» № 59-оз,
Постановлению Правительства РФ от 28 июля 2000 г. № 568,
Постановлению Правительства РФ от 9 июня 2006 № 363 с даты его принятия и недействительным – отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Иркутский районный суд в течение месяца с момента изготовления полного текста решения .
Судья: