РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 марта 2012 г. г. Иркутск
Иркутский районный суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Коткиной О.П., при секретаре Романовой А.А.,
с участием представителя заявителя Туркевич С.В. – Пи.,
представителя заинтересованного лица - администрации .... муниципального образования Па.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-165/12 по заявлению Туркевич С.В. о признании недействительным отказа администрации .... муниципального образования в переводе земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Туркевич С.В., обращаясь в суд с заявлением в порядке статьи 254 Гражданского процессуального кодекса РФ, в обоснование указала, что **/**/**** она обратилась в администрацию .... муниципального образования с ходатайством о переводе земельного участка, принадлежащего ей на праве собственности, из одной категории в другую, расположенного по адресу: ...., 1 км. юго-восточнее ...., ЛПХ ...., кадастровый №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства.
**/**/**** она получила отказ № о переводе земель. Основанием для отказа явилось отсутствие в заявлении оснований (мотивов), по которым органы местного самоуправления могли бы выдать заключение о включении участка в границы населенного пункта.
Считает данный отказ необоснованным и незаконным, поскольку статьей 4 ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», такие основания как, не указание или отсутствие в заявлении оснований (мотивов), по которым органы местного самоуправления могли бы выдать заключение о включении в границы населенного пункта, не предусмотрены.
Полагает, что своим отказом орган местного самоуправления превысил свои полномочия.
Согласно п. 3 ст. 2 ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются:
кадастровый номер земельного участка;
категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить;
обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую;
права на земельный участок.
В данной статье не предусмотрена необходимость указывать в ходатайстве основания (мотивы), по которым органы местного самоуправления могли бы выдать заключение о включении в границы населенного пункта.
Полагает, что администрация .... МО своими действиями грубо нарушила ее права, а также создала существенные препятствия по распоряжению земельным участком, принадлежащим ей на праве собственности.
Просит признать недействительным отказ администрации .... муниципального образования № от **/**/**** в переводе земельного участка, принадлежащего Туркевич С.В. на праве собственности, из одной категории в другую, расположенного по адресу: ...., ЛПХ ...., кадастровый №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства.
В судебное заседание заявитель Туркевич С.В. не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель заявителя по доверенности Пи. заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица администрации .... МО – Па., действующая на основании доверенности, в судебном заседании полагала, что заявленные требования являются необоснованными и не подлежат удовлетворению, поскольку заявление Туркевич С.В. не содержит доводов и оснований, по которым принадлежащий ей земельный участок может быть включен в черту населенного пункта и может использоваться для целей индивидуального жилищного строительства. Данное заявление не является мотивированным и не соответствует требованиям ч. 4 ст. 4.1 ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ». На основании заявления Туркевич С.В. администрацией .... МО не могло быть принято решение о возможности и целесообразности и нецелесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта, соответственно, не могло быть подготовлено обоснованное заключение по вопросу включения земельного участка в границы населенного пункта, как того требует ст. 3 Закона Иркутской области «О порядке подготовки и принятия решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков».
Также в судебном заседании пояснила, что заявителю надлежало обратиться за выдачей заключения органа местного самоуправления, которое выдается по вопросу возможности включения земельного участка в границы населенного пункта, тогда как Туркевич С.В. обратилась с ходатайством о переводе земельного участка в другую категорию.
Кроме того, в настоящее время разрабатывается генеральный план поселения, согласно проекту которого земельный участок заявителя войдет в границы населенного пункта.
Суд, исследовав письменные доказательства, выслушав пояснения представителя заинтересованного лица, приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействиям) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Судом установлено, что Туркевич С.В. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: ...., ЛПХ ...., кадастровый №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, что подтверждается копией свидетельства о праве собственности (л.д. 7).
**/**/**** Туркевич С.В. обратилась в администрацию .... муниципального образования с ходатайством о переводе земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенного пункта (л.д. 8).
По результатам рассмотрения указанного заявления, администрацией .... МО в адрес Туркевич С.В. дан ответ о невозможности выдать заключение о включении земельного участка в границы населенного пункта, поскольку заявление не содержит оснований (мотивов), по которым органы местного самоуправления могли бы выдать заключение (л.д. 5).
Заявитель рассматривает данный ответ в качестве отказа администрации .... МО в переводе земельного участка и просит признать данный отказ недействительным.
Однако суд находит данные доводы заявителя необоснованными.
В соответствии со ст. 2 ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации.
Подпунктом 6 статьи 4 Закона Иркутской области от 21 декабря 2006 года N 99-ОЗ "Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области" (далее - Закон № 99-ОЗ) перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной собственности области, земель сельскохозяйственного назначения и земельных участков в составе таких земель, находящихся в муниципальной или частной собственности отнесен к полномочиям Правительства Иркутской области.Статьей 1 Закона Иркутской области от 18 ноября 2009 года N 82/48-ОЗ "О Правительстве Иркутской области" определено, что Правительство Иркутской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Иркутской области. Правительство Иркутской области возглавляет систему исполнительных органов государственной власти Иркутской области и входит в систему органов государственной власти Иркутской области и иных государственных органов Иркутской области.
Статьей 6 Закона № 99-ОЗ предусмотрены следующие требования к содержанию ходатайства о переводе земель и состав прилагаемых к нему документов. В ходатайстве о переводе земель указываются:
1) категория земель, в состав которых предполагается осуществить перевод;
2) площадь переводимых земель;
3) кадастровые номера и площади земельных участков, входящих в состав переводимых земель, с указанием их правообладателей и прав на эти земельные участки;
4) описание границ и местоположение переводимых земель;
5) обоснование и цель перевода.
2. К ходатайству о переводе земель прилагаются:
1) выписки из государственного кадастра недвижимости относительно сведений о земельных участках, входящих в состав переводимых земель;
2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица, либо выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписка из Единого государственного реестра юридических лиц;
3) выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельные участки, входящие в состав переводимых земель;
4) карта (план) территории с нанесением на нее границ переводимых земель в масштабе 1:10000 или 1:25000, изготовленная на основе материалов, находящихся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства;
5) экспликация земельных участков, которые входят в состав переводимых земель;
6) согласие правообладателей, земельные участки которых расположены в пределах границ переводимых земель, за исключением случаев, установленных законодательством;
7) положительное заключение экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами.
Из анализа действующего законодательства следует, что перевод земельного участка сельскохозяйственного назначения относится к компетенции Правительства Иркутской области.
Ответ Администрация .... МО содержит рассмотрение вопроса о возможности выдать Туркевич С.В. заключение о включении в границы населенного пункта земельного участка, данный ответ не является решением об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую, в связи с чем заявленные требования не подлежат удовлетворению.
При этом суд также учитывает, что в соответствии с п. 1 ст. 8 ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Согласно ст. 4.1 ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 31 декабря 2012 года включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей, за исключением случаев включения земельных участков в границы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга или исключения земельных участков из границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта либо в исключении земельного участка из границ населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка. К указанному заявлению прилагается кадастровый паспорт земельного участка, включаемого в границы населенного пункта, либо земельного участка, исключаемого из границ населенного пункта, а также копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц - для юридических лиц. Физические или юридические лица представляют также правоустанавливающие документы на земельные участки, включаемые в границы населенного пункта, либо на земельные участки, исключаемые из границ населенного пункта.
Орган местного самоуправления в течение сорока пяти дней с даты поступления указанного в части 4 настоящей статьи заявления подготавливает и направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения земельного участка из границ населенного пункта, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка в случае, если это указано в данном заявлении.
Как следует из оспариваемого ответа, администрацией .... МО ведется разработка проекта генерального плана поселения, после утверждения генерального плана спорный земельный участок на основании разработанных материалов войдет в границы населенного пункта, после чего заявитель сможет изменить категорию земельного участка и его разрешенное использование в установленном законом порядке.
Мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта от Туркевич С.В. в адрес администрации .... МО не подавалось.
По смыслу ст. 255 ГК РФ решение органа местного самоуправления может быть признано судом незаконным при совокупности двух условий:
- действие (бездействие) не соответствует закону, иным правовым актам;
- нарушает права и охраняемые законом интересы, создает препятствия к осуществлению гражданином его прав.
На основании приведенных выше обстоятельств суд приходит к выводу, что письмо администрации .... муниципального образования № от **/**/**** не нарушает прав и законных интересов Туркевич С.В., не создает ей препятствий к осуществлению права на перевод земельного участка, в связи с чем заявленные требования не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198,258 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Туркевич С.В. о признании недействительным отказа администрации .... муниципального образования № от **/**/**** в переводе земельного участка, принадлежащего Туркевич С.В. на праве собственности, из одной категории в другую, расположенного по адресу: ...., 1 км. юго-восточнее ...., ЛПХ ...., кадастровый № категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства – отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Иркутский районный суд в течение месяца с момента изготовления полного текста решения .
Судья: