Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 11 апреля 2012 года г. Иркутск Иркутский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Горбачук Л.В., при секретаре Абрамян М.Е., представителя заявителя Пи., представителя заинтересованных лиц КУМИ.. .. муниципального образования – Пк., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-477/2012 по заявлению Галковой Н.Ю. о признании незаконным отказа Комитета по управлению муниципальным имуществом,.. .., об отмене отказа, У С Т А Н О В И Л : Галкова Н.Ю. обратилась в суд с заявлением, указав, что ею в КУМИ.. .. было подано заявление об изменении разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу:.. .., поле «....», кадастровый № принадлежащего ей на праве собственности, с «личного подсобного хозяйства» на «дачное строительство». **/**/**** был выдан отказ в удовлетворении ее заявления. Считает отказ необоснованным по следующим основаниям: - КУМИ.. .. отказал в изменении разрешенного использования земельного участка на основании того, что земельный участок принадлежит категории земель сельскохозяйственного назначения размещение каких-либо объектов, в том числе и для дачного строительства на нем не предусмотрено, однако, согласно п.2 ч.9 ст.35 ГрК РФ в состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения, таким образом, отказ КУМИ.. .. в изменении разрешенного использования только на основании того, что земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения неправомерен. - В соответствии со ст. 39 ГрК РФ только на основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. КУМИ.. .. выдало отказ в изменении вида разрешенного использования земельного участка, без проведения публичных слушаний, что противоречит действующему законодательству. Просит: 1. Признать отказ КУМИ.. .. № от **/**/**** незаконным. 2. Обязать КУМИ.. .. отменить отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом.. .. № от **/**/**** в удовлетворении заявления об изменении разрешенного использования земельного участка и рассмотреть заявление Галковой Н.Ю. по существу. В процессе рассмотрения дела Галкова Н.Ю. уточнила свои требования, просит: 1. Признать отказ КУМИ.. .. в удовлетворении заявления об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым №, площадью 22100 кв.м., расположенного по адресу:.. .., поле.. .. с «личного подсобного хозяйства» на «дачное строительство» № от **/**/**** незаконным. 2. Обязать КУМИ.. .. отменить отказ КУМИ.. .. № от **/**/**** в удовлетворении заявления об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым №, площадью 22100 кв.м., расположенного по адресу:.. .., поле.. .. с «личного подсобного хозяйства» на «дачное строительство» № от **/**/**** и рассмотреть заявление Галковой Н.Ю. по существу. В процессе рассмотрения дела к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация.. .. районного муниципального образования. Заявитель Галкова Н.Ю. в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело в ее отсутствие, с участием представителя Пи. Представитель заявителя Пи., действующая по доверенности № от **/**/****, на требованиях настаивает по основаниям, изложенным в заявлении. Представитель заинтересованных лиц КУМИ.. .. района, Администрации.. .. районного муниципального образования Пк., действующая по доверенностям от **/**/****, от **/**/****, против заявленных требований возражает по основаниям, изложенным в письменном отзыве, пояснила, что решение об отказе в изменении разрешенного использования земельного участка не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов заявителя. Решением Думы.. .. районного муниципального образования от **/**/**** №/рд «Об утверждении схемы территориального планирования муниципального района –.. .. районного муниципального образования.. .. области», утверждена схема территориального планирования муниципального района.. .. районного муниципального образования.. .. области. Основными целями и задачами данной схемы предусмотрены: определение основных направлений перспективного развития территории.. .. района, исходя из совокупности специальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территории, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений; установление границ населенных пунктов.. .. района с учетом расширения территорий планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования, выявление территорий для размещения индивидуального жилищного строительства, зон развития туризма и рекреаций, объектов захоронения промышленных и бытовых отходов, организаций кладбищ. Уставом.. .. районного муниципального образования предусмотрено утверждение схемы территориального планирования. Утвержденная схема территориального планирования является муниципальным правовым актом, подлежащим обязательному исполнению на всей территории данного муниципального образования. Поскольку при рассмотрении вопроса о возможности изменения разрешенного использования земельного участка заявителю, выявлено, что схемой территориального планирования.. .. района не предусмотрено размещение ДНТ на испрашиваемом земельном участке, КУМИ.. .. района правомерно принял решение об отказе в изменении разрешенного использования земельного участка. Спорный земельный участок расположен на землях сельскохозяйственного назначения, вид угодий – пашня, что подтверждается имеющимся в материалах дела письмом Управления Росреестра по.. .. области от **/**/**** Сельскохозяйственные угодья – пашни, имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. На сегодняшний день отсутствует нормативный акт, регулирующий порядок изменения разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий. Таким образом, разрешенное использование сельскохозяйственных угодий может быть изменено только после перевода участка в другую категорию земель в порядке, определенном Законом о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую. Выслушав пояснения представителей сторон, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. Согласно ст.255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействиям) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Судом установлено, что Галкова Н.Ю., является собственником земельного участка категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 22100 кв.м., расположенного по адресу:.. .., поле.. .., кадастровый №, свидетельство о государственной регистрации права от **/**/**** (л.д.27). **/**/**** Галкова Н.Ю. обратилась с заявлением к Мэру.. .. районного муниципального образования об изменении вида разрешенного использования земельного участка с «ведения личного подсобного хозяйства» на «дачное строительство», вх. №/ф (л.д. 17). **/**/**** председателем КУМИ.. .. Галковой Н.Ю. был дан ответ, в котором указано, что в схеме территориального планирования.. .. земельный участок с кадастровым № отображен, как земли сельскохозяйственного назначения. Размещение ДНТ, СНТ на данной территории не предусмотрено (л.д.18). Данный ответ заявительница считает отказом в изменении разрешенного вида использования земельного участка. Несмотря на отсутствие прямого отказа в ответе КУМИ.. .. района в изменении вида разрешенного использования земельного участка, суд приходит к выводу о наличии отказа, исходя из смысла содержания ответа. Галкова Н.Ю., не согласившись с отказом в изменении вида разрешенного использования земельного участка оспаривает отказ от **/**/****, считая его незаконным. Статья 9 Конституции РФ предусматривает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. В соответствии с ч. 2 ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Таким образом, государством гарантируется соблюдение прав и свобод человека и гражданина, признается право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им. Галкова Н.Ю., являясь собственником земельного участка, имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться им. Приобретая в собственность земельный участок, имеющий разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства, Галкова Н.Ю. выразила свою волю на обладание данным имуществом. В соответствии с п.п. 1, 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. В соответствии со ст.30 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий. Разрешенное использование земельных участков определяется правилами землепользования и застройки в порядке, установленном градостроительным законодательством, и подлежит регулированию нормами законодательства о градостроительной деятельности. В соответствии со ст.37 Градостроительного кодекса РФ, … 3. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса РФ и статьей 11 Земельного кодекса РФ вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений. Суд, анализируя положения п. 8 ст. 1, п. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ, пришел к выводу о том, что для изменения одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид разрешенного использования необходимо изменение градостроительного регламента. На территории.. .. района правила землепользования и застройки до настоящего времени не утверждены. Таким образом, решение вопроса об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков, расположенных на территории.. .. района, на другой вид такого использования до принятия в установленном порядке правил землепользования и застройки в силу пункта 3 части 1 статьи 4 ФЗ «О введение в действие Градостроительного кодекса РФ», входит в компетенцию администрации.. .. района. В соответствии с п.7 ст.36 Градостроительного кодекса РФ, 1. Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. 7. Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется. уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Использование земельных участков в границах особых экономических зон определяется органами управления особыми экономическими зонами. В соответствии с Решением Думы.. .. районного муниципального образования **/**/**** №/рд «Об утверждении схемы территориального планирования муниципального района –.. .. районного муниципального образования.. .. области», утверждена схема территориального планирования муниципального района.. .. районного муниципального образования.. .. области. В соответствии с п. 1 ст. 20 Градостроительного кодекса РФ схема территориального планирования муниципального района, в том числе внесение изменений в такую схему, утверждается представительным органом местного самоуправления муниципального района. Согласно Уставу.. .. районного муниципального образования Дума.. .. района является представительным органом муниципального района, наделена полномочиями по решению вопросов местного значения. Таким образом, Решение Думы.. .. районного муниципального образования **/**/**** №/рд «Об утверждении схемы территориального планирования муниципального района –.. .. районного муниципального образования.. .. области» принято в пределах своих полномочий, в соответствии с нормами статей 18-21 Градостроительного кодекса РФ, статьи 15 Федерального закона от **/**/**** № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также в соответствии со статьями 9,25,53 Устава.. .. районного муниципального образования. Постановлением Мэра.. .. района от **/**/**** № утвержден Порядок изменения разрешенного использования земельных участков на территории.. .. районного муниципального образования. Разделом 2 указанного акта установлен следующий порядок рассмотрения заявлений и принятия решения об изменении вида разрешенного использования земельных участков: КУМИ.. .. района: В течение 2-х недель с момента регистрации заявления: - рассматривает и проверяет полноту представленного пакета документов; настоящего Порядка, а в случае предполагаемого строительства (кроме индивидуального жилищного строительства) также заключения отдела архитектуры и градостроительства.. .. района, предварительно определяет возможность изменения вида разрешенного использования конкретного земельного участка при условии, что такой вид разрешенного использования земельного участка не противоречит его целевому назначению исходя из принадлежности к определенной категории и требованиям законодательства. Учитывая, что земельный участок заявителя расположен на землях сельскохозяйственного назначения, дачное строительство в данной зоне согласно Схеме территориального планирования.. .. района, не предусмотрено, отказ органа местного самоуправления в изменении вида разрешенного использования земельных участков является законным и обоснованным. Земельным кодексом РФ в статье 1 установлен принцип целевого использования земельных участков, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Частью 1 Статьей 19 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что схема территориального планирования муниципального района содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения муниципального района; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), расположенных на межселенных территориях; карту функциональных зон, установленных на межселенных территориях, в случае, если на межселенных территориях планируется размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов). Согласно ч.2 ст.19 Градостроительного кодекса РФ, положение о территориальном планировании, содержащееся в схеме территориального планирования муниципального района, включает в себя: сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения муниципального района, их основные характеристики, их местоположение (указываются наименования поселения, межселенной территории, населенного пункта), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов; параметры функциональных зон, установленных на межселенных территориях, в случае, если на межселенных территориях планируется размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов), а также сведения о планируемых для размещения в указанных зонах объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения. К схеме территориального планирования муниципального района прилагаются материалы по ее обоснованию в текстовой форме и в виде карт (ч.4 ст.19). В соответствии с ч.5, 6 ст.19 Градостроительного Кодекса РФ, материалы по обоснованию схемы территориального планирования муниципального района в текстовой форме содержат: 1) сведения о планах и программах комплексного социально-экономического развития муниципального образования (при их наличии), для реализации которых осуществляется создание объектов местного значения; 2) обоснование выбранного варианта размещения объектов местного значения оценку возможного влияния планируемых для размещения объектов местного значения муниципального района на комплексное развитие соответствующей территории; утвержденные документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения на межселенных территориях объектов федерального значения, объектов регионального значения, их основные характеристики, местоположение, характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов, реквизиты указанных документов территориального планирования, а также обоснование выбранного варианта размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения на основе анализа использования этих территорий, возможных направлений их развития и прогнозируемых ограничений их использования; 5) перечень земельных участков, расположенных на межселенных территориях и 6) перечень и характеристику основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на межселенных территориях в случае, если на межселенных территориях планируется размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Материалы по обоснованию схемы территориального планирования муниципального района в виде карт отображают: границы поселений, входящих в состав муниципального района; границы населенных пунктов, входящих в состав муниципального района; объекты капитального строительства, иные объекты, территории, зоны, которые оказали влияние на определение планируемого размещения объектов местного значения муниципального района, объектов федерального значения, объектов регионального значения, в том числе: а) планируемые для размещения объекты федерального значения, объекты регионального значения в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации; б) особые экономические зоны; в) особо охраняемые природные территории федерального, регионального, местного значения; г) территории объектов культурного наследия; д) зоны с особыми условиями использования территорий; е) территории, подверженные риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; ж) иные объекты, иные территории и (или) зоны. Согласно статье 20 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта схемы территориального планирования муниципального района осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования, а также с учетом предложений заинтересованных лиц. Допрошенный в судебном заседании свидетель Св1., начальник отдела архитектуры и градостроительства администрации.. .. районного муниципального образования, подтвердила возможность в администрацию обращения граждан с предложениями об использовании земельных участков, при этом указав, что Галкова Н.Ю. могла обратиться с заявкой об изменении разрешенного использования земельного учстка. Каких-либо предложений от Галковой Н.Ю. при подготовке проекта схемы в орган местного самоуправления не поступало, заявлений о внесении изменений в схему территориального планирования.. .. района не поступало. Схемой территориального планирования не предусмотрено размещение ДНТ на земельном участке, принадлежащем Галковой Н.Ю. В соответствии с ФЗ РФ от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ О САДОВОДЧЕСКИХ, ОГОРОДНИЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ ГРАЖДАН, ст.12. 1. При зонировании территории определяются зоны, которые наиболее благоприятны для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства исходя из природно-экономических условий, а также исходя из затрат на развитие межселенной социальной и инженерно-транспортной инфраструктур и в которых обеспечивается установление минимальных ограничений на использование земельных участков. 2. В схемах зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений должны содержаться сведения о местах нахождения, площадях и целевом назначении земельных участков, разрешенном использовании земельных участков, а также сведения о правах, на которых земельные участки в конкретной зоне допускается предоставлять гражданам. Указанная схема служит основой для определения объемов строительства подъездных автомобильных дорог, объектов электроснабжения, связи, а также для развития общественного транспорта, торговли, медицинского и бытового обслуживания населения. 3. Заказчиками схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений выступают органы местного самоуправления. Порядок финансирования разработки указанных схем определяется органами местного самоуправления. Согласно ст.14 66-ФЗ, 1. Орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков. 2. Орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки. 3. На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. 4. После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Статья 15 66-ФЗ предусматривает ограничения предоставления садовых, огородных и дачных земельных участков: 1. На территории муниципального образования в соответствии с законодательством могут быть выделены зоны, в которых не предоставляются садовые, огородные и дачные земельные участки или ограничиваются права на их использование (особо охраняемые природные территории, территории с зарегистрированными залежами полезных ископаемых, особо ценные сельскохозяйственные угодья, резервные территории развития городских и других поселений, территории с развитыми карстовыми, оползневыми, селевыми и другими природными процессами, представляющими угрозу жизни или здоровью граждан, угрозу сохранности их имущества). Орган местного самоуправления не принимал решение о перераспределении земельного участка для размещения на земельном участке заявителя ДНТ, СНТ. Таким образом, в связи с тем, что схемой территориального планирования.. .. района не предусмотрено размещение ДНТ на участке заявителя, КУМИ.. .. района правомерно отказано Галковой Н.Ю. в изменении разрешенного использования земельного участка. Оценив в совокупности добытые по делу доказательства суд не находит оснований для удовлетворения требований Галковой Н.Ю. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : В удовлетворении требований Галковой Н.Ю. о признании отказа КУМИ.. .. района в удовлетворении заявления об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым №, площадью 22100 кв.м., расположенного по адресу:.. .., поле.. .. с «личного подсобного хозяйства» на «дачное строительство» № от **/**/**** незаконным, о возложении обязанности на КУМИ.. .. района отменить отказ КУМИ.. .. № от **/**/**** в удовлетворении заявления об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым №, площадью 22100 кв.м., расположенного по адресу:.. .., поле.. .. с «личного подсобного хозяйства» на «дачное строительство» № от **/**/**** и рассмотреть заявление Галковой Н.Ю. по существу – отказать. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Иркутский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья Л.В.Горбачук
муниципального района на основе анализа использования соответствующей территории, возможных направлений ее развития и прогнозируемых ограничений ее использования;
включаемых в границы населенных пунктов или исключаемых из их границ, с указанием
категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их
планируемого использования;