Решение.
Именем Российской Федерации.
04 мая 2012 г.
Иркутский районный суд Иркутской области в составе:
судьи Лозневой Н.В.,
при секретаре Рукавишникове П.П.,
с участием:
представителя заявителя- Пи.,
представителя ДНТ «....» Па.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-826/12 по заявлению Позднякова К.В. о признании незаконным отказа органа местного самоуправления в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка и обязании передать земельный участок в собственность бесплатно,
установил:
Поздняков К.В., являясь членом дачного некоммерческого товарищества «....», имея в пользовании земельный участок №, площадью 1715 кв.м., кадастровый номер №; расположенный по адресу: ...., обратился в суд в порядке главы 25 ГПК РФ и просит суд признать отказ .... муниципального образования, Комитета по управлению муниципальным имуществом в предоставлении Позднякову К.В. в собственность земельного участка общей площадью 1715 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: ...., дачное некоммерческое товарищество «....», участок № незаконным.
-обязать администрацию .... муниципального образования передать в собственность бесплатно Позднякову К.В. земельный участок площадью 1715 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: ...., дачное некоммерческое товарищество «....», участок №.
В обоснование заявленных требований Поздняков К.В. указал, что земельный
участок предоставлен ему в соответствии с протоколом общего собрания членов ДНТ «....».
Земельный участок площадью 110503 кв.м, имеющий кадастровый номер №, расположенный по адресу: ...., для дачного строительства, принадлежит ДНТ «....» на основании договора безвозмездного срочного пользования, заключенного с комитетом по управлению муниципальным имуществом ..... Спорный земельный участок входит в границы земель ДНТ «....».
**/**/**** он собрал пакет документов и обратился в Администрацию .... как орган местного самоуправления, который осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, с заявлением о выдаче постановления о предоставлении ему в собственность участка, пользователем которого он является. Заявление зарегистрировано за №.
В ответ на свое заявление получил отказ в предоставлении в собственность вышеуказанного земельного участка. Отказ мотивирован тем, что надзорной организации необходимо провести пересогласование деятельности ДНТ «....», поэтому процедура предоставления в собственность земельных участков, расположенных на территории данного ДНТ, приостановлена. Он не согласен с мотивировкой отказа, так как отказ нарушает право на получение бесплатно указанного выше земельного участка, так как ранее некоторым членам ДНТ «....» было выдано постановление о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно. Свое право члены ДНТ «....» зарегистрировали в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Он пользуется земельным участком без каких бы то ни было ограничений. Отсутствие правоустанавливающих документов на используемый земельный участок при таких обстоятельствах не умаляет его прав землепользователя. Земельный участок у него никем не изымался. Он обеспечил за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обратился с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"; участок поставлен на кадастровый учет.
Согласно статьи 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящиеся в муниципальной собственности предоставляются гражданам в собственность за плату за исключением случаев предоставления земельных участков бесплатно, предусмотренных законом. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
В нарушение требований ст.29, 34 земельного Кодекса РФ, ст. 28 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», администрация не приняла решение о передаче земельного участка ему в собственность бесплатно.
В судебное заседание заявитель Поздняков К.В. не явился; согласно заявлению просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель заявителя Пи. в судебном заседании заявленные требования поддержала, уточнив, что в соответствии с Законом Иркутской области «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан», Федеральным законом «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» заявитель имеет право получить в собственность бесплатно однократно земельный участок. Ранее указанным правом заявитель не воспользовался, в связи с чем, отказ органа местного самоуправления нарушает его право на получение участка в собственность бесплатно.
Заинтересованное лицо ДНТ «Ангара» в лице председателя правления Па. заявленные требования поддержал, подтвердив, что Поздняков К.В. является членом ДНТ «....»; при обращении в администрацию .... с заявлением о предоставлении участка в собственность правлением ДНТ «....» был подготовлен полный пакет документов, в том числе, членская книжка заявителя, выписка из заключения правления, кадастровый паспорт земельного участка. Споров в отношении земельного участка между членами ДНТ не имеется.
Администрация .... МО, КУМИ .... в судебное заседание не явились; возражения по существу заявленных требований суду не представлены.
Выслушав представителя заявителя Пи., представителя ДНТ «....» Па., изучив и оценив в соответствии со ст. 67, 246 ч.3 ГПК РФ представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии с ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).В соответствии со ст. 56 ГПК РФ доказательства, подтверждающие законность отказа в предоставлении заявителю земельного участка, суду не представлены.
В соответствии с п. "к" ч. 1 ст. 72 и ч. 2 ст. 76 Конституции РФ земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Земельный кодекс Российской Федерации установил в числе принципов земельного законодательства принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, (п.п. 7 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ).
В соответствии со ст. 28 ч.2 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Законом Иркутской области «О бесплатном предоставлении в собственность граждан» от 12 марта 2009г. № 8-оз определены случаи бесплатного предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности Иркутской области или в муниципальной собственности, в собственность граждан, а также максимальные размеры земельных участков, находящихся в государственной собственности Иркутской области и предоставляемых гражданам в собственность бесплатно.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу п. 10 ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов
Таким образом, федеральным законом органам местного самоуправления предоставлено право распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Главой 2 п.3 Положения о порядке распоряжения земельными участками и прохождения документов при предоставлении земельных участков при предоставлении земельных участков на территории Иркутского района, утвержденным Решением Думы Иркутского районного МО от 31.10.2008 N 52-392/рд ( в ред. от 07.12.2010) "Об утверждении Положения о порядке распоряжения земельными участками и прохождения документов при предоставлении земельных участков на территории Иркутского района" определено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков, подают в КУМИ Иркутского района :
- заявление на имя мэра Иркутского района с указанием цели использования земельного участка, его предполагаемого размера, местоположения и испрашиваемого права на земельный участок;
- документ, удостоверяющий личность гражданина, либо доверенность и документы, удостоверяющие личность на лицо, уполномоченное представлять интересы заявителя (с копиями);
- справку из Управления Федеральной регистрационной службы по .... о наличии либо отсутствии зарегистрированного права собственности на земельные участки.
Установлено, что Поздняков К.В. является членом ДНТ «....», имеет в пользовании земельный участок площадью 1715 кв.м., участок №, кадастровый номер №; какие-либо ограничения, обременения в отношении указанного земельного участка не зарегистрированы, что подтверждается материалами дела.
Присутствующий в судебном заседании представитель ДНТ «....», в пределах границ которого находится участок №, подтвердил, что споров в отношении указанного земельного участка не имеется.
В соответствии со ст. 32 ч.2 ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения вправе приступить к использованию садовых, огородных или дачных земельных участков после выноса в натуру проекта организации и застройки территории такого объединения и утверждения общим собранием его членов (собранием уполномоченных) распределения садовых, огородных или дачных земельных участков между членами такого объединения.
В материалы дела представлен проект организации и застройки территории ДНТ «....»; проект утвержден правлением ДНТ «....» и утвержден начальником ОАиГ администрации Иркутского МО **/**/****.
Земельный участок, пользователем которого является Поздняков К.В., расположен в пределах границ ДНТ «....», поставлен на кадастровый учет.
В соответствии со ст. 3 (1) ч.4 Закона Иркутской области № 8-оз определены случаи, когда лицу должно быть отказано в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно.
Как следует из представленных заявителем документов и отказа КУМИ .... в предоставлении заявителю земельного участка, указанное в ответе КУМИ .... основание для отказа в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно не предусмотрено законом, а потому отказ должен быть признан незаконным.
В материалы дела представлен акт проверки Управления Роспотребнадзора по .... от **/**/****, из которого следует, что нарушений при проверке доводов, указанных в обращении жителей .... об освоении земель в зоне санитарной охраны водозабора .... не выявлено.
При таких обстоятельствах, когда отказ КУМИ .... в предоставлении земельного участка не основан на законе; предусмотренных законом оснований, по которым участок не может быть предоставлен в собственность бесплатно, судом не установлено, требования об обязании администрации .... МО о передаче в собственность бесплатно Позднякову К.В. земельного участка подлежат удовлетворению, поскольку спора о праве на земельный участок с кадастровым номером № не установлено.
В соответствии со ст.3(1) п.6 закона Иркутской области № 8-оз решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно должно быть принято в течение 14 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд
Решил:
Требования Позднякова К.В. удовлетворить--признать отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом в предоставлении Позднякову К.В. в собственность земельного участка общей площадью 1715 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: ...., дачное некоммерческое товарищество «....», участок № незаконным;
-обязать администрацию .... муниципального образования передать в собственность бесплатно Позднякову К.В. земельный участок площадью 1715 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: ...., в районе ...., дачное некоммерческое товарищество «....», участок №.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 1 месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский районный суд.
.
Судья: Н.В.Лозневая.