РЕШЕНИЕ (ЗАОЧНОЕ)
Именем Российской Федерации
25 июня 2012 года г. Иркутск
Иркутский районный суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Шевченко М.В.,
при секретаре Ходаевой Е.О.,
с участием старшего помощника прокурора Иркутского района С.Е.Н.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1014\12 по иску Прокурора Иркутского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Территориальному управлению агентства лесного хозяйства Иркутской области по Ангарскому лесничеству о возложении обязанности обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, согласно штатному расписанию со дня вступления в законную силу судебного решения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Иркутского района обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Территориальному управлению агентства лесного хозяйства Иркутской области по Ангарскому лесничеству о возложении обязанности обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, согласно штатному расписанию со дня вступления в законную силу судебного решения.
В обоснование исковых требований указал, что в ходе проведенной проверки трудового законодательства в деятельности Территориального управления агентства лесного хозяйства Иркутской области по Ангарскому лесничеству (далее – ТУ АЛХ ИО) по Ангарскому лесничеству выявлены нарушения требований охраны труда, выразившееся в отсутствии аттестации рабочих мест по условиям труда.
Согласно п. 12 Положения о территориальном управлении АЛХ ИО по Ангарскому лесничеству начальник территориального правления осуществляет руководство и организует деятельность территориального управления.
В ходе прокурорской проверки установлено, что в ТУ АЛХ ИО отсутствует аттестация рабочих мест, в то время как аттестации подлежат все рабочие места работодателя. Указанные требования распространяются на работодателей – юридических и физических лиц, а также на организации оказывающие услуги по проведению аттестации рабочих мест независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Отсутствие аттестации рабочих мест впоследствии может лишить право работников, работающих на предприятии, уволенных, вновь принятых на получение дополнительных льгот, связанных с работой с вредными и опасными условиями труда, в том числе на получение досрочной пенсии.
Не проведение аттестации рабочих мест ущемляет права и законные интересы неопределенного круга лиц – возможных работников данного предприятия, т.е. затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
В судебном заседании истец старший помощник прокурора Иркутского района С.Е.Н. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился по неизвестной причине, извещен надлежащим образом.
Суд, с учетом мнения истца считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Выслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что ТУ АЛХ ИО по Ангарскому лесничеству осуществляет свою деятельность на основании Положения о территориальном управлении агентства лесного хозяйства Иркутской области по Ангарскому лесничеству.
Согласно Положению основной задачей является обеспечение рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
Согласно справке, представленной ТУ АЛХ ИО общая численность работников на **/**/**** составляет ~~~ единицы.
Согласно ст. 37 Конституции Российской Федерации каждом гражданину гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Аттестация рабочих мест по условиям труда - это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда..
Согласно ст. 209 ТК РФ аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (часть двенадцатая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ).
В соответствии со ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
Аттестация рабочих мест проводится в соответствии с Порядком проведения аттестации.
Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. N 569 "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" (далее - Порядок проведения аттестации).
Перед проведением аттестации рабочих мест по условиям труда осуществляется подготовка к аттестации. Для этого издается приказ, в соответствии с которым создается аттестационная комиссия, определяется ее состав, утверждается председатель аттестационной комиссии, а также определяются сроки и графики проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда.
Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.Вновь организованные рабочие места аттестуются после ввода их в эксплуатацию. Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда является обязанностью работодателя. Документы аттестации рабочих мест по условиям труда рекомендуется хранить в организации в течение 45 лет.
Формируется аттестационная комиссия, как правило, из специалистов, прошедших подготовку по общим вопросам аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях, уполномоченных на этот вид обучения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
На основании п. 11 Порядка проведения аттестации аттестационная комиссия организации, в которой проводится аттестация рабочих мест по условиям труда:
1) осуществляет методическое руководство и контроль за проведением работы по аттестации рабочих мест по условиям труда на всех ее этапах;
2) формирует необходимые для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда нормативные правовые и локальные нормативные акты, организационно-распорядительные и методические документы и организует их изучение;
3) составляет полный перечень рабочих мест организации с выделением аналогичных рабочих мест и указанием оцениваемых условий труда исходя из характеристик технологического процесса, состава производственного оборудования, применяемых сырья и материалов, результатов ранее проводившихся измерений показателей вредных и (или) опасных производственных факторов, жалоб работников на условия труда;
4) готовит предложения по приведению наименований профессий и должностей работников организации в соответствие с требованиями законодательства, если для этих профессий и должностей предусмотрено предоставление компенсаций работникам;
5) присваивает коды производствам, цехам, участкам для проведения автоматизированной обработки результатов аттестации рабочих мест по условиям труда. Каждому рабочему месту рекомендуется присваивать свой порядковый номер, в том числе и рабочим местам одного наименования;
6) составляет и подписывает карты аттестации рабочих мест по условиям труда;
7) организует ознакомление работников с результатами аттестации рабочих мест по условиям труда
8) при наличии на рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов готовит предложения о внесении изменений и (или) дополнений в трудовой договор об обязательствах работодателя по обеспечению работника необходимыми средствами индивидуальной защиты, установлению соответствующего режима труда и отдыха, а также других установленных законодательством гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
9) по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда разрабатывает план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации, куда включаются в том числе мероприятия, требующие значительных материальных затрат;
10) вносит предложения о готовности к сертификации организации работ по охране труда.
После проведения аттестации рабочих мест по условиям труда результаты оформляются в виде пакета документов, содержащего:
- приказ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда и привлечении к этой работе аттестующей организации (при необходимости);
-перечень рабочих мест организации, подлежащих аттестации рабочих мест по условиям труда, с выделением аналогичных рабочих мест и указанием оцениваемых факторов условий труда согласно приложению N 1 к Порядку проведения аттестации;
- копии документов на право проведения измерений и оценок условий труда аттестующей организацией (в случае ее привлечения);
-карты аттестации рабочих мест по условиям труда согласно приложению N 2 к Порядку проведения аттестации с протоколами измерений и оценок условий труда;
-ведомости рабочих мест (РМ) и результатов аттестации рабочих мест по условиям труда и сводную ведомость рабочих мест и результатов их аттестации по условиям труда согласно приложениям NN 6 и 7 к Порядку проведения аттестации;
план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации согласно приложению N 8 к Порядку проведения аттестации;
протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда согласно приложению N 9 к Порядку проведения аттестации;
- приказ о завершении аттестации рабочих мест и утверждении ее результатов.
- приказ о завершении аттестации рабочих мест и утверждении ее результатов.
После проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель направляет в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации следующие документы:
Обязательной повторной аттестации рабочих мест по условиям труда (переаттестации) подлежат рабочие места:
- после замены производственного оборудования;
- изменения технологического процесса, средств коллективной защиты и другое.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ответчиком не представлено доказательств, что в АЛХ Иркутской области по Ангарскому лесничеству аттестация рабочих мест в лесничестве по условиям труда проводилась, в связи с чем исковые требования прокурора Иркутского района подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора Иркутского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Возложить обязанность на начальника Территориального управления агентства лесного хозяйства Иркутской области по Ангарскому лесничеству обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, согласно штатному расписанию.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Иркутский районный суд в течение месяца с момента его вынесения.
Судья