РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 мая 2012 года г. Иркутск
Иркутский районный суд Иркутской области в составе:
судьи Лозневой Н.В.,
при секретаре Рукавишникове П.П.,
с участием:
представителя истца Пи.,
рассмотрев в отрытом судебном заседании гражданское дело № 2-795/2012 по исковому заявлению Михалева А.А. к администрации .... районного муниципального образования о признании права собственности на трансформаторную подстанцию, пилораму и столярный цех,
УСТАНОВИЛ:
Михалев А.А. обратился в суд с исковым заявлением к администрации .... муниципального образования о признании права собственности на трансформаторную подстанцию, площадью 14 кв.м., с кадастровым №; пилораму, площадью 60,2 кв.м. с кадастровым № ; столярный цех, площадью 100,5 кв.м. с кадастровым №, расположенные по адресу: ...., западнее с. .....
В обоснование своих требований истец указал, что **/**/**** приобрел по договору купли-продажи, заключенному с ООО «....» трансформаторную подстанцию, пилораму и столярный цех, которые ранее принадлежали ООО «....» и были расположены на земельном участке, предоставленном для строительства пилорамы. В УФРС по .... пояснили, что необходимо две стороны для перехода права собственности, но в 2006 году ООО «....» было ликвидировано. Земельный участок сейчас числится за ООО «....». Когда изготавливалась техническая документация, было установлено, что земельный участок расположен на землях промышленности.
Истец Михалев А.А. в судебное заседание не явился; согласно заявлению просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании представитель истца Пи. заявленные требования поддержал и суду пояснил, что с 2004г. и по настоящее время спорные постройки истец использует по назначению путем сдачи в аренду. Поскольку ООО «....» в 2006 году ликвидировалось, в заявительном порядке нет возможности зарегистрировать сделку и переход права собственности На момент подписания договора купли-продажи ООО «....» действовало.
Ответчик администрация .... районного муниципального образования в судебное заседание не явилась по не известным суду причинам; извещены надлежащим образом.
Выслушав представителя истца Пи., допросив свидетеля, исследовав письменные доказательства, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 2 статьи 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В соответствии со ст. 223 Гражданского кодекса РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом. Недвижимое имущество признается принадлежащим добросовестному приобретателю на праве собственности с момента такой регистрации.
Согласно ч. 1 статьи 549 Гражданского кодекса РФ по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество.
Установлено, что **/**/**** между ООО «....» и Михалевым А.А. был заключен договор купли -продажи объектов недвижимости: трансформаторной подстанции КТП №1-017П, пилорамы, столярного цеха, расположенные по адресу: .... (л.д. 5-6). В материалах дела имеется акт приемки-передачи от **/**/****, согласно которому ООО «....» передало Михалеву А.А. трансформаторную подстанцию КТП №1-017П, пилораму, столярный цех, расположенные по адресу: ...., а Михалев А.А. принял указанное имущество (л.д.7). Сторонами условия договора исполнены, истцу было передано имущество, истцом уплачена стоимость имущества, что подтверждается актом передачи и допрошенным в судебном заседании свидетелем. Однако переход права собственности в установленном законом порядке не зарегистрирован (л.д.42-44).
Оплата обусловленной договором суммы подтверждается и не оспаривается продавцом ООО «....».
Согласно показаниям свидетеля С1., спорные объекты были возведены его отцом Ос., который и организовал малое предприятие .... в 1992г. После смерти отца он вступил в наследство, и являясь генеральным директором ООО «....», в 2004году продал Михалеву А.А. в связи с финансовыми проблемами подстанции, столярный цех, пилораму. Трансформаторная подстанция КТП №1-017П, пилорама, столярный цех стояли на балансе предприятия. Деньги были переданы в полном объеме. У него после подписания договора претензий к Михалеву не имелось и сейчас не имеется. Ликвидация предприятия была в 2006г., предприятие ликвидировали в связи с банкротством.
С указанного времени истец пользуется спорным имуществом, договор купли-продажи никем не оспаривается.
Земельный участок, расположенный под спорными объектами недвижимости выделен малому предприятию «....» для установки пилорамы, столярного цеха на заброшенном полигоне, принадлежащего .... РЭС, согласно постановлению .... сельской администрации № от **/**/**** (л.д. 61).
В судебное заседание представитель истца Пи. представил подлинные документы, подтверждающие их законное право собственности на трансформаторную подстанцию КТП №1-017П, пилораму, столярный цех, это договор купли-продажи спорный строений, акт приема-передачи, технические паспорта на спорные строения (л.д.66-98), ситуационный план земельного участка (л.д. 65).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО «....» ликвидировано вследствие признания его несостоятельным (л.д. 41).
В силу статьи 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
Таким образом, для регистрации перехода права собственности на спорные объекты недвижимости от ООО «....» к Михалеву А.А. необходимо было заявление сторон договора в регистрационный орган.
Ответчик ООО «....» ранее не выразило желания осуществить государственную регистрацию перехода права собственности на трансформаторную подстанцию КТП №1-017П, пилораму, столярный цех, полагая выполненными свои обязательства по договору купли-продажи в полном объеме. В судебном заседании свидетель С1. пояснил, что он никогда не отрицал законное право истца на приобретенные строения, но и не проявлял инициативы государственной регистрации этих строений.
Согласно п. 1 ст. 165 ГК РФ несоблюдение нотариальной формы, а в случаях, установленных законом, - требования о государственной регистрации сделки влечет ее недействительность. Такая сделка считается ничтожной.
Из содержания указанной правовой нормы следует, что недействительной в связи несоблюдением требований о государственной регистрации может быть признана только та сделка, в отношении которой законом установлены такие требования и последствия, как, например, это сделано законодателем в отношении договора ипотеки (п. 3, п. 4 ст. 339 ГК РФ). Однако в отношении сделок купли-продажи недвижимого имущества гражданское законодательство не предусматривает недействительности договора в случае несоблюдения требований о государственной регистрации договора.
В соответствии со ст. 550 ГК РФ договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (п. 2 ст. 434). Несоблюдение формы договора продажи недвижимости влечет его недействительность.
При рассмотрении дела судом установлено, что договор купли-продажи спорных объектов недвижимости, сторонами спора совершен в надлежащей форме; на момент совершения сделки полномочия сторон на ее подписание, в том числе со стороны продавца (ответчика), были надлежащим образом оформлены. Установленное п. 2 ст. 558 ГК РФ требование о том, что договор купли-продажи недвижимости подлежит государственной регистрации, не является элементом формы договора (ст. 550, ст. 434, п. 3 ст. 165, ст. 158 ГК РФ), в связи с чем следует признать, что сделка совершена в надлежащей форме.
Согласно п. 3 ст. 165 ГК РФ, если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации сделки. В этом случае сделка регистрируется в соответствии с решением суда.
Положениями ст. 551 ГК РФ предусмотрено, что переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации. Исполнение договора продажи недвижимости сторонами до государственной регистрации перехода права собственности не является основанием для изменения их отношений с третьими лицами. В случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, также по требованию судебного пристава-исполнителя вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от государственной регистрации перехода права собственности, должна возместить другой стороне убытки, вызванные задержкой регистрации.
Аналогичные положения содержатся в абз. 3 п. 1 ст. 16 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Поскольку из содержания договора купли-продажи от **/**/**** следует, что стороны договор исполнили, так как цена договора уплачена покупателем, объекты недвижимости переданы продавцом, что подтверждается также иными доказательствами, из которых следует, что с 2004 г. спорные объекты находятся во владении покупателя, исковые требования необходимо удовлетворить, что также соответствует положениям п. 60, п. 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
Вместе с тем, в связи с ликвидацией ООО «....» и отсутствием заявления продавца о регистрации сделки, невозможно вынесение решения о государственной регистрации перехода права собственности, но, учитывая, что договор купли-продажи от **/**/**** никем не оспорен, все условия его выполнены, суд считает, что заключенная сделка является действительной.
Согласно ч. 2 ст. 223 ГК РФ право собственности по договору, подлежащему государственной регистрации, возникает у приобретателя с момента такой регистрации. Однако в регистрации договора купли-продажи истцу было отказано ввиду отсутствия сведений о государственной регистрации ранее возникшего права на недвижимое имущество у продавца, ликвидированного в 2006г.
По указанным основаниям право собственности Михалева А.А. в настоящее время может быть установлено на основании судебного решения. Согласно ст. 17 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" вступившие в законную силу судебные решения являются основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд
РЕШИЛ:
исковые требования Михалева А.А. удовлетворить – признать за Михалевым А.А. право собственности
на трансформаторную подстанцию, площадью 14 кв.м., с кадастровым №, расположенную по адресу: ....,
пилораму, площадью 60,2 кв.м. с кадастровым № расположенную по адресу: ....,
столярный цех, площадью 100,5 кв.м. с кадастровым №, расположенный по адресу: .... .....
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Иркутский районный суд в течение одного месяца с момента его вынесения.
Судья: Н.В.Лозневая.