О признании фактически принявшим наследство, признании права собственности на жилой дом.



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 июля 2012 года г. Иркутск

Иркутский районный суд Иркутской области в составе:

судьи Лозневой Н.В.,

при секретаре Столповской Д.И.,

с участием:

представителя истца: П.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1150/12 по исковому заявлению Куркутова А.П. к администрации .... муниципального образования о включении жилого дома в состав наследства, об установлении факта принятия наследства, о признании права собственности на жилой дом,

УСТАНОВИЛ:

Куркутов А.П. обратился в Иркутский районный суд Иркутской области с исковыми требованиями к администрации .... муниципального образования о включении жилого дома в состав наследства, об установлении факта принятия наследства, о признании права собственности на жилой дом и вспомогательные строения.

В обоснование заявленных требований Куркутов А.П. указал на то, что он со своими родителями – О.и. и М.и. с середины 70-х годов проживал в домовладении (впоследствии ) по .... Иркутской области. Данное домовладение представляет собой жилой одноэтажный бревенчатый дом, состоящий из трех комнат (Литер А), холодного пристроя (литер а), веранды (литер а1), террасы (литер а2) общей площадью 36,1 кв.м., в том числе жилой площадью 28,7 кв.м, а также хозяйственных построек-навеса (литер Г), сарая (литер Г1), сарая (литер Г2), сарая (литер Г3), навеса (литер Г4), навеса (литер Г5), уборной (литер Г6), дощатого забора длиной 241,7 м., расположенных на земельном участке ориентировочной площадью около 30 соток, который используется под огород и посадку картофеля. **/**/**** отец истца - О.и. умер. После его смерти в доме осталась проживать мать, а с 2004 года он вместе с матерью. М.и. умерла **/**/****. С сентября 2009 года до настоящего времени Куркутов А.П. проживает в жилом доме один. После смерти матери истца в 2009 году также никто из ее возможных наследников в порядке, установленном ст.1154 Гражданского кодекса РФ, с заявлением о принятии наследства не обратился. Истец в установленном законом порядке не вступил в наследство по закону, поскольку не знал о том, что это необходимо в силу своей юридической неграмотности.

В судебное заседание истец Куркутов А.П. не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в представленном суду письменном заявлении просил рассмотреть гражданское дело в его отсутствие.

При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Куркутова А.П. в порядке ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ.

В судебном заседании представитель истца П.И. исковые требования поддержала в полном объеме, и суду пояснил, что Куркутов А.П. постоянно проживает в жилом доме с 2004 года по настоящее время, единолично несет расходы на содержание жилого дома; оплачивает расходы за электроэнергию, на собственные средства регулярно своими силами производит ремонт жилого дома, приобретая для этой цели строительные материалы. Кроме того, истец пользуется земельным участком, на котором расположен жилой дом и хозяйственные постройки, производит различные посадки.

Ответчик – администрация .... муниципального образования в судебное заседание не явилась; о дате и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации.

Выслушав представителя истца, допросив свидетелей, изучив и оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования необходимо удовлетворить.

Одним из доказательств того, что лицо имеет право на получение домовладения в собственность, является выписка из похозяйственной книги, так как в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 5 июня 1985 г. № 136 регистрация права собственности строений в сельской местности осуществлялась в похозяйственных списках и подворных книгах. Иного порядка регистрации права собственности, до введения в силу ФЗ РФ « О государственной регистрации», не было.

Судом установлено, что М.и. по день смерти –с 70-х годов и по день смерти **/**/**** проживала в доме, расположенном по адресу .... ....; в течение этого же времени пользовалась земельным участком. Согласно похозяйственных книг .... муниципального образования, домовладение по указанному адресу числится за М.и..

Обязательность ведения похозяйственных книг Советами народных депутатов по установленным формам была предусмотрена в Законе РСФСР от 19 июля 1968 г. "О поселковом, сельском Совете народных депутатов РСФСР" (п. 7 ст. 11). Похозяйственные книги рассматривались как документы первичного учета в сельских Советах народных депутатов, и в них вносилась информация о всех постоянно проживающих на территории сельского Совета гражданах, в том числе сведения о находящихся в их личном пользовании земельных участках.    

Таким образом, законодатель признает сведения из похозяйственной книги о наличии у лица домовладения, основанием для регистрации права собственности на такой жилой дом.    

При таких обстоятельствах, суд считает обоснованными требования истца о включении в наследственную массу, открывшуюся после смерти М.и. жилого дома, расположенного по адресу- .....

В соответствии со ст. 264 ч.1 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

Суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты (ст. 265 ГПК РФ).

В соответствии с п. 9 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ суд рассматривает дела об установлении факта принятия наследства и места открытия наследства.

Установление факта принятия наследства Куркутову А.П. необходимо для оформления наследственных прав, поскольку своевременно он к нотариусу не обратился.

В соответствии с ч. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом. В соответствии со ст. 218 ГК РФ наследование является одним из оснований возникновения права собственности, и согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты права является признание права, в том числе, признание права собственности.

Согласно ч. 1 ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

Из представленных суду документов следует, что Куркутов А.П. родился **/**/****, в свидетельстве о рождении от **/**/**** в графе отец записан О.и., в графе мать - М.и. (л.д.11).

Установлено, что О.и. умер **/**/****, что подтверждается свидетельством о смерти серии от **/**/**** (л.д. 25), а мать М.и. умерла **/**/****, что подтверждается свидетельством о смерти серии от **/**/**** (л.д. 28).

Наследником 1 очереди, в соответствии со ст. 1142 ГК РФ, является сын умершей М.и. – Куркутов А.П.-истец по настоящему делу.

Частью 1 ст.1154 ГК РФ установлен шестимесячный срок для принятия наследства. Принятие наследства осуществляется передачей по месту открытия наследства нотариусу заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство (часть 1 ст.1153 ГК РФ).

Согласно ответу нотариуса, наследственное дело после смерти М.и. не заводилось.

Принятие наследства является фактом, отражающим волю наследника вступить в права владения, пользования и распоряжения имуществом после смерти наследодателя, основываясь на законе или на завещании.

Допрошенная в судебном заседании свидетель В. суду пояснила, что с рождения проживает в пос.ФИО1 по ...., в ...., который находится через три дома от дома Куркутовых, является дальней родственницей Куркутовых, была лично знакома с родителями истца – О.и. и М.и., а также знакома с истцом. Домовладение Куркутовы приобрели в собственность путем покупки и проживали в нем длительное время до смерти. Истец Куркутов А.П. с рождения проживал вместе с ними, после армии уехал в г.Иркутск на заработки, через несколько лет вернулся и с тех пор постоянно проживает в данном доме. Истец после смерти матери в 2004 году проживает в жилом доме один, ремонтирует дом, возделывает земельный участок, возвел несколько вспомогательных строений. О каких-либо лицах, претендующих на данный жилой дом, ей неизвестно; жилой дом в настоящее время не перестроен, отремонтирован силами истца, земельный участок практически не изменился по площади (уменьшен на несколько метров в связи с наличием болота), огорожен забором по всему периметру.

Таким образом, выражая волю иметь жилой дом в собственности, в соответствии со ст. 1153ч.2 ГК РФ истец фактически принял наследство после смерти матери, что нашло подтверждение в судебном заседании, и в соответствии со ст. 218 ч.2 ГК РФ за истцом следует признать право собственности на жилой дом, являющийся наследственным имуществом.

Принятое после смерти матери наследство признается принадлежащим истцу в соответствии с положениями п. 4 ст. 1152 ГК РФ со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество.

    В связи с тем, что хозяйственные постройки не являются объектом недвижимости, в удовлетворении исковых требований о признании права собственности на хозяйственные постройки-навес (литер Г), сарай (литер Г1), сарай (литер Г2), сарай (литер Г3), навес (литер Г4), навес (литер Г5), уборную (литер Г6), дощатый забор длиной 241,7 м. необходимо отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 264-265, 268 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд

РЕШИЛ:

исковые требования Куркутова А.П. удовлетворить частично–

включить в наследственную массу, открывшуюся после смерти М.и., умершей **/**/**** жилой одноэтажный бревенчатый дом, состоящий из трех комнат, общей площадью 36,1 кв.м., в том числе, жилой площадью 28,7 кв.м., расположенный по адресу: ....

установить факт принятия Куркутовым А.П. наследства после смерти М.и., умершей **/**/****;

признать за Куркутовым А.П. право собственности на жилой одноэтажный бревенчатый дом, состоящий из трех комнат общей площадью 36,1 кв.м., в том числе, жилой площадью 28,7 кв.м., расположенный по адресу: .....

В удовлетворении исковых требований Куркутову А.П. о признании права собственности на хозяйственные постройки-навес (литер Г), сарай (литер Г1), сарай (литер Г2), сарай (литер Г3), навес (литер Г4), навес (литер Г5), уборную (литер Г6), дощатый забор длиной 241,7 м. – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Иркутский районный суд в течение одного месяца с момента его вынесения.

    Судья: Н.В.Лозневая.