Об обязании обеспечения доступа к информации о деятельности администрации МО



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 мая 2011 года                                     г. Иркутск

    Иркутский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Любимовой И.А. при секретаре Звонкове Э.Г.,

    с участием представителя истца - прокурора .... района – старшего помощника прокурора .... района Семеновой Е.Н., представителя ответчика - Администрации .... муниципального образования – П.О., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора – Правительства .... области - П.П.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-743/2012 по иску прокурора .... к Администрации .... муниципального образования об обязании обеспечить доступ к информации,

У С Т А Н О В И Л :

Истец прокурор .... в порядке ст.45 ГПК РФ в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с исковыми требованиями к Администрации .... муниципального образования. В обоснование исковых требований указал, что в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических, иных местных традиций.

В силу требований ст.8 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», граждане вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных данным законом и другими федеральными законами. Не может быть ограничен доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную и служебную тайну). Органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, сети «Интернет», к информации о своей деятельности. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.

В соответствии с п.2 ст.6 Федерального закона от 09.02.2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» доступ к информации деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться путем размещения органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети «Интернет».

Согласно ч.1 ст.10 указанного закона органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети «Интернет», указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.

Под информацией о деятельности органов местного самоуправления понимается информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий органами местного самоуправления или организациями, подведомственными органам местного самоуправления, либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности органов местного самоуправления относятся также муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности. Официальный сайт органа местного самоуправления – сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащий информацию о деятельности органа местного самоуправления, электронный адрес которого включает доменное имя, право на которое принадлежит органу местного самоуправления.

К числу основных принципов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления ст.4 закона относит открытость и доступность информации о деятельности органов местного самоуправления; достоверность информации о деятельности органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления; свободу поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности органов местного самоуправления любым законным способом.

После проведения проверки исполнения законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности Смоленского муниципального образования выявлены нарушения требований законодательства, выразившиеся в том, что официальный сайт в сети «Интернет» ответчиком не создан, информацию о своей деятельности на иных сайтах в сети «Интернет» данный орган местного самоуправления не размещает. Несоблюдение Администрацией .... муниципального образования требований законодательства нарушает права граждан – неопределенного круга лиц на доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления. Одним из способов защиты права является присуждение к исполнению обязанности в натуре (ст.12 ГК РФ).

В соответствии со ст.45 ГПК РФ, ст.ст.27, 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурор .... просит обязать Администрацию .... муниципального образования обеспечить доступ к информации о деятельности Администрации .... муниципального образования путем создания официального сайта в сети «Интернет» либо размещения информации о своей деятельности на сайте администрации .... или администрации .....

        В судебном заседании старший помощник прокурора .... Семенова Е.Н. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика - Администрации .... муниципального образования – П.О., действующий в процессе по доверенности, с объемом полномочий предусмотренных ст. 53-54 ГПК РФ, исковые требования прокурора об обязании обеспечить доступ к информации о деятельности Администрации .... муниципального образования признал в полном объеме, пояснил, что признание иска является добровольным, последствия признания иска разъяснены и понятны.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора - Правительства .... области – П.П., действующая по доверенности от **/**/**** , с объёмом полномочий, предусмотренных ст. 53-54 ГПК РФ, не возражала против удовлетворения заявленных требований истца с учетом позиции ответчика, который исковые требования признал в полном объеме. В представленном суду отзыве на исковое заявление указала, что администрация .... муниципального образования не обращалась с соответствующим обращением к Правительству .... области. Вместе с тем, согласно действующему законодательству доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления может быть обеспечен не только посредством размещения органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети «Интернет». Законом предусмотрены иные способы обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления. Кроме того, согласно ч.2 ст.17 закона № 8-ФЗ в случае неимения возможности размещать информацию о своей деятельности в сети «Интернет», орган местного самоуправления обеспечивает пользователям информации возможность ознакомиться с указанной информацией в помещениях, занимаемых этим органом местного самоуправления. Таким образом, администрация .... муниципального образования не нарушает конституционное право граждан на доступ к информации.

В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора - администрации .... муниципального образования – П.А. не явилась, согласно ходатайству просила дело рассмотреть в ее отсутствие.

Поскольку в соответствии со ст. 167 ГПК РФ неявка одной из сторон не является препятствием к рассмотрению дела, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

Исследовав письменные доказательства по делу, выслушав представителя истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд, принимая признание иска ответчиком, приходит к выводу, что требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.4 ст.29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

В соответствии с п.3 ст.3 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», одним из основных принципов противодействия коррупции является публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Согласно п.1 ст.4 Федерального закона от 09.02.2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», одним из основных принципов обеспечения доступа к информации о их деятельности, является открытость и доступность информации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Органы местного самоуправления, согласно ч.1 ст.10 Федерального закона от 09.02.2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети «Интернет», указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта РФ, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.

В целях организации доступа к информации о своей деятельности, органы местного самоуправления, согласно ч.2 ст.9 вышеназванного Федерального закона, определяют соответствующие структурные подразделения или уполномоченных должностных лиц и в силу ч.3 ст.13, ч.7 и ч.8 ст.14 данного закона, состав информации, размещаемой в сети «Интернет» определяется соответствующими перечнями информации о деятельности указанных органов, которые утверждаются в порядке, определяемом органом местного самоуправления. При этом определяется периодичность размещения информации, сроки её обновления, а также иные требования к размещению указанной информации.

В судебном заседании установлено, что Администрацией .... муниципального образования не приняты нормативно-правовые акты, регламентирующие форму предоставления информации для опубликования в сети Интернет, должностные лица, обязанные предоставлять информацию о деятельности органов местного самоуправления, не определены, не создан официальный сайт органа местного самоуправления, перечень информации о деятельности органов местного самоуправления не утвержден, что подтверждается результатами проверки, проведенной прокуратурой .... (л.д.5). Указанные обстоятельства полностью подтвердил в судебном заседании представитель ответчика.

Согласно служебной записке начальника главного правового управления Губернатора .... области и Правительства .... области от **/**/**** на официальном-интернет портале .... имеется ссылка на сайт .... муниципального образования. В адрес управления информационного и документационного обеспечения .... и Правительства .... области предложений о размещении информации на официальном-интернет портале .... от .... муниципального образования не поступало (л.д.20).

Оценивая установленные обстоятельства, суд считает, что Администрацией .... муниципального образования не принято должных мер для исполнения действующего законодательства, чем нарушено право граждан, закрепленное Конституцией РФ, на получение указанной информации. Отсутствие официального сайта администрации .... муниципального образования с информацией о её деятельности, информации на сайте администрации ...., администрации .... нарушает права неопределенного круга лиц, в первую очередь, жителей указанного муниципального образования, которые не имеют возможности ознакомиться с информацией о её деятельности, тогда как Федеральный закон от **/**/**** № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» обязывает органы местного самоуправления обеспечивать доступность информации о их деятельности.

Представитель ответчика – Администрации .... муниципального образования П.О. иск признал в полном объеме. Суд, считая признание иска ответчиком не противоречащим закону и не нарушающим права и интересы иных лиц, полагает возможным принять признание иска ответчиком.

Согласно п.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

В силу ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Таким образом, исходя из анализа установленных по делу обстоятельств суд приходит к выводу, что требования прокурора .... являются законными, обоснованными, в связи с чем подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора .... к Администрации .... муниципального образования удовлетворить.

Обязать Администрацию .... муниципального образования обеспечить доступ к информации о деятельности Администрации .... муниципального образования путем создания сайта в сети «Интернет» либо размещения информации о своей деятельности на сайте Правительства .... области или Администрации .... района.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Иркутский районный суд Иркутской области в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.

Мотивированный текст решения изготовлен **/**/****.

Судья Иркутского районного суда

Иркутской области И.А. Любимова