РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 июня 2012 года г. Иркутск
Иркутский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Любимовой И.А., при секретаре Звонкове Э.Г.,
с участием представителя заявителя Миниахметовой А.А. - П.з.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1000/2012 по заявлению Миниахметовой А.А. к Администрации .... районного муниципального образования, дачному некоммерческому товариществу «....» о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным и обязании бесплатно передать земельный участок в собственность,
УСТАНОВИЛ:
Миниахметова А.А. обратилась в суд с заявлением к Администрации .... районного муниципального образования, ДНТ «....», в обоснование которого указала, что является членом дачного некоммерческого товарищества «....», имеет в пользовании земельный участок №, площадью 1141 кв.м., кадастровый №, расположенный по адресу: ...., в районе .... Участок предоставлен ей на основании протокола № общего собрания членов ДНТ от **/**/****. Земельный участок площадью 110503 кв.м., имеющий кадастровый № расположенный по адресу: ...., в районе ...., для дачного строительства, принадлежит ДНТ «....» на основании договора безвозмездного срочного пользования, заключенного с комитетом по управлению муниципальным имуществом ..... **/**/**** она собрала пакет документов и обратилась в администрацию ...., как орган местного самоуправления, который осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, с заявлением о выдаче постановления о предоставлении ей в собственность участка, пользователем которого она является. Заявление зарегистрировано за №. В ответе на своё заявление получила отказ в предоставлении в собственность вышеуказанного земельного участка по тем мотивам, что надзорной организации необходимо провести пересогласование деятельности ДНТ «....», поэтому процедура предоставления в собственность земельных участков, расположенных на территории данного ДНТ, приостановлена. Не согласна с мотивировкой отказа, так как она нарушает право на получение бесплатно указанного выше земельного участка, поскольку ранее было выдано постановление о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно некоторым членам ДНТ «....», которые своё право зарегистрировали в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. Она пользуется земельным участком без каких бы то ни было ограничений. Отсутствие правоустанавливающих документов на используемый земельный участок при таких обстоятельствах, полагает, не умаляет ее прав землепользователя. Земельный участок у нее никем не изымался. Она выполнила работы по межеванию земельного участка, поставила его на кадастровый учёт.
Согласно ст. 28 Земельного кодекса РФ, земельные участки из земель, находящиеся в муниципальной собственности предоставляются гражданам в собственность за плату, за исключением случаев предоставления земельных участков бесплатно, предусмотренных законом. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
На основании ст.ст. 28, 29, 36 Земельного кодекса РФ, ст. 28 ФЗ РФ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», Миниахметова А.А. просит:
-признать отказ .... муниципального образования Комитета по управлению муниципальным имуществом в предоставлении Миниахметовой А.А. в собственность земельного участка общей площадью 1141 кв.м, с кадастровым №, расположенного по адресу: ...., в районе ...., дачное некоммерческое товарищество «....», участок №, незаконным.
-обязать Администрацию .... районного муниципального образования передать в собственность бесплатно Миниахметовой А.А. земельный участок площадью 1141 кв.м. с кадастровым №, расположенный по адресу: ...., в районе ...., дачное некоммерческое товарищество «....», участок №.
В судебное заседание заявитель Миниахметова А.А. не явилась, суду представила заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие, с участием представителя П.з.
Представитель заявителя П.з. заявленные требования поддержала и пояснила, что заявитель Миниахметова А.А. принята в члены ДНТ «....» на основании протокола от **/**/****, ей был предоставлен земельный участок, выдана членская книжка. Когда Миниахметова А.А. собрала все необходимые документы и обратилась в КУМИ с заявлением о предоставлении ей земельного участка в собственность бесплатно, ей было немотивированно отказано. Ранее Миниахметова А.А. в приватизации не участвовала, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не приобретала земельные участки в собственность бесплатно, поэтому отказ органа местного самоуправления нарушает ее право, предусмотренное Законом Иркутской области «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан». Просит удовлетворить заявленные требования.
Заинтересованное лицо ДНТ «....» - председатель правления Пр. в судебное заседание не явился, суду представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, не возражал против удовлетворения заявленных требований, считая их законными и обоснованными.
Представитель заинтересованного лица – Администрации .... районного муниципального образования в судебное заседание не явился, представил суду заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.
Поскольку в соответствии со ст. 167 ГПК РФ неявка кого-либо из лиц, участвующих в деле, и извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению дела, выслушав мнение представителя заявителя, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя заявителя П.з., изучив и оценив в соответствии со ст. 67, 246 ч. 3 ГПК РФ представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу ч. 1 ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии с ч. 1 ст. 249 ГПК РФ, обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В силу ст. 56 ГПК РФ доказательства, подтверждающие законность отказа в предоставлении заявителю земельного участка, суду не представлены.
В соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 72 и ч. 2 ст. 76 Конституции РФ, земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Земельный кодекс Российской Федерации установил в числе принципов земельного законодательства принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, (п.п. 7 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ).
Согласно ч. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Законом Иркутской области «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан» от 12 марта 2009 года № 8-оз определены случаи бесплатного предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности Иркутской области или в муниципальной собственности, в собственность граждан, а также максимальные размеры земельных участков, находящихся в государственной собственности Иркутской области и предоставляемых гражданам в собственность бесплатно.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу п. 10 ст. 3 ФЗ РФ от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Таким образом, федеральным законом органам местного самоуправления предоставлено право распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Главой 2 п. 3 Положения о порядке распоряжения земельными участками и прохождения документов при предоставлении земельных участков на территории Иркутского района, утвержденного Решением Думы Иркутского районного муниципального образования от 31.10.2008 года № 52-392/рд ( в ред. от 07.12.2010 года) «Об утверждении Положения о порядке распоряжения земельными участками и прохождения документов при предоставлении земельных участков на территории Иркутского района» определено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков, подают в КУМИ Иркутского района:
- заявление на имя мэра Иркутского района с указанием цели использования земельного участка, его предполагаемого размера, местоположения и испрашиваемого права на земельный участок;
- документ, удостоверяющий личность гражданина, либо доверенность и документы, удостоверяющие личность на лицо, уполномоченное представлять интересы заявителя (с копиями);
- справку из Управления Федеральной регистрационной службы по Иркутской области о наличии либо отсутствии зарегистрированного права собственности на земельные участки.
Из представленных суду доказательств установлено, что Миниахметова А.А. является членом ДНТ «....», имеет в пользовании земельный участок за № общей площадью 1141 кв.м., кадастровый №. Какие-либо ограничения, обременения в отношении указанного земельного участка не зарегистрированы, что подтверждается материалами дела.
Председатель ДНТ «....», в пределах границ которого находится участок №, в своем заявлении, адресованном суду, указал о законности и обоснованности заявленных Миниахметовой А.А. требований, не возражал против их удовлетворения.
В соответствии с ч. 2 ст. 32 ФЗ РФ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения вправе приступить к использованию садовых, огородных или дачных земельных участков после выноса в натуру проекта организации и застройки территории такого объединения и утверждения общим собранием его членов (собранием уполномоченных) распределения садовых, огородных или дачных земельных участков между членами такого объединения.
В материалы дела представлен проект организации и застройки территории ДНТ «....», утвержденный правлением ДНТ «....» и начальником ОАиГ администрации Иркутского МО **/**/****.
Земельный участок, пользователем которого является Миниахметова А.А., расположен в пределах границ ДНТ «....», поставлен на кадастровый учет, что подтверждается кадастровым паспортом.
В части 4 статьи 3 (1) Закона Иркутской области № 8-оз от 12 марта 2009 года определены случаи, когда лицу должно быть отказано в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно.
Как следует из представленных заявителем документов и отказа КУМИ .... районного муниципального образования в предоставлении заявителю земельного участка, указанное в ответе КУМИ основание для отказа в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно не предусмотрено законом, а потому отказ должен быть признан незаконным.
В материалы дела представлен акт проверки Управления Роспотребнадзора по .... от **/**/****, из которого следует, что нарушений при проверке доводов, указанных в обращении жителей .... об освоении земель в зоне санитарной охраны водозабора .... не выявлено.
При таких обстоятельствах, отказ КУМИ .... в предоставлении земельного участка не основан на законе. Поскольку предусмотренных законом оснований, по которым участок не может быть предоставлен в собственность бесплатно, и спора о праве на земельный участок с кадастровым № судом не установлено, требования об обязании администрации .... муниципального образования о передаче в собственность бесплатно Миниахметовой А.А. земельного участка подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3(1) Закона Иркутской области № 8-оз от12 марта 2009 года решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно должно быть принято в течение 14 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования Миниахметовой А.А. удовлетворить.
Признать отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом .... районного муниципального образования в предоставлении Миниахметовой А.А. в собственность земельного участка общей площадью 1141 кв.м, с кадастровым №, расположенного по адресу: ...., в районе ...., дачное некоммерческое товарищество «....», участок №, незаконным.
Обязать администрацию .... муниципального образования передать в собственность бесплатно Миниахметовой А.А. земельный участок общей площадью 1141 кв.м., с кадастровым №, расположенный по адресу: ...., в районе ...., дачное некоммерческое товарищество «....», участок №.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Иркутский районный суд Иркутской области в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения – **/**/****.
Судья Иркутского районного суда
Иркутской области И.А. Любимова