РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 марта 2011 года
Иркутский районный суд Иркутской области в составе
председательствующего судьи Шевченко М.В.,
при секретаре Сизых Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-230/11 по иску Ковальчук Е.А. к администрации .... района о признании недействительным постановления мэра .... района № от **/**/****, о понуждении заключить договор аренды земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование исковых требований Ковальчук Е.А. указала, что постановлением и.о. .... № от **/**/**** ей был предоставлен земельный участок № по .... д. Карлук, ..... Проект границ предоставляемого земельного участка были утверждены постановлением № от **/**/****. **/**/**** земельный участок внесен в государственный кадастровый недвижимости. Разрешенный вид использования земельного участка - под строительство индивидуального жилого дома. Договор аренды она не смогла оформить. Она проживает в .... и земельный участок был предоставлен ей как вынужденному переселенцу. В 2010 году она начала строительство жилого дома на земельном участке.
Постановлением мэра .... № от **/**/**** было отменено постановление № от **/**/****.
Просит признать постановление мэра .... № от **/**/**** недействительным, обязать администрацию .... района заключить с Ковальчук Е.А. договор аренды на земельный участок № по ...., площадью 1500 кв.м., под индивидуальное жилищное строительство.
В судебное заседание истец Ковальчук Е.А. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
Представитель истца П. исковые требования поддержал по доводам искового заявления.
Представитель Администрации .... района И. исковые требования просила оставить без удовлетворения. На момент издания постановления № от **/**/**** земельный участок не стоял на государственном кадастровом учете, договор аренды с истицей не заключался, сведения о зарегистрированных правах в ЕГРП отсутствуют. Указанное постановление было отменено поскольку оно противоречит действующему на момент его признания законодательству.
Поскольку на момент предоставления земельного участка он не был сформирован и поставлен на кадастровый учет, он в силу части 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации не мог быть являться объектом гражданских правоотношений и не мог быть предоставлен Ковальчук Е.А. Согласно статье 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации защите подлежат нарушенные права. Поскольку у истца не возникло законное право на получение земельного участка в аренду по основаниям, указанным в постановлении Главы .... района от **/**/**** №, права Ковальчук Е.А. при принятии постановления Мэра .... раона от **/**/**** № не нарушены.
Кроме того, истец не доказала тот факт, что земельный участок ей был предоставлен как переселенцу из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.
При наличии у истца права на представление указанного земельного участка бесплатно, как переселенец из районов Крайнего Севера, истец не лишена возможности в установленном Законом Иркутской области от 12 марта 2009 года № 8-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан» порядке, как переселенец из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, обратиться в администрацию района с соответствующим заявлением.
Представитель третьего лица- Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по .... в судебное заседание не явился. Согласно ранее представленному письменному отзыву считают привлечение Управления Росреестра по .... в качестве третьего лица необоснованным, поскольку Управление не является субъектом спорного правоотношения, не имеет материально-правовой заинтересованности по данному делу.
Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Способы, которыми возможно защитить нарушенное право, указаны в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. Одним из таких способов признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.
Ковальчук Е.А. обратилась с требованием о признании недействительным постановления мэра .... районного муниципального образования № от **/**/**** об отмене постановления и.о. Главы администрации .... района № от **/**/****.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина и юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Из указанной нормы следует, что основанием для признания ненормативного акта органа местного самоуправления недействительным является совокупность двух условий - несоответствие ненормативного акта закону или иному правовому акту и нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина.
В соответствии с частью 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, существовавшей на **/**/****, основанием принятия решения о предоставлении участка для строительства являлись заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенные к нему кадастровые карты (планы) земельного участка.
Согласно части 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка являлись основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Из материалов дела усматривается, что на основании заявления Ковальчук Е.А. **/**/**** было принято постановление № «Об утверждении проекта границ земельного участка и предварительном согласовании места размещения земельного участка под индивидуального жилищного строительство».
Согласно постановлению и.о. главы администрации .... № от **/**/**** Ковальчук Е.А. предоставлен в аренду земельный участок площадью 1500 кв.м., под индивидуальное жилищное строительство по адресу: ...., сроком на 5 лет.
Исходя из требований статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации до принятия решения о предоставлении участка Ковальчук Е.А., то есть до **/**/**** земельный участок должен быть сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет. Указанное требование закона не было соблюдено.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент принятия постановления № от **/**/****, земельный участок как объект земельных отношений представляет собой часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.
Согласно абзацу 3 статьи 1 и пункту 2 статьи 19 Федерального закона «О государственном земельном кадастре» государственный кадастровый учет земельных участков - описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки.
Для проведения государственного кадастрового учета земельных участков заинтересованные правообладатели земельных участков подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона «О землеустройстве» межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и описанию их местоположения.
Согласно статье 14 Федерального закона «О государственном земельном кадастре» моментом возникновения земельного участка как объекта государственного кадастрового учета в соответствующих границах, является дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр земель.
По состоянию на **/**/**** межевание спорного земельного участка не было проведено, участок не поставлен на государственный кадастровый учет.
Согласно представленной в суд кадастровой выписке спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет **/**/****
Указанные обстоятельства подтверждают, что на момент принятия постановления **/**/****, участок не был сформирован как объект земельных отношений, и не мог быть предоставлен Ковальчук Е.А.
В соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки могут предоставляться без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно постановлению и.о. главы администрации .... района № от **/**/**** Ковальчук Е.А. предоставлен участок с предварительным согласованием места размещения земельного участка.
Земельным кодексом Российской Федерации такой порядок предоставления земельных участков не предусмотрен.
В силу пункта 5 статьи Земельного кодекса Российской Федерации порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта включает выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктами 6, 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка или об отказе в размещении объекта. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Согласно 11 статьи 30 Земельного Кодекса Российской Федерации предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или лесного хозяйства либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.
Из материалов дела усматривается, что земельный участок предоставлялся Ковальчук Е.А. под индивидуальное жилищное строительство.
Частью 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта, согласно которому перед принятием решения о предоставления участка необходимо выполнение следующих работ:
1) проведение работ по формированию земельного участка:
подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности;
определение разрешенного использования земельного участка;
определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение);
принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
2) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса;
3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;
4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Судом установлено, что перечень указанных работ перед принятием решения о предоставлении участка Ковальчук Е.А. выполнен не был. Земельные участки под индивидуальное жилищное строительство по состоянию на **/**/**** предоставлялись без предварительного согласования мест размещения объекта, органом муниципальной власти должен быть определен порядок предоставления участка - с проведением или без проведения аукциона.
Таким образом, решение о предоставлении участка Ковальчук Е.А. в аренду с предварительным согласованием места размещения земельного участка под индивидуальное жилищное строительство было принято с нарушением действующего законодательства, что и явилось основанием к его отмене согласно постановлению № от **/**/****.
Если полагать, что земельный участок был предоставлен Ковальчук Е.А. без предварительного согласования места размещения объекта, то и в данном случае, и.о. главой .... муниципального образования были допущены требования статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации, так как был предоставлен участок, не прошедший государственный кадастровый учет.
Поскольку Администрация .... района доказала, что постановление и.о. главы Администрации .... района от **/**/**** № принято с нарушением земельного законодательства, суд не находит оснований для отмены постановления мэра .... от **/**/**** №.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в том числе из актов государственных органов, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
На основании постановления и.о. главой администрации .... от **/**/**** № у Ковальчук Е.А. не могло возникнуть какое-либо, основанное на законе, вещное право на спорный земельный участок.
Согласно части 4 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 18 июня 2005 года № 60-ФЗ) до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется. Распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
Таким образом, федеральным законодательством определено, что субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, отнесено к компетенции органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, за исключением случая распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами, столицами субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац 3 пункта 10 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).
Учитывая, что федеральный законодатель предоставил субъектам Российской Федерации возможность предоставления права исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации распоряжения землями только в административных центрах и столицах субъектов Российской Федерации, находящимися в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, суд считает, что доводы представителя истца, что администрация района вышла за пределы своих полномочий и приняла оспариваемое решение в нарушение Земельного Кодекса, являются необоснованными, так как такое право предоставлено как частью 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», так и частью 4 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации, а также в соответствии с Уставом .... районного муниципального образования.
В соответствии с частью 4 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку судом не установлено оснований для признания недействительным Постановления № от **/**/****, а постановление № от **/**/**** «О предоставлении в аренду земельного участка Ковальчук Е.А.» отменено, оснований для удовлетворения требований о понуждении .... заключить договор аренды земельного участка на условиях постановления .... № от **/**/**** не имеется, так как эти требования являются производными от требований об оспаривании ненормативного правового акта.
При указанных обстоятельствах в удовлетворении требований заявителя следует полностью отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Ковальчук Е.А. к администрации .... района о признании недействительным постановления мэра .... района № от **/**/****, о понуждении Администрации .... района заключить договор аренды земельного участка площадью 1500 кв.м. под индивидуальное жилищное строительство по ...., в д. ...., отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Иркутский районный суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного теста решения .
Судья