Дело № 2-1034/2010
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ирбит 23 декабря 2010 года
Ирбитский районный суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Гаевой Л.В.,
истца Христолюбова В.А.,
представителя ответчика - Администрации МО г.Ирбит Говорухина К.Г.,
представителя ответчика - ОАО «Региональная Сетевая Компания» Рудь А.В.,
представителя третьего лица - ОАО «Свердловская энергогазовая компания - Расчетный Центр» Ларионовой И.С.,
представителя третьего лица - ОАО «Свердловэнергосбыт» Костарева А.В.,
представителя третьего лица - ООО «Жилкомхоз» Мальгина А.Я.,
представителя третьего лица - МУП МО г.Ирбита «Северный жилищно-коммунальный комплекс» Васильева С.С.,
при секретаре Завадской А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Христолюбова В.А. к Администрации муниципального образования город Ирбит, управляющей компании ООО «Ирбитское коммунальное предприятие», ОАО «Региональная Сетевая Компания» о незаконном взимании двойной оплаты за электроэнергию в местах общего пользования,
у с т а н о в и л:
Христолюбов В.А., действующий в интересах жителей многоквартирных домов по ул. <адрес> г.Ирбита, обратился с иском к Администрации Муниципального образования город Ирбит, управляющей компании ООО «Ирбитское коммунальное предприятие», ОАО «Региональная Сетевая Компания» о незаконном взимании двойной оплаты за электроэнергию в местах общего пользования.
В качестве обоснования заявленных требований, Христолюбов указал, что согласно ФЗ № 131 от 06.10.2003г. ст. 17 п.1 и ст. 156 ЖК Российской Федерации размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается органами местного самоуправления. В 2009 году плата за содержание и ремонт жилого помещения составляла 6,21 руб/кв.м., в том числе плата за электроэнергию в местах общего пользования (МОП) 0,29 руб./кв.м. В 2010 г. решением Думы МО город Ирбит № 168 от 26.11.2009г. плата за содержание и ремонт жилья установлена с индексом 1,07 ( 6,21 х 1,107 = 6.89 руб/кв.м.). В 6,89 руб./кв.м. выросла плата и за электроэнергию МОП (0,29х1.107= 0,32 руб./кв.м.).Но в статье калькуляции себестоимости оплаты за содержание и ремонт жилья специалист ОГХК Чапаева С.В. поставила «0», не подсчитав постатейный баланс калькуляции, а он без 0,32 руб/кв.м. получился 6,57 руб./кв.м, т.е.фактически оплату за электроэнергию МОП 0,32 руб/кв.м. она не исключила. И жители города многоквартирных домов, где установлены общие коллективные электросчетчики, с марта 2010 года начали платить двойную плату за электроэнергию МОП. В апреле-мае Чапаева С.В. доказала, что она перенесла 0,32 руб/кв.м. в сторону РКЦ, по которой было 0,35 руб/кв.м., а стало 0,67 руб./кв.м. Получается, что Чапаева С.В. самолично, без Думы, повысила строку РКЦ на 0.32 руб/кв.м., т.е. по сравнению с 2009 годом на 123%.
С ноября 2009года в домах по <адрес> установлены общие коллективные электросчетчики. С марта 2010 года УК «Ирбитское коммунальное предприятие» берет плату с жильцов за электроэнергию в местах общего пользования. Согласно ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации за 30 дней даты предоставления платежных документов жильцы должны быть информированы письменно об изменении платы за электроэнергию МОП и порядке расчетов. Однако этого сделано не было. Снятие показаний приборов учета осуществляется ОАО «РСК» не в одно время, что также способствует расхождению в показаниях мест общего пользования.
В доме по <адрес> имеется бытовка слесарей ЖКХ, где нет отопления и электросчетчика, поэтому они отапливаются за счет общей электроэнергии дома.
В доме по ул.<адрес> имеются субабонетны (магазины), которые также, как и квартиры, подключены к общим электросчетчикам, но оплату за освещение мест общего пользования они не осуществляют.
С октября 2009 г. по май 2010г. в квартире <адрес> проводился капитальный ремонт. Все это время контролеры ставили по расходу эл.энергии «0», 3-8 кВт., так как попасть в квартиру не могли. После того, как контролер попал в эту квартиру, то в ведомости по расходу эл.энергии в № появилось за июнь - 8065 кВт., за июль - 1152 кВт., что больше, чем жильцы всего дома потребляют в местах общего пользования в месяц. Но ведь эти 9 217 кВт. ушли в МОП и жильцы уже оплатили их. Однако перерасчет жильцам не делается.
Инженер ОАО «РСК» Мальгина Т.Ю. сознательно в свободных ведомостях расхода эл.энергии домом переносит кВт дневного времени квартир с однотарифными эл.счетчиками в ночные. Поскольку на домах стоят общие двухтарифные счетчики, то за счет оплаты мест общего пользования, получается переплата жителями.
Также с начала 2010 года применялся неверный расчет по оплате мест общего пользования, когда плата взималась в зависимости от количества зарегистрированных граждан.
В связи с чем, истец просит обязать Администрацию МО город Ирбит отменить тариф 6,89 руб/кв.м. на оплату за содержание и ремонт жилья в 2010 году, заменив его тарифом 6,57 руб./кв.м., обязать управляющую компанию ООО «Ирбитское коммунальное предприятие» произвести перерасчет в квитанциях оплаты за эл.энергию в местах общего пользования. Обязать ОАО «РСК» сделать перерасчет МОП жильцам дома <адрес> за несанкционированное эл.подключение в кв. № в сумме 9217 кВт, выставить кВт МОП по оплате субабонентам (магазины и т.д.) по <адрес> с 01.011.2010г., установить единовременное снятие показаний всех эл. счетчиков в доме и общего в один день.
Дело рассмотрено без участия ответчиков - Думы МО город Ирбит, управляющей компании ООО «Ирбитское коммунальное предприятие», третьих лиц ООО «Эллис», ИП Колотовой В.П., ИП Сибирцева А.М., ОАО «Уральские стекольные заводы», надлежащим образом извещенных и месте и времени судебного заседания и не сообщивших об уважительности причин своего отсутствия.
При рассмотрении дела истец уточнил исковые требования и просил отменить решение Думы № 168 от 25.11.2009г. в части утверждения тарифа 6,89, заменив его на 6,55 руб./кв.м, принять решение по тарифу 7,58 руб./кв.м. от базового 6,55 руб./кв.м., обязать Администрацию МО город Ирбит и Думу МО город Ирбит отменить тариф 6,89 руб./кв.м. за содержание и ремонт жилья в 2010г., УК ООО «ИКП» произвести перерасчет оплаты за освещение мест общего пользования с 01.01.2010г., произвести расчет по использованию эл.энергии в бытовке слесарей по <адрес> с 01.01.2010г., по дому <адрес> произвести начисление платы за эл.энергию МОП всем субабонентам с последующим перерасчетом платы жильцам за МОП с 01.01.201г., начисление платы за эл.энергию производить строго по календарному месяцу, без заключения договоров с жильцами домов УК ООО «ИКП» прекратить свою деятельность, признать недействительными акты ОАО «РСК» расхода эл. энергии домами северной части города и произвести дальнейший перерасчет платы за МОП, произвести перерасчет платы жильцам дома по <адрес> за несанкционированное эл.подключение кв. № №. в сумме 9217 кВт.
В качестве возражений заявленных требований Дума МО город Ирбит предоставила отзыв, согласно которого разработкой проектов утверждения нормативов потребления коммунальных услуг и предельного уровня оплаты платежей за жилищные и коммунальные услуги относится к полномочиям администрации МО город Ирбит в соответствии со ст. 30 (ч.4 п.4) Устава МО город Ирбит. Решением Думы МО город Ирбит № 168 от 26.11.2009г. были утверждены нормативы потребления коммунальных услуг и предельный уровень оплаты за жилищно-коммунальные услуги в 2010 году. Согласно письму РЭК СО от 24.04.2009г. № 10-18/1390 оплата освещения мест общего пользования исключена из размера платы за содержание и ремонт имущества многоквартирного дома. Потребление электроэнергии по освещению мест общего пользования относится к коммунальным платежам, которые должны оплачиваться гражданами по схеме коммунальных расчетов и должны быть исключены из статей по оплате жилья. Основываясь из вышеизложенного, Дума МО город Ирбит в решении № 158 от 26.11.2009г. пунктом 1.4 исключила оплату освещения мест общего пользования из размера платы за содержание и ремонт жилого помещения с 01.01.2010г.
Представитель ответчика- Администрации МО город Ирбит - Говорухин К.Г. не согласился с предъявленным иском, указав, что Постановлением РЭК Свердловской области от 30.09.2008г. № 123-ПК утверждены предельные индексы роста тарифов для населения на 2010 год к тарифам 2009г. на жилищные услуги - 122%, на коммунальные услуги - 121.9%. В связи с данным постановлением тарифы для населения не могут превышать размер платы за жилищно-коммунальные услуги, действующий в 2009 году, с учетом роста предельного индекса, установленного на 2010 год. Решением Думы МО город Ирбит № 168 от 26.11.2009г. с 01.01.2010г. тарифы для населения были утверждены в пределах утвержденных индексов изменения размеров платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги. До 01.01.2009г. освещение мест общего пользования входило в состав тарифа на содержание жилья в размере 0,29 руб./кв.м. Письмом Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 24.04.2009г. органам местного самоуправления предлагалось с 1 января 2010 года из ставок платы за содержание и ремонт жилищного фонда исключить стоимость электрической энергии, расходуемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме. Решением Думы МО город Ирбит от 26.11.2009г. № 168 стоимость электрической энергии, расходуемой на освещение мест общего пользования, исключена из тарифа на содержание и ремонт жилого помещения. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006г. № 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам и установлен порядок расчета размера платы за коммунальные услуги. Собственники помещений в многоквартирном доме вносят плату за приобретение у ресурсоснабжающей организации объемы электрической энергии, исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников по помещений. Общий объем потребленной электрической энергии, определенный исходя из показаний коллективного прибора учета, распределяется между указанными собственниками пропорционально их показаниям по индивидуальному прибору учета в квартирах. Фактически объем потребления электроэнергии по местам общего пользования в некоторых домах в несколько раз отличается от объемов простейшего расчета по «лампочкам» в подъезде». Причинами значительного превышения показаний являются: 1) у большинства жителей (свыше 60%) для учета потребления электроэнергии установлены счетчики старого образца 90-ых голов, имеющий низкий класс точности, неучет данных приборов со временем увеличивается и доходит до 30-40%. Получается, что эта часть жильцов, сама того не желая, оплачивает только часть фактически потребленного объема электрической энергии; 2) в домах, где наблюдается значительное превышение показаний, рассчитанных по мощности и количеству источников (ламп), напрашивается вывод о том, что в этих домах есть недобросовестные граждане, потребляющие электроэнергию помимо прибора учета. В 2010 году по данному вопросу состоялось несколько совещаний с участием руководителей энергоснабжающей организаций и управляющими компаниями. Для контроля за проведением проверок по выявлению несанкционированного подключения создана комиссия с привлечением специалистов из энергоснабжающих организаций, управляющих компаний, ОВД, комендантов домов или заинтересованных граждан.
Представитель ОАО «РСК» Рудь А.В. не признал исковые требования, пояснив, что ОАО «РСК» является сетевой организаций, поставляющей электроэнергию до границы балансовой принадлежности электрических сетей, установленной актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от 01.11.2009г. между ОАО «РСК» и ООО «Ирбитское коммунальное предприятие». Между ООО «Ирбитское коммунальное предприятие» и собственниками жилых домов по <адрес> заключены договоры управления многоквартирным домом. Согласно п.1.2 договора Управления организация осуществляет управление многоквартирным домов, в том числе осуществляет начисление, сбор и перерасчет платежей Собственнику за содержание жилья, коммунальные и прочие услуги. Снятие показаний общедомовых приборов коммерческого учета осуществляет ОАО «РСК» по согласованному графику с Управляющей организацией ежемесячно, что исключает искажение объемов потребления электрической энергии в целом на дом. В соответствии с пп «е» п. 49 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307 Управляющая организация обязана при наличии коллективных приборов учета ежемесячно, в течение последней недели месяца, снимать показания и заносить в журнал учета показаний коллективных приборов учета. Однако на данный момент Управляющая компания не имеет возможности осуществлять снятие показаний общедомовых индивидуальных приборов учета, поскольку в ее штате нет специалистов, способных надлежащим образом производить данные действия. В связи с чем, снятие показаний на данный момент производит ОАО «РСК» в соответствии с устной договоренностью с ООО «Ирбитское Коммунальное Предприятие». Сведения о показаниях общедомовых и индивидуальных приборов учета направляются Управляющей организации и ОАО «Свердловэнергосбыт» для осуществления дальнейших расчетов с потребителями. При этом, никаких расчетов с потребителями самостоятельно ОАО «РСК» не производит.
Представитель третьего лица ОАО «Свердловэнергосбыт» Костарев А.В. пояснил, что согласно договора электроснабжения от 23.12.2009г. их организация является гарантированным поставщиком электроэнергии для управляющей компании ООО «Ирбитское коммунальное предприятие» (ООО «ИКП»), которое производит оплату за поставленную электроэнергию. До ввода в дом электроэнергию поставляет сетевая компания ОАО «Региональная сетевая компания» (ОАО «РСК»). Оплата ООО «ИКП» осуществляется по показаниям коллективных приборов учета, которые снимаются сотрудниками ОАО «РСК». На основании представленных показаний ими формируются счета и выставляются к оплате, в том числе и счета на оплату электроэнергии, потребленной в местах общего пользования. Бытовые потребители производят оплату согласно показаниям своих приборов учета напрямую в ОАО «Свердловэнергосбыт».
Представитель третьего лица ОАО «СЭГК-РЦ» Ларионова И.С. пояснила, что по агентскому договору с ООО «ИКП» их организация осуществляет начисление, учет и сбор платежей от населения за освещение мест общего пользования. Начисление проводится по сведениям, предоставленным ОАО «РСК» и ОАО «Свердловэнергосбыт» пропорционально объему потребленной электроэнергии каждой квартирой в соответствии с формулой № 9 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006г. С января по май 2010 года начисление и сбор платежей за освещение мест общего пользования производилось в зависимости от количества зарегистрированных в квартирах.
Представитель третьего лица ООО «Жилкомхоз» Мальгин А.Я. согласился, что с июня 2010 года они занимают бытовку в подъезде дома по <адрес>, где отсутствует прибор учета электрической энергии. В настоящее время ведется работа по заключению договора и установке прибора учета.
Представитель третьего лица МУП МО г.Ирбита «Северный жилищно-коммунальный комплекс» Васильев С.С. согласился, что их организация до июня 2010 года занимала бытовку в подъезде дома <адрес>. За все это время они пользовались электроприборами без учета электроэнергии. Согласен произвести расчет использованной электроэнергии и произвести оплату согласно этому расчету.
Выслушав доводы сторон, мнение специалиста, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению в силу следующих оснований.
Как установлено судом, в 2009 году в связи с банкротством МУП «Северное», обслуживающего жилые дома <адрес> жители этих домов не воспользовались правом выбора одной из управляющих компаний, предоставленных на рынке жилищных услуг и управление этими домами было передано ООО «Ирбитское Коммунальное Предприятие» на основании открытого конкурса, проведенного администраций МО город Ирбит в сентябре-октябре 2009г. По итогам конкурса согласно ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации был заключен договор № 1 от 21 октября 2010 года на обслуживание домов в северной части города ООО «Ирбитское Коммунальное Предприятие».
Таким образом, исполнителем коммунальных услуг в домах №<адрес> в г.Ирбие является управляющая организация ООО «Ирбитское Коммунальное Предприятие» (далее ООО «ИКП»).
В соответствии с ч.ч.1,2,3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, включая и управление управляющей организацией.
Согласно ч.ч. 1,2,3,4.8.2 11 ст. 162 данного Кодекса договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указных в решении данного общего собрания.
По договору управления многоквартирным жомом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещении) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги, осуществлять иную направленную на достижение целей управления домом деятельность.
Условия договора управления домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполнит условия такого договора.
В соответствии с ч.ч.1, 4 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Согласно ч.ч.1, 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объемов потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч.3 ст. 154 настоящего Кодекса, рассчитываются по тарифам, установленным федеральным законом.
Тарифы на электрическую энергию для населения, утверждаемые РЭК Свердловской области, рассчитываются в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации и Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004г. № 109 и Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом ФСТ России от 06.08.2004г. № 20-э/2 (далее по тексту Методические указания), что полностью соответствует содержанию ст. 6 Федерального закона от 14.04.1995г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации».
Согласно пункту 10 Методических указаний, тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность), поставляемую потребителям, представляют собой сумму следующих слагаемых:
стоимость единицы электрической энергии (мощности), производимой и (или) приобретаемой гарантирующим поставщиком на оптовом и розничном рынках;
сбытовая надбавка гарантирующего поставщика;
стоимость услуг по передаче единицы электрической энергии (мощности) - в случае, если электрическая энергия (мощность) поставляется на основании договора энергоснабжения.
В соответствии с п.4 Методических указаний, расчет тарифа на услуги по передаче электрической энергии по региональным электрическим сетям определяется исходя из стоимости работ, выполняемых организацией, эксплуатирующей на правах собственности или на иных законных основаниях электрические сети и/или устройства преобразования электрической энергии, в результате которых обеспечиваются:
передача электрической энергии (мощности) как потребителям, присоединенным к данной сети, так и отпускаемой в электрические сети других организаций (собственников);
поддержание в пределах государственных стандартов качества передаваемой электрической энергии;
содержание в соответствии с техническими требованиями к устройству и эксплуатации собственных электроустановок и электрических сетей, технологического оборудования, зданий и энергетических сооружений, связанных с эксплуатацией электрических сетей.
Таким образом, в состав тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению,
включены затраты сетевых организаций, эксплуатирующих электрические сети, находящиеся у
них на праве собственности или на иных законных основаниях.
Утверждение тарифов на товары и услуги организацией коммунального комплекса согласно ст.3 подп.15 Устава МО город Ирбит относится к полномочиям Думы МО город Ирбит.
Как следует из калькуляции, составленной специалистом ОГКХ Администрации МО город Ирбит Чапаевой С.В., в 2009 году плата за электроэнергию в местах общего пользования составляла 0,29 руб. и входила в плату за содержание и ремонт жилищного фонда МО город Ирбит (том 1, л.д. 24-25).
Письмом Региональной энергетической комиссии Свердловской области № 10-18/1390 от 24.04.2009г. было рекомендовано с 01.01.2010 года исключить из данной ставки стоимость электрической энергии, расходуемой на работу приборов освещения помещений общего пользования (том 1, л.д.22-23).
Данная рекомендация была учтена администрацией МО город Ирбит при разработке тарифов на 2010 год и пунктом 1.4 Решения Думы № 168 от 26.11.2009г. была исключена из размера платы за содержание и ремонт жилого помещения стоимость электрической энергии, расходуемой на освещение мест общего пользования в многоквартирном доме ( том 1, л.д.14-16).
Однако указанное исключение отделом городского коммунального хозяйства не было осуществлено путем уменьшения стоимости услуг на 0,29 руб./кв.м, а было произведено перераспределение на услуги РКЦ, т.е. вместо 0,30 руб./кв.м. услуги РКЦ стали составлять 0,67 руб./кв.м. (том 1, л.д. 31). В связи с чем, тариф на содержание и ремонт жилищного фонда составил в 2010 году - 6,89 руб./кв.м.
По мнению специалиста районного отдела коммунального хозяйства Гладковой О.В. каждое муниципальное образование самостоятельно подходит к своим тарифам. РЭК определяет лишь индекс роста тарифов, поэтому в МО город Ирбит были перемещены затраты с одной статьи на другую, что вполне допустимо, поскольку позволяет уменьшить убытки бюджетных средств и не выходить за рамки предельных индексов увеличения размера платы граждан за жилое помещение. Калькуляция цен, разрабатываемая для утверждения тарифов, является плановым документом. Фактически исполнители коммунальных услуг могут уменьшить или увеличить ту или иную часть расходов на содержание и ремонт жилья.
Данное мнение не расходится с Порядком пересмотра размера подлежащей внесению платы граждан за жилое помещение и платы за коммунальные услуги, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области № 361-ПП от 25.04.2007г., согласно которого изменение размера платы за жилое помещение не должно быть ниже минимальных и (или) выше максимальных индексов, установленных Региональной энергетической комиссией Свердловской области для каждого муниципального образования на соответствующий период регулирования. Определение индекса изменения размера подлежащей внесению платы граждан за жилое помещение осуществляется путем сравнения суммарного размера платы граждан за жилое помещение в текущем финансовом году с суммарным размером платы граждан за жилое помещение при неизменном наборе и объеме потребляемых услуг в конце предшествующего финансового года.
Постановлением РЭК № 123-ПК от 30.09.2009г. были утверждены предельные индексы изменения размера платы за жилое помещение и предельные индексы изменения размера платы за коммунальные услуги по муниципальным образованиям в Свердловской области. Для муниципального образования город Ирбит предельный индекс роста коммунальных услуг составил 121,9 %, роста платы за жилье - 122,0 % (том 1, л.д.98-100).
Так как предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги устанавливаются при неизменном наборе и объеме потребляемых услуг, то расчет предельного индекса по МО город Ирбит будет исходить из следующего расчета. Стоимость услуг за 1кв.м. в 2010 году увеличилась с 9,04 руб./кв.м. до 10,01 руб./к.м. До 01.01.2010 года освещение мест общего пользования входило в состав тарифа на содержание жилья в размере 0,29 руб./кв.м. Если учесть, что стоимость жилищных услуг для граждан, проживающих в квартирах по договорам социального найма составляет 9,04 руб. за 1 кв.м и включает в себя стоимость потребленной электроэнергии 0,29 руб. за 1 кв.м., то без электроэнергии данная сумма будет составлять 8,75 руб./кв.м. (9,04-0,29). Следовательно, предельный индекс изменения размера платы граждан будет в 2010 году составлять 114,4% (10,01 : 8,75 х 100%), что, несомненно, ниже предельного индекса роста тарифов, утвержденного для муниципального образования город Ирбит.
Представленные фактические расходы на содержание и текущий ремонт ООО «ИКП» также не подтверждают, что в их состав включены расходы на электрическую энергию, используемую на освещение мест общего пользования.
Доводы истца Христолюбова В.А. по поводу того, что специалистом ОГКХ Чапаевой С.В. умышленно расходы на электроэнергию перемещены в статью затрат на РКЦ и необоснованно составили 0,67 руб./кв.м., были опровергнуты судом, поскольку исходя из нормативного расчета затрат на оплату услуг ОАО «СЭГК» фактические расходы РКЦ составили 0,90 руб./кв.м. (том. 3, л.д.38).
Таким образом, суду не представлено доказательств того, что стоимость электроэнергии, расходуемой в местах общего пользования в 2010 году, включена в тарифы на содержание жилья и администрацией необоснованно применен тариф на содержание и ремонт жилья в размере 6,89 руб./кв.м. Более того, Постановление Думы № 168 от 26.11.2009г. в части утверждения тарифов было обжаловано Христолюбовым В.А. в порядке главы 25 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, но в связи с отказом Христолюбова В.А. от заявленных требований, производство по делу было прекращено определением Ирбитского районного суда от 15 ноября 2010 года, в связи с чем, суд не вправе рассматривать требования, по которым имеется вступившее в законную силу определение. С учетом данных обстоятельств, суд считает необходимым отказать в удовлетворении требований к администрации МО город Ирбит об отмене тарифа 6,89 руб./кв.м., поскольку он не содержит в себе платы за электроэнергию мест общего пользования.
Как установлено, исполнителем коммунальных услуг домов №<адрес> г.Ирбита является управляющая компания ООО «Ирбитское Коммунальное предприятие», которое приобретает электроэнергию для коммунально-бытового потребления граждан в объемах фактически потребленной гражданами и израсходованной в местах общего пользования по тарифам для населения.
Согласно типовому договору на обслуживание ООО «ИКП» осуществляет поставку коммунальных услуг через общедомовые инженерные сети, включая электроснабжение мест общего пользования (п.1.2).
Во исполнение условий данного договора управления, ООО «ИКП» был заключен договор электроснабжения № 164015 от 23.12.2009г. с «гарантированным поставщиком» ОАО «Свердловэнергосбыт» на поставку электроэнергии, (включая и освещение мест общего пользования), согласно которого управляющая организация обязуется производить расчеты с ОАО «Свердловэнергосбыт» за приобретаемую электрическую энергию по двухтарифным счетчикам учета активной энергии в домах <адрес> (том 1, л.д. 145-152). В свою очередь, начисление и сбор денежных средств от бытовых потребителей осуществляет ОАО «Свердловэнергосбыт» согласно соглашению о делегировании права сбора денежных средств (том 1, л.д.162-165).
Поставка электроэнергии до ввода в дом осуществляется сетевой компанией ОАО «РСК», которая доводит электроэнергию до границы балансовой принадлежности, определенной согласно акту разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности между ОАО «РСК» и ООО «Ирбитское Коммунальное предприятие» (том 1, л.д.122-127). При этом определение объемов поставленной электроэнергии осуществляется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организацией и внутридомовых электрических сетей.
Регламентом взаимодействия между ОАО «РСК» и ОАО «Свердловэнергосбыт» урегулированы вопросы определения потребленной электроэнергии потребителям - физическими лицами при ежемесячном снятии показаний приборов учета. Согласно данного регламента АОА «РСК» 1 раз в месяц производит списание показаний индивидуальных счетчиков, заносит их в «Ведомость объемов передачи электроэнергии Потребителям -физическим лицам» и в срок до 28 числа текущего (расчетного) месяца направляет сведения ОАО «Свердловэнергосбыт» в электронном виде. Списание показаний ПУ осуществляется согласно графику снятия показаний приборов учета (том 1, л.д.159-161).
Как следует из представленного графика, ОАО «РСК» необходимо осуществлять снятие показаний индивидуальных приборов учета в доме по ул.<адрес> числа текущего месяца, в доме по <адрес> числа текущего месяца (том 1, л.д.130-132). Именно по этому графику происходит снятие показаний общедомовых приборов учета электроэнергии. Вместе с тем, показания индивидуальных приборов учета снимаются не по установленному графику, и без учета календарного месяца, что подтверждается ведомостями, представленными ОАО «Свердловэнергосбыт» (том 1, л.д. 245-258).
Наряду с этим, согласно действующему законодательству, обязанность по учету потребленной электроэнергии возлагается на управляющую компанию. Так в соответствии с пп. «е» п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307 управляющая организация обязана при наличии коллективных приборов учета ежемесячно, в течение последней недели месяца, снимать показания и заносить в журнал учета показаний коллективных приборов учета. Кроме того, согласно п.14 данных Правил расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.
Однако, учет потребляемой энергии в домах <адрес> осуществляется не по календарному месяцу и не надлежащим лицом, в связи с чем, суд удовлетворяет исковые требования о принуждении управляющей компании ООО «Ирбитское Коммунальное предприятие» осуществлять учет потребляемой электроэнергии согласно календарному месяцу.
Как установлено, и это не спаривается сторонами, с 01.01.2010 года по июнь 2010 года бытовку площадью около 6 кв.м., находящуюся в подъезде дома № <адрес> г.Ирбита занимала обслуживающая подрядная организация МУП МО г.Ирбита «Северный жилищно-коммунальный комплекс», с июня 2010 года по настоящее время это помещение занимает другая подрядная организация ООО «Жилкомхоз», которая также использует это помещение как складское и раздевалку для слесарей-сантехников. В данном помещении находятся электроприборы, а также лампочка освещения, но потребление электроэнергии с января 2010 года по настоящее время осуществляется без прибора учета, в связи с чем, оплата за потребление электроэнергии подрядным организациям не предъявляется управляющей компанией ООО «ИКП».
В соответствии с п. 20 Правил предоставления коммунальных услуг, при отсутствии индивидуальных приборов учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальные услуги в нежилом помещении рассчитывается по соответствующим тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также исходя из объемов потребленных коммунальных ресурсов, которые определяются:
в) для газа и электрической энергии - расчетным путем, согласованным ресурсоснабжающей организацией с лицом, заключившим с ней договор, исходя из мощности и режима работы установленных в этих помещениях потребляющих устройств.
При таких обстоятельствах, учитывая, что жителям дома по <адрес> произведено начисление оплаты за поставленную электроэнергию мест общего пользования, включая и нежилое помещение бытовки, управляющей компании необходимо произвести перерасчет согласно объемов потребленный электроэнергии, определенных расчетным путем, исходя из мощности и режима работы установленных в бытовке потребляющих устройств. В связи с чем, требования о перерасчете оплаты жильцам дома по ул.<адрес> за электроэнергию мест общего пользования с 01.01.2010 года в связи с использованием эл.энергиии в бытовке слесарей, подлежат удовлетворению.
Как установлено судом, в доме по ул<адрес> находятся нежилые помещения, занимаемые юридическими лицами: ООО «Эллис», ИП Колотовой В.П., ИП Сибирцева А.М., ОАО «Уральские стекольные заводы», у которых заключены договоры с ОАО «Свердловэнергосбыт» на поставку и оплату электроэнергии. Оплата производится согласно показаниям прибора учета, который находится внутри занимаемого ими помещения. Тем не менее, все эти субабоненты подключены к общедомовым сетям и общедомовому прибору учета электроэнергии. Оплата за освещение мест общего пользования им не предъявляется.
Согласно Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 491 от 13.08.2006г. в состав общего имущества включаются: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); б) крыши; в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции); д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры); е) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом; ж) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома.
В соответствии со статьями 39, 156 (частей 3, 7 и 8) и статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, письмом Минрегиона РФ от 06.03.2009г. № 6177-АД/14 «Об особенностях установления размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном жоме» размер платы за содержание и ремонт жилого помещения на 1 кв.м. общей площади помещения устанавливается одинаковым для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. Собственники нежилых помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме наравне с собственниками жилых помещений. Такие расходы указанные собственники нежилых помещений несут путем внесения платы за содержание и ремонт общего жилого помещения и коммунальные услуги.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правилами предоставления коммунальных услуг, электрическая энергия, потребленная в местах общего пользования включается в состав затрат на предоставление коммунальной услуги электроснабжения, со всех нанимателей, являющихся собственниками нежилых помещений в многоквартирном доме по <адрес>, подлежит взиманию плата за освещение мест общего пользования. С учетом изложенного, суд удовлетворяет требования о принуждении управляющей компании ООО «Ирбитское Коммунальное Предприятие» произвести перерасчет в оплате электроэнергии мест общего пользования жильцам дома по <адрес> согласно объемов потребленный электроэнергии субабонентами данного дома с 01.01.2010 года. Суд не может принять решение в отношении предъявления требований к субабонентам, поскольку данные лица не привлечены к участию в деле в качестве ответчиков.
В соответствии с ч.1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Согласно п.23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2006г. № 307) при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение и электроснабжение определяются в соответствии с подп. 1 пункта 3 Приложения № 2 к Правилам (формула № 9), т.е. пропорционально индивидуальным приборам учета.
Как установлено, дома №<адрес> г.Ирбита оборудованы общедомовыми приборами учета с ноября 2009 года. Однако до июля 2010 года управляющая компания не предоставляла сведений по потреблению индивидуальных приборов учета, в связи с чем, с января 2010 года по май 2010 года распределение оплаты электроэнергии в местах общего пользования осуществлялось пропорционально количеству прописанных в каждой квартире, в соответствии с п.2 Приложения № 3 Правил. Данное обстоятельство было подтверждено представителем ОАО «СЭГК-РЦ».
Не согласившись с данными расчетами, истцом были заявлены требования о необходимости перерасчета исходя из пропорционального потребления электроэнергии, поскольку пунктом 23 Правил предусмотрен расчет оплаты за электроснабжение мест общего пользования при оборудовании дома коллективным прибором учета. В этом случае, механизм начисления платы за освещение мест общего пользования будет следующим: показания коллективного прибора учета следует разделить на сумму показаний индивидуальных или общих приборов учета и норматива потребления для жилых помещений, не оборудованных счетчиками; полученный результат умножить на количество энергии, потребленной в одном помещении согласно приборам учета, и умножить на тариф. С учетом данных обстоятельств, требования истца о перерасчете платы за электроэнергию мест общего пользования за период с января по май 2010года исходя из пропорционального потребления электроэнергии, подлежат удовлетворению.
В отношении требований о признании недействительными акты ОАО «РСК» расхода электрической энергии суд приходит к следующему.
Согласно пунктам 7 и 18 Правил предоставления коммунальных услуг собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемов (количество) электрической энергии исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. При применении тарифов, дифференцированных по времени суток (дневные и ночные) и (или) потребляемой нагрузке за единицу времени, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов.
Проведя анализ сведений учета потребления электроэнергии бытовыми потребителя домов №<адрес>, и общих сведений, которые подаются ООО «РСК» для оплаты мест общего пользования судом установлено несоответствие данных сведений. Так, к примеру, бытовыми потребителя дома по <адрес> было получено электроэнергии в первом квартале 2010 года:
в январе - 15054 кВт (днем) и 5744 кВт (ночью). Всего: 20798,
феврале - 15416 кВт (днем) и 5386 кВт (ночью). Всего: 20802,
марте - 12754 кВт (днем) и 5016 кВт (ночью). Всего: 17770. (том 2, л.д.75-80).
Однако в сведениях, предоставляемых для оплаты мест общего пользования значится:
в январе - 8682 кВт (днем) и 12116 кВт (ночью). Всего 20798 кВт.
феврале - 10991 кВт (днем) и 9811 кВт (ночью). Всего: 20802 кВт,
марте - 8581 кВт (днем) и 9192 кВт (ночью). Всего: 17773. (том 2, л.д.26).
Таким образом, сетевая организация в расчетах ориентируется прежде всего на показания коллективного прибора учета, и как следствие, соблюдая эту пропорцию между «дневным» и «ночным» потреблением, производится перенос кВт из дневного времени - в ночное. Данные переносы представитель ООО «РСК» объясняет необходимостью соблюдения баланса, поскольку учет общедомовой энергии осуществляется по двухтарифному счетчику, а большинство квартир имеют однотарифный счетчик и поэтому получается, что потребление бытовых потребителей днем иногда больше, чем показания общедомового счетчика в дневное время.
Вместе с тем, данные переносы увеличивают расход потребления электроэнергии в местах общего пользования в дневное время, который принимается как разница между показаниями общедомового счетчика и показаниями бытовых потребителей, что приводит к значительному увеличению платы с жителей города за места общего пользования в дневное время. Данный расчет, по мнению суда, не является обоснованным, поскольку жители домов, использующие однотарифные счетчики, уже оплатили свою потребленную электроэнергию исходя из дневного тарифа, и им предлагается вновь оплачивать места общего пользования с учетом завышенного расчета исходя из дневного тарифа только на том основании, что учет общедомовой энергии осуществляется по двухтарифному счетчику. В данном случае, ввиду расчетного завышения оплаты мест общего пользования, непосредственный «гарантирующий поставщиц» ОАО «Свердловэнергосбыт» получает значительную переплату, которая осуществляется за счет жителей многоквартирных домов. Так в результате переноса бытовых кВт из дневного времени в ночное, на примере дома по <адрес> в январе 2010 года получилась переплата в сумме 5917,64 руб., в феврале - 4203,16 руб., в марте - 3296,04 руб. Не смотря на это, управляющая компания ООО «Ирбитское коммунальное предприятие» уклоняется от своих непосредственных обязанностей и не осуществляет учет потребляемой энергии, согласовывая и допуская оплату счетов ОАО «Свердловэнергосбыт», а также предъявляя для расчетов в ОАО «СЭГК-РЦ» завышенный расход электроэнергии на места общего пользования для оплаты гражданам. Данную ситуация суд считает недопустимой и считает необходимым отреагировать частным определением.
С учетом изложенных обстоятельств, суд удовлетворяет требования о необходимости перерасчета электроэнергии за потребление в местах общего пользования исходя из показаний коллективного прибора учета и фактического потребления электроэнергии в дневное время.
Суд не может удовлетворить требования о прекращении деятельности управляющей компании ООО «ИКП» только на том основании, что не со всеми жильцами заключены договоры управления, поскольку действующим Жилищным кодексом Российской Федерации не предусмотрено данных оснований для прекращения управления многоквартирным домом управляющей компанией.
Также судом отклоняются требования о перерасчете платы жильцам дома по <адрес> за электроэнергию мест общего пользования за несанкционированное подключение квартиры № в сумме 9 217 кВт, поскольку данный объем потребления электроэнергии вошел в баланс и был учтен в оплате электроэнергии мест общего пользования, что подтверждается лицевым счетом данной квартиры, а также сведениями учета электрической энергии данного потребителя (том 2 л.д.26, 27).
В соответствии со ст.98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с управляющей компании ООО «Ирбитское Коммунальное Предприятие» подлежат взысканию в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Христолюбова В.А., действующего в интересах жителей многоквартирных домов по ул. <адрес>Ирбита, к администрации муниципального образования город Ирбит, управляющей компании ООО «Ирбитское Коммунальное Предприятие», ОАО «Региональная Сетевая Компания» о незаконном взимании двойной оплаты за электроэнергию в местах общего пользования, удовлетворить частично.
Управляющей компании ООО «Ирбитское Коммунальное Предприятие» обеспечить единое снятие показаний общедомового учета прибора электроэнергии и индивидуальных приборов учета электроэнергии в домах <адрес> города Ирбита согласно календарному месяцу.
Обязать управляющую компанию ООО «Ирбитское Коммунальное Предприятие» произвести с 01.01.2010 г. по 31.12.2010г. перерасчет оплаты жильцам дома по <адрес> г.Ирбита за потребление электроэнергии в местах общего пользования исходя из: объема потребления электроэнергии в бытовке слесарей; показаний коллективного прибора учета и фактического потребления электроэнергии домом в дневное и ночное время; пропорционально индивидуальному потреблению.
Обязать управляющую компанию ООО «Ирбитское Коммунальное Предприятие» произвести с 01.01.2010 г. по 31.12.2010г. перерасчет оплаты жильцам дома по <адрес>.Ирбита за потребление электроэнергии в местах общего пользования исходя из: объемов потребленный электроэнергии субабонентами данного дома; показаний коллективного прибора учета и фактического потребления электроэнергии домом в дневное и ночное время; пропорционально индивидуальному потреблению.
Взыскать с управляющей компании ООО «Ирбитское Коммунальное Предприятие» в пользу Христолюбова В.А. расходы по госпошлине в сумме <данные изъяты>.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий- /<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>