Решение по делу № 2-1270/2010г. по заявлению Баглай К.В. об оспаривании постановления администрации МО г. Ирбит № 1413 от 27.08.2010г. о снятии с учкиа граждан, нуждающихся в жилых помещениях и признании незаконным бездействие Главы МО г. Ирбит Агафонова



Мотивированное решение составлено и объявлено 22 декабря 2010 года

Дело № 2 - 1270 / 2010 год

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 декабря 2010 года город Ирбит

Ирбитский районный суд Свердловской области

в составе: председательствующего судьи Чистовой М.В.

при секретаре Шеломенцевой Ю.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Баглай К.В. об оспаривании постановления администрации Муниципального образования город Ирбит № 1413 от 27.08.2010 г. о снятии с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях и признании незаконным бездействие Главы Муниципального образования город Ирбит Агафонова Г.А.

у с т а н о в и л :

Баглай К.В., являясь инвалидом Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г., обратилась в суд с заявлением об оспаривании постановления администрации Муниципального образования город Ирбит № 1413 от 27.08.2010 г. о снятии её с учета граждан, нуждающихся в жилом помещении и признании незаконным бездействие Главы МО г.Ирбит Агафонова Г.А.

В обосновании заявленных требований представитель заявителя Палицын Р.А. пояснил. На основании заявления Баглай К.В. 19.07.2010 г. постановлением Главы МО г.Ирбит № 1144 она признана нуждающейся в жилом помещении и поставлена на соответствующий учет граждан как инвалид Великой Отечественной войны. 07.09.2010 г. поступило сообщение о принятом 27.08.2010 г. решении № 1413 о снятии Баглай К.В. с учета на основании ст.53 Жилищного кодекса Российской Федерации по причине намеренного ухудшения ею жилищных условий в результате отчуждения в январе 2008 г. принадлежащей ей на праве собственности двухкомнатной благоустроенной квартиры. С принятым решением не согласны по следующим основаниям. Ссылка на ст.53 ЖК Российской Федерации является необоснованной, так как данная норма не регулирует порядок снятия граждан с учета. Статья 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, в свою очередь, содержит исчерпывающий перечень обстоятельств, являющихся основанием для снятия гражданина с учета, ни одно из которых к Баглай К.В. не применимо. Оснований говорить о намеренном ухудшении заявительницей жилищных условий также не имеется. Проданная квартира предоставлялась мужу Баглай К.В. - Баглай Ф.Т., умершему в 1996 г. В 2000 г. умер сын заявительницы Баглай А.Ф.. Оставшись одна, без помощи, она решила продать жилое помещение и переехать в дом старчества, по определенным причинам этого не сделала. Цели ухудшить свои жилищные условия не преследовала, за что свидетельствует факт обращения с заявлением о постановке на учет лишь в 2010 году. На момент отчуждения квартиры, нормативного основания для обеспечения инвалидов жильем, а именно Постановления Правительства Свердловской области от 01.03.2010 г. № 330-ПП не существовало. От государства заявительница, являющаяся инвалидом ВОВ, обеспечения в виде жилого помещения никогда не получала. При постановке Баглай К.В. на учет, ею была предоставлена полная информация, в том числе справка Филиала «Ирбитского межрайонного БТИ и РН» № 472 о наличии ранее в собственности жилого помещения, что не помешало принять названное решение. Вновь открывшимся обстоятельством для администрации МО г.Ирбит это не является. В связи с чем, просят признать незаконным оспариваемое Постановление.

Кроме того, просят признать незаконным бездействие Главы Муниципального образования город Ирбит Агафонова Г.А., выразившееся в непредставлении ответа в тридцатидневный срок на письменное обращение Баглай К.В. от 09.07.2010 г. о предоставлении ей единовременной денежной выплаты на приобретение жилья, поступившее в администрацию в этот же день за входящим номером 669/1.

Заявитель Баглай К.В, поддержала доводы, изложенные представителем. Дополнительно пояснила. 18.03.2010 г. ей исполнился 91 год. Она является инвалидом Великой Отечественной войны, имеет военное ранение. Оставшись после смерти мужа и сына одна, 11.01.2008 г. продала принадлежавшую ей квартиру <адрес> в г.Ирбите Кузевановой Г.С. и Кузеванову А.С. за 1 000 000 рублей. Покупатели квартиры родственниками ей не приходятся. Денежные средства израсходовала на личные нужды, оплачивает предоставляемые ей бытовые и иные услуги ввиду невозможности совершать определенные действия самостоятельно. Большие затраты несет по приобретению медикаментов. Квартиру продала с намерением проживать в доме старчества. В последующем побоялась жить с чужими людьми, в связи с чем, согласилась на предложение также постороннего ей человека - Гущина, временно проживать в принадлежащей ему квартире по адресу г.<адрес>. в 2010 году узнала, что ей, как инвалиду ВОВ положено предоставление жилого помещения, в связи с чем, обратилась в администрацию МО г.Ирбит с заявлением о постановке на учет как лицо, нуждающееся в жилом помещении, а также с заявлением о выплате денежной суммы на приобретение жилья. Информацию о том, что в 2008 г. продала квартиру, не скрывала, все запрошенные документы представила. Первоначально её поставили на учет, после чего сняли по причине намеренного ухудшения ею своих жилищных условий. Не согласна с такой формулировкой, являясь инвалидом ВОВ таких целей не преследовала. Учитывая изложенное, отсутствие прав на какое-либо жилое помещение, просит заявленные требования удовлетворить.

Представитель администрации Муниципального образования город Ирбит Говорухин К.Г. заявленные требования не признал. Баглай К.В. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как инвалида Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.. Документы направлены в СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», из которого поступил ответ о необходимости проверки информации о намеренном ухудшении заявительницей своих жилищных условий. Установлено, что действительно 11.01.2008 г. Баглай К.В. продала принадлежащую ей на праве собственности благоустроенную квартиру <адрес> В связи с чем, на основании положений ст.53, п.п.3 ч.1 ст.54 Жилищного кодекса Российской Федерации принято решение о снятии Баглай К.В. с учета, поскольку пятилетний срок со дня отчуждения жилого помещения не истек. На все обращения заявительницы были даны ответы. Считают, что сообщение Главы МО г.Ирбит Агафонова Г.А. от 30.08.2010 г. о снятии Баглай К.В. с учета является надлежащим уведомлением и об отказе в предоставлении денежной выплаты на приобретение жилья, так как эти решения взаимосвязаны.

Суд, заслушав стороны, изучив письменные доказательства, оценив их в своей совокупности, приходит к следующему.

Согласно ч.3, 4 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Одним из оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма является то, что гражданин не является нанимателем жилых помещений по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения ( п.1 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст.1 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

Согласно п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», инвалидам Великой Отечественной войны предоставляется ряд мер социальной поддержки, в числе которых обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения;

Установлено, что Баглай К.В. присвоен статус инвалида Великой Отечественной войны, в связи с чем она имеет право на меры социальной поддержки, установленные ст.14 вышеназванного Федерального Закона (л.д.105, 106, 108, 109), что сторонами не оспорено. С учетом изложенного, а также сведений о проживании Баглай К.В, в жилом помещении лица, которому она членом семьи не приходится, 19.07.2010 г. жилищной комиссией администрации МО г.Ирбит принято решение, утвержденное постановлением администрации № 1144, о признании Баглай К.В. нуждающейся в предоставлении жилья по договору социального найма и постановке на учет как инвалида ВОВ (л.д.115-117).

Органы местного самоуправления, осуществляющие рассмотрение заявлений о принятии на учет и документов, прилагаемых к заявлениям о принятии на учет, вправе в пределах их компетенции запрашивать у государственных органов Российской Федерации, государственных органов Свердловской области, юридических лиц, а также у иных органов местного самоуправления муниципальных образований информацию, необходимую для проверки сведений, указанных в заявлениях о принятии на учет и в документах, прилагаемых к заявлениям о принятии на учет.

Как следует из текста заявления Баглай К.В. (л.д.113-114), ею была представлена справка Филиала «Ирбитского межрайонного БТИ и РН» № 472 от 05.07.2010 г., содержащая информацию о принадлежности ей жилого помещения - <адрес> (л.д.143), наряду с Уведомлением об отсутствие в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним об отсутствии зарегистрированного право, что свидетельствовало об отчуждении на момент предъявления заявления квартиры.

Однако данное обстоятельство, не скрываемое Баглай К.В., не помешало принятию решения о постановке её на учет, в связи с чем, не может расцениваться как вновь открывшееся.

Согласно ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Установлено, что основанием для принятия оспариваемого Постановления администрации МО г.Ирбит от 27.08.2010 г. № 1413 о снятии Баглай К.В. с учета нуждающихся в жилых помещениях (л.д.6), послужило совершение ею действий по отчуждению принадлежащей на праве собственности квартиры, квалифицированное в соответствии со ст.53 Жилищного кодекса Российской Федерации как намеренное ухудшение жилищных условий.

Обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, его законности, возлагается на орган, принявший оспариваемое решение (ст.249 ч.1 ГПК Российской Федерации). При этом требование о признании принятого решения, действия (бездействие) незаконным может быть удовлетворено судом при наличии двух условий: несоответствия оспариваемого решения, бездействия закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным решением прав и законных интересов заявителя.

В обосновании законности и обоснованности принятого решения представлен договор купли-продажи, подтверждающий факт отчуждения Баглай К.В. 11.01.2008 г. принадлежащей квартиры (л.д.141-142).

Однако доказательств, подтверждающих совершение данного распорядительного действия с наличием прямого умысла ухудшить свои жилищные условия для приобретения права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещением, представителем заинтересованного лица в нарушении ст.249 ч.1, ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.

Доказательств того, ранее, до заключения договора купли-продажи, Баглай К.В. предпринимала меры встать на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, действовала с намерением приобретения права состоять на таком учете, совершала иные тому подобные действия, была осведомлена о законодательном акте, предусматривающем возможность получения жилья при рассматриваемой ситуации, - суду не представлено.

Более того, отчуждение жилого помещения произошло до принятия Президентом Российской Федерации Указа от 07.05.2008г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» и последующих нормативно-правовых актов, регламентирующих данный вопрос.

Суд находит убедительными и мотивы, изложенные Баглай К.В., побудившие её для принятия решения об отчуждении квартиры, связанные с утратой близких родственников (мужа и сына), сложностью проживать одной в возрасте на тот период 89 лет, при наличии ряда заболеваний. Оснований не доверять пояснениям Баглай К.В., являющейся инвалидом 1 группы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г., имеющей военную травму и рекомендации врачей об осуществлении постоянного постороннего ухода (л.д.109), об отсутствии у неё умысла на намеренное ухудшение жилищных условий, у суда не имеется.

Кроме того, суд находит заслуживающими внимание доводы представителя заявителя об исчерпывающем перечне оснований, предусмотренных ст.56 ЖК Российской Федерации для снятия граждан с учета, ни одно из которых представителем органа местного самоуправления в качестве подтверждения законности принятого решения не приведено. Предоставление сведений, не соответствующих действительности, либо укрытых от органа местного самоуправления, Баглай К.В. не допущено.

Таким образом, суд находит установленным отсутствие законных оснований для применения положений ст.53 и ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации и снятия Баглай К.В. с учета нуждающихся в жилых помещениях, что свидетельствует о незаконности оспариваемого решения. Заявленные требования в данной части подлежат удовлетворению.

Требования о признании незаконным бездействие Главы МО г.Ирбит Агафонова Г.А., выразившееся в не предоставлении в тридцатидневный срок ответа на обращение Баглай К.В. от 19.07.2010 г. (л.д.113-114) о единовременной денежной выплате для строительства или приобретения жилого помещения, суд находит необоснованным.

Решение о выплате денежных средств принимается СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», для его принятия требуется наличие решения органа местного самоуправления о постановке лица на учет, в качестве нуждающегося в жилом помещении.

О признании нуждающейся и постановке на учет Баглай К.В. уведомлена в установленный срок 21.07.2010 г. (л.д.118), после чего копи документов, в том числе заявление о денежной выплате, со списком лиц, поставленных на учет, направлены в СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» для принятия решения по существу.

23.08.2010 г. в администрацию МО г.Ирбит из СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» поступил ответ о необходимости проверки факта намеренного ухудшения Баглай К.В. жилищных условий (л.д.125), в ходе чего 27.08.2010 г. принято оспариваемое решение о снятии заявительницы с учета, о чем она уведомлена своевременно, путем направления в её адрес 30.08.2010 г. соответствующего сообщения (л.д.127).

Таким образом, суд находит надлежащим исполнение органом местного самоуправления обязанностей по работе с письменными обращениями граждан и своевременным уведомлением о принимаемых решениях.

Наличие нарушения прав Баглай К.В. оспариваемым бездействием судом не установлено. Какие законные права и интересы заявительницы были нарушены в нарушении ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Баглай К.В. и её представителем не изложено. При таких обстоятельствах, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований в данной части.

Руководствуясь ст.ст.194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л

Заявление Баглай К.В. об оспаривании постановления администрации Муниципального образования город Ирбит № 1413 от 27.08.2010 г. о снятии с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях и признании незаконным бездействие Главы Муниципального образования город Ирбит Агафонова Г.А удовлетворить частично.

Признать постановление администрации Муниципального образования город Ирбит № 1414 от 27.08.2010 г. о снятии Баглай К.В. с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях незаконным.

Обязать администрацию Муниципального образования город Ирбит устранить допущенное нарушение в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Требования Баглай К.В. о признании незаконным бездействие Главы Муниципального образования город Ирбит Агафонова Г.А. оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения в кассационном порядке в Свердловский областной суд путем подачи жалобы в Ирбитский районный суд.

Председательствующий /подпись/

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>