Дело № 2-62/ 2011 год
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации.
Город Ирбит 01 февраля 2011 года.
Ирбитский районный суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Смирнова А.Н.
при секретаре Шальковой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шептяковой О.Е. к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ирбите и Ирбитском районе Свердловской области о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости и признания права на досрочную пенсию,
УСТАНОВИЛ:
Шептякова О.Е. обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ирбите и Ирбитском районе Свердловской области о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости и признания права на досрочную пенсию.
В обосновании своих исковых требований истица Шептякова О.Е. пояснила, что 14 декабря 2010г. она в соответствии с ФЗ от 17.12.2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» обратилась с заявлением о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости в ГУ УПФР по г.Ирбиту и Ирбитскому району Свердловской области.
По рассмотрению ее заявления ей из ГУ УПФР по г.Ирбиту и Ирбитскому району пришло решение № от ДД.ММ.ГГГГ заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, которым было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости по п.п.10 п.1 ст.28 ФЗ, в связи с отсутствием полного стажа на соответствующих видах работ 25 лет, необходимого для назначения данной пенсии.
С вынесением данного решения она согласиться не может, поскольку оно противоречит действующему законодательству РФ по следующим основаниям:
незаконно не были включены периоды с 01.01.1994г. по 29.06.1995г. в должности воспитателя детского комбината № ОАО М., - объясняют это тем, что наименование учреждения не предусмотрено списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781, согласно п. 13 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781 работа в структурном подразделении «Детский комбинат» не предусмотрена, а так же нет статуса юридического лица, а согласно Закона РФ от 10.07.1999г. №3266-1 «Об образовании», вступившим в силу 30.07.1992г. установлено, что образовательные учреждения должны иметь статус юридического лица.
незаконно не были включены периоды: с 30.07.1992г. по 31.12.1993г. /1 год, 5 месяцев, 1 день/ в должности воспитателя ясли-сада № ОАО М., -объясняют это тем, что не может быть включен в стаж на соответствующих видах работ, так как не имел статуса юридического лица, а согласно Закона
РФ от 10.07.1992г. №3266-1 «Об образовании», вступившим в силу 30.07.1992г., установлено, что образовательные учреждения должны иметь статус юридического лица. И согласно п.5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. №1067, работа в структурном подразделении «Ясли-сад» не предусмотрена.
Вышеуказанными действиями Управлением Пенсионного Фонда РФ по г.Ирбиту и Ирбитскому району Свердловской области, были нарушены ее пенсионные права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с ФЗ от 17.12.2001г №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
На основании изложенного и руководствуясь ст.256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации просит признать решение об отказе в назначении пенсии № от ДД.ММ.ГГГГ ГУ УПФР по г.Ирбиту и Ирбитскому району Свердловской области, незаконным и необоснованным.
Включить в специальный трудовой стаж периоды работы с 30.07.1992г. по 31.12.1993г., с 01.01.1994г. по 29.06.1995г. в должности воспитателя детского сада№ ОАО М.,.
В судебном заседании истица уточнила, что просит зачесть в стаж на соответствующих видах работ период с 01.01.1994г. по 29.06.1995г. (1 год 05 мес. 09 дн.) в должности воспитателя детского комбината № ОАО М., так как второй спорный период пенсионным органом зачтен в стаж на соответствующих видах работ.
Она, начиная с 30.08.1988 года по настоящее время работает воспитателем в ясли-сад № М.,, которые неоднократно переименовывались в Детский комбинат, в МДОУ ИДС №, в МДОУ К. №в МДОУ КВ.. Все это время включая оспариваемый период, она занималась воспитанием детей, работая водном и тем же здании, в том же самом рабочем месте, с теми же трудовыми функциями воспитателя.
Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ в г.Ирбите и Ирбитском
районе Митновицкая Н.В. иск не признала и пояснила, что с данным заявлением не согласна по следующим основаниям.
В настоящее время условия назначения гражданам досрочных трудовых пенсий регулируются положениями ст. 27 Закона № 173-ФЗ.
Согласно п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного Закона (жен- 55 лет, муж.- 60 лет), лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Пунктом 2 названной статьи Закона определено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.
Таким образом, включению в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, подлежат не все периоды педагогической деятельности, а лишь те, которые осуществлялись в должностях и учреждениях, прямо предусмотренных списками, при соблюдении правил их исчисления, утвержденных Правительством РФ.
Определение права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по нормам п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона от 17.12.2001 г. осуществляется с учетом Списка должностей и учреждений, а также, Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 (далее-Список и Правила от 29.10.2002 г. № 781) и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 (далее- Правила от 11.07.2002 г. № 516).
Кроме того, исчисление стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости педагогическим работникам, может производиться с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П.
Названным постановлением установлено, что в целях реализации пенсионных прав педагогических и медицинских работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные правовые акты, регулировавшие порядок исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет до введения нового правового регулирования, т.е. действовавшие на 31.12.2001 г.
Стаж на соответствующих видах работ по наиболее выгодному варианту по действующему законодательству с учетом Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 составил 24 г. 5 мес. 06 дн.
При этом не подлежит включению в стаж на СВР период работы, обжалуемый истцом: с 01.01.1994 г. по 29.06.1995 г. (01-05-29) в должности воспитателя детского комбината № ОАО М., - наименование учреждения не предусмотрено Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, так же согласно п.13 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 не предусмотрена работа в структурном подразделении «Детский комбинат», кроме того, у образовательного учреждения отсутствует статус юридического лица, тогда как, согласно Закону РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 "Об образовании", вступившего в силу 30.07.1992 г., все образовательные учреждения должны иметь статус юридического лица.
Период работы с 30.07.1992 г. по 31.12.1993 г. обжалуемый истцом включен в стаж на соответствующих видах работ.
В трудовой у книжке истца в записи под номером 3 указано, что она 30.08.1989 г. принята воспитателем в порядке перевода в Детский комбинат № М., однако проведенной проверкой было установлено, что согласно штатному расписанию М., за 1982 -1993 г.г. значится структурное подразделение, не Детский комбинат, а ясли-сад № и должности, относящиеся к стажу на соответствующих видах работ. Поэтому, не смотря на запись в трудовой книжке истца, период с 30.08.1989 года истцу засчитан в стаж на соответствующих видах работ, кроме оспариваемого периода.однако проведенной проверкой было установлено, что согласно штатному распианию М., за 1982 г.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В настоящее время условия назначения гражданам досрочных трудовых пенсий регулируются положениями ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173 -Федерального закона (далее Закон).
Условия назначения досрочных трудовых пенсий по старости в том числе лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, определены положениями п.19 ст. 27 Закона.
Согласно полпункта 19 пункта 1 статьи 27 Закона, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного Закона (женщины-55 лет, мужчины - 60 лет), лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Пунктом 2 названной статьи Закона определенно, что списки соответствующих работ, производство, профессий, должностей, специальностей, учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.2 ст. 27 Закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781 утверждены Списки работ, профессий, и должностей, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Закона Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
Из Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» следует, что право на пенсию за выслугу лет зависит от вида деятельности (профессии, должности) работника, а не от типа или правового статуса учреждения для детей, с которым педагогический работник состоял в трудовых отношениях, работа в которых дает право на получение пенсии в связи с педагогической деятельностью.
Из закона также следует, что Правительство Российской Федерации не наделено полномочиями самостоятельно регулировать пенсионные отношения педагогических работников, устанавливать их пенсионные права, либо вводить дополнительные по сравнению с законом ограничения права на пенсионное обеспечение за выслугу лет. Законодатель уполномочил Правительство Российской Федерации лишь на составление Списков соответствующих работ (профессий, должностей) с учетом которых назначается пенсия по старости, не оговаривая при этом форму собственности учреждений для детей и правовой статус (юридическое, не юридическое лицо).
Таким образом, федеральным законодательством не установлены ограничительные условия на социальное обеспечение по выслуге лет граждан, работающих в сфере образования, поэтому отказ о включении в стаж периодов работы, только по тем основаниям, что учреждение «детский комбинат» не предусмотрен Списком, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации, и не имел статус юридического лица не может быть признан законным.
Из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года следует, что нормы права не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществлять оценку приобретенных заинтересованным ведомством в лице Пенсионного фонда Российской Федерации подзаконных актах, которые далеко не всегда соответствуют смыслу и букве закона. Такой подход противоречил бы основным принципам и задачам правосудия (ст. 120 Конституции Российской Федерации ст. 2, 8, 11 ГПК Российской Федерации).
В соответствии с п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.12.2003 года № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией права на трудовые пенсии» следует, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного отдела включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды его работы, подлежащего, по мнению истца зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемой истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществления истцом работы, выполняемых функциональных обязанностей по занимаемой должности, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направления деятельности учреждений, организаций, в которых он работал).
Согласно решения об отказе в назначении пенсии № от ДД.ММ.ГГГГ Шептяковой О,Е. стаж на соответствующих видах работ по наиболее выгодному варианту на день подачи заявления в пенсионный орган 14.12.2010 года составлял 24 года 05 мес.06 дней (л.д9-10).
Судом установлено, что истица с 30.08.1989 года по 29.06.1995 года работала в должности воспитателя в детском комбинате № М., и занималась педагогической деятельностью, что подтверждается трудовой книжкой (л.д.14). Согласно трудовой книжке в это период название детского учреждения было Детский комбинат, хотя согласно акту составленному ответчиком в период до 1993 года учреждение фактически значилось как ясли - сад № М. (л.д.15). Детское учреждение согласно решения об отказе в назначении пенсии неоднократно менялось.
Судом так же установлено, что в спорный а период работы она работала воспитателем в том же здании, на том же рабочем месте, в той же должности, с теми же функциональными обязанностями, что до 01.01.1994 года, что после 30.06.1995 г.
По выше указанным основаниям суд считает возможным включить истице в стаж на СВР период с период с 01.01.1994 г. по 29.06.1995 г ( 01-05-29) в должности воспитателя детского комбината № ОАО М.,
Суд считает возможным исчислять стаж истицы на соответствующих видах работ, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости следующим образом: (24 года 05 мес.06 дней + 01 год 05 мес. 29 дн) = 25 лет 11 месяцев 05 дней =
Таким образом истица имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с имеющимся стажем на соответствующих видах работ не менее 25 лет.
Согласно ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию, данном случае с 14.12.2010 года. (л.д.9).
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК Российской Федерации суд,
РЕШИЛ:
Шептяковой О.Е. засчитать в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости период работы с 01.01.1994 г. по 29.06.1995 г ( 01-05-29) в должности воспитателя детского комбината № ОАО М.,
Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ирбите и Ирбитском районе, Свердловской области назначить Шептяковой О.Е. трудовую пенсию по старости с 14.12.2010 года.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней после вынесения и оглашения путем подачи кассационной жалобы в Ирбитский районный суд.
Решение изготовлено в совещательной комнате в печатном виде.
Председательствующий: /подпись/
На момент публикации решение не вступило в законную силу:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>