РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 2-94/2011 ПО ЗАЯВЛЕНИЮ ЗУЕВА Я.А. ОБ ОСПАРИВАНИИ РЕШЕНИЯ ГУ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ `ИРБИТСКИЙ ЦЕНТР ЗАНЯТОСТИ` ОБ ОТКАЗЕ В РЕГИСТРАЦИИ В КАЧЕСТВЕ БЕЗРАБОТНОГО.



Дело № 2-94/2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07.02.2011 года Ирбитский районный суд Свердловской области

в составе председательствующего судьи Буньковой Н.А.,

при секретаре Юрга И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Зуева Я.А. об оспаривании решения Государственного учреждения занятости населения Свердловской области «Ирбитский центр занятости» об отказе в регистрации в качестве безработного,

у с т а н о в и л:

Зуев Я.А., зарегистрированный 15 декабря 2010 года в Государственном учреждении занятости населения Свердловской области «Ирбитский центр занятости»( далее- Центр занятости) в целях поиска подходящей работы, не был впоследствии зарегистрирован как безработный из-за отсутствия справки о среднем заработке за последних три месяца по последнему месту работы.

Зуев Я.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании данного решения, утверждая, что не смог представить требуемую справку, т.к. предприятие ликвидировано, и он представил справку о заработке, которая была ему выдана из государственного архива, куда были сданы документы ликвидированного предприятия - ООО «<данные изъяты>».Он прекратил работу в июле 2005 года, поэтому в силу требований Закона «О занятости» мог претендовать на начисление пособия по безработице в минимальном размере, не претендовал на размер пособия, исходя из заработной платы, указанной в архивной справке. Справку из архива предоставил только потому, что у него в Центре занятости потребовали справку о заработной плате. Считает, что решение Центра занятости не соответствует ст. 3.3 Федерального закона от 19.04.1991г. «О занятости населения в Российской Федерации», т.к. отсутствие документов не является основанием для отказа в регистрации гражданина в качестве безработного. Центр занятости не защищает граждан от безработицы, а занимается сбором документов, хотя это противоречит интересам государства, Конституции Российской Федерации, выступлению Председателя правительства Российской Федерации, отказ в признании его безработным носит дискриминационный характер. Просит признать решение Центра занятости несоответствующим законодательству Российской Федерации и обязать Центр занятости зарегистрировать его в качестве безработного с 15.12.2010 года.

Представитель органа, решение которого обжалуется, Центра занятости, Волков А.В. заявление не признал и пояснил, что непризнание Зуева Я.С. в качестве безработного соответствует требованиям ст. 3 Федерального закона от 19.04.1991г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», т.к. решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании. Зуевым не представлена справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы. В практике были случаи, когда обращаются граждане, работавшие на предприятиях, которые ликвидированы, им выдавались направления, они устраивались на работу, даже временно, и по начисленной заработной плате им определялось пособие, либо у них сохранялся статус лица, ищущего работу. Кроме того, считает, что заявитель недолжным образом ищет работу и не готов приступить к ней, не желает трудоустроиться, т.к. он хочет работать инженером-конструктором или инженером-технологом с заработной платой 20 000 рублей, что затруднительно в г. Ирбите, и только один раз, начиная с 15.12.2010 года обратился в Центр занятости за направлением на работу, если бы хотел ее найти, то обращался бы чаще. Вакансий для лиц, впервые ищущих работу, в городе достаточно.

Заслушав заявителя и представителя органа, решение которого обжалуется, исследовав материалы дела, оценив добытые доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно положений ч.1 ст. 254 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

При этом, к решениям необходимо относить акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций ( п. 1 Постановления Пленума от 10 февраля 2009 г. № 2 Верховного Суда Российской Федерации «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий ( бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»).

Согласно п.1 ст. 6 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон) законодательство о занятости населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, определенными в ч.1 ст.7, предусматривает установление государственных гарантий реализации гражданами конституционных прав на труд и социальную защиту от безработицы ( ст. 7 ч.2, ст. 37 ч.3, ст. 39 ч.2).

Среди направлений государственной политики в области содействия занятости населения, согласно ч.2 ст. 5 Закона указаны следующие: обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости; создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Защита от безработицы является гарантией государства в реализации права граждан на труд, согласно ст. 12 Закона.

Согласно ст. 3 Закона, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Порядок регистрации безработных граждан определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании.

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.

В части третьей данной статьи указаны следующие категории граждан, которые не могут быть признаны безработными:

не достигшие 16-летнего возраста;

которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;

отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по одной и той же профессии, специальности) дважды;

не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;

осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы;

представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными;

перечисленные в статье 2 настоящего Закона.

Из ответа Центра занятости от 11.01.2011 года ( л.д.8) следует, что Зуев Я.А. не может быть признан в качестве безработного, а может быть лишь зарегистрирован в качестве лица, ищущего работу, поскольку отсутствует справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы. Иных оснований для непринятия решения о признании Зуева Я.С. безработным, которым, наравне с выше указанным, представитель органа, действия которого обжалуются, предлагает считать то, что Зуев не ищет работу и не готов приступить к ней, т.к. с 15.12.2010 года только единожды обратился за направлением на работу, а для лиц, впервые ищущих работу, имеется ряд вакансий - в ответе Центра занятости не указано.

Наличие справки о заработке по последнему месту работы в той форме, в которой предлагает Центр занятости ( л.д.9), влияет на определение размера пособия по безработице, о чем говорится в ст. 30, 31, 34 Закона. Однако Зуев не оспаривает размер пособия и длительность его выплаты, согласен с тем, что он не будет зависеть от представленной им справки, а будет соответствовать минимальной величине. Данное обстоятельство не является предметом рассмотрения гражданского дела.

Согласно ст. 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Из положений ч.3 ст.3 Закона следуют основания, по которым может быть отказано в признании гражданина безработным. Такое основание, как отсутствие надлежащей справки о заработке, отсутствует. Аналогичные основания указаны и п.4 Порядка регистрации безработных граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.09.2010 года № 847н. В силу этого суд не имеет права при вынесения решения ссылаться на внутриведомственное письмо Департамента занятости и трудовой миграции и отвергать требования Федерального закона и подзаконного нормативного акта, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации.

Учитывая выше изложенное, суд считает, что непризнание Зуева Я.С. безработным не соответствует действующему законодательству, противоречит ст. 19 Конституции Российской Федерации.

Поскольку органом, решение которого обжалуется, было нарушено конституционное право заявителя на защиту от безработицы, которое включает в себя и выплату соответствующего пособия, и судом не установлено оснований для ограничения данного права Зуева Я.С. в соответствии с каким-либо федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, то данное решение является незаконным.

Таким образом, суд считает заявление Зуева Я.С. обоснованным.

На основании изложенного и руководствуясь 194-198, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление об оспаривании решения Государственного учреждения занятости населения Свердловской области «Ирбитский центр занятости» об отказе в регистрации в качестве безработного признать обоснованным.

Признать незаконным решение Государственного учреждения занятости населения Свердловской области «Ирбитский центр занятости» об отказе в регистрации в качестве безработного Зуева Я.А., которое следует из ответа от 11.01.2011 года.

Обязать Государственное учреждение занятости населения Свердловской области «Ирбитский центр занятости» устранить в полном объеме допущенное нарушение, зарегистрировав в качестве безработногоЗуева Я.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по <адрес>

Обязать Государственное учреждение занятости населения Свердловской области «Ирбитский центр занятости» сообщить суду об исполнении решения не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение десяти дней путем подачи жалобы через Ирбитский районный суд.

Председательствующий (подпись)

НА МОМЕНТ ПУБЛИКАЦИИ РЕШЕНИЕ НЕ ВСТУПИЛО В ЗАКОННУЮ СИЛУ

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>