Дело № 2-96/ 2011 год.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации.
Город Ирбит. 24 февраля 2011 года.
Ирбитский районный суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Смирнова А.Н.
при секретаре Шальковой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Култышевой З.В. к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ирбите и Ирбитском районе Свердловской области о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости и признания права на досрочную пенсию,
УСТАНОВИЛ:
Култышева З.В. обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ирбите и Ирбитском районе Свердловской области о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости и признания права на досрочную пенсию.
В обосновании своих исковых требований истица Култышева З.В. пояснила, что 26.01.2011 г. решением УПФР в г.Ирбите и Ирбитском районе Свердловской области ей отказано в зачете в стаж при исчислении стажа дающего право на назначение трудовой пенсии по старости период работы с 23.07.1982 года по 26.07.1985 года (03-00-04) в должности воспитателя детского комбината <данные изъяты> Основанием не включения данного периода ее работы в стаж на соответствующих видах работ послужило то, что наименование учреждения не предусмотрено Списком утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 и согласно п.13 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 работа в структурном подразделении «Детский комбинат» не предусмотрена.
Она не согласна с принятым решением, так как работая в должности воспитателя детского комбината она выполняла педагогическую работу, связанную с воспитанием детей.
Просит включите в педагогический стаж период с 23.07.1982 года по 26.07.1985 года (03-00-04) в должности воспитателя детского комбината <данные изъяты>, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости.
Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ в г.Ирбите и Ирбитском
районе Митновицкая Н.В. иск не признала и пояснила, что с данным заявлением не согласна по следующим основаниям.
19.01.2011 г. Култышева З.В. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ирбите и Ирбитском районе Свердловской области с заявлением о назначении пенсии.
26.01.2011 г. решением УПФР в городе Ирбите и Ирбитском районе Свердловской области № 209389 Култышевой З.В. отказано в назначении трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ - 25 лет, необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1. ст.27 Закона № 173-ФЗ.
В настоящее время условия назначения гражданам досрочных трудовых пенсий регулируются положениями ст. 27 Закона № 173-ФЗ.
Согласно п.п. 19 п.1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного Закона (жен- 55 лет. муж.- 60 лет), лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Пунктом 2 названной статьи Закона определено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.
Таким образом, включению в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, подлежат не все периоды педагогической деятельности, а лишь те, которые осуществлялись в должностях и учреждениях, прямо предусмотренных списками, при соблюдении правил их исчисления, утвержденных Правительством РФ.
Определение права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по нормам п.и. 19 п. 1 ст. 27 Закона от 17.12.2001 г. осуществляется с учетом Списка должностей и учреждений, а также, Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 (далее-Список и Правила от 29.10.2002 г. № 781) и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 (далее- Правила от 11.07.2002 г. № 516).
Кроме того, исчисление стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости педагогическим работникам, может производиться с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П.
Названным постановлением установлено, что в целях реализации пенсионных прав педагогических и медицинских работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные правовые акты, регулировавшие порядок исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет до введения нового правового регулирования, т.е. действовавшие на 31.12.2001 г.
Стаж на соответствующих видах работ по действующему законодательству с учетом Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 и по ранее действовавшему законодательству с учетом Постановления Конституционного суда от 29.01.2004г. № 2П составил 21 г. 11 мес. 29 дн.
При этом не подлежит включению в стаж на СВР период работы, обжалуемый истцом: 1) с 23.07.1982 г. по 26.07.1985 г. (03-00-04) в должности воспитателя детского комбината <данные изъяты> так как наименование учреждения не предусмотрено Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, согласно п. 13 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 работа в структурном подразделении «Детский комбинат» не предусмотрена. Не предусмотрена работа в «Детском комбинате» Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463, а так же Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.09.1992 № 1067. И согласно, п.5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1067 работа в структурном подразделении «Детский комбинат» не предусмотрена.
В связи с этим, Култышева З.В. не имеет права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ - 25 лет, необходимого для назначения указанной пенсии в соответствии с пп.19 п.1.ст.27 Закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Учитывая, что органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, строго руководствуются нормами действующего законодательства при определении права граждан на пенсию, то Решение Управления об отказе в назначении пенсии от 19.01.2011 г. № 209389 обоснованно и законно. Соответственно, правовых оснований для удовлетворения исковых требований истца, по мнению Управления, не имеется.
Свидетель ФИО3 пояснила, что она в период с 1981 года по 1996 год работала в детском комбинате «<данные изъяты> в должности заведующей по методической работе. Истица в период с 1982 по 1985 года работала в том же детском комбинате в должности воспитателя. У истицы была своя группа детей, и она выполняла с детьми всю необходимую учебную и воспитательную программы.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В настоящее время условия назначения гражданам досрочных трудовых пенсий регулируются положениями ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173 -Федерального закона (далее Закон).
Условия назначения досрочных трудовых пенсий по старости в том числе лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, определены положениями п.19 ст. 27 Закона.
Согласно полпункта 19 пункта 1 статьи 27 Закона, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного Закона (женщины-55 лет, мужчины - 60 лет), лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Пунктом 2 названной статьи Закона определенно, что списки соответствующих работ, производство, профессий, должностей, специальностей, учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.2 ст. 27 Закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781 утверждены Списки работ, профессий, и должностей, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Закона Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
Из Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» следует, что право на пенсию за выслугу лет зависит от вида деятельности (профессии, должности) работника, а не от типа или правового статуса учреждения для детей, с которым педагогический работник состоял в трудовых отношениях, работа в которых дает право на получение пенсии в связи с педагогической деятельностью.
Из закона также следует, что Правительство Российской Федерации не наделено полномочиями самостоятельно регулировать пенсионные отношения педагогических работников, устанавливать их пенсионные права, либо вводить дополнительные по сравнению с законом ограничения права на пенсионное обеспечение за выслугу лет. Законодатель уполномочил Правительство Российской Федерации лишь на составление Списков соответствующих работ (профессий, должностей) с учетом которых назначается пенсия по старости, не оговаривая при этом форму собственности учреждений для детей и правовой статус (юридическое, не юридическое лицо).
Таким образом, федеральным законодательством не установлены ограничительные условия на социальное обеспечение по выслуге лет граждан, работающих в сфере образования, поэтому отказ о включении в стаж периодов работы, только по тем основаниям, что учреждение «детский комбинат» не предусмотрен Списком, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации, и не имел статус юридического лица не может быть признан законным.
Из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года следует, что нормы права не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществлять оценку приобретенных заинтересованным ведомством в лице Пенсионного фонда Российской Федерации подзаконных актах, которые далеко не всегда соответствуют смыслу и букве закона. Такой подход противоречил бы основным принципам и задачам правосудия (ст. 120 Конституции Российской Федерации ст. 2, 8, 11 ГПК Российской Федерации).
В соответствии с п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.12.2003 года № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией права на трудовые пенсии» следует, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного отдела включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды его работы, подлежащего, по мнению истца зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемой истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществления истцом работы, выполняемых функциональных обязанностей по занимаемой должности, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направления деятельности учреждений, организаций, в которых он работал).
Согласно решения об отказе в назначении пенсии № 209389 от 26.01.2011 года Култышевой З.В. стаж на соответствующих видах работ по наиболее выгодному варианту на день подачи заявления в пенсионный орган 9.01.2011 года составлял 21 год 11 месяцев 29 дней (л.д.12-13).
Судом установлено, что истица с 23.07.1982 года по 26.07.1985 года (03-00-04) работала в должности воспитателя детского комбината <данные изъяты>, и занималась педагогической деятельностью, что подтверждается трудовой книжкой (л.д.9).
По выше указанным основаниям суд считает возможным включить истице в стаж на СВР период с 23.07.1982 года по 26.07.1985 года (03-00-04) работы в должности воспитателя детского комбината <данные изъяты>.
Суд считает возможным исчислять стаж истицы на соответствующих видах работ, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости следующим образом: (21 год 11 мес. 29дней + 03 года 00 мес. 04 дн) = 25 лет 00 месяцев 03 дня.
Таким образом истица имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с имеющимся стажем на соответствующих видах работ не менее 25 лет.
Согласно ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию, данном случае с 19.01.2011 года. (л.д.12).
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК Российской Федерации суд,
РЕШИЛ:
Култышевой З.В. засчитать в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости период работы с 23.07.1982 года по 26.07.1985 года (03-00-04) в должности воспитателя детского комбината <данные изъяты>
Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ирбите и Ирбитском районе, Свердловской области назначить Култышевой З.В. трудовую пенсию по старости с 19.01.2011 года.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней после вынесения и оглашения путем подачи кассационной жалобы в Ирбитский районный суд.
Решение изготовлено в совещательной комнате в печатном виде.
Председательствующий: /подпись/
НА МОМЕНТ ПУБЛИКАЦИИ РЕШЕНИЕ НЕ ВСТУПИЛО В ЗАКОННУЮ СИЛУ
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>