Дело № 2-159/2011 год
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 марта 2011 года г. Ирбит
Ирбитский районный суд Свердловской области
в составе: председательствующего судьи Буньковой Н.А.
при секретаре Чистовой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Боталовой Т.В. к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ирбите и Ирбитском районе о включении периода работы в специальный трудовой стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
у с т а н о в и л:
<данные изъяты> Боталова Т.В. обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ирбите и Ирбитском районе ( далее-Пенсионный орган) о включении в трудовой стаж, периода работы с 05.04.1993 года по 10.05.1994 года и назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
В судебном заседании истец Боталова Т.В. свои требования поддержала и пояснила, что решением комиссии Пенсионного органа от 27.01.2011 года ей отказано в досрочном назначении пенсии по старости в связи с незачетом некоторых периодов работы. Так, не были включены в стаж работы по специальности периоды нахождения в отпусках без сохранения заработной платы, с чем она согласна. Кроме того, не был включен период с 05.04.1993 года по 10.05.1994 года, когда она работала <данные изъяты> по тем основаниям, что слово «предприятие» не указано в списке учреждений, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Однако в данный период времени она не увольнялась, продолжала работать на одном и том же месте, больница осуществляла деятельность, связанную с лечением и здравоохранением граждан. Просит включить в стаж для исчисления период работы с 05.04.1993 г. по 10.05.1994 г. в должности <данные изъяты>
Представитель ответчика Государственного Учреждения-Управление Пенсионного фонда в г.Ирбите и Ирбитском районе Свердловской области Митновицкая Н.В. возражая против иска, пояснила, что в пункте 1 Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464 поименованы «врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, то есть, так же как и в статье Закона № 173-ФЗ, определена единственная организационно-правовая форма- учреждение, работа в котором включается в стаж на соответствующих видах работ. Кроме того, с 16.08.1993г. по 10.09.1993г. Боталова Т.В. находилась на курсах повышения квалификации по инициативе работодателя, данный вид деятельности не включен в периоды работы, подлежащие зачету при определении права на досрочное назначение пенсии, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 11.07..2002г. № 516. В это время у нее не было необходимой нагрузки по месту работы, вместе с тем, оно было оплачено работодателем. Они не оспаривают того, что истица работала в спорный период в больнице на медицинской должности, больница в качестве своего основного направления уставной деятельности занимается здравоохранением населения, осуществляет лечебную деятельность, неоспаривают также и полноту нагрузки истицы по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в течение рабочего времени.
Заслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, обозрев личное дело, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст. 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
На основании ч.3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173- ФЗ от 17.12.2001г.( далее- Закон), вступившего в законную силу с 01.01.2002 года, трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
В соответствии с подпунктом 20 п.1 ст. 27 Закона, трудовая пенсия по старости назначается ране достижения возраста, установленного ст. 7 Закона (мужчинам -60 лет), лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно п.2 данной статьи списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19 - 21 пункта 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Как видно, спорный период трудового стажа приходился на время, когда действовал Закон Российской Федерации « О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990 года № 340-1, согласно ст. 81 которого, пенсия в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения устанавливается при выслуге не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах.
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, действовавший в период времени с 05.04.1993 года по 10.05.1994 года, был утвержден Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464.
Из решения комиссии ответчика об отказе в назначении пенсии № 204030 от 27.01.2011 года следует, что стаж истицы на соответствующих видах работ составляет 29 лет и 02 дня. В данном решении указано, что период с 05.04.1993г. по 10.05.1994г. (1 год 1 месяц 06 дней) в должности <данные изъяты> в стаж на соответствующих видах работы, не может быть включен, поскольку согласно подпункта 20 п.1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 вышеуказанного закона лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. В пункте 1 Списка № 464 поименованы «врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности», то есть. так же как и в статье Закона № 173-ФЗ, определена единственная организационно-правовая форма-учреждение, работа в котором включается в стаж на соответствующих видах работ. В п.1 Правил от 22.09.1999г. № 1066 и п.6 Правил от 29.10.2002г. № 781 не предусмотрено структурное подразделение -<данные изъяты>. Период с 16.08.1993г. по 10.09.1993г. не подлежит зачету, т.к. нахождение на курсах повышения квалификации не включено Правительством Российской Федерации в периоды времени, которые включаются в стаж на соответствующих видах работ (л.д.6-7).
Постановлением главы администрации города Ирбита от 05.04.1993 года № 122 было зарегистрировано муниципальное предприятие <данные изъяты> (л.д.8), а Постановлением Главы администрации города Ирбита от 11.05.1994 года № 221 было создано муниципальное учреждение <данные изъяты> (л.д.9) в форме реорганизации, что следует из представленной представителем ответчика справки ( л.д.19). Оба постановления никоим образом не повлияли на записи в трудовой книжке истицы в разделе «Сведения о работе». Так, из трудовой книжки следует (применительно к спорному периоду времени), что Боталова Т.В. была принята в <данные изъяты> в порядке перевода на должность <данные изъяты> 23.11.1987г., 01.08.1989г. переведена <данные изъяты>, с 16.11.1999 г.ее приказано считать работающей <данные изъяты> (л.д.10-12).Никаких данных о прекращении трудового договора, либо его изменения в связи с изменением наименования работодателя в спорный период времени нет.
Из положений п.9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» следует, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учётом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (п.1 ст. 27 и пп.7-13 п.1 ст. 28 названного закона), период его работы, подлежащего по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий, осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учётом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал.
Представитель ответчика признает, что уставным направлением деятельностимуниципального предприятия <данные изъяты> являлось обеспечение лечебно-профилактической и санитарно-эпидемиологической помощи населению города Ирбита, данное предприятие находилось по <адрес>
А, согласно ч.2 ст. 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
Таким образом, судом с достоверностью установлено, что цели и задачи, а также направление деятельности <данные изъяты> и Муниципального Предприятия <данные изъяты> независимо от их организационно-правовой формы и названия являлись едиными, истица проработала продолжительный период времени в должности <данные изъяты> в одном лечебном учреждении, находящегося по одному адресу, её функциональные обязанности не менялись.
Непризнание иска и отказ в назначении пенсии строится исключительно на отсутствии наименования «предприятие».
Между тем, анализ пенсионного законодательства, действовавшего прежде, не подтверждает такую позицию ответчика.
Так, из текста выше приведенной ст. 81 Закона РФ « О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990 года № 340-1 не следовало, что право на пенсию по выслуге лет имеют медицинские работники только учреждений, в ней речь идет не об организационно-правовой форме больницы, а о направлении деятельности - они должны заниматься лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Далее, в п.2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464. было указано, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). Во время трудовой деятельности истицы данное Постановление было отменено Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления срок выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», в котором указано, что в стаж работы зачитывается трудовая деятельность в должности лаборанта в городской больнице и не указывалось на необходимость работы исключительно в учреждении.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 6 марта 2003 г. № 107-О указал, что из содержания пункта 2 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не вытекает, что Правительство Российской Федерации наделяется правом по своему усмотрению регулировать пенсионные отношения работников, занятых на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, устанавливать их пенсионные права, вводить какие-либо не предусмотренные законом ограничения права на пенсионное обеспечение за работу в тяжелых условиях. При осуществлении названных полномочий Правительство Российской Федерации не только связано законодательными нормами, устанавливающими основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, в том числе регламентирующими порядок сохранения и преобразования ранее приобретенных прав в сфере пенсионного обеспечения, но и обязано учитывать предписания статьи 15 (часть 1) Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
Положение пункта 2 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не препятствует суду общей юрисдикции - в случае, если при разрешении конкретного дела он придет к выводу о нарушении конституционных прав и свобод граждан актом Правительства Российской Федерации, определяющим, какие именно списки производств, работ, профессий и должностей, занятость в которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях, должны применяться при досрочном назначении трудовой пенсии, предусмотренной подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также о несоответствии предписаний такого акта нормам федерального закона, - принять решение на основе Конституции Российской Федерации и федерального закона.
Кроме того, суд учитывает и то, что финансирование досрочных трудовых пенсий по старости, производится на общих основаниях. Согласно Федеральному закону «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (пункт 3 статьи 9 и пункт 2 статьи 10) финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые взимаются в соответствии с названным Федеральным законом и зачисляются непосредственно в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации). При этом действующее законодательство не предусматривает каких-либо различий в тарифах страховых взносов для работодателей в зависимости от формы собственности, организационно-правовой структуры.
Согласно ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.
Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
Таким образом, Гражданский кодекс Российской Федерации разграничивает возможность существования предприятия и учреждения лишь в зависимости от того, осуществляется ли там предпринимательская деятельность и является ли она основной в достижении целей, ради которых они созданы. А в сфере пенсионного законодательства понятие «учреждение» имеет собирательный смысл, применительно к юридическому лицу, и не подлежит буквальному толкованию.
Стороной ответчика указывается на то, что структурное подразделение -<данные изъяты> - не предусмотрено п.1 Правил <данные изъяты>
Текстуальный анализ данных норм не позволяет суду согласиться с доводами Пенсионного органа, поскольку они говорят о необходимости работы в определенной должности и в определенном учреждении, согласно утвержденного Списка, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и не связывают работу в должности еще и конкретным рабочим местом. Такое трактование законодательства является расширительным, и не подтверждено никакими полномочиями.
Суд отвергает позицию ответчика о необходимости исключения из периодов деятельности, подлежащих зачету при исчислении специального трудового стажа времени нахождения на курсах повышения квалификации, по следующим основаниям.
С 16.08.1993г. по 10.09.1993г. Боталова Т.В. состояла в трудовых отношениях с Муниципальным предприятием <данные изъяты> и была направлена на курсы повышения квалификации, у нее сохранялась заработная плата. Данные обстоятельства Пенсионный орган не оспаривает.
Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы, должность и средняя заработная плата.
Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Кроме того, для отдельных категорий работников, каковыми являются и медицинские работники, повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. Действующее пенсионное законодательство не запрещает включать период обучения на курсах повышения квалификации в стаж, дающий право на назначение пенсии.
По убеждению суда отсутствие формального основания - наличия в наименовании больницы слова «учреждение» в спорный период времени- не может служить основанием для отказа в реализации конституционного права истицы на получение пенсии. Предусмотренных ч.3 ст. 55 Конституции Российской Федерации оснований ограничения её права судом не установлено. Суду не представлено стороной ответчика какого-либо законного основания, позволяющего придать исключительное значение при исследовании вопроса о виде деятельности больницы не записям трудовой книжки, а иному документу, т.к. иной подход нарушил бы требования ч.1 ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации, ч.1 ст. 13 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, п.6 раздела 2 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 555. Решение этого вопроса иным образом может породить такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционного права лиц на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о необходимости включению в стаж истицы, дающего право на назначение досрочной пенсии по старости, периода времени с 05.04.1993 года по 10.05.1994 года.
Руководствуясь ст. 194-198 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Боталовой Т.В. к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ирбите и Ирбитском районе о включении периода работы в специальный трудовой стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости - удовлетворить.
Боталовой Т.В. включить в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости период работы с 05.04.1993г. по 10.05.1994г. в должности <данные изъяты> муниципального предприятия <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней, путем подачи жалобы через Ирбитский районный суд.
Председательствующий (подпись)
РЕШЕНИЕ ВСТУПИЛО В ЗАКОННУЮ СИЛУ 14.03.2011
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>9