Решение по делу № 2-79/2011 по иску Ирбитского межрайонного прокурора к администрации Ирбитского МО, ООО Агрофирма`Заря` о возложении обязанности по утилизации отходов.



Мотивированное решение изготовлено 05 марта 2011 года.

Дело № 2-79/2011 год.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Город Ирбит 01 марта 2011 года.

Ирбитский районный суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Смирнова А.Н.

помощника Ирбитского межрайонного прокурора Швейцарова В.А.

при секретаре Шальковой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ирбитского межрайонного прокурора В.А. Хороших к администрации Ирбитского МО, ООО «Заря» о возложении обязанности по утилизации отходов,

УСТАНОВИЛ:

Ирбитский межрайонный прокурор В.А.Хороших обратился в суд с иском к администрации Ирбитского М.О. и ООО «Заря», о возложении обязанностей по утилизации отходов, указав, что Ирбитской межрайонной прокуратурой по поручению прокуратуры Свердловской области проведена проверка по информации, поступившей из Управления Россельхознадзора по Свердловской области, по факту выявленных нарушений в сфере безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами.

Проведенной проверкой установлено, что в ходе проведения плановой проверки за соблюдением законодательства в сфере безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами на основании распоряжения № 1015 от 21.10.2010 года, выданного и.о. руководителя Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Свердловской области (Управление Россельхознадзора по Свердловской области) ФИО2 в отношении ООО «Агрофирма «Заря» установлено, что на территории Ирбитского района в 500 метрах западнее от <адрес>, в разрушенном <данные изъяты> складе обнаружены запрещенные и непригодные к применению на территории Российской Федерации пестициды: <данные изъяты>

Выявленные пестициды относятся к высокотоксичным соединениям (первый класс опасности), обладают резко выраженными кумулятивными свойствами, канцерогенным действием на всё живое в почве, воде, воздухе и ведут к необратимым процессам в экосистемах. Свободный доступ в склад представляет угрозу для людей, животных и окружающей среды.

На основании п.4 ст.27, п. 3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Защита гарантированного Конституцией Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду может реализоваться прокурором путем обращения в суд.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

Согласно ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с п.1 ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии со ст.42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшению плодородия почв на землях соответствующих категорий.

В соответствии со ст. 10 ФЗ «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, Уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно ч.2 ст.78 ФЗ «Об охране окружающей среды» на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

В соответствии с письмом от 22.05.2009 года за № 01/6985-9-32 Министерства здравоохранения и социального развития и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека «О захоронении пришедших в негодность и запрещенных к применению пестицидов», где указано, что в настоящее время имеются случаи незаконного захоронения пришедших в негодность и (или) запрещенных применению пестицидов и агрохимикатов.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организацию деятельности в области обращения с отходами, в том числе пришедшими в негодность и запрещенными к применению пестицидами агрохимикатами, на территориях муниципальных образованиях осуществляют органы местного самоуправления.

В соответствии со ст.24 Федерального закона от 19.07.1997 года № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» допускается захоронение пришедших в негодность и (или) запрещенных к применению пестицидов агрохимикатов, при этом методы уничтожения пришедших в негодность и (или) запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов, а также тары из-под них разрабатываются изготовителями пестицидов и агрохимикатов по согласованию с специалистами уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды и специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области государственного санитарного эпидемиологического надзора.

Согласно п. 1.2 «Гигиена, Токсикология Гигиенических требований к хранению, применению и транспортировке пестицидов и агрохимикатов Санитарных правил и норм СанПиН 1.2.1077-01, постановления № 34 от 08.11.2004 года Главного государственного санитарного врача РФ «О введении в действие Санитарных правил-СП 1.2.1077-01:

1.2.Пестициды-группа химических и биологических соединений и препаратов, используемых для борьбы с вредителями и болезнями растений и животных, сорными растениями, вредителями сельскохозяйственной продукции, для регулирования роста растений, предуборочного удаления листьев и подсушивания растений.

Агрохимикаты - удобрения, химические мелиоранты, кормовые добавки, предназначенные для питания растений, регулирования плодородия почв и подкормки животных.

Особенностями, определяющими потенциальную опасность пестицидов для человека и среды его обитания, являются: высокая биологическая активность при малых уровнях воздействия, способность к циркуляции в окружающей среде и возможность контакта с ними населения.

В соответствии с п.2.14;2.15 СП 1.2.1077-01, применение пестицидов и агрохимикатов в каждом конкретном случае производится на основании утвержденных в установленном порядке рекомендаций (наставлений) по применению, а также в соответствии с Каталогом разрешенных средств и настоящими Санитарными правилами. Особое внимание при этом обращается на нормы расхода препаратов и их рабочих растворов, кратность обработок. Не допускается превышение норм расхода и увеличение кратности обработок, указанных в Каталоге, применение пестицидов в период установленного срока. При проведении работ должны соблюдаться установленные санитарные разрывы от обрабатываемых площадей до селитебной зоны, мест отдыха людей, летних оздоровительных учреждений, источников водоснабжения населения. При этом должна учитываться роза ветров и возможность изменения направления воздушных потоков в период проведения «защитных» работ, с целью исключения загрязнения пестицидами атмосферного воздуха и водоемов в местах пребывания людей на прилегающих территориях.

На основании п.3.1 СП 1.2.1077-01, хранение пестицидов и агрохимикатов допускается только в специально предназначенных для этого агрохимических комплексах (складах). Ежегодно указанные склады предъявляются учреждениям госсанэпидслужбы для оформления заключения установленного образца.

п.3.2. установлено, что территория комплексов должна отвечать требованиям действующих санитарных норм и правил и природоохранным требованиям.

В п.3.14 указано, что при хранении пестицидов и агрохимикатов необходимо следить за целостностью тары; в случае ее нарушения препараты немедленно перезатариваются в специальную тару. Категорически запрещается оставлять пестициды рассыпанными или пролитыми.

Согласно п. 20.1.2. СП 1.2.2077-01, контроль за содержанием пестицидов в почве осуществляется землепользователеми.

П.20.2.1. предусмотрено, что охрана атмосферного воздуха должна обеспечиваться строгим выполнением технологических и гигиенических требований при применении пестицидов и агрохимикатов. Не допускается применение пестицидов при ветровом режиме более 3-4 м/с и с наветренной стороны к селитебной зоне.

Статьей 72 Конституции Российской Федерации определено, что в совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся вопросы установления общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.

Указанной статьей (часть 1, пункт «д») вопросы охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности также отнесены к совместному ведению РФ и субъектов РФ.

В соответствии со ст. 10 ФЗ от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными правовыми актами субъектов РФ, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Подпунктом 18 пункта 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов.

В Уставе Ирбитского МО полномочия администрации определены в статьях 30,31, где в п.1 ст.30 Устава Ирбитского МО указано, что администрация муниципального образования - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий. В п.27 ст.31 Устава к полномочиям администрации Ирбитского МО относятся, организация мероприятий по охране окружающей среды, организация и осуществление экологического контроля объектов производственного и социального назначения; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. П.35 ст.31 Устава предусмотрено защита населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций и участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Из указанных норм следует, что к полномочиям местных органов самоуправления относится организация самого физического процесса сбора и вывоза бытовых отходов и утилизации отходов.

В соответствии со ст.1 ФЗ от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под требованиями в области охраны окружающей среды понимаются предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативами в области охраны окружающей среды. Ст.З указанного Закона, хозяйственная деятельность должна осуществляться на основании принципов: соблюдение права человека на благоприятную на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека: допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований охраны окружающей среды; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности. При невыполнении вышеназванных требований закона нарушаются конституционные права граждан,неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, право на здоровье, на жизнь, а также нарушаются интересы РФ.

Таким образом, учитывая представленные материалы проверок, ООО «Агрофирма «Заря», как правообладатель земельного участка обязана выполнять мероприятия по хранению, уничтожению, захоронению и утилизации пестицидов и агрохимикатов. Со стороны ООО «Агрофирма «Заря» грубейшим образов нарушены требования законодательства, бездействие общества ставит в опасность не только жизнь и здоровье граждан, но и наносят явный вред окружающей среде.

Администрация Ирбитского МО не предприняла соответствующих мер по организации деятельности в области обращения с отходами, в том числе пришедшими в негодность и запрещенными к применению пестицидами и агрохимикатами на территории Ирбитского муниципального образования в 500 метрах западнее от <адрес>

На основании изложенного, руководствуясь ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации просит:

Обязать администрацию Ирбитского Муниципального образования принять меры по организации утилизации пестицидов и агрохимикатов находящихся на территории Ирбитского муниципального образования в 500 метрах западнее от <адрес>

Обязать ООО «Агрофирма «Заря» выполнить мероприятия по уничтожению пестицидов и агрохимикатов, находящихся на территории Ирбитского муниципального образования в 500 метрах западнее от <адрес> в соответствии с требованиями санитарного законодательства.

Участвующий в судебном заседании помощникИрбитского межрайонного прокурора Швейцаров В.А. в полном объеме поддержал исковые требования и дополнил, что промедление в решении данного вопроса может привести к непоправимым последствиям в сфере безопасности жизни и здоровью граждан, и окружающей среде.

Представитель третьего лица на стороне истца - представитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Свердловской области (Управление Россельхознадзора по Свердловской области) ФИО1 (по доверенности л.д.37) в отзыве указала, чтоисковое заявление к Администрации Ирбитского муниципального образования и ООО «Агрофирма «Заря» поддерживает в полном объеме. С доводами Ирбитского межрайонного прокурора Хороших В.А. согласна.

Основанием для искового заявления послужило обращение Управления Россельхознадзора по Свердловской области в прокуратуру Свердловской области информации о ненадлежащем хранении пестицидов.

Управлением Россельхознадзора по Свердловской области в ходе проведения плановой выездной проверки в отношении 000 «Агрофирма «Заря» (на основании Распоряжения и.о. руководителя Управления ФИО2. от 21.10.2010г. № 1015) установлено, что на территории Ирбитского района <адрес> обнаружены запрещенные и непригодные к применению на территории Российской Федерации пестициды.

В частности, в ходе обследования территории склада в присутствии главного агронома ООО «Агрофирма «Заря» при применении фотосъемки было установлено следующее: <данные изъяты> склад площадью приблизительно 25 квадратных метров представляет собой строение без крыши с заколоченными на две доски дверями. Внутри разрушенного склада на момент проверки сохранился отсек, предназначавшийся для инвентаря и кладовщика. Пол дощатый, частично отсутствует. На полу хаотично разбросаны бревна, а также 3 металлические бочки разной емкости, в двух из них помещены мешки затаренные бумажными мешками с порошкообразным веществом серовато-белого цвета, вещество не пылит, слежавшееся, явного химического запаха не имеет (из-за давности хранения). По периметру здания сохранились деревянные стеллажи в 2 яруса, на которых находятся: пустой деревянный ящик с надписью <данные изъяты> вскрытая металлическая бочка, три полиэтиленовых мешка затаренные подобным пестицидом. Подобное вещество в разорванных бумажных мешках около 10 штук разбросано на других стеллажах помещения, надписи, на мешках практически не читаемые. На упаковке одного из мешков по тексту удалось восстановить <данные изъяты> На крыше отсека для инвентаря под открытым небом находится вскрытый деревянный ящик с надписью «<данные изъяты> в котором обнаружен пылевидный порошок черного цвета, помещенный в прозрачные полиэтиленовые мешки, запаянные, приблизительно весом по 500 грамм каждый в количестве 15 штук. Пакеты маркировки и надписи не имеют, часть пакетов разорвана.

В ходе проверки было отобрано 2 контрольных образца различных химических веществ (предположительно пестицидов) с целью установления действующего вещества. По результатам исследований, проведенных аккредитованной лабораторией ФГУ «Свердловский референтный центр Россельхознадзора» в отобранных образцах было установлено содержание следующих действующих веществ пестицидов: <данные изъяты>

Находящиеся на территории разрушенного склада пестициды, пришедшие в негодность в результате длительного хранения в неспециализированном хранилище под открытым небом, в нарушенной таре, запрещены к применению на территории Российской Федерации, относятся к категории опасных отходов и внесены в федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002г. № 786. и относятся к 1-2 классу опасности для человека.

Обнаруженные в ходе проведения проверки пестициды обладают высокой токсичностью к биологическим ресурсам и относятся к наиболее опасным

загрязнителям окружающей среды. Пестициды обладают канцерогенным, мутагенным, эмбриотоксичным действием на организм человека, постепенно накапливаются в организме и практически не выводятся, вызывая аллергические реакции, онкологию, генные мутации, что естественно представляют реальную угрозу для генофонда человека на данной территории. А нахождение таких опасных химических веществ под открытым небом на фактически открытой территории неизбежно приведут к глубинным, не поддающимся прогнозированию необратимым изменениям во всех экосистемах, а именно губительно повлияют на все живое в почве, воде и воздухе. В данном случае вероятность загрязнения экосистемы с талыми и почвенными (грунтовыми) водами огромна. Данная территория может являться очагом экологического загрязнения. Кроме того, само место нахождения пестицидов доступно для людей и животных, что может привести к техногенным ситуациям (возгоранию, отравлению и другим непредсказуемым последствиям).

В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Кроме того, в соответствии со ст. 11 п. 1 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве способов защиты гражданских прав предусматривается восстановление положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 19.07.1997 № 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" обезвреживание, утилизация, уничтожение и захоронение пришедших в негодность и запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов, а также тары из-под них обеспечиваются гражданами и юридическими лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом методы уничтожения пришедших в негодность и (или) запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов, а также тары из-под них разрабатываются изготовителями пестицидов и агрохимикатов по согласованию со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Уничтожение пришедших в негодность и (или) запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов, учитывая, что данные вещества относятся к отходам 1, 2, 3 классов опасности, должно осуществляться на полигонах токсичных отходов (захоронение) либо сжиганием на высокотемпературных установках для сжигания отходов, при этом уничтожение должно осуществляться в соответствии с требованиями санитарного законодательства (технологии уничтожения должны быть разрешены в установленном порядке).

При решении вопросов уничтожения, в том числе захоронения, пришедших в негодность пестицидов и агрохимикатов необходимо руководствоваться: - санитарными правилами СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления»; - санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления»; - санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

Согласно ст. 4 п. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

Однако в соответствии с п. 4 ст. 4 указанного выше Федерального закона в случае, если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством.

В результате проводимой проверки собственник (физическое или юридическое лицо) выше указанных отходов установлен не был.

Таким образом, Администрация Ирбитского муниципального образования обязана принять меры по утилизации пришедших в негодность в результате длительного хранения пестицидов.

Так, в соответствии со ст. 8, 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организацию деятельности в области обращения с отходами, в том числе пришедшими в негодность и запрещенными к применению пестицидами и агрохимикатами, на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления.

Аналогичные положения о полномочиях органов местного самоуправления по данному вопросу закреплены в ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 5 Закона Свердловской области от 19.12.1997г. № 77-03 «Об отходах производства и потребления».

П.п. 11, 24 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что к вопросам местного значения городского округа отнесена организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В силу ст. 3 ФЗ Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды в качестве одного из принципов охраны окружающей среды предусмотрена ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды на соответствующих территориях и обязанность их участия в деятельности по охране окружающей природной среды.

Таким образом, пришедшие в негодность в результате ненадлежащего длительного хранения смеси пестицидов оказывают неблагоприятное воздействие на окружающую среду, а бездействие органов местного самоуправления, которые обязаны принимать своевременные меры по их выявлению и ликвидации, нарушают конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации просит обязать Администрацию Ирбитского муниципального образования утилизировать пришедшие в негодность в результате длительного хранения пестицидов, на территории Ирбитского района <адрес>

Представитель ответчика администрации Ирбитского МО - Завьялова Т.О. (по доверенности л.д.26) иск не признала и в своем отзыве указала, что Администрация Ирбитского муниципального образования заявленные исковые требования не признает по следующим основаниям.

Статьей 72 Конституции Российской Федерации (п.1 подп. «д») определено, что в совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся вопросы охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с последующими изменениями) органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды осуществляют государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю. Пункт 3 статьи 7 данного закона к вопросам местного значения городского округа относит организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа и организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (с последующими изменениями) к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относит осуществление государственного контроля за деятельностью в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, а также проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами (статья 6). К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (статья 8).

Эти же полномочия органов местного самоуправления закреплены и п.1 подп.11, 24 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (с последующими изменениями).

Статья 31 Устава Ирбитского муниципального образования к полномочиям администрации Ирбитского МО относит следующее: организация мероприятий по охране окружающей среды, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В полномочиях органа местного самоуправления отсутствует организация и осуществление экологического контроля объектов производственного и социального назначения, указанные в исковом заявлении.

В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (с последующими изменениями) отходы производства и потребления (далее -отходы) представляют собой остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Федеральным законом от 19.07.1997 № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» отдельно дано понятие пестицидов и агрохимикатов. Пестициды - химические или биологические препараты, используемые для борьбы с вредителями и болезнями растений, сорными растениями, вредителями хранящейся сельскохозяйственной продукции, бытовыми вредителями и внешними паразитами животных, а также для регулирования роста растений, предуборочного удаления листьев (дефолианты), предуборочного подсушивания растений (десиканты), агрохимикаты - удобрения химического или биологического происхождения, химические мелиоранты, кормовые добавки, предназначенные для питания растений, регулирования плодородия почв и подкормки животных. Т.е. пестициды и агрохимикаты нельзя отнести к отходам производства. Это отдельная категория препаратов, обращение с которыми регулируется отдельными законодательными актами, в частности Федеральный закон от 19.07.1997 № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», которым иным образом распределены полномочия в сфере обращения пестицидов и агрохимикатов между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Статья 4 данного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами относит осуществление государственного контроля за исполнением законодательства Российской Федерации в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами.

Статья 6 данного закона устанавливает, что органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Но такими полномочиями в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами Администрация Ирбитского МО не наделялась.

В соответствии со статьей 15 за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами осуществляется государственный надзор и контроль. Такой надзор и контроль осуществляет специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами.

На сегодняшний день таким уполномоченным органом является Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор).

В соответствии с Положением о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 327, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных.

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет надзор за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами, т.е. надзор за сбором, накоплением, использованием, обезвреживанием, транспортировкой, размещением пестицидов и агрохимикатов.

В соответствии со ст.24 Федерального закона от 19.07.1997 №109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» обезвреживание, утилизация, уничтожение и захоронение пришедших в негодность и (или) запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов, а также тары из-под них обеспечивается гражданами и юридическими лицами.

В соответствии с СанПиН 1.2.2584-10 «Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов» обезвреживание, утилизацию и уничтожение осуществляют организации. В данном случае мероприятия по уничтожению и обезвреживанию пестицидов и агрохимикатов должен осуществить правообладатель земельного участка, на котором расположен склад. Предположительно им является колхоз им.Мичурина.

Таким образом, администрация Ирбитского МО не уполномочена принимать меры по организации утилизации пестицидов и агрохимикатов, поскольку пестициды и агрохимикаты являются отдельной категорией препаратов с отдельным законодательным регулированием в области ее обращения, а соответствующим уполномоченным органом является Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

На основании вышеизложенного просит в удовлетворении исковых требований межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Ирбитского МО отказать.

Представитель ответчика ООО Агрофирма «Заря»- Яровой Ю.Е. (по доверенности л.д.36) иск не признал и пояснил, что предприятие не является правоприемником колхоза <данные изъяты>. Склад ядохимикатов, расположенный в <адрес> им не принадлежит и в актах приема-передачи от СПК «<данные изъяты>» от 03.06.2003 года такого объекта не было. Земельный участок, на котором находится данный склад не принадлежит ООО Агрофирма «Заря».

Заслушав истца, третьего лица на стороне истца, представителя ответчиков, исследовав материалы дела, обозрев картограмму, представленную представителем ООО Агрофирма «Заря», из которой видно, что земля, на которой находится склад с ядохимикатами, им не принадлежит (копия л.д.21), оценив доказательства в их совокупности, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению частично только в отношении администрации Ирбитского Муниципального образования по следующим основаниям.

На основании п.4 ст.27, п. 3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Судом установлено, что на территории Ирбитского района в <адрес>, в разрушенном <данные изъяты> складе обнаружены запрещенные и непригодные к применению на территории Российской Федерации пестициды: <данные изъяты> весом около 250 кг и <данные изъяты> в количестве 7 кг. (л.д.10-11, 16-18).

Право граждан на благоприятную окружающую среду установлено статьей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72 Конституции РФ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от30 марта 1999 года 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, предупреждению эпидемий, а также по охране окружающей среды являются расходными обязательствами Российской Федерации и ее субъектов.

Следовательно, решение муниципальными образованиями вопросов организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, как неотъемлимой части обеспечения экологической безопасности и санитарно - эпидемиологического благополучия населения не может зависеть от финансовых возможностей этих образований, особенно в тех случаях, когда неисполнение обязанности по решению данных вопросов местного значения лишь из-за отсутствия собственных финансовых средств создает угрозу нарушения прав граждан на благополучную окружающую среду.

В соответствии с положениями пунктов 4, 5 статьи 5 Федерального закона от 25 сентября 1997 года N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" формирование местного бюджета осуществляется путем применения единой методологии, государственных минимальных социальных стандартов, социальных норм, устанавливаемых органами государственной власти. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в процессе осуществления бюджетного регулирования и органы местного самоуправления в процессе формирования местных бюджетов руководствуются государственными минимальными социальными стандартами, социальными нормами, нормативами минимальной бюджетной обеспеченности.

Межбюджетные отношения строятся на принципах взаимной ответственности, применения единой для всех муниципальных образований методологии, учитывающей их индивидуальные особенности, выравнивания доходов муниципальных образований.

К средствам бюджетного регулирования местных бюджетов относятся, в том числе, дотации и субвенции местным бюджетам, средства, выделяемые из фонда финансовой поддержки муниципальных образований (статья 9 Федерального закона от 25 сентября 1997 года N 126-ФЗ).

При этом в силу статьи 10 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" распределение средств фонда финансовой поддержки муниципальных образований осуществляется с учетом факторов, определяющих особенности данного субъекта Российской Федерации.

Доля каждого муниципального образования в общем объеме средств фонда финансовой поддержки муниципальных образований устанавливается в процентах и утверждается законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.

Перечисление средств в местные бюджеты из фонда финансовой поддержки муниципальных образований производится ежемесячно всем муниципальным образованиям, имеющим право на финансовую помощь.

Из приведенных правовых положений следует, что бюджет муниципального образования является лишь составной частью бюджетной системы Российской Федерации и включен в механизм выравнивания его обеспеченности средствами бюджетов различных уровней.

Подобная позиция полностью согласуется и с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15 мая 2006 года N 5-П, согласно которой финансовая самостоятельность местного самоуправления предполагает наличие необходимых бюджетных прав у органов местного самоуправления. Степень финансовой самостоятельности определяется компетенцией органов местного самоуправления, которая закрепляется Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством. Бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно - они являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов (дотации и субвенции местным бюджетам, средства, выделяемые из фонда финансовой поддержки).

В соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения муниципального района.

Согласно ст. 4 п. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

Однако, в соответствии с п. 4 ст. 4 указанного выше Федерального закона в случае, если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством.

В результате проводимой проверки собственник (физическое или юридическое лицо) выше указанных отходов установлен не был. (л.д.13, 14, 15, 22).

Согласно выписке из ЕГРЮЛ видно, что колхоз им. <данные изъяты> ликвидирован вследствие банкротства 14.09.2006 года (л.д.40-41).

Так, в соответствии со ст. 8, 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организацию деятельности в области обращения с отходами, в том числе пришедшими в негодность и запрещенными к применению пестицидами и агрохимикатами, на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления.

Аналогичные положения о полномочиях органов местного самоуправления по данному вопросу закреплены в ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 5 Закона Свердловской области от 19.12.1997г. № 77-03 «Об отходах производства и потребления».

П.п. 11, 24 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что к вопросам местного значения городского округа отнесена организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В силу ст. 3 ФЗ Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды в качестве одного из принципов охраны окружающей среды предусмотрена ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды на соответствующих территориях и обязанность их участия в деятельности по охране окружающей природной среды.

Согласно Устава Ирбитского МО к полномочиям администрации муниципального образования по решению вопросов местного значения относятся::

-организация мероприятий по охране окружающей среды, организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (п.27 ст. 31);

-организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера…, участие в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций (п.35 ст. 31);

-осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья. (п.37 ст. 31). (л.д.30-35).

Таким образом, пришедшие в негодность в результате ненадлежащего длительного хранения смеси пестицидов оказывают неблагоприятное воздействие на окружающую среду, а бездействие органов местного самоуправления, которые обязаны принимать своевременные меры по их выявлению и ликвидации, нарушают конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду.

Таким образом, Администрация Ирбитского муниципального образования обязана принять меры по организации по утилизации пришедших в негодность в результате длительного хранения пестицидов и агрохимикатов.

ООО «Агрофирма «Заря», правообладателем земельного участка, на котором обнаружены пестициды и агрохимикаты, не является, что видно из картограммы и пояснений ответчика ООО Агрофирма «Заря». Данный факт сторонами не оспаривается, поэтому ООО Агрофирма «Заря» не может быть ответчиком по данному судебному спору.

Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,

РЕШИЛ:

Иск Ирбитского межрайонного прокурора В.А. Хороших к администрации Ирбитского МО, ООО Агрофирма «Заря» о возложении обязанности по утилизации отходов удовлетворить частично.

Обязать администрацию Ирбитского Муниципального образования принять меры по организации утилизации пестицидов и агрохимикатов, находящихся на территории Ирбитского муниципального образования <адрес>

В остальной части иска Ирбитскому межрайонному прокурору В.А. Хороших отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи жалобы в Ирбитский районный суд.

Председательствующий: /подпись/

РЕШЕНИЕ ВСТУПИЛО В ЗАКОННУЮ СИЛУ 16.03.2011

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>