Дело № 2-536/2011 год. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации. Город Ирбит 22 июня 2011 года. Ирбитский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Смирнова А.Н. при секретаре Шальковой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рацун С.Н. к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ирбите и Ирбитском районе Свердловской области о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости и признания права на досрочную пенсию, УСТАНОВИЛ: Рацун С.Н. обратился в суд с иском к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ирбите и Ирбитском районе Свердловской области о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости и признания права на досрочную пенсию. В обосновании своих исковых требований истец Рацун С.Н. пояснил, ДД.ММ.ГГГГ об обратился в Управление пенсионного фонда РФ в г.Ирбите за досрочным назначением трудовой пенсии в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», так как проработал в образовательном учреждении в должности более 25 лет. В назначении пенсии ему было отказано: в требуемый стаж 25 лет ответчиком не был включен период службы на флоте, в должности матроса войсковой части с 14.04.1981г. по 1984 (03-00-02), так как нет 2/3 стажа на 01.10.1993г. требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии. Считает, что этот период не был включен в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии незаконно по следующим основаниям. Учителям, врачам и другим работникам просвещения здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются: служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах, служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства внутренних дел СССР и органах милиции; (Положение о порядке исчислении стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утверждено Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397) и 2/3 стажа должно быть соблюдено не на момент его обращения, а на момент утраты силы названного Постановления. В отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретённые права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права ( Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29.01.2004 года №2-П со ссылкой на Постановление 24 мая 2001 года №8-П и Определение от 05.11.2002 года №320-0). Его период службы на флоте относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам. Считает, вышеизложенный период службы на флоте подлежит включению в стаж работы специальности при досрочном назначение трудовой пенсии по старости независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения на это права. На основании изложенного просит: обязать ответчика включить в стаж, требуемый для назначения пенсии период с 14.04.1981г. по 15.04.1984г., и признать право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с момента обращения, т.е. с 25 апреля 2011 года. Представитель ответчика - ГУ УПФ РФ в г.Ирбите и Ирбитском районе Свердловской области Митновицкая Н.В. иск не признала и пояснила, что Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Ирбите и Ирбитском районе Свердловской области (далее по тексту - Управление) исковые требования Рацун С.Н., изложенные в заявлении от 06.06.2011 г. не признает полностью, считая их необоснованными и незаконными. В обоснование своих возражений пояснила следующее. ДД.ММ.ГГГГ Рацун С.Н., <данные изъяты> обратился в УПФР в городе Ирбите и Ирбитском районе Свердловской области за досрочным назначением трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон № 173-ФЗ). ДД.ММ.ГГГГ Управлением было вынесено Решение № об отказе в назначении пенсии в виду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ. В соответствии с п.1 ст. 19 Закона № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня подачи заявления, но не ранее дня возникновения права на нее. Поэтому, определение права на пенсию производилось по состоянию на 29.04.2011 г. по представленным документам. При определении права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по действующему законодательству - по Постановлению Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 и по ранее действовавшему законодательству с учётом Постановления Конституционного суда от 29.01.2004 г. № 2П стаж на соответствующих видах работ составил - 23 года 00 мес. 13 дней. В стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей не менее 25 лет, не представляется возможным включить 03 года 00 мес. 02 дня, а именно: - период с 14.04.1981 г. по 15.04.1984 г. прохождения Рацун С.Н. службы в Вооруженных Силах СССР (Военно-морского флота СССР) в начале службы в должности курсанта-матроса при окончании службы в должности старшины минно-торпедной команды. В настоящее время условия назначения гражданам досрочных трудовых пенсий регулируются положениями ст. 27 Закона № 173-ФЗ. Согласно п.п.19 п.1 ст.27 Закона № 173-ФЗ, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного Закона (жен- 55 лет, муж.- 60 лет), лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Пунктом 2 названной статьи Закона определено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 указанной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ. Таким образом, включению в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, подлежат не все периоды работы, а лишь те, которые осуществлялись в должностях и учреждениях, прямо предусмотренных списками, при соблюдении правил их исчисления, утвержденных Правительством РФ. Определение права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по нормам п.п.19 п.1 ст.27 Закона от 17.12.2001 г. осуществляется с учетом Списка должностей и учреждений, а также, Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 (далее - Список и Правила от 29.10.2002 г. № 781). При исчислении стажа работы в части, не урегулированной указанными Правилами, применяются Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, в которых приведен исчерпывающий перечень периодов, подлежащих включению в стаж на соответствующих видах работ. Включение периода прохождение военной службы в стаж на соответствующих видах работ действующим законодательством не предусмотрено. В связи с тем, что служба в Вооруженных силах СССР не указана в Списке и не относится к педагогической деятельности - зачет истцу в педагогический стаж периода службы в Вооруженных Силах СССР будет являться необоснованным. В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Согласно пункту 1 ч. 1 статьи 11 указанного Закона в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". В соответствии с пунктом 3 ч. 4 статьи 30 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, в которую включается служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны. Таким образом, период прохождения военной службы включается в страховой стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и не может быть включен в специальный трудовой стаж педагогической деятельности при определении права на пенсию в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Закона 173-ФЗ. Действовавший с 01.01.1992 г. Закон Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон № 340-1) и изданные на основе его положений Списки профессий и должностей работников образования, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067, предусматривающие до 01.11.1999 г. включение в стаж для назначения пенсии за выслугу периодов работы в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 - также не включали службу в Вооруженных Силах СССР в педагогический стаж. Согласно Определению Конституционного Суда РФ №1152-0-0 от 23.09.2010 г. решение законодателя не включать периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы с тяжелыми условиями труда, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа. Аналогичная позиция отражена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 октября 2006 года N 380-О. В период службы истца в Вооруженных Силах СССР действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». Согласно данному Постановлению, на которое истец ссылается в защиту своих пенсионных прав, пенсии за выслугу лет работникам просвещения назначалась учителям и другим работникам просвещения при стаже работы по специальности не менее 25 лет. Период службы в армии засчитывался в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397 приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Однако, Постановление Совета Министров СССР №1397 от 17.12.1959 года «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» с 01.10.1993 года не применяется на территории РФ на основании пункта 3 Постановления Правительства РФ № 953 от 22.09.1993г. При этом, исходя из правовой позиции, изложенной в Определениях Конституционного Суда РФ от 05.11.2002 № 320-О и от 06.03.2003 № 107-О, и изданных на их основе Разъяснений Минтруда России от 17.10.2003 № 4, утвержденных Постановлением Минтруда России № 70 от 17.10.2003 (зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2003 № 5284) следует, что основным условием применения ранее действующего порядка исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ является - полная выработка гражданином (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта необходимого общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правого акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой. Правомерность указанной позиции подтверждена Конституционным судом РФ в постановлении №2-П от 29.01.2004 г. Таким образом, Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства, утверждённое Постановлением Совета Министров СССР №1397 от 17.12.1959 года, которое действовало в период службы Рацун С.Н. в Вооруженных Силах СССР, в данном случае не может применяться, так как на день его отмены истец полностью не выработал необходимый специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии. Также, полагает, что, не нарушая принципа правовой определенности и общеправового принципа соотношения общих и специальных норм, при разрешении данного спора подлежит применению законодательство, регулирующее пенсионные правоотношения - Федеральный закон от 17.12.2001г. № 173-ФЗ, как содержащий специальные нормы. Учитывая, что органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, строго руководствуются нормами действующего законодательства при определении права граждан на пенсию, то решение Управления об отказе в назначении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ № обоснованно и законно. Соответственно, правовых оснований для удовлетворения исковых требований истца, по мнению Управления, не имеется. Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности суд приходит к следующему. В настоящее время условия назначения гражданам досрочных трудовых пенсий регулируются положениями ст. 27 Закона № 173-ФЗ. Согласно п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного Закона (жен- 55 лет, муж.- 60 лет), лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Судом установлено, что истец 29.04.2011 года обратился в УПФР в г.Ирбите и Ирбитском районе Свердловской области с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности (л.д.8). Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ истцу в назначении пенсии отказано, поскольку представленными документами подтверждалось 23 года 00 мес. 13 дн. стажа по профессии, тогда как для назначении пенсии необходимо, согласно п.п. 19 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не менее 25 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей. При этом истцу в специальный стаж не был зачтен период с 14.04.1981 г. по 15.04.1984г. (03-00-02) служба в должности матроса в войсковой части, так как нет 2/3 стажа на 01.10.1993 г. требуемого для назначения пенсии в соответствии с Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 г. № 1397 в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию п.4 Положения, утвержденного данным Постановлением (л.д.8-10). Отказ в назначении пенсии пенсионный орган мотивировал тем, что Постановление Совета Министров СССР №1397 от 17.12.1959 года «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» с 01.10.1993 года не применяется на территории РФ, на день отмены Постановления, истец полностью не выработал необходимый специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, по ранее действовавшему пенсионному законодательству время военной службы также засчитывалось только в общий стаж работы и не включалось в специальный стаж. Суд считает данную позицию пенсионного органа ошибочной по следующим основаниям. В соответствии с п.п. «а» п.1 Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения по Перечню учреждений, организаций и должностей согласно Приложения назначать учителям и другим работникам просвещения - при стаже работы по специальности не менее 25 лет. Пунктом 6 Постановления установлено, что лица, имеющие право на пенсию за выслугу лет согласно настоящему Постановлению, могут обращаться за назначением пенсий в любое время после возникновения права на пенсию, без ограничения каким-либо сроком и независимо от места последней работы. Подпунктом «г» пункта 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 и действовавшего до 1 октября 1993 года (то есть в период службы и работы истица) установлено, что учителям … в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил ССР. В соответствии с пунктом 4 названного выше Положения, время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Постановления, засчитываются в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановление, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Судом установлено, что истец проходил службу в Вооруженных Силах СССР с 14.04.1981 г. по 15.04.1984г. (03-00-02) в должности матроса в войсковой части, о чем свидетельствуют данные военного билета (л.д. 11) и сторонами не оспариваются. Таким образом истец служил в ВС СССР в период действия Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, то есть в момент когда правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж, как трудовой, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения. Положениями части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть в уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. Как было указанно выше в спорный период действовало утвержденное Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом «г» пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил. Период службы истца в Советской Армии относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам. Таким образом, вышеназванный период службы истица подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначение трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права, а также в независимости перерывов в трудовой деятельности. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целям, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. Пенсионным органом истицу в бесспорном порядке засчитан стаж на соответствующих видах работ 23 года 00 ме6сяцев 13 дней, что свидетельствует о наличии и истца 2/3 специального стажа, необходимого в соответствии с требованиями указанного Положения для назначения пенсии по старости. Учитывая изложенное суд считает необходимым засчитать период службы истца в Вооруженных Силах СССР в стаж на соответствующих видах работ с 14.04.1981 г. по 15.04.1984г. (03-00-02). Итого у истца на день подачи заявления в пенсионный орган 29.04.2011 года стаж на соответствующих видах работ составил 26 лет 00 месяца 15 дня = (23-00-13 + 03-00-02). При таких обстоятельствах, суд считает иск подлежащим удовлетворению в полном объеме. В соответствии со ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173 -ФЗ от 17.12.2001 года, трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Истец с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости обратился 29.04.2011 года, именно с этой даты у него возникло право на назначение пенсии по старости (л.д.8). Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 194-198 ГПК Российской Федерации суд, РЕШИЛ: Включить Рацун С.Н. в стаж на соответствующих видах работ период с 14.04.1981 г. по 15.04.1984 г. (03-00-02) прохождения службы в Вооруженных Силах СССР (Военно-морского флота СССР) в начале службы в должности курсанта-матроса при окончании службы в должности старшины минно-торпедной команды. Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ирбите и Ирбитском районе Свердловской области назначить Рацун С.Н. досрочную трудовую пенсию по старости с 29 апреля 2011 года. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней после его вынесения и оглашения решения путем подачи кассационной жалобы в Ирбитский районный суд. Решение изготовлено в совещательной комнате в печатном виде. Председательствующий: (подпись) <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>