Дело № 2-849/2011 год Р Е Ш Е Н И Е город Ирбит 11 октября 2011 года Ирбитский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Н.А. Буньковой при секретаре Ю.А. Саламбаевой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бабихиной Т.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ирбите и Ирбитском районе Свердловской области о включении периода работы в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, признании права на досрочную трудовую пенсию, У с т а н о в и л: Решением Комиссии Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ирбите и Ирбитском районе Свердловской области ( далее- Пенсионный орган) по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 11.05.2007 года № 202, Бабихиной Т.А., обратившейся 16.02.2007 года с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, как лицу, занимающейся педагогической деятельностью, было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием полного стажа на соответствующих видах работ (25 лет), необходимого для назначения данной пенсии. Не были зачтены в этот стаж ряд периодов работы, в том числе: 1) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. (2 месяца 19 дней) в должности воспитателя детского комбината №, поскольку наименование учреждения - детский комбинат не предусмотрено Списком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781; 2) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. (5 лет 3 месяца) так как не выполнялась норма рабочего времени, установленная за ставку заработной платы в соответствии с п.4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства от 29.10.2002 г. № 781 (л.д. 11-14). Бабихина Т.А., не согласившись в части с решением, обратилась с иском к Пенсионному органу о включении в специальный трудовой педагогический стаж выше указанных периодов. В судебном заседании истец Бабихина Т.А. поддержала исковые требования, пояснила, что, работая в должности воспитателя детского комбината № в <адрес>, она осуществляла свою трудовую деятельность, связанную с образовательным процессом, обучением и воспитанием детей. По данному адресу и по настоящее время находится детское дошкольное образовательное учреждение, которое сейчас называется детским садом. Что касается второго спорного периода времени, она работала тогда в <адрес> преподавателем не на полную ставку, и концертмейстером также не на полную ставку, а в итоге у нее было выработано более ставки рабочего времени. Она была принята на работу в качестве преподавателя по классу баяна, а концертмейстер- это самостоятельная должность, не было такой должности, как преподаватель-концертмейстер. Считает, что участвовала в образовательном процессе на уроках танцев, исполняя обязанности аккомпаниатора, т.к. наравне с преподавателем учила детей хореографии. После обращения в Пенсионный орган в 2007 году она более с заявлением о назначении пенсии не обращалась. Представитель ответчика Пенсионного органа Митновицкая Н.В.иск не признала, указав, что 16.02.2007 года Бабихина Т.А. обратилась за досрочным назначением трудовой пенсии в соответствии с п.п.19 п.1 ст. 27 Федерального Закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением от 11.05.2007 года ей было отказано в назначении пенсии ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ. Период работы в должности воспитателя детского комбината 2 месяца 19 дней не включён в трудовой стаж истца, т.к. наименование учреждения не указано в пенсионном законодательстве, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии. Признаёт, что детский комбинат являлся дошкольным образовательным учреждением и оказывал образовательные услуги. Период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. не включён в трудовой стаж, так как не выполнялась норма рабочего времени, установленная за ставку заработной платы, о чем говорится в п.4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства от 29.10.2002 г. № 781. И в соответствии с абз.2 п.12 Правил на 01.01.2001 г. у лица должен иметься стаж работы в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» Списка, в учреждениях, указанных в п.2 раздела «Наименование учреждений» Списка в учреждениях. Должность концертмейстера не указана в данном Списке, кроме того, она является самостоятельной должностью, указанной в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарификационных разрядов, она отличается по должностным характеристикам и функциональным обязанностям от должности педагога дополнительного образования, согласно Постановления Минтруда Российской Федерации от 11.11.1992г. № 33, переименования должности не происходило. Заслушав доводы сторон, исследовав материалы гражданского дела, оценив добытые доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему. В соответствии с ч.2 ст. 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. В ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173- ФЗ от 17.12.2001г. закреплено, что трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Согласно пп.10 п.1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001г., трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. Как видно Бабихина Т.А. 16.02.2007 года обратилась с заявлением в Пенсионный орган о назначении пенсии, претендуя на досрочное назначение трудовой пенсии, как лицо, не менее 25 лет осуществлявшее педагогическую деятельность. Ответчик полагает, что у истицы имелся только стаж 19 лет 07 месяцев 09 дней ( л.д.19). Представителем ответчика не отвергается, что детский комбинат это образовательное учреждение для детей, также не отвергается, что истица работала в детском комбинате № в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. в должности воспитателя, то есть занималась педагогической деятельностью, который согласно записи в трудовой книжке указан, как детский комбинат (л.д.8-10), и не увольнялась в спорный период. Отказ связан с формальными основаниями- отсутствием наименования образовательного учреждения в выше указанных Списках. Суд убеждён, что данное основание не может являться ограничением гарантированного Конституцией Российской Федерации права на пенсионное обеспечение. Закон Российской Федерации «О трудовых пенсиях» в Российской Федерации» не содержит перечня работ, подлежащих включению в стаж для назначения трудовых пенсий. Этот вопрос разрешается иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно положениям названного Федерального Закона право на пенсию за выслугу лет зависит от вида деятельности (профессии, должности) работника, а не типа или правового статуса учреждения для детей, с которым педагогический работник состоял в трудовых отношениях, работа в которых даёт право на получение пенсии в связи с педагогической деятельностью. Из толкования норм Закона также следует, что Правительство Российской Федерации не наделено полномочиями самостоятельно регулировать пенсионные отношения педагогических работников, устанавливать их пенсионные права, либо вводить дополнительные по сравнению с законом ограничения права на пенсионное обеспечение за выслугу лет. Законодатель уполномочил Правительство Российской Федерации лишь на составление Списков соответствующих работ (профессии, должностей) с учётом которых назначается пенсия по старости, не оговаривая при этом форму собственности учреждений для детей и правовой статус (юридическое не юридическое лицо). Таким образом, федеральным законодательством не установлены ограничительные условия на социальное обеспечение по выслуге лет граждан, работающих в сфере образования, поэтому отказ о включении в стаж периода работы, только по тем основаниям, что наименование дошкольного образовательного учреждения «детский комбинат» не предусмотрен Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации, не может быть признан законным. Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 29.01.2004 года указал, что нормы права не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствуют гражданину осуществлять оценку приобретенных заинтересованным ведомством в лице Пенсионного фонда Российской Федерации подзаконных актах, которые далеко не всегда соответствуют смыслу и букве закона. Такой подход противоречил бы основным принципам и задачам правосудия - (ст. 120 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 2,8,11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Согласно пункта 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дела, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный трудовой стаж работы, с учётом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (п.1 ст. 27 и п.п. 7-13 ст. 28 названного Закона), период его работы, подлежащего, по мнению истца зачёту в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) (учреждения, организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, дожжен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера, специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учётом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций в которых он работал). В материалах дела имеется Положение о яслях-саде №, утвержденное 08.04.1987года начальником отдела народного образования <адрес>, из которого следует, что данное дошкольное учреждение создано в интересах детей дошкольного возраста, отвечающим задачам последующего обучения в школе. Руководство педагогической деятельностью осуществляет ГорОНО <адрес>, а контроль за хозяйственно-финансовой деятельностью - администрация цеха ГТПМ ( л.д.63-65). Сторона ответчика не оспаривает уставную деятельность детского комбината, как образовательного учреждения. Как видно, имелось разночтение в наименовании дошкольного учреждения: Положение зарегистрировано в ГорОНО в отношении яслей-сада, являвшегося структурной единицей цеха горно-транспортных путевых машин комбината «<данные изъяты>», а в трудовой книжке и справке истицы указано, что она работала в детском комбинате (л.д. 8-10, 28), но для контролирующего педагогическую деятельность органа данное обстоятельство значения не имело. В данном дошкольном учреждении воспитывались дети в возрасте с 1 года до 7 лет, имелись две ясельные группы, две младших группы, одна средняя и одна старшая. Данное Положение действовало, как в период деятельности дошкольного учреждения в качестве комбината с 05.01.1981г. по 31.12.1992г., так и в период, когда оно именовалось как ясли-сад с 03.03.1993г. по 02.03.1997г. ( л.д.70-72). Как видно спорный период работы в детском комбинате № имел место в период действия Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР». В Списке профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей даёт право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утверждённого Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года указаны детские дошкольные учреждения всех типов, что позволяет, по убеждению суда, отнести туда и детский комбинат. Суд в своих выводах руководствуется и п. 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781, согласно которому в стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в списке, в структурных подразделениях государственных и муниципальных организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в списке или нет). Также в п.3 ст. 28 Федерального закона № 173-ФЗ указано, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. То есть конструкция данных пунктов позволяет сделать вывод о том, что не по каждой спорной должности либо наименованию учреждения необходимо вмешательство Правительства Российской Федерации, действующее законодательство не запрещает суду делать заключение о тождестве наименований учреждений. Суд считает «детский комбинат» тождественным учреждением для детей по направлениям деятельности и структуре «яслям-саду», который включен в выше указанный Список. Учитывая выше изложенное, суд считает, что отказ ответчика о включении в стаж работы истицы, дающей ей право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью, периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. является неправомерным, в силу чего иск в данной части является обоснованным. Иное решение данного вопроса привело бы к несоразмерному ограничению конституционного права на социальное обеспечение и тем самым нарушило предписания ч.1,2 ст. 19, и ч.2,3 ст. 55 Конституции Российской Федерации. Что касается требований Бабихиной Т.А. о включении в трудовой стаж периодов её работы в должности преподавателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. суд приходит к следующему. В соответствии с абз.2 п.12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «о трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. № 781, на 01.01.2001 г. у лица должен иметься стаж работы в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» Списка, в учреждениях, указанных в п.2 раздела «Наименование учреждений» Списка в учреждениях. Согласно п.2 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона « О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от11.07.2002г. № 516, может быть суммирован ряд видов работ в целях досрочного назначения пенсии. В соответствии с п. 4 данных Правил, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. В Списке работ, профессий должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 28 Федерального Закона Российской Федерации « О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также в ранее действовавших Перечне учреждений и должностей, утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, Списке профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей даёт право на пенсию за выслугу лет, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463, и Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденном Постановлением Правительства от 22.09.1999 года № 1067, отсутствует должность концертмейстера. В Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденном постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 26.12.1994 года, предусмотрена самостоятельная должность «концертмейстер», сохранены должности «педагог-организатор», «руководитель кружка» и введена новая должность «педагог дополнительного образования». Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 11.11.1992г. № 33 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений образования Российской Федерации» также говорится о двух самостоятельных выше указанных должностях, которые отличаются по своим должностным характеристикам, о чем справедливо указал представитель ответчика. Бабихина Т.А. в спорный период времени была принята на работу именно преподавателем, а не преподавателем-концертмейстером, она была не единственным концертмейстером в <адрес>, что не позволяет сделать вывод о том, что без коцертмейстерской деятельности истца не могла быть осуществлена уставная деятельность учреждения. Истица указывает на то, что на занятиях по хореографии она аккомпанировала, но занятия вел преподаватель. Ее заявление о том, что при этом она фактически занималась педагогической деятельностью, суд отвергает, потому что оно ничем не подтверждено. Из многочисленных подтверждающих справок следует, что начисление заработной платы истице производилось отдельно как преподавателю, и как концертмейстеру ( л.д. 15, 36-43), причем заглавие некоторых справок о педагогической нагрузке не заменяет сути функциональных обязанностей истицы, о чем говорилось выше, не позволяет признать данные должности тождественными. Также у суда нет оснований применить суммированный подсчет периодов работ в виде преподавателя и концертмейстера, согласно п.2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от11.07.2002г. № 516, поскольку данные виды работ там не указаны. Сам по себе факт работы в образовательном учреждении не дает безусловного права на признание определенной работы, как занятие педагогической деятельностью, поскольку отсутствует сочетание вида учреждения и вида работы, дающего права на досрочное назначение пенсии. Поскольку из выше указанных справок следует, что в спорные периоды времени педагогическая нагрузка выполнялась на 0,5-0,88 ставки, что подтвердила и сама истица, то не выполнено требование п.4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 о наличии периодов работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, как необходимого условия для досрочного назначения пенсии гражданину, занимающейся педагогической деятельностью, что в совокупности с выше изложенным дает основание суду отказать в удовлетворении требования о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии периодов времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. Включение в педагогический стаж периода работы в должности воспитателя детского комбината № <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не дает права истице на назначение досрочной трудовой пенсии со дня обращения, поскольку на 16.02.2007 года ею не выработан необходимый стаж в виде 25 лет. Поэтому иск подлежит частичному удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Бабихиной Т.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ирбите и Ирбитском районе Свердловской области о включении периодов работы в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, признании права на досрочную пенсию - удовлетворить частично. Включить в трудовой стаж Бабихиной Т.А., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности периода работы в должности воспитателя детского комбината № <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( два месяца 19 дней). В остальной части исковых требований Бабихиной Т.А. - отказать. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней, путём подачи жалобы через Ирбитский районный суд Свердловской области. Председательствующий -/подпись/ РЕШЕНИЕ ВСТУПИЛО В ЗАКОННУЮ СИЛУ 25.10.2011 <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>4
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И