Дело № 2-814/2011 год Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ город Ирбит ДД.ММ.ГГГГ Ирбитский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Буньковой Н.А. при секретаре Саламбаевой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Примака А.Е. об оспаривании решения органа местного самоуправления об отказе в принятии его на учет как гражданина, нуждающегося в жилых помещениях, у с т а н о в и л: Примак А.Е. является бывшим несовершеннолетним узником концлагерей, что подтверждается удостоверением серии № от ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты> Он проживает в принадлежащем ему на праве собственности жилом доме, общей площадью <данные изъяты>. по адресу: <данные изъяты>), в котором также зарегистрирована его супруга и внук ( <данные изъяты>). Примаку А.Е. было отказано в поставке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий администрацией муниципального образования город Ирбит на основании решения Ирбитской городской Думы от 01.12.2005г. «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма на территории муниципального образования город Ирбит», что следует из ответа Главы от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> Примак А.Е. обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным отказ в постановке на учет, утверждая, что проживает в неблагоустроенном доме без удобств, а как бывший узник концлагерей, имеет право на получение благоустроенного жилого помещения, такие помещения предоставляются знакомым ему гражданам, которые в детстве содержались в концлагере. Представитель органа, действия которого обжалуются, Юрьева С.А.заявление не признала и пояснила, что площадь дома, где проживает семья заявителя, состоящая из трех человек, составила <данные изъяты> с процентом износа 42%, кроме того, супруга Примака имеет на праве собственности 1/2 долю жилого дома <адрес> поэтому, учитывая Решение Ирбитской городской Думы от 01.12.2005 г. заявителю было отказано в постановке на учет. Степень пригодности жилья не устанавливалась, т.к. заявитель проживает в поселке, где требования к степени благоустройства отличные, чем от жилья в городе, но эти доводы заявителю в ответе на его обращение не приводились. Кроме того, Минрегинразвития Российской Федерации в своем письме от ДД.ММ.ГГГГ г. указывает на то, что закон не в полной мере приравнивает бывших узников концлагерей к инвалидам Великой Отечественной войны в вопросе предоставления жилья. Суд, заслушав стороны, ознакомившись с материалами гражданского дела, обозрев личное дело претендующего на улучшение жилищных условий Примака А.Е., оценив добытые доказательства в их совокупности, приходит к следующему. Согласно ч.1 ст.258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. К решениям, действиям(бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. № 1235 постановлено предоставлять проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны (далее - бывшие несовершеннолетние узники фашизма), признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп ( ч.1 п. 1). Льготы, указанные в пункте 1 настоящего Указа, предоставляются за счет тех источников, за счет которых они предоставляются инвалидам и участникам Великой Отечественной войны ( п.2). В соответствии с п.4 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах», инвалидам войны предоставляется такая мера социальной поддержки, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Согласно ч.3, 4 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Как видно, статус заявителя позволяет ему претендовать на состояние на учете в целях получения жилья по договору социального найма на основании специальных принятых Указа и Закона. И при принятии решения об отказе в постановке на учет данный вопрос сомнений у органа местного самоуправления не вызывал, его статус не был основанием для отказа. В силу чего суд отвергает довод представителя органа, действия которого обжалуются, о том, что заявитель не в полной мере может претендовать на меры социальной поддержки, предусмотренные для инвалидов Великой Отечественной войны. При обращении Примака А.Е. ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о нуждаемости в предоставлении благоустроенного жилья в силу своего состояния здоровья и состояния здоровья супруги <данные изъяты> должностным лицом органа местного самоуправления ему был дан ответ о необходимости представления пакета документов, в числе которых была указана акт БТИ о техническом состоянии жилого помещения, общая площадь которого превышает 12 кв. м на одного человека <данные изъяты> требуемые документы были представлены с заявлением о постановке на учет от ДД.ММ.ГГГГ ( <данные изъяты>), претензий по объему необходимых документов Примаку не предъявлялось. При рассмотрении его заявления на заседании общественной жилищной комиссии администрации муниципального образования город Ирбит ДД.ММ.ГГГГ года было вынесено решение об отказе в постановке на учет на основании решения Ирбитской городской Думы от 01.12.2005г. «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма на территории муниципального образования город Ирбит» ( <данные изъяты> В ч.1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации указаны следующие случаи отказав принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если: 1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок. В ч.2 данной статьи говорится о том, что решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. По убеждению суда, перечень оснований отказа в принятии на учет является окончательным, не подлежит расширительному толкованию. Как видно, орган местного самоуправления в качестве основания для отказа указал непредусмотренный Жилищным кодексом Российской Федерации случай, не раскрыв содержание решения, указав только наименование муниципального нормативного акта. Таким образом, оспариваемое решение не соответствует закону. Кроме того, оно не соответствует существу поставленного в обращении вопроса, что недопустимо в соответствии с п. 3 ст. 5, п.4 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006г. № 59-ФЗ « О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Свой вывод суд основывает следующим. При подаче заявителя в орган местного самоуправления ДД.ММ.ГГГГ Примак А.Е. указал, что претендует на улучшение жилищных условий в связи с проживанием в неблагоустроенном жилье, не указывал на проживание в жилом помещении, не соответствующем требованиям, применительно к размеру общей площади. И его обязали представить документ из БТИ, подтверждающий несоответствие жилья, общая площадь которого превышает 12 кв. м на одного человека, по техническому состоянию, то есть никем не оспаривался факт того, что на члена семьи заявителя приходится более 12 кв. м общей площади. Порядок признания жилого помещения непригодным либо пригодным для проживания регламентирован «Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006г.№ 47, в п.42-47 которого говорится о необходимости проведения оценки соответствия помещения установленным требованиям и вынесения одного из следующих решений межведомственной комиссией, создаваемой органом местного самоуправления (применительно к индивидуальному жилому дому): о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания. В муниципальном образовании город Ирбит данной комиссии делегированы полномочия по вынесению таких решений и в отношении жилых домов, принадлежащих гражданам на праве собственности ( п.5) <данные изъяты> Однако, как установлено, по заявлению Примака А.Е. комиссия работу не проводила. Суд отвергает позицию представителя органа, действия которого обжалуются, поскольку, как выше было сказано, обжалуемое решение не соответствовало ни требованиям, предъявляемым действующим законодательством при рассмотрении обращения гражданина с заявлением о постановке на учет, ни по формальным соображениям, ни по существу. При таких обстоятельствах, суд считает, что оспариваемое решение не соответствует действующему законодательству, создает препятствия заявителю в реализации права на жилище, предусмотренное ч.3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, поэтому эти нарушения должны быть устранены. В силу чего требования заявителя являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст.194-198, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л : Признать заявление Примака А.Е. об оспаривании решения органа местного самоуправления об отказе в принятии его на учет как гражданина, нуждающегося в жилых помещениях, обоснованным. Обязать администрацию муниципального образования город Ирбит устранить в полном объеме допущенное нарушение путем принятия решения по заявлению Примака А.Е. от ДД.ММ.ГГГГ года, проживающего по адресу: г<адрес>, в соответствии с положениями ч.1, 2 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней, путём подачи жалобы через Ирбитский районный суд. Председательствующий (подпись) Верно. <данные изъяты> <данные изъяты> Решение вступило в законную силу18.10.2011 <данные изъяты> <данные изъяты>9