Решение по иску Дугановой О.В. к ГУ - УПФ РФ в городе Ирбите и Ирбитском районе СО о вкл. периода работы в трудовой стаж, дающей право на досрочное назначение пенсии, дело № 2-897/2011



Дело № 2-897/2011 год

Р Е Ш Е Н И Е
          И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

город Ирбит       12 октября 2011 года

Ирбитский районный суд Свердловской области в составе председательствующего Н.А. Буньковой, при секретаре Ю.А. Саламбаевой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дугановой О.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ирбите и Ирбитском районе Свердловской области о включении периода работы в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, признании права на досрочную трудовую пенсию,

у с т а н о в и л:

Главная медицинская сестра Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «<данные изъяты>» Дуганова О.В. обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ирбите и Ирбитском районе ( далее-Пенсионный орган) о включении в трудовой стаж, периода работы с 05.04.1993 года по 10.05.1994 года и назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

В судебном заседании истец Дуганова О.В. уточнила свои требования, просила также признать за ней право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости со дня обращения с заявлением в пенсионный орган. В обосновании уточненных требований пояснила суду, что решением комиссии Пенсионного органа от 23.08.2011 года ей отказано в досрочном назначении пенсии по старости в связи с незачетом некоторых периодов работы. Так, не был включён период с 05.04.1993 года по 10.05.1994 года, когда она работала в должности главной медицинской сестры Муниципального предприятия «<данные изъяты> больница» по тем основаниям, что слово «предприятие» не указано в списке учреждений, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Однако в данный период времени она не увольнялась, продолжала работать на одном и том же месте, и работает там до настоящего времени, больница осуществляла деятельность, связанную с лечением и здравоохранением граждан. Просит включить в стаж для исчисления период работы с 05.04.1993 г. по 10.05.1994 г. в должности главной медицинской сестры Муниципального Предприятия «<данные изъяты> больница».Командировка 01.04.1994 года связана была с исполнением трудовых обязанностей, произведена оплата за 8 рабочих часов.

Представитель ответчика Государственного Учреждения-Управление Пенсионного фонда в г.Ирбите и Ирбитском районе Свердловской области Митновицкая Н.В. возражая против иска, пояснила, что в пункте 1 Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464 поименованы «врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, то есть, так же как и в статье Закона № 173-ФЗ, определена единственная организационно-правовая форма- учреждение, работа в котором включается в стаж на соответствующих видах работ. Они не оспаривают того, что истица работала в спорный период в больнице на медицинской должности, больница в качестве своего основного направления уставной деятельности занимается здравоохранением населения, осуществляет лечебную деятельность, не оспаривают также и полноту нагрузки истицы по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в течение рабочего времени. Стаж истца на соответствующих видах работ по наиболее выгодному варианту с учётом Постановления Конституционного суда от 29.01.2004г. № 2П составил - 28 лет 10 месяцев 27 дней. В спорный период времени истца с 05.04.1993 г. по 10.05.1994 г. попадает день - 01.04.1994 года когда Дуганова О.В, находилась в командировке, который не подлежит зачёту в стаж на соответствующих видах работ кроме вышеуказанных доводов еще и по тем основаниям, что в п.5 Разъяснений Минтруда Российской Федерации от 22.05.1996 г. № 5 «О порядке применения Списков производственных работ, профессий и показателей …..» приведён исчерпывающий перечень периодов, которые помимо основной трудовой деятельности включаются в стаж на соответствующих видах работ. Среди перечисленных периодов не указаны периоды командировки.

Заслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, обозрев личное дело, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.2 ст. 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

На основании ч.3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173- ФЗ от 17.12.2001г. (далее- Закон), вступившего в законную силу с 01.01.2002 года, трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днём обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

В соответствии с подпунктом 20 п.1 ст. 27 Закона, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Закона (мужчинам -60 лет), лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно п.2 данной статьи списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19 - 21 пункта 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Как видно, спорный период трудового стажа приходился на время, когда действовал Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990 года № 340-1, согласно ст. 81 которого, пенсия в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения устанавливается при выслуге не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах.

Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет, действовавший в период времени с 05.04.1993 года по 10.05.1994 года, был утверждён Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464.

Из решения комиссии ответчика об отказе в назначении пенсии № 687366 от 23.08.2011 года следует, что стаж истицы на соответствующих видах работ составляет по наиболее выгодному варианту с учётом Постановления Конституционного Суда от 29.01.2004г. № 2П в календарном исчислении 28 лет 10 месяцев 27 дней. В данном решении указано, что спорный период с 05.04.1993г. по 10.05.1994г. (1 год 1 месяц 06 дней) в должности старшей медицинской сестры Муниципального предприятия «<данные изъяты> больница» в стаж на соответствующих видах работы, не может быть включён, поскольку согласно подпункта 20 п.1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 вышеуказанного закона лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. В пункте 1 Списка № 464 поименованы «врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности», то есть, так же как и в статье Закона № 173-ФЗ, определена единственная организационно-правовая форма-учреждение, работа в котором включается в стаж на соответствующих видах работ.

Постановлением главы администрации города Ирбита от 05.04.1993 года № 122 было зарегистрировано муниципальное предприятие «<данные изъяты> больница» (л.д.7), а Постановлением Главы администрации города Ирбита от 11.05.1994 года № 221 было создано муниципальное учреждение «<данные изъяты> больница (л.д.6) в форме реорганизации, что следует из представленной представителем ответчика справки (л.д.23). Оба постановления никоим образом не повлияли на записи в трудовой книжке истицы в разделе «Сведения о работе». Так, из трудовой книжки следует (применительно к спорному периоду времени), что Дуганова О.В. была принята в <данные изъяты> больницу на должность медсестры поликлиники № 1 05.08.1980 года, переведена в оргметодкабинет на должность медсестры 14.11.1984 года, 01.01.1991 года переведена на должность главной медсестры в порядке перевода на должность главной медсестры больницы, и работает в указанной должности по настоящее время (л.д. 12). Никаких данных о прекращении трудового договора, либо его изменения в связи с изменением наименования работодателя в спорный период времени нет.

Из положений п.9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» следует, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учётом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (п.1 ст. 27 и пп.7-13 п.1 ст. 28 названного закона), период его работы, подлежащего по мнению истца, зачёту в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий, осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учётом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал.

Представитель ответчика признаёт, что уставным направлением деятельности муниципального предприятия «<данные изъяты> больница» являлось обеспечение лечебно-профилактической и санитарно-эпидемиологической помощи населению города Ирбита, данное предприятие находилось по адресу <данные изъяты> больницы: <адрес>.

А, согласно ч.2 ст. 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.

Таким образом, судом с достоверностью установлено, что цели и задачи, а также направление деятельности <данные изъяты> больницы и Муниципального Предприятия «<данные изъяты> больница» независимо от их организационно-правовой формы и названия являлись едиными, истица проработала продолжительный период времени в должности главной медсестры в одном лечебном учреждении, находящегося по одному адресу, её функциональные обязанности не менялись.

Непризнание иска и отказ в назначении пенсии строится исключительно на отсутствии наименования «предприятие».

Между тем, анализ пенсионного законодательства, действовавшего прежде, не подтверждает такую позицию ответчика.

Так, из текста выше приведённой ст. 81 Закона РФ « О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990 года № 340-1 не следовало, что право на пенсию по выслуге лет имеют медицинские работники только учреждений, в ней речь идёт не об организационно-правовой форме больницы, а о направлении деятельности - они должны заниматься лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Далее, в п.2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464 было указано, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). Во время трудовой деятельности истицы данное Постановление было отменено Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления срок выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», в котором указано, что в стаж работы зачитывается трудовая деятельность в должности медицинской сестры в городской больнице и не указывалось на необходимость работы исключительно в учреждении.

Конституционный Суд Российской Федерации в своём Определении от 6 марта 2003 г. № 107-О указал, что из содержания пункта 2 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не вытекает, что Правительство Российской Федерации наделяется правом по своему усмотрению регулировать пенсионные отношения работников, занятых на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, устанавливать их пенсионные права, вводить какие-либо не предусмотренные законом ограничения права на пенсионное обеспечение за работу в тяжелых условиях. При осуществлении названных полномочий Правительство Российской Федерации не только связано законодательными нормами, устанавливающими основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, в том числе регламентирующими порядок сохранения и преобразования ранее приобретенных прав в сфере пенсионного обеспечения, но и обязано учитывать предписания статьи 15 (часть 1) Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Положение пункта 2 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не препятствует суду общей юрисдикции - в случае, если при разрешении конкретного дела он придёт к выводу о нарушении конституционных прав и свобод граждан актом Правительства Российской Федерации, определяющим, какие именно списки производств, работ, профессий и должностей, занятость в которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях, должны применяться при досрочном назначении трудовой пенсии, предусмотренной подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также о несоответствии предписаний такого акта нормам федерального закона, - принять решение на основе Конституции Российской Федерации и федерального закона.

Кроме того, суд учитывает и то, что финансирование досрочных трудовых пенсий по старости, производится на общих основаниях. Согласно Федеральному закону «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (пункт 3 статьи 9 и пункт 2 статьи 10) финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счёт сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счёт средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые взимаются в соответствии с названным Федеральным законом и зачисляются непосредственно в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации). При этом, действующее законодательство не предусматривает каких-либо различий в тарифах страховых взносов для работодателей в зависимости от формы собственности, организационно-правовой структуры.

Согласно ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.

Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Таким образом, Гражданский кодекс Российской Федерации разграничивает возможность существования предприятия и учреждения лишь в зависимости от того, осуществляется ли там предпринимательская деятельность и является ли она основной в достижении целей, ради которых они созданы. А в сфере пенсионного законодательства понятие «учреждение» имеет собирательный смысл, применительно к юридическому лицу, и не подлежит буквальному толкованию.

По убеждению суда отсутствие формального основания - наличия в наименовании больницы слова «учреждение» в спорный период времени- не может служить основанием для отказа в реализации конституционного права истицы на получение пенсии. Предусмотренных ч.3 ст. 55 Конституции Российской Федерации оснований ограничения её права судом не установлено. Суду не представлено стороной ответчика какого-либо законного основания, позволяющего придать исключительное значение при исследовании вопроса о виде деятельности больницы не записям трудовой книжки, а иному документу, т.к. иной подход нарушил бы требования ч.1 ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации, ч.1 ст. 13 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, п.6 раздела 2 Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 555. Решение этого вопроса иным образом может породить такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционного права лиц на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.

Суд отвергает позицию ответчика о необходимости исключения из спорного периода деятельности, подлежащего зачёту при исчислении специального трудового стажа времени нахождения Дугановой О.В. в командировке, по следующим основаниям.

В бесспорном порядке установлено, что Дуганова О.В. в период с 05.04.1993 по 10.05.1994 г.г. состояла в трудовых отношениях с Муниципальным предприятием «<данные изъяты> больница» и была направлена в командировку на один день - 01.04.1994 года, у неё сохранялась заработная плата, в табеле рабочего времени ставился восьмичасовой трудовой день, а следовательно производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно п.п. 4,5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.

Пунктом 6 указанных Правил предусмотрено, что периоды работы, определяемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации или предусмотренных списками, которые по условиям организации труда не могут выполняться постоянно, исчисляются по фактически отработанному времени, то есть отвергается довод стороны ответчика об исключительно буквальном применении п.5 Правил, содержащего неподлежащий расширенному толкованию перечень периодов работ, где нет указания на служебную командировку.

Положениями ст. 167 Трудового кодекса Российской Федерации работнику гарантировано сохранение за ним места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой при направлении работника в служебную командировку.

Поэтому период нахождения работника в командировке является периодом работы с сохранением средней заработной платы, без расторжения трудового договора в условиях его исполнения. Пенсионный орган не представил доказательств того, что не производил отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за 01.04.1994 год. Кроме того, в ст. 166 Трудового кодекса Российской Федерации закреплено понятие служебной командировке - это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянного места работы.       Особенности направления работников в служебные командировки устанавливаются в порядке, определяемом правительством Российской Федерации. Действующее пенсионное законодательство не содержит запрета по включению периода нахождения работника в командировке в стаж, дающий право на назначение пенсии.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о необходимости включению в стаж истицы, дающего право на назначение досрочной пенсии по старости, периода времени с 05.04.1993 года по 10.05.1994 года.

Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Дугановой О.В. к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ирбите и Ирбитском районе о включении периода работы в специальный трудовой стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости - удовлетворить.

Дугановой О.В. включить в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости период работы с 05.04.1993г. по 10.05.1994г. в должности главной медицинской сестры Муниципального предприятия «<данные изъяты> больница».

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ирбите и Ирбитском районе Свердловской области назначить и выплачивать трудовую пенсию по старости Дугановой О.В. с 15.08.2011 года.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней, путем подачи жалобы через Ирбитский районный суд.

Председательствующий-/подпись/

ВЕРНО.

Решение вступило в законную силу 25.10.2011.

Судья-

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>