Решение по делу № 2-1024/2011 по заявлению вдовы ветерана ВОВ Потаповой Н.Г. об оспаривании действий органа местного самоуправления администрации МО г. Ирбит об отказе в постановке на учет незаконным.



         Дело № 2-1024/2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М     Р О С С И Й С К О Й     Ф Е Д Е Р А Ц И И

14 ноября 2011 года           г. Ирбит

Ирбитский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Н.А. Буньковой при секретаре Ю.А.Саламбаевой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению      вдовы ветерана Великой Отечественной войны Потаповой Н.Г. об оспаривании действий органа местного самоуправления администрации муниципального образования город Ирбит об отказе в постановке на учёт незаконным, о возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

На основании решения общественной комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального образования город Ирбит от 02.08.2011 года Потаповой Н.Г., вдове ветерана Великой Отечественной войны, было отказано в постановке на учёт в качестве нуждающейся в предоставлении жилья по договору социального найма на основании ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, что следует из ответа от 18.08.2011года (л.д.17, 33-36).

Потапова Н.Г. обратилась в суд с заявлением с требованиями признать незаконным отказ в постановке на учет, обязать администрацию муниципального образования город Ирбит поставить ее на учет, указывая на то, что ей было отказано в постановке на учет по основаниям ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, между тем она претендовала на улучшение жилищных условий на основании Федерального закона «О ветеранах», согласно которого члены семей умерших инвалидов войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз ( л.д.5- 6).

В обосновании заявления представитель истца, ее дочь Асташева Т.П. поддержала требования заявления, дополнительно указав, что однокомнатная квартира, в которой проживает ее мать, была приватизирована в равных долях на мать и брата, а потом мать, желая при жизни распорядиться имуществом, подарила свою долю брату в 2007 году, еще когда не был принят Указ президента Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов войны, цель ухудшения жилищных условий не преследовалась. Кроме того, мать является инвалидом 1 группы, за ней нужен постоянный уход и отдельная комната, в квартире крайне стесненные условия проживания для больного человека, поскольку вместе с братом фактически проживает его супруга и сын, всего четыре человека. Не помнит, представлялась ли справка об этом при подаче заявления в орган местного самоуправления. Какие документы с них потребовали, те и представили.

Представитель органа, действия которого обжалуются, Юрьева С.А. не признала заявление, указав, что при обращении с заявлением Потапова не указывала о наличии инвалидности, что является основанием для постановки на учет в случае подтверждения справкой МСЭ, отказ был связан лишь с положениями ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, иные основания нуждаемости не проверялись, допускает, что при приеме заявления весь пакет документов для постановки на учет не запрашивался.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.3, 4 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст.1 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

Согласно ст. 15 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляется ряд мер социальной поддержки, в числе которых обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Статус истца, как вдовы ветерана Великой Отечественной войны 1941-1945 годов ( л.д.10, 13-15), не оспаривается.

Согласно ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Основанием отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в силу требований ст. 54 Жилищного кодекса, является неистечение предусмотренного статьей 53 настоящего Кодекса срока.

Действительно, в материалах дела имеются данные об отчуждении квартиры, в которой проживает истица, на основании договора дарения от 26.06.2007 года ( л.д.29). Но данного события недостаточно для утверждения о том, что дарение было совершено с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Стороной ответчика не представлено доказательств того, что Потапова ранее, до заключения договора дарения предпринимала попытки встать на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, что действовала с намерением приобретения права состоять на учете, либо совершала иные тому подобные действия, либо была осведомлена о каком-либо законодательном акте, предусматривающем возможность получения жилья при рассматриваемой ситуации, тем более невозможно говорить о том, что ей было известно в 2007 году о возможности принятии Президентом Указа 08.05.2008 года. Обоснование ее решения подарить долю в праве собственности сыну, также являющемуся сособственником, своим состоянием здоровья не опровергнуто, соответствует ее возрасту, наличием ряда серьезных заболеваний, инвалидностью, о чем было указано представителем заявителя (л.д.8,11,18). Жилищный кодекс предусматривает возможность учета но уже при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма действий и гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению за период не менее чем за пять лет ( ч.8 ст.57 ), то есть не в каждом случае закон связывает совершение сделки по отчуждению имуществом со злонамерением.

Также, по убеждению суда, отказ в принятии на учет по основанию ст. 54 Жилищного кодекса, как следует из толкования данной нормы, не является обязательным, а лишь допускается.

Потапова Г.А. просила принять ее на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как вдову участника Великой Отечественной войны ( л.д.16). Сам же по себе статус не является безусловным правом быть признанным в улучшении жилищных условий. По убеждению суда, при наличии такого обращения орган местного самоуправления, не уточнивший основание нуждаемости при принятии заявления, должен был проверить относимость заявителя ко всем категориям граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в предоставлении жилых помещений, указанные в ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Возможность состояния на указанном учете по нескольким основаниям предусмотрена ч.2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации. Между тем органом местного самоуправления основания нуждаемости не проверялись совсем, а было принято решение об отказе в постановке на учет по формальным основаниям.

Таким образом, бесспорно установлено нарушение конституционного права заявителя на обращение в орган местного самоуправления, права на жилище, включающего в себя и право быть поставленным на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения.

Согласно ст. 3 -6 Закона Свердловской области от 22.07.2005г. № 97-ОЗ «Об учете малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда на территории Свердловской области», в заявлении о принятии на учет должно отражаться основание нуждаемости, прилагаться определенный пакет документов, в том числе и в отношении членов семьи, в случае необходимости орган местного самоуправления имеет право запросить дополнительную информацию.

Что касается требования о постановке на учет, то суд не может рассмотреть его по существу из-за несоблюдения выше указанной процедуры, отсутствия всех необходимых документов, подтверждающих нуждаемость заявителя в улучшении жилищных условий, в том числе с учетом члена семьи.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 198, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Признать заявление вдовы ветерана Великой Отечественной войны Потаповой Н.Г. об оспаривании действий органа местного самоуправления администрации Муниципального образования город Ирбит об отказе в постановке на учёт незаконным, о возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения обоснованным в части.

Признать незаконным отказ в постановке на учёт Потаповой Н.Г., проживающей <адрес> в качестве нуждающейся в предоставлении жилья по договору социального найма.

Обязать администрацию муниципального образования город Ирбит устранить в полном объеме допущенное нарушение путем проверки оснований нуждаемости в предоставлении жилого помещения Потаповой Н.Г. по всем категориям граждан, указанных в ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Отказать в части признания обоснованности требования Потаповой Н.Г. о постановке на учет.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Ирбитский районный суд.

Председательствующий ( подпись)

РЕШЕНИЕ ВСТУПИЛО В ЗАКОННУЮ СИЛУ 25.11.2011

            <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>7