Дело № 2-899/2011 г. Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ город Ирбит 12 октября 2011 года Ирбитский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Буньковой Н.А., при секретаре Саламбаевой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ирбитского межрайонного прокурора, действующего в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах Сыропятовой Н.Ф., к администрации Муниципального образования город Ирбит о возложении обязанности по организации обследования жилого дома, у с т а н о в и л: Сыропятова Н.Ф. на основании ордера №, выданного ДД.ММ.ГГГГ, является нанимателем жилого помещения: квартиры №, расположенной в доме № по <адрес> (л.д.9). Ирбитский межрайонный прокурор, действующий в порядке ч.1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах Сыропятовой Н.Ф. обратился с иском к администрации муниципального образования город Ирбит о возложении обязанности по организации обследования жилого дома, в котором проживает Сыропятова, для решения вопроса о пригодности данного дома для проживания. В судебном заседании помощник прокурора Швейцаров В.А. заявленные требования поддержал, в обосновании которых суду пояснил, что в ходе проводимой прокурорской проверки по обращению Сыропятовой Н.Ф. истребовались сведения из филиала «Ирбитского межрайонного БТИ и РН», и выявлено, что физический износ жилого дома составляет 67% по состоянию на 12.09.2011 года, что превышает предельно возможную норму износа для пригодного к проживанию деревянного дома (65%), согласно Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденного Приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 05.11.1985 года № 529. До настоящего времени ответчиком вопрос о пригодности или непригодности для проживания жилого дома № по <адрес> не решён, межведомственная комиссия не созывалась. Считает, что необходимо обследовать весь дом, а не квартиру истицы, т.к. дом целостная конструкция, от его состояния зависит и судьба квартиры. Истец Сыропятова Н.Ф. поддержала требования прокурора, дополнительно пояснив, что проживает в четырехквартирном доме, одна квартира в котором является собственностью жильцов, никто из жильцов на учете в целях предоставления жилья не состоит, и она в том числе, она сейчас собрала для этого необходимые документы. В квартире проживание невозможно, протекает крыша в пяти местах, брусья в стенах разошлись, дом ветхий, жильцы длительное время не оплачивают услуги за проведение капитального ремонта. Она неоднократно в течение последних двадцати лет обращалась в различные инстанции по вопросу ремонта: к губернатору, в газету, к главам администрации, которые сменяли друг друга, ей отвечали, что ремонт нецелесообразен из-за аварийности дома. Представитель ответчика администрации муниципального образования город Ирбит Юрьева С.А. иск не признала в части необходимости обследования всего дома, т.к. Сыропятова занимает одну квартиру, и в случае заинтересованности другого собственника, он может принять участие в оплате расходов по обследованию дома, которое проводит БТИ на возмездной основе, оплата обследования дома намного выше, чем обследование квартиры. Объектом жилищных правоотношений является как отдельная квартира, так и жилой дом, в том числе и в целях признания пригодности для проживания. Признает, что дом является ветхим, он включен в список такого жилья еще в 2007 году, жильцы не несут беремени расходов по оплате капитального ремонта дома. Администрация активно работает по данному списку, по каждому дому принимается конкретное решение. Если бы иск был предъявлен в отношении одной квартиры, она бы его признала. Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему. На положениях Конституции Российской Федерации основаны правовые принципы, отнесенные ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации к основным началам жилищного законодательства. Таковыми являются: 1) обеспечение органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище; 2) безопасность жилища; 3) неприкосновенность жилища; 4) недопустимость произвольного лишения жилища; 5) беспрепятственное осуществление жилищных прав; 6) равенство участников жилищных отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из ЖК РФ, другого федерального закона или существа соответствующих отношений; 7) судебная защита жилищных прав; 8) обеспечение восстановления нарушенных жилищных прав; 9) обеспечение сохранности жилищного фонда; 10) использование жилых помещений строго по назначению. В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учёт муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания. Согласно п.п.10,11,13,14 ч.1 ст. 30 Устава муниципального образования город Ирбит, учёт муниципального жилищного фонда, ведение в установленном законом Свердловской области порядке учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; предоставление в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке малоимущим гражданам, признанных таковыми в установленном законом Свердловской области порядке, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, относится к полномочиям администрации муниципального образования город Ирбит. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Во исполнение указанного закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В соответствии с п. 7 разд. 1 этого Положения признание помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в Положении требованиям. Согласно абзаца 4 пункта 7 раздела 1 Положения орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В пунктах ст. 42-47 названного Положения говорится о необходимости проведения оценки соответствия помещения установленным требованиям и вынесения одного из следующих решений межведомственной комиссией, создаваемой органом местного самоуправления: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания. В материалах дела имеются акты обследования жилого дома № по <адрес> от 07.08.2006 г., 09.06.2007 г. и 08.06.2010 года (л.д.11,12,13) из которых следует, что обследуемый дом является брусковым, состоит из четырех квартир, состояние дома аварийное, капитальный ремонт в доме не производился, ремонт не целесообразен. На момент обследования данного жилого дома в 2006, 2007, 2010 годах износ его составлял 60%,а на 12.09.2011 года- 67% (л.д.10). Согласно Списка ветхих жилых домов муниципального жилищного фонда г.Ирбита по состоянию на 01.01.2007 года жилой дом под № по <адрес> находится в данном Списке под № 29, указан его год постройки - 1958 г., общая площадь 111,7 кв.м., процент износа - 66% (л.д.15). Государственной жилищной инспекцией Свердловской области 29.09.2010 года была проведена внеплановая проверка технического состояния дома, в ходе которой были выявлены нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда ( л.д.17). Сыропятовой Н.Ф., проживающей в квартире № указанного жилого дома неоднократно были инициированы обращения в различные органы по вопросу ненадлежащего технического состояния дома, в котором она проживет на условиях найма. Вместе с тем, до настоящего времени органом местного самоуправления г.Ирбита не предпринято никаких ответных мер на обращения нанимателя жилого помещения, несмотря на то, что сторона ответчика в принципе и не отрицает необходимость проведения обследования жилого помещения, но считает, что предметом обследования должна быть квартира, а не весь дом. Как установлено судом, межведомственная комиссия органом местного самоуправления не созывалась ни по инициативе ответчика, ни в результате обращений Сыропятовой, что свидетельствует о нарушении действующего федерального и муниципального жилищного законодательства, которое обязывает орган местного самоуправления следить за проживанием граждан в качественном жилье, контролировать сохранность жилищного фонда, тем самым обеспечивать гарантированное Конституцией Российской Федерации право граждан на жилище. При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования Ирбитского межрайонного прокурора о необходимости возложения обязанности по проведению обследования жилого помещения обоснованными. Вместе с тем суд не согласен с тем, что межведомственная комиссия должна дать заключение по поводу пригодности для проживания всего многоквартирного дома, в котором проживает истица. Согласно ч.1 ст. 15, ч.1 ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации объектами жилищных прав являются жилые помещения, к которым относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната. И выше указанное Положение, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации № 47, также различает данные виды жилых помещений. Довод прокурора о безусловном влиянии состояния дома на состояние квартиры ничем не подтвержден в нарушение требований ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Кроме того, к прокурору не обращались другие жильцы дома, кроме истицы ( л.д.6), в силу чего заявление требований фактически и в их интересах противоречит положениям ч.1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому суд считает, что иск подлежит удовлетворению в части -касающейся возложения обязанности по организации обследования одной квартиры. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Ирбитского межрайонного прокурора, действующего в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах Сыропятовой Н.Ф. к администрации Муниципального образования город Ирбит об обязании организовать обследование жилого дома для решения вопроса о его пригодности для проживания - удовлетворить частично. Обязать администрацию Муниципального образования город Ирбит в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу организовать работу по обследованию жилого помещения по адресу: <адрес>, для решения вопроса о пригодности данной квартиры для проживания. Отказать в удовлетворении иска в части возложения обязанности организовать обследование всего жилого дома для решения вопроса о его пригодности для проживания за исключением квартиры №, о чем говорится в абзаце втором резолютивной части решения. Решение может быть обжаловано или внесено представление в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней, путём подачи жалобы или представления через Ирбитский районный суд Свердловской области. Председательствующий-/подпись/ <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> Решение вступило в законную силу 15 декабря 2011 года <данные изъяты> <данные изъяты>9