Решение по иску Ирбитского межрайонного прокурора в интересах Захарова К.С. к администрации МО г. Ирбита. Министерству строительства и архитектуры Свердловской области о предоставлении жилого помещения, дело № 2-1124/2011



          Дело № 2-1124/2011 год

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 декабря 2011 года Ирбитский районный суд Свердловской области

в составе: председательствующего судьи Кузнецовой В.В.,

с участием помощника Ирбитского межрайонного прокурора Швейцарова В.А.,

при секретаре Прытковой Н.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ирбитского межрайонного прокурора, действующего в интересах Захарова К.С. к администрации МО город Ирбит, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области о предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Ирбитский межрайонный прокурор, действующего в интересах Захарова К.С. к администрации МО город Ирбит, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области о предоставлении жилого помещения.

В судебном заседании помощник Ирбитского межрайонного прокурора Швейцаров В.А. пояснил, что исковое заявление поддерживает в полном объеме. Ирбитской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению Захарова К.С. о нарушении жилищного законодательства Администрацией МО г. Ирбит. Родители Захарова К.С. умерли. Постановлением Главы МО г. Ирбит от ДД.ММ.ГГГГ учреждена опека С. над Захаровым К.С.. О закреплении жилого помещения в постановлении не указывается. В этом году Захаров окончил <данные изъяты> институт. Он зарегистрирован по <адрес>. Данная квартира является собственностью М... Жилого помещения Захарову К.С. по договору социального найма администрацией МО г. Ирбит не предоставлено, чем нарушены его жилищные права. Согласно ст. 1 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159- ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Захаров относится к лицам из числа детей - сирот. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК Российской Федерации, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ко окончанию пребывания в образовательных и иных учреждениях. В силу ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159 ФЗ, дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти, по месту жительства, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение, устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. В целях обеспечения жильем детей, оставшихся без попечения родителей, в начале каждого календарного года Правительством Свердловской области утверждается порядок обеспечения жилым помещением детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения. Порядок обеспечения указанной категории лиц в 2010 г. утвержден Постановлением правительства Свердловской области от 20.04.2010 г. № 646- ПП, которым установлено, что ведение учета и предоставление по договорам социального найма жилых помещений, осуществляется органами местного самоуправления. Главным распорядителем в соответствии с Постановлением правительства Свердловской области от 13.11.2009 г. № 1631-ПП «О главном распорядителе бюджетных средств» является Министерство строительства и архитектуры свердловской области, которое в соответствии со ст.ст. 6, 158 БК РФ, распределяет бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных средств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств. В соответствии с законом Свердловской области от 16.12.2008 г. № 119- ОЗ «Об областном бюджете на 2009 г. и плановый период 2010 и 20111 годов», в соответствии с которым, на обеспечение жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, как главному распорядителю бюджетных средств бюджетных ассигнований на 2010 г., предусмотрено <данные изъяты> рублей. Правительство Свердловской области в данной сфере, в соответствии с действующим законодательством обеспечивает составление проекта областного бюджета, предоставляет в Областную Думу Законодательного собрания Свердловской области отчет об исполнении областного бюджета за отчетный финансовый год. Согласно закону Свердловской области от 10.04.1995 г. № 9- ОЗ «Об управлении государственной собственностью Свердловской области», уполномоченный орган по управлению средствами областного бюджета выступает от имени Свердловской области в качестве истца в суде при рассмотрении споров, связанных с использованием средств областного бюджета, если иное не установлено федеральными законами, принимает меры по изъятию средств, выделенных из областного бюджета, в случаях, предусмотренных бюджетным законодательством РФ. Согласно Постановления Правительства от 27.03.2007 г. № 241-ПП «Об утверждении Положения о Министерстве финансов Свердловской области», министерство в соответствии с возложенными на него задачами, выполняет функции по организации исполнения областного бюджета в соответствии с бюджетным законодательством, ведет бюджетный учет, готовит отчет об исполнении областного и консолидированного бюджетов Свердловской области, осуществляет доведение до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств областного бюджета показателей сводной бюджетной росписи, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования. Более того, согласно Областному закону от 10.04.1995 г. № 9- ОЗ «Об управлении государственной собственностью Свердловской области», основной уполномоченный орган по управлению государственным имуществом Свердловской области, осуществляет в порядке, предусмотренном федеральными и областными законами, передачу объектов государственной собственности Свердловской области в государственную собственность РФ и в муниципальную собственность. В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.199 г. № 449- ПП» Об уполномоченных органах по управлению государственным имуществом Свердловской области», функции основного уполномоченного органа по управлению государственным и казенным имуществом Свердловской области, возложены на Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области. Просит возложить на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязать приобрести жилое помещение не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления МО город Ирбит, распределить жилое помещение Захарову К.С., безвозмездно передать жилое помещение в муниципальную собственность, обязать администрацию МО город Ирбит предоставить переданное им жилое помещение Захарову К.С. по договору социального найма.

Захаров К.С. суду пояснил, что исковые требования прокурора, действующего в его интересах, поддерживает в полном объеме. Действительно, он является сиротой. Его родители умерли. Он проживает у бабушки. Когда опека была учреждена, за ним жилье не закрепили. До смерти родителей проживал <адрес>. Данная квартира принадлежит бабушке. Просит предоставить ему жилое помещение, как сироте.

Представитель ответчика Администрации МО город Ирбит Юрьева С.А. в судебное заседание не явилась, предоставила ходатайство с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области Кулаков Д.С., в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, предоставил в суд отзыв на исковое заявление, указав, что с заявленными исковыми требованиями не согласен, просил отказать в иске.

Заслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд считает, что исковые требования Ирбитского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с абз.2 п.1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Аналогичные положения закреплены в п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

        Захаров К.С. родился ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена запись акта о рождении за от ДД.ММ.ГГГГ. В графе «отец» указан Захаров С.П., а в графе «мать» указана Захарова Т.М. (л.д. 8).

Захаров С.П. умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9).

Захарова Т.М. умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10).

Постановлением главы муниципального образования город Ирбит от ДД.ММ.ГГГГ постановлено назначить С. опекуном несовершеннолетнего Захарова К.С. (л.д. 11).

В 2011 году Захаров К.С. окончил <данные изъяты> «<данные изъяты> институт» (л.д. 12-13).

Согласно сообщения администрации муниципального образования город Ирбит Захаров К.С. на учете в качестве нуждающегося в получении жилья не состоял. Жилое помещение Захарову К.С. не предоставлялось (л.д. 18, 19, 20).

Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по городу Ирбиту и Ирбитскому району сообщает, что Захаров К.С. в списках нуждающихся детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в жилом помещении не состоит (л.д. 21-22).

Захаров К.С. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и не имеющего закрепленного за ней жилого помещения, и, в силу вышеприведенных норм права, имеет право на обеспечение органами исполнительной власти вне очереди жилой площади не ниже установленных социальных норм.

В ДД.ММ.ГГГГ Захаров К.С. обратился с заявлением в Ирбитскую межрайонную прокуратуру Свердловской области о нарушении жилищного законодательства Администрацией МО город Ирбит (л.д. 6).

Право собственности по <адрес> зарегистрировано на М., на основании регистрационного удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14). Жилого помещения, приобретенного на праве личной собственности у Захарова К.С., не зарегистрировано (л.д. 15, 16).

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, а также организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству, в соответствии с под. 24, 24.2 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ « Об общих принципах организации законодательных (представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В соответствии с п.п. 3.4 ст. 40 Жилищного Кодекса Российской Федерации, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно Областному закону от 04 ноября 1995 г. № 31 - ОЗ « О правительстве Свердловской области», Правительство Свердловской области является коллегиальным исполнительным органом, уполномочено разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению комплексного социально- экономического развития субъекта, распоряжаться государственной собственностью субъекта, содействовать разрешению проблем семьи, обеспечивать социальную поддержку т социальное обслуживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Осуществление исполнительно - распорядительных и контрольных полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

Из приведенных законоположений следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Нормативное положение, закрепленное в абзаце 2 п.1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласуются с положениями Конституции Российской Федерации, ее статей 7, 10, 12, 72 и 133, и не нарушает гарантированную ею самостоятельность местного самоуправления, так как возлагает обязанности по осуществлению государственного полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации и не допускает возможности их передачи органам местного самоуправления без принятия в установленном федеральном законом порядке закона субъекта Российской Федерации о наделении органов муниципальной власти соответствующими полномочиями.

На момент рассмотрения дела, нормативного акта, возлагающего указанные полномочия на органы местного самоуправления, в Свердловской области не имеется, поэтому суд не может возложить обязанность по осуществлению государственного полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на органы местного самоуправления.

Правительство Свердловской области на каждый год утверждает «Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за счет средств областного бюджета», в котором предусматривает главного распорядителя средств областного бюджета, организацию проведения аукционов на строительство (приобретение) жилых помещений, порядок финансирования расходов по строительству и приобретению жилых помещений, порядок зачисления жилых помещений, построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета, в казну Свердловской области, порядок распределения их детям-сиротам, порядок согласования и предоставления списка детей-сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении. В данном «Порядке» Правительством определено, что распределение детям - сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с распоряжениями Правительства свердловской области.

Согласно Постановления Правительства Свердловской области № 1631 -ПП от 13.11.2009 г., функции главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области с 01.01.2010 г.

Таким образом, обязанность по приобретению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лежит на Министерстве строительства и архитектуры Свердловской области.

Представитель Министерства строительства и архитектуры не оспаривает иск прокурора в той части, что приобретение жилья в установленном порядке относится к полномочиям Министерства строительства и архитектуры.

Иск Ирбитским межрайонным прокурором к Администрации МО город Ирбит предъявлен в части возложения обязанности, после передачи им жилого помещения в муниципальную собственность, предоставить данное жилое помещение Захарову К.С. по договору социального найма. Требований о приобретении жилого помещения по договору социального найма к Администрации МО город Ирбит не предъявлялось.                

Руководствуясь ст. 194, 197 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ирбитского межрайонного прокурора, действующего в интересах Захарова К.С. к администрации МО город Ирбит - удовлетворить.

Возложить на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанность приобрести жилое помещение не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления МО город Ирбит, распределить жилое помещение Захарову К.С., ДД.ММ.ГГГГ рождения, и безвозмездно передать жилое помещение в муниципальную собственность.

Обязать администрацию МО город Ирбит предоставить переданное им жилое помещение Захарову К.С. по договору социального найма.

Решение в части возложения обязанностей на администрацию МО город Ирбит по договору социального найма подлежит исполнению после исполнения решения в части приобретения Министерством строительства и архитектуры Свердловской области жилого помещения и передачи жилого помещения в муниципальную собственность.     

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней со дня его оглашения в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда.

Решение изготовлено в совещательной комнате с использованием компьютера.

Председательствующий - /подпись/

ВЕРНО

Решение вступило в законную силу 11.01.2012

Судья-

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>