Дело № 2-392/2012 год
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ Ирбитский районный суд Свердловской области
в составе: председательствующего судьи Кузнецовой В.В.,
с участием помощника Ирбитского межрайонного прокурора Швейцарова В.А.,
при секретаре Прытковой Н.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ирбитского межрайонного прокурора, действующего в интересах Нугаевой А.И. к администрации Ирбитского Муниципального образования, Министерству строительства и архитектуры о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Ирбитский межрайонный прокурор, действующего в интересах Нугаевой А.И. обратился в суд с иском к администрации Ирбитского Муниципального образования, Министерству строительства и архитектуры о предоставлении жилого помещения.
В судебном заседании помощник Ирбитского межрайонного прокурора Швейцаров В.А. пояснил, что Ирбитской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению Нугаевой А.И. о нарушении жилищного законодательства администрацией Ирбитского МО. Мать Нугаевой А.И. – Нугаева Елена Е.Н. лишена родительских прав решением Артемовского городского суда ДД.ММ.ГГГГ, отец Нугаев И.А. лишен родительских прав решением Ирбитского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением Главы Ирбитского МО от ДД.ММ.ГГГГ года над несовершеннолетней Нугаевой назначено попечительство Крохалевой И.А.. В настоящее время Нугаева А.И. обучается в ГБОУ СПО «Ирбитский гуманитарный колледж». В администрации Ирбитского МО Нугаева А.И. состоит на учете нуждающихся в жилье. Жилого помещения Нугаевой А.И. по договору социального найма не предоставлено, чем нарушены ее жилищные права. Согласно ст. 1 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Нугаева А.И. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей при прекращении опеки. В силу ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159 ФЗ, дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти, по месту жительства, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В дополнительные гарантии прав детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение, устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. В целях обеспечения жильем детей, оставшихся без попечения родителей, в начале каждого календарного года Правительством Свердловской области утверждается порядок обеспечения жилым помещением детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения. Порядок обеспечения указанной категории лиц в 2010 г. утвержден Постановлением правительства Свердловской области от 20.04.2010 г. № 646 - ПП, которым установлено, что ведение учета и предоставление по договорам социального найма жилых помещений, осуществляется органами местного самоуправления. Главным распорядителем в соответствии с Постановлением правительства Свердловской области от 13.11.2009 г. № 1631-ПП «О главном распорядителе бюджетных средств» является Министерство строительства и архитектуры свердловской области, которое в соответствии со ст.ст. 6, 158 БК РФ, распределяет бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных средств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств. Согласно закону Свердловской области от 10.04.1995 г. «Об управлении государственной собственностью Свердловской области», уполномоченный орган по управлению средствами областного бюджета выступает от имени Свердловской области в качестве истца и ответчика в суде при рассмотрении споров, связанных с использованием средств областного бюджета, если иное не установлено федеральными законами, принимает меры по изъятию средств, выделенных из областного бюджета, в случаях, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации. Согласно постановления Правительства от 27.03.2007 г. «Об утверждении Положения о Министерстве финансов Свердловской области», Министерство финансов Свердловской области», Министерство в соответствии с возложенными на него задачами выполняет функции по организации исполнения областного бюджета в соответствии с бюджетным законодательством, ведет бюджетный учет, готовит отчет об исполнении областного и консолидированного бюджетов Свердловской области, осуществляет доведение до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств областного бюджета показателей сводной бюджетной росписи, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования. Согласно закону Свердловской области от 10.04.1995 г. № 9- ОЗ «Об управлении государственной собственностью Свердловской области», уполномоченный орган по управлению средствами областного бюджета выступает от имени Свердловской области в качестве истца в суде при рассмотрении споров, связанных с использованием средств областного бюджета, если иное не установлено федеральными законами, принимает меры по изъятию средств, выделенных из областного бюджета, в случаях, предусмотренных бюджетным законодательством РФ. Более того, согласно Областному закону от 10.04.1995 г. № 9- ОЗ «Об управлении государственной собственностью Свердловской области», основной уполномоченный орган по управлению государственным имуществом Свердловской области, осуществляет в порядке, предусмотренном федеральными и областными законами, передачу объектов государственной собственности Свердловской области в государственную собственность РФ и в муниципальную собственность. В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.1999 г. № 449- ПП» Об уполномоченных органах по управлению государственным имуществом Свердловской области», функции основного уполномоченного органа по управлению государственным и казенным имуществом Свердловской области, возложены на Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области. Просит обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести жилое помещение не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления Ирбитского муниципального образования, распределить жилое помещение Нугаевой А.И., безвозмездно передать жилое помещение в муниципальную собственность, обязать администрацию Ирбитского муниципального образования предоставить переданное им жилое помещение Нугаевой А.И. по договору социального найма.
Нугаева А.И. суду пояснила, что исковые требования прокурора, действующего в ее интересах, поддерживает в полном объеме. Действительно она является сиротой, ее родители лишены родительских прав. Нугаева А.И. находилась на попечении ее тети Крохолевой И.А. и проживала в ее квартире по адресу: Ирбитский район п. Зайково, ул. ул. Мира, 14-1. Обращалась в администрацию Ирбитского МО с заявлением о предоставлении жилого помещения, ей сказали, что жилье предоставлять не будут, так как она еще обучается, поэтому она обратилась в прокуратуру. Жилье, в котором она зарегистрирована не пригодно для проживания. Она находится на государственном обеспечении. В следующем году заканчивает учебное заведение.
Представитель ответчика администрации Ирбитского МО Швецова А.В. в судебное заседание не явилась, предоставила отзыв, с просьбой о рассмотрении дела в ее отсутствии, указав, что с исковыми требованиями прокурора не согласна, Ирбитским межрайонным прокурором в интересах Нугаевой Алены Ильясовны подано исковое заявление к администрации Ирбитского МО и Министерству строительства и архитектуры Свердловской области о приобретении жилого помещения и предоставлении его по договору социального найма. Администрация Ирбитского муниципального образования, заявленные исковые требования об обязании предоставить Нугаевой А.И. жилое помещение по договору социального найма не признает по следующим основаниям. Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии с подп. 24, 24.2 п.2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает обязанность обеспечения органами исполнительной власти по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со ст. 5 данного Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. В соответствии с Порядком обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 08 февраля 2011 г. № 84 - ПП главным распорядителем средств областного бюджета является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, получателем средств областного бюджета является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений, которые, в свою очередь, безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма. В соответствии пп. 9, 10, 11, 12 данного Порядка для распределения детям-сиропам жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления адресный перечень жилых помещений. Органы местного самоуправления представляют в Фонд предложения по распределению жилых помещений, которые согласуются с территориальными исполнительными органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения. Распределение детям-сиротам жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры. Таким образом, администрация Ирбитского муниципального образования как орган местного самоуправления распределение жилых помещений детям-сиротам не осуществляет, а лишь направляет в Фонд согласованные с органом социальной защиты населения предложения по распределению жилых помещений. Следовательно, договоры социального найма заключаются Администрацией с теми детьми-сиротами, которым распределены жилые помещения в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области. Обязать Администрацию Ирбитского муниципального образования предоставить жилое помещение по договору социального найма истцу возможно только в случае, если ее кандидатуру согласует орган социальной защиты, а приказом министра ей будет распределено соответствующее жилое помещение.
Представитель ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области Кулаков Д.С. в судебное заседание не явился, предоставил отзыв, с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствии, указав, что возражает против заявленных исковых требований по следующим обстоятельствам. Истец требует возложить на Министерство как обязанность приобрести и распределить жилое помещение Нугаевой А.И., так и обязанность безвозмездно передать жилое помещение в муниципальную собственность. Однако истцом не указаны какие-либо нормативно-правовые акты, которыми Министерство - главный распорядитель бюджетных средств, направляемых на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, наделено полномочиями по распоряжению имуществом, находящимся в собственности Свердловской области, в частности по передаче жилых помещений, приобретенных (построенных) за счет средств областного бюджета в муниципальную собственность. Процедура обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регламентирована в настоящее время «Порядком обеспечении в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения», утвержденным постановлением Правительства Свердловской области № 84-ПП от 08.02.2011 г. (далее - Порядок обеспечения). Пунктом 2 Порядка обеспечения предусмотрено, что Министерство действительно является главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения детей-сирот. Однако полномочия главного распорядителя бюджетных средств, как органа государственной власти, имеющею право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, регламентированы нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), в частности ст. 158 БК РФ. Данные полномочия предоставляют Министерству возможность направления выделенных бюджетных средств на строительство (приобретение) жилых помещений для предоставления детям-сиротам. Пунктом 12 вышеназванного Порядка обеспечения Министерству также предоставлено полномочие по распределению приказом министра строительства и архитектуры Свердловской области построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета жилых помещений детям-сиротам. Пунктом 8 Порядка обеспечения предусмотрено, что после распределения построенных (приобретенных) жилых помещений детям-сиротам, они в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления детям-сиротам по договорам социального найма. Подп. 4 п. 3 ст. 12 Областного закона Свердловской области от 10.04.1995 г. № 9-ОЗ «Об управлении государственной собственностью Свердловской области» устанавливает, что основной уполномоченный орган по управлению государственным имуществом Свердловской области осуществляет в порядке» предусмотренном федеральными и областными законами, передачу объектов государственной собственности Свердловской области в государственную собственность Российской Федерации и в муниципальную собственность. В соответствии с п. 1, пп. 16 п. 8 «Положения о Министерстве по управлению государственным имуществом Свердловской области» (далее Положение), утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 4 мая 2010 г. № 714-ПП, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области является основным уполномоченным органом по управлению государственным имуществом Свердловской области и осуществляет передачу объектов государственной собственности Свердловской области в государственную собственность Российской Федерации и в муниципальную собственность. Действие указанных пунктов Положения приостановлено Постановлением Правительства Свердловской области от 23.12.2011 № 1778-ПП, однако пунктом 5 данного постановления установлено, что Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области осуществляет полномочия основного уполномоченного органа по управлению государственным имуществом Свердловской области, уполномоченного органа по управлению государственным казенным имуществом Свердловской области, указанные в пункте 3 статьи 12, пункте 3 статьи 13 и статье 67 Областного закона от 10.04.1995 г. № 9-ОЗ "Об управлении государственной собственностью Свердловской области". При наличии у Нугаевой А.И. (далее - истец) права на получение жилого помещения в соответствии с абз. 2, п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Далее - Закон № 159-ФЗ) требование истца о возложении судом на Министерство обязанности приобрести за счет средств областного бюджета и распределить истцу жилое помещение является требованием о возложении на Министерство не предусмотренной законом обязанности в силу следующих обстоятельств. Ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением случаев, предусмотренных в ч. 2 ст. 57 ЖК РФ. В ч. 2 ст. 57 ЖК РФ указано, что вне очереди жилые помещения предоставляются в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты) по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Соответственно ЖК РФ устанавливает, что детям-сиротам жилые помещения предоставляются вне общей очередности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, таким образом, выделяя данную категорию граждан в отдельную группу, имеющую первоочередное перед иными гражданами, состоящими на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, право на обеспечение жилыми помещениями. Из ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, во-первых, не следует» что гражданину, относящемуся к категории детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, жилое помещение должно быть предоставлено в течение определенного срока с момента получения им соответствующего статуса. Во-вторых, данной норме не противоречит предоставление жилых помещений детям-сиротам в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, по аналогии с порядком, установленным в ч. 1 ст. 57 ЖК РФ. Жилищные отношения в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, входят в сферу жилищных отношений по обеспечению жилыми помещениями граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Соответственно, в отсутствие конкретных норм, устанавливающих специальное регулирование жилищных отношений по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, применению в силу ч. 1 ст. 7 ЖК РФ подлежат общие нормы, регулирующие жилищные отношения по обеспечению жилыми помещениями граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся. Такое применение не противоречит существу жилищных отношений по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, так как эти отношения являются одним из видов жилищных отношений по обеспечению жилыми помещениями граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Процедура обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предусмотрена «Порядком обеспечения в 2011 -2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения», утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 8 февраля 2011 г. № 84-ПП (далее - Порядок обеспечения детей-сирот). Пунктом 11 Порядка обеспечения детей-сирот: установлено, что органы местного самоуправления муниципальных образований в течение 10 рабочих дней с даты получения от ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» (далее - Фонд) адресного перечня жилых помещений, построенных (приобретенных) для обеспечения детей-сирот, представляют в Фонд Предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам (далее - Предложения). В соответствии с п. 12 Порядка обеспечения детей-сирот Фонд на основании указанных Предложений органов местного самоуправления направляет в Министерство сведения по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений, на основании которых Министерством в свою очередь осуществляется подготовка приказов о распределении детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений. Таким образом, приобретение и предоставление истцу жилого помещения до получения от органа местного самоуправления соответствующего Предложения, включающего в себя истца, будет противоречить п. 11, 12 Порядка обеспечения детей-сирот. Решение суда в силу ст. 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу. Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 36 Федерального Закона от 21.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены в 2-х месячный срок со дня возбуждения исполнительного производства. Соответственно, при возложении на Министерство обязанности приобрести за счет средств областного бюджета и распределить истцу жилое помещение, такая обязанность будет подлежать исполнению после вступления решения суда, обязывающего ей совершить, в законную силу и в течение определенного срока с момента возбуждения исполнительного производства. Таким образом, именно в силу приведенных обстоятельств обязанность, о возложении которой просит истец, в отличие от обязанности обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, предусмотренной п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и абз. 2 п. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ, будет иметь срок, в течение которого она должна быть исполнена, не связанный с очередностью постановки на учет в качестве ребенка-сироты, нуждающегося в жилом помещении, не связанный с процедурой обеспечения жильем детей-сирот, установленной Порядком обеспечения детей-сирот. Требование истца об обязании Министерства приобрести за счет средств областного бюджета и распределить истцу жилое помещение, является требованием возложить на Министерство обязанность дополнительную к обязанности обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, предусмотренной п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и абз. 2 п. I ст. 8 Закона № 159-ФЗ, регламентированной Порядком обеспечения детей-сирот. Действительно, ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия прав других лиц, однако данное право заключается в возможности получения лицом жилого помещении в порядке, предусмотренном п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и абз. 2 п. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ и Порядком обеспечения детей-сирот, вне общей очередности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, a ire в возможности получить жилое помещение в определенный ограниченный срок, связанный с датой принятия судом соответствующего решения. Истец же фактически просит суд предоставить истцу дополнительное право по сравнению с правами, предоставленными другим детям-сиротам, имеющим право на внеочередное обеспечение жилым помещением, - право на получение жилого помещения в срок, не связанный с очередностью постановки на учет в качестве ребенка-сироты, нуждающегося в жилом помещении, и не связанный с процедурой обеспечения жильем детей-сирот, установленной Порядком обеспечения детей-сирот.
Заслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд считает, что исковые требования Ирбитского межрайонного прокурора не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с абз.2 п.1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Аналогичные положения закреплены в п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Нугаева А.И. родилась ДД.ММ.ГГГГ о чем составлена запись акта о рождении за № от ДД.ММ.ГГГГ. В графе «отец» указан Нугаев А.А., а в графе «мать» указана Нугаева Е.Н.
Решением Ирбитского районного суда Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ Нугаев И.А. лишен родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери Негаевой А.И. (л.д. 10).
Решение Артемовского городского суда Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ Нугаева Е.Н. лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери Нугаевой А.И. (л.д. 11).
Согласно протокола № заседания жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Нугаева А.И. признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения (л.д. 12).
Постановлением главы Ирбитского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ года № постановлено назначить Крохалеву Ирину Аглямовну попечителем над несовершеннолетней племянницей Нугаевой А.И. (л.д. 13).
Нугаева А.И. обучается ГБОУ СПО СО «Ирбитский гуманитарный колледж» (л.д. 14).
Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по городу Ирбиту и Ирбитскому району сообщает, что Нугаева А.И. поставлена на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения (л.д. 16).
Нугаева А.И. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и не имеющего закрепленного за ней жилого помещения, и, в силу вышеприведенных норм права, имеет право на обеспечение органами исполнительной власти вне очереди жилой площади не ниже установленных социальных норм.
В феврале 2012 года Нугаева А.И. обратилась с заявлением в Ирбитскую межрайонную прокуратуру Свердловской области о нарушении жилищного законодательства администрацией Ирбитского муниципального образования (л.д. 7).
Жилого помещения, приобретенного на праве личной собственности у Нугаевой А.И. не зарегистрировано (л.д.15, 17).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, а также организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству, в соответствии с под. 24, 24.2 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ « Об общих принципах организации законодательных (представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В соответствии с п.п. 3.4 ст. 40 Жилищного Кодекса Российской Федерации, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно Областному закону от 04 ноября 1995 г. № 31 - ОЗ «О правительстве Свердловской области», Правительство Свердловской области является коллегиальным исполнительным органом, уполномочено разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению комплексного социально- экономического развития субъекта, распоряжаться государственной собственностью субъекта, содействовать разрешению проблем семьи, обеспечивать социальную поддержку т социальное обслуживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Осуществление исполнительно – распорядительных и контрольных полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
Из приведенных законоположений следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Нормативное положение, закрепленное в абзаце 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласуются с положениями Конституции Российской Федерации, ее статей 7, 10, 12, 72 и 133, и не нарушает гарантированную ею самостоятельность местного самоуправления, так как возлагает обязанности по осуществлению государственного полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации и не допускает возможности их передачи органам местного самоуправления без принятия в установленном федеральном законом порядке закона субъекта Российской Федерации о наделении органов муниципальной власти соответствующими полномочиями.
На момент рассмотрения дела, нормативного акта, возлагающего указанные полномочия на органы местного самоуправления, в Свердловской области не имеется, поэтому суд не может возложить обязанность по осуществлению государственного полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на органы местного самоуправления.
Правительство Свердловской области на каждый год утверждает «Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за счет средств областного бюджета», в котором предусматривает главного распорядителя средств областного бюджета, организацию проведения аукционов на строительство (приобретение) жилых помещений, порядок финансирования расходов по строительству и приобретению жилых помещений, порядок зачисления жилых помещений, построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета, в казну Свердловской области, порядок распределения их детям-сиротам, порядок согласования и предоставления списка детей-сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении. В данном «Порядке» Правительством определено, что распределение детям – сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с распоряжениями Правительства свердловской области.
Согласно Постановления Правительства Свердловской области № 1631 –ПП от 13.11.2009 г., функции главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области с 01.01.2010 г.
Таким образом, обязанность по приобретению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лежит на Министерстве строительства и архитектуры Свердловской области.
Представитель Министерства строительства и архитектуры не оспаривает иск прокурора в той части, что приобретение жилья в установленном порядке относится к полномочиям Министерства строительства и архитектуры.
Иск Ирбитским межрайонным прокурором к администрации Ирбитского МО предъявлен в части возложения обязанности, после передачи им жилого помещения в муниципальную собственность, предоставить данное жилое помещение Нугаевой А.И. по договору социального найма, что не оспаривается представителем администрации Ирбитского МО в отзыве на исковое заявление. Требований о приобретении жилого помещения по договору социального найма к администрации Ирбитского МО не предъявлялось.
Руководствуясь ст. 194, 197 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Ирбитского межрайонного прокурора, действующего в интересах Нугаевой А.И. к администрации Ирбитского МО, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области о предоставлении жилого помещения - удовлетворить.
Возложить на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанность приобрести жилое помещение не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления Ирбитского МО, распределить жилое помещение Нугаевой А.И., ДД.ММ.ГГГГ, и безвозмездно передать жилое помещение в муниципальную собственность.
Обязать администрацию Ирбитского МО предоставить переданное им жилое помещение Нугаевой А.И. по договору социального найма.
Решение в части возложения обязанностей на администрацию Ирбитского МО по договору социального найма подлежит исполнению после исполнения решения в части приобретения Министерством строительства и архитектуры Свердловской области жилого помещения и передачи жилого помещения в муниципальную собственность.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда, путем подачи апелляционной жалобы через Ирбитский районный суд.
Решение изготовлено в совещательной комнате с использованием компьютера.
Председательствующий - /подпись/
ВЕРНО
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Решение вступило в законную силу 16.06.2012г.
<данные изъяты>
<данные изъяты>