Дело № 2-465/2012
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г.Ирбит ДД.ММ.ГГГГ
Ирбитский районный суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Гаевой Л.В.,
с участием заявителя Ударцевой Е.А.,
представителя заявителя Коновалова А.Я., действующего по нотариальной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ
представителя заинтересованного лица – Управления образованием МО г.Ирбита Уляшкина А.А.,
представителя МКОУ ДОД «Центр детского творчества» Зенкова В.Ф.,
при секретаре Ляпуновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Ударцевой Е.А. об оспаривании решения органа местного самоуправления,
у с т н о в и л:
Ударцева Е.А. в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратились с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления, в котором просила признать незаконным распоряжение начальника Управления образованием МО г.Ирбита от ДД.ММ.ГГГГ. № № и обязать устранить выявленные нарушения.
В качестве обоснования требований заявитель указал, что с ДД.ММ.ГГГГ исполняет обязанности главного бухгалтера МКОУ ДОД «Центр детского творчества». Приказом директора ЦДТ № от ДД.ММ.ГГГГ г. были сокращены должности работников бухгалтерии и главного бухгалтера. Основанием для издания данного приказа послужило распоряжение Управления образованием МО г.Ирбит от ДД.ММ.ГГГГ. №, предписывающего сократить указанные должности в срок до ДД.ММ.ГГГГ. и заключить договор на бухгалтерское обслуживание с МКУ «Центр системы образования». По мнению заявителя оспариваемое распоряжение не соответствует положениям ст. 33 Устава МО г.Ирбит, п.3 Положения об управлении образованием МО г.Ирбит, пп. «б» п. 1.5 Устава МКОУ ДОД «Центр детского творчества», поскольку нарушает ее трудовые права, заявитель просил признать распоряжение начальника Управления образованием МО г.Ирбита № от ДД.ММ.ГГГГ. незаконным и обязать Управление образованием МО г.Ирбит устранить выявленные нарушения.
Дело рассмотрено без участия должностного лица – начальника Управления образованием Спиричевой А.В., извещенной надлежащим образом о месте и времени судебного заседания и не просившей о рассмотрении дела в ее отсутствие или об отложении судебного заседания.
При рассмотрении дела представитель заявителя Коновалов А.Я. уточнил заявленные требования и просил признать недействительным п. 1.1 оспариваемого распоряжения и возложить обязанность на Управление образованием МО г.Ирбита отменить оспариваемый пункт.
Представитель органа местного самоуправления, чьи действия обжалуются, Уляшкин А.А. не согласился с заявленными требованиями, считая, что Управление образованием действовало в рамках предоставленных полномочий в соответствии со ст. 33 Устава МО г.Ирбит, п.1.9 Устава МКОУ ДОД «Центр детского творчества» и Положением об Управлении образованием. Как главный распорядитель бюджетных средств Управление не нарушало прав заявителя, поскольку в распоряжении не предписывается уводить конкретного работника, а лишь указывается на необходимость проведения внутри структурных изменений.
Представитель заинтересованного лица МКОУ ДОД «Центр детского творчества» Зенков В.Ф. пояснил, что основанием для сокращения должности главного бухгалтера послужило не только распоряжение Управления образованием, но и результаты финансовой проверки, выявившие ряд нарушений в ведении бухгалтерского учета. С целью экономии бюджетных средств было принято решение о сокращении должностей бухгалтерии и главного бухгалтера.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Как следует из Положения об управлении образованием МО г.Ирбит, утвержденного решением Думы МО г.Ирбита от ДД.ММ.ГГГГ. №, управление образованием является отраслевым органом местного самоуправления и обладает правами самостоятельного юридического лица.
МКОУ ДОД «Центр детского творчества» является подведомственным учреждением Управлению образованием МО г.Ирбит и в соответствии с п.1.7 Устава учреждения является не коммерческой организаций и полностью финансируется из местного бюджета.
По отношению к муниципальному казенному образовательному учреждению дополнительного образования детей МО г.Ирбит «Центр детского творчества» Управление образованием, выполняя функцию органа местного самоуправления, в соответствии с п. 1.5 Устава МКОУ ДОД «Центр детского творчества» и ст. 33 Устава муниципального образования г.Ирбит Управление образованием занимается организацией предоставления дополнительного образования детей.
Выполняя основные полномочия, Управление образованием, являясь главным распорядителем бюджетных средств по отношению к МКОУ ДОД «Центр детского творчества» согласно ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, утверждает и ведет бюджетную роспись учреждения, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и исполняет соответствующую часть бюджета.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МКОУ ДОД «Центр детского творчества» финансовым Управлением была проведена проверка эффективности расходов бюджетных средств и средств, полученных от приносящей доход деятельности, ведения бухгалтерского учета. По результатам проверки было выявлено нецелевое расходование бюджетных средств, нарушение бухгалтерского учета, в результате чего Управление образованием распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ изменило структуру подведомственного учреждения и перевело на централизованное бухгалтерское обслуживание, пунктом 1.1 оспариваемого распоряжения директору МОУ ДОД «ЦДТ» Зенкову В.Ф. предписано в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести сокращение должностей работников бухгалтерии и главного бухгалтера (л.д.7).
Вместе с тем, действующими нормами не предоставлено право Учредителю обязывать директора подведомственного учреждения строго в установленный срок проводить сокращение должностей.
Реализуя закрепленные ч.1 ст.34, ч.2 ст. 35 Конституции Российской Федерации права, работодатель в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала), обеспечивая при этом в соответствии с требованиями ст.37 Конституции Российской Федерации закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников.
Данное положение также закреплено ст. 74 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 1.9 Устава МКОУ ДОД «Центр детского творчества», устанавливающим компетенцию Учреждения в виде подбора, приема на работу и расстановки кадров, установление структуры управления деятельностью Учреждения, штатного расписания (по согласованию с Учредителем).
Следовательно, право определять численность или штат работников принадлежит работодателю. При этом инициатором решения вопроса об изменении штатного расписания выступает исключительно работодатель, который лишь согласует штатное расписание с Учредителем.
Утверждение представителя заинтересованного лица по поводу того, что Управление образованием как главный распорядитель бюджетных средств вправе предписывать руководителю подведомственного учреждения проводить сокращение численности, суд находит несостоятельными, поскольку право распорядителя бюджетных средств не касается сокращения численности работников, решение о сокращении численности принимается исключительно руководителем организации исходя из экономического и финансового положения.
Вместе с тем, как усматривается из содержания приказа руководителя МКОУ ДОД «Центр детского творчества» № от ДД.ММ.ГГГГ., основанием для принятия решения о сокращении должностей работников бухгалтерии и главного бухгалтера послужило именно распоряжение Управления образованием, которым устанавливался определенный срок для сокращения должностей, иных оснований распоряжение МКОУ ДОД «Центр детского творчества» не содержит.
На основании вышеуказанных распоряжений должность главного бухгалтера, была сокращена, а Ударцева Е.А., занимающая эту должность, несмотря на ее восстановление по решению суда, вновь предупреждена о предстоящем увольнении, что, по мнению суда, приводит к нарушению ее трудовых прав.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемый пункт распоряжения начальника Управления образованием № от ДД.ММ.ГГГГ. выходит за пределы его полномочий, в связи с чем, суд признает его незаконным и обязывает Управление образованием устранить выявленное нарушение.
Руководствуясь ст.ст. 194- 198, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л:
Заявление Ударцевой Е.А. об оспаривании решения органа местного самоуправления удовлетворить.
Признать незаконным п.1.1 распоряжения начальника Управления образованием муниципального образования город Ирбит № от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Управление образованием муниципального образования город Ирбит отменить п.1.1 распоряжения начальника Управления образованием муниципального образования город Ирбит № от ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через канцелярию Ирбитского районного суда.
Председательствующий - / подпись /
<данные изъяты>
ВЕРНО
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Решение вступило в законную силу 26.06.2012г.
<данные изъяты>
<данные изъяты>