Гражданское дело № 2-431/2012г. по иску Ирбитского межрайонного прокурора к Министерству строительства и архитектуры СО, администрации Ирбитского МО о предоставлении жилого помещения.



                                Дело № 2-431/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Ирбит                          22 мая 2012 года

Ирбитский районный суд Свердловской области

в составе: председательствующего судьи Смирнова А.Н.,

с участием помощника Ирбитского межрайонного прокурора Швейцарова В.А.,

истца Зубаревой А.В.,

при секретаре Шальковой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ирбитского межрайонного прокурора действующего в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации Ирбитского Муниципального образования о предоставлении жилого помещения сироте – Зубаревой А.В.,

У С Т А Н О В И Л:

    Ирбитский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах сироты – Зубаревой А.В. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации Ирбитского МО о предоставлении жилого помещения.

    В обоснование заявленных требований помощник Ирбитского межрайонного прокурора Швейцаров В.А. пояснил, что в результате проверки проведенной Ирбитской межрайонной прокуратурой по обращению Зубаревой А.В. <данные изъяты>, о нарушении жилищного законодательства Администрацией Ирбитского МО, установлено следующее.

ДД.ММ.ГГГГ родилась Мурзина А.В., ее мать ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО2 лишен родительских прав решением Ирбитского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Мурзина А.В. зарегистрировала брак с ФИО7 и ей присвоена фамилия мужа.

Постановлением Главы МО Ирбитского района от ДД.ММ.ГГГГ № 517 за несовершеннолетней Мурзиной А.В. сохранено жилое помещение в <адрес>. Согласно справке БТИ от ДД.ММ.ГГГГ износ данного дома составляет 71%. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Зубарева А.В. обучалась в ГОУ НПО СО Профессиональное училище № 40.

В администрации Ирбитского МО Зубарева А.В. состоит на учете нуждающихся в жилье, как ребенок-сирота, согласно постановления администрации Ирбитского МО от ДД.ММ.ГГГГ. Жилого помещения Зубаревой А.В. по договору социального найма администрацией Ирбитского МО не предоставлено, чем нарушены её жилищные права.

Зубарева А.В. согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Федерального закона № 159 от 21.12.1996), относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при прекращении опеки (попечительства) по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В целях обеспечения жильем детей, оставшихся без попечения родителей, Правительством Свердловской области утверждается порядок обеспечения жилым помещением детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения. Порядок обеспечения указанной категории лиц в 2011-2015 годах утвержден постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 № 84 - ПП, которым установлено, что ведение учета и предоставление по договорам социального найма жилых помещений, осуществляется органами местного самоуправления.

Главным распорядителем в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 13.11.2009 № 1631-ПП «О главном распорядителе бюджетных средств» является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, (далее МСА СО), которое в соответствии со ст. ст. 6, 158 БК Российской Федерации, распределяет бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных средств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

В соответствии с законом Свердловской области от 10.04.1995 № 9 - ОЗ «Об управлении государственной собственностью Свердловской области» уполномоченный орган по управлению средствами областного бюджета выступает от имени Свердловской области в качестве истца и ответчика в суде при рассмотрении споров, связанных с использованием средств областного бюджета, если иное не установлено федеральными законами, принимает меры по изъятию средств, выделенных из областного бюджета, в случаях предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно постановлению Правительства от 27.03.2007 № 241-ПП «Об утверждении Положения о Министерстве финансов Свердловской области», министерство в соответствии с возложенными на него задачами, выполняет функции по организации исполнения областного бюджета в соответствии с бюджетным законодательством, ведет бюджетный учет, готовит отчет об исполнении областного и консолидированного бюджетов Свердловской области, осуществляет доведение до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств областного бюджета показателей сводной бюджетной росписи, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования.

Более того, согласно Областному закону от 10.04.1995 № 9 - ОЗ «Об управлении государственной собственностью Свердловской области», основной уполномоченный орган по управлению государственным имуществом Свердловской области, осуществляет в порядке, предусмотренном федеральными и областными законами, передачу объектов государственной собственности Свердловской области в государственную собственность РФ и в муниципальную собственность (п.п.4 п.3 ст.12). В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.1999 № 449- ПП «Об уполномоченных органах по управлению государственным имуществом Свердловской области», функции основного уполномоченного органа по управлению государственным и казенным имуществом Свердловской области, возложены на Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области.

В силу п.1 ст. 46 и п.1 ст. 48 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита, а также право на получение квалификационной юридической помощи.

В соответствии со ст. 45 ч.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Просит обязать МСА СО Свердловской области приобрести жилое помещение не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления администрации Ирбитского МО распределить жилое помещение Зубаревой А.В. безвозмездно передать жилое помещение в муниципальную собственность, обязать администрацию Ирбитского МО предоставить переданное им жилое помещение Зубаревой А.В. по договору социального найма.

Истец Зубарева А.В. в полном объеме поддержала доводы, изложенные помощником прокурора. Просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика – МСА СО в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом – повесткой (л.д.27), о причинах неявки не сообщил, не просил о рассмотрении дела в его отсутствие, или об отложении судебного заседания.

Представитель ответчика – Администрации Ирбитского МО Швецова А.В., в судебное заседание не явилась, предоставив суду отзыв, с просьбой о рассмотрении дела в ее отсутствие, указав, что исковые требования не признает по следующим основаниям. Разрешение вопросов социальной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствие с подп. 24,24.2 п.2 ст. 26.3 ФЗ от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

    Абз.2 п.1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает обязанность обеспечения органами исполнительной власти по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со ст. 5 данного ФЗ дополнительные гарантии по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются расходными обязательными субъектами Российской Федерации.

    В соответствии с порядком обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей. Оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета, утвержденным Постановлением правительства Свердловской области от 08.02.2011 № 84-ПП, главным распорядителем средств областного бюджета является МСА СО, получателем средств областного бюджета является СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений, которые, в свою очередь, безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма.

    В соответствии с п.п. 9,10,11,12 данного Порядка для распределения детям сиротам жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления адресный перечень жилых помещений. Органы местного самоуправления представляют в Фонд предложения по распределению жилых помещений, которые согласуются с территориальными исполнительными органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения. Распределение детям-сиротам жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министерства строительства и архитектуры.

    Таким образом, администрация Ирбитского МО как орган местного самоуправления распределения жилых помещений детям сиротам не осуществляет, а лишь направляет в Фонд согласованные с органом социальной защиты населения предложения по распределению жилых помещений. Следовательно, договоры социального найма заключаются Администрацией с теми детьми-сиротами, которым распределены жилые помещения в соответствии с приказами МСА СО. Обязать администрацию Ирбитского МО предоставить жилое помещение по договору социального найма истцу возможно только в случае, если его кандидатуру согласует орган социальной защиты населения, а приказом министра ему будет распределено соответствующее жилое помещение (л.д. 28-30).

Суд, с учетом мнения помощника прокурора, истца, не возражавших против рассмотрения дела при данной явке, на основании ч.3 и ч.5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривает дело при данной явке.

    Заслушав помощника прокурора, истца, исследовав материалы дела, суд считает, исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

    Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

    Условия реализации права граждан на жилище регламентируются в нормативных актах, регулирующих непосредственно жилищные правоотношения. В частности, реализация конституционного права граждан Российской Федерации на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещение государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма. Предоставление жилых помещений по договору социального найма осуществляется в соответствии с главой 7 раздела 3 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу положений ч.2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.

Согласно ч.1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

    В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

    Аналогичные положения закреплены в п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

    Таким образом, федеральное законодательство гарантирует право указанных категорий граждан на внеочередное получение в пользование жилого помещения на условиях договора социального найма.

    Из представленных материалов следует, что ДД.ММ.ГГГГ у ФИО2 и ФИО3 родилась дочь Мурзина А.В. (л.д.9), которая в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей: ее мать ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ умерла (л.д.10), отец ФИО2 решением Ирбитского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав (л.д.11). Постановлением Главы МО Ирбитский район от ДД.ММ.ГГГГ за Мурзиной А.В. закреплено жилое помещение в <адрес> (л.д.13). С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Мурзина А.В. обучалась в ГОУ НПО СО «Профессиональное училище № 40» (л.д. 22). ДД.ММ.ГГГГ Мурзина А.В. заключила брак с ФИО7, и ей присвоена фамилия Зубарева (л.д.31). Из протокола заседания жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Зубарева (Мурзина) А.В. признана нуждающейся в предоставлении жилья по договору социального найма и поставлена на учет как сирота (л.д.20), однако до настоящего времени договор социального найма на жилое помещение с ней не заключен. Жилого помещения, приобретенного на праве личной собственности у Зубаревой (Мурзиной) А.В. не имеется (л.д.16,17, 19). Зарегистрирована она в доме общий процент физического износа, которого составляет 71%, согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ выданной филиалом «Ирбитское межрайонное БТИ и РН» (л.д. 11, 24).ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением в прокуратуру о нарушении жилищного законодательства Администрацией Ирбитского МО (л.д.7).

    Таким образом, судом объективно установлено, и сторонами не оспорено, что Зубарева (Мурзина) А.В. является сиротой, имеет закрепленное жилое помещение, общий процент физического износа, которого составляет 71%, и в силу вышеприведенных норм права, имеет право на обеспечение органами исполнительной власти вне очереди жилой площади не ниже установленных социальных норм – не менее 18 кв.м. общей площади жилого помещения, в соответствии с Постановлением Главы МО Ирбитского района от 03.11.2005 № 645 (л.д.25).

     Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, а также организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству, в соответствии с под. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ « Об общих принципах организации законодательных (представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

     Согласно ч.1, п.6 ст. 14 Областного закона от 04.11.1995 № 31 - ОЗ «О правительстве Свердловской области», Правительство Свердловской области является высшим исполнительным органом, уполномочено разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению комплексного социально- экономического развития субъекта, распоряжаться государственной собственностью субъекта, содействовать разрешению проблем семьи, обеспечивать социальную поддержку и социальное обслуживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    Осуществление исполнительно – распорядительных и контрольных полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

    Из приведенных законоположений следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

     Нормативное положение, закрепленное в абз. 2 п.1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласуются с положениями Конституции Российской Федерации, ее статей 7, 10, 12, 72 и 133, и не нарушает гарантированную ею самостоятельность местного самоуправления, так как возлагает обязанности по осуществлению государственного полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации и не допускает возможности их передачи органам местного самоуправления без принятия в установленном федеральном законом порядке закона субъекта Российской Федерации о наделении органов муниципальной власти соответствующими полномочиями.

    На момент рассмотрения дела, нормативного акта, возлагающего указанные полномочия на органы местного самоуправления, в Свердловской области не имеется, поэтому суд не может возложить обязанность по осуществлению государственного полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на органы местного самоуправления.

    Правительство Свердловской области на каждый год утверждает «Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за счет средств областного бюджета» (далее «Порядок»), данный «Порядок» утвержден Постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 № 84-ПП «Об утверждении порядка обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения», который предусматривает главного распорядителя средств областного бюджета, организацию получателя средств областного бюджета, предусмотренных для строительства (приобретения) жилых помещений, порядок финансирования расходов по строительству и приобретению жилых помещений, порядок зачисления жилых помещений, построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета, в казну Свердловской области, порядок распределения их детям-сиротам, порядок согласования и предоставления списка детей-сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении. В данном «Порядке» Правительством определено, что распределение детям – сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области – п. 12 «Порядка». Согласно п. 2 «Порядка», функции главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.

Таким образом, обязанность по приобретению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лежит на Министерстве строительства и архитектуры Свердловской области. Доказательств в подтверждение обратного суду представлено не было, изложенные обстоятельства никем не оспорены. Указанный вывод суда сторонами не опровергнут.

Исковые требования к администрации Ирбитского МО предъявлены в части возложения обязанности, после передачи им жилого помещения в муниципальную собственность, предоставить данное жилое помещение Зубаревой А.В. по договору социального найма, что не оспаривается в отзыве на исковое заявление.          Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

    Исковые требования Ирбитского межрайонного прокурора действующего в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации Ирбитского Муниципального образования о предоставлении жилого помещения сироте Зубаревой А.В. – удовлетворить.

Возложить на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанность приобрести жилое помещение не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления Ирбитского Муниципального образования, распределить жилое помещение Зубаревой А.В. <данные изъяты> и безвозмездно передать жилое помещение в муниципальную собственность.

Обязать Администрацию Ирбитского муниципального образования предоставить переданное им жилое помещение Зубаревой А.В. <данные изъяты> по договору социального найма.

Решение в части возложения обязанностей на Администрацию Ирбитского муниципального образования по договору социального найма подлежит исполнению после исполнения решения в части приобретения Министерством строительства и архитектуры Свердловской области жилого помещения и передачи жилого помещения в муниципальную собственность.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца, путём подачи жалобы через Ирбитский районный суд Свердловской области.

Решение изготовлено в совещательной комнате в печатном виде с использованием компьютера.

Председательствующий - /подпись/

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Решение вступило в законную силу 06 июля 2012года..

<данные изъяты>

<данные изъяты>