Гражданское дело № 2-598/2012 г. по иску Смирных А.С. к Кизерову С.Г., Завьяловой В.А. о признании права на супружескую долю в праве собственности на жилой дом, включении доли домовладения в состав наследства оставшегося после смерти Смирных А.И.



Дело № 2 – 598/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Ирбит                                12 июля 2012 года

Ирбитский районный суд Свердловской области

в составе: председательствующего судьи Гаевой Л.В.,

     с участием истца Смирных А.С.,

     при секретаре Ляпуновой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смирных А.С. к Кизерову С.Г., Завьяловой В.А. о признании права на супружескую долю в праве собственности на жилой дом, включении доли домовладения в состав наследства оставшегося после смерти Смирных А.И., признании наследником, принявшим наследство, признании права собственности на жилой дом в порядке наследования и в силу семейных отношений (уточненные),

у с т а н о в и л:

Смирных А.С. обратилась в суд с иском к Кизерову С.Г., Завьяловой В.А. о признании права собственности на жилое помещение в силу приобретательной давности.

    В судебном заседании истец уточнила свои требования и просила суд признать за ней права на супружескую долю в праве собственности на жилой дом, расположенный по <адрес>, включить долю домовладения в состав наследства оставшегося после смерти Смирных А.И., наступившей ДД.ММ.ГГГГ, признании наследником, принявшим наследство, признании права собственности на жилой дом в порядке наследования в силу семейных отношений, по следующим основаниям. С ДД.ММ.ГГГГ она и Смирных А.И. состояли в зарегистрированном браке. В период брака - ДД.ММ.ГГГГ Смирных А.И. на общие денежные средства была приобретена доля домовладения, расположенного по <адрес> по договору купли-продажи у Завьяловой В.А., который не был надлежащим образом зарегистрирован, но фактически имел место быть, что подтверждается его письменной формой, и распиской о получении Завьяловой В.А. денежных средств. Вместе с правами на половину домовладения ей и супругу перешли права на весь земельный участок, находящийся по данному адресу. С момента приобретения доли домовладения она с супругом пользовались ею, так же как и земельным участком, оплачивали налог на землю. ДД.ММ.ГГГГ, то есть в период брака со Смирных А.И., последним на их общие денежные средства была приобретена вторая половина вышеуказанного домовладения по договору купли – продажи у Кизерова С.Г., который также не был надлежащим образом зарегистрирован, но фактически имел место быть, что подтверждается его письменной формой, и распиской о получении Кизеровым С.Г. денежных средств. Таким образом, она и муж с ДД.ММ.ГГГГ стали единоличными собственниками домовладения расположенного по <адрес> и земельного участка относящегося к этому домовладению площадью <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ наступила смерть Смирных А.И., который состоял на регистрационном учете по месту <адрес> где и она. Поскольку правоустанавливающих документов на дом у нее не было, а для их оформления требовалась значительная денежная сумма, она после смерти мужа, в установленный законом срок, для оформления наследства не обратилась. Фактически же она наследство приняла, так как пользуется домом и обрабатывает земельный участок, оплачивает налоги. В результате технико - правовой экспертизы, проведенной БТИ, фактически жилой дом расположенный по вышеуказанному адресу является единым объектом права, состоящим из одной жилой комнаты, общей площадью <данные изъяты>, в том числе жилой – <данные изъяты>, с хозяйственными и бытовыми строениями, сооружениями и ограждениями под литерами: а – одной холодной пристройкой; Г,Г1,Г2 – тремя сараями; Г3 – одной уборной, I – одними воротами; II, III,IV- ограждениями.

Также наследниками первой очереди, после смерти Смирных А.И., являются их совместные дети Чернова Н.А., Смирных А.А., которые от наследства отказались в ее пользу. На основании изложенного просит суд ее требования удовлетворить в полном объеме.

Дело в порядке ч.3 и ч.5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрено в отсутствии ответчика Завьяловой В.А., третьих лиц Черновой Н.А., Смирных А.А., представителя администрации МО г. Ирбит, предоставивших в суд соответствующие заявления (л.д.30, 34.36,37 соответственно), ответчика Кизерова С.Г. представителя третьего лица территориального Управления Росимущества в Свердловской области о причинах неявки не сообщивших.

     Заслушав истца, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

    В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется путем признания права.

    На основании абз.1 ч.2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственник, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли – продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Согласно ч.1 и ч.2 ст. 223 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.

Из представленных документов следует, что ДД.ММ.ГГГГ Смирных А.И. и Пономарева А.С. заключили брак, и им присвоена общая фамилия «Смирных» (л.д.9).

Согласно договору купли-продажи половины дома по <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ, данную половину дома Смирных А.И. приобрел у Завьяловой В.А. в качестве садового участка (л.д.11), о чем Завьяловой В.А. дана расписка (л.д.12). ДД.ММ.ГГГГ согласно договору Смирных А.И. приобрел у Кизерова С.Г. вторую половину вышеуказанного дома в качестве садового участка (л.д.13), о чем Кизеровым дана расписка (л.д.14). В соответствии с законом право собственности оформлено не было, однако, представленные расписки, по убеждению суда, являются достаточным доказательством заключения договоров купли-продажи, поскольку согласно ч.1 ст. 454 Гражданского процессуального кодекса, по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену). Действительность расписок ни кем не оспорена. С учетом изложенного, можно сделать вывод, что договоры купли-продажи были заключены в соответствии с нормами действующего Гражданского кодекса Российской Федерации, при этом ни чьи имущественные интересы не были затронуты, в связи, с чем суд находит, договоры купли-продажи соответствующими действующему законодательству.

Согласно техническому заключению филиала СОГУП «Областной государственный Центр технической инвентаризации и регистрации недвижимости» «Восточное бюро технической инвентаризации и регистрации недвижимости» (далее Ирбитское БТИ) от ДД.ММ.ГГГГ фактически жилой дом, расположенный по вышеуказанному адресу является единым объектом права, состоящим из одной жилой комнаты, общей площадью <данные изъяты>, в том числе жилой – <данные изъяты>., с хозяйственными и бытовыми строениями, сооружениями и ограждениями под литерами: а – одной холодной пристройкой; Г,Г1,Г2 – тремя сараями; Г3 – одной уборной, I – одними воротами; II, III,IV- ограждениями. На основании этого Ирбитское БТИ, делает заключение о возможности формирования самостоятельного объекта права – жилой дом с хозяйственными и бытовыми строениями сооружениями, которая рассматривается как одна сложная вещь (л.д.19-21).

В соответствии со ст. 134 Гражданского кодекса Российской Федерации, если разнородные вещи образуют единое целое, предполагающее использование их по общему назначению, они рассматриваются как одна вещь (сложная вещь). Действие сделки, заключенной по договору сложной вещи, распространяется на ее составные части, если договором не предусмотрено иное.В соответствии с ч.1 ст. 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, при толковании условий договора судом принимается во внимание буквально, значение содержащихся в ней слов и выражений. Буквальное значение условий договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.

Согласно ч.1 и ч.4 ст. 256 Гражданского кодекса Российской Федерации, имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества. Правила определения долей супругов в общем имуществе при его разделе, и порядок такого раздела устанавливаются семейным законодательством.

Согласно ч.1 ст. 39 Семейного кодекса Российской Федерации, при разделе общего имущества супругов и определении долей в этом имуществе доли супругов признаются равными, если иное не предусмотрено договором между супругами.

    Так, учитывая вышеизложенное и путем сопоставления договоров купли продажи, с техническим заключением Ирбитского БТИ, и учитывая положения ст. 39 ч.1 Семейного кодекса Российской Федерации, суд устраняет неточность в определении объекта недвижимого имущества, установив объектом права указанный в заключении Ирбитского БТИ жилой дом с хозяйственными и бытовыми строениями и сооружениями определив доли супругов Смирных по каждому.

    ДД.ММ.ГГГГ Смирных А.И. умер (л.д. 10)

Согласно ч.4 ст.35 Конституции Российской Федерации право наследования гарантируется государством.

В силу ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем признания права.

В соответствии с ч.1 ст. 1110 Гражданского кодекса Российской Федерации, при наследовании имущества умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.

Из п. 33 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 9 «О судебной практике по делам о наследовании», в состав наследства, открывшегося со смертью наследодателя, состоявшего в браке, включается его имущество (пункт 2 статьи 256 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 36 Семейного кодекса Российской Федерации), а также его доля в имуществе супругов, нажитом ими во время брака, независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства, если брачным договором не установлено иное (пункт 1 статьи 256 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 33, 34 Семейного кодекса Российской Федерации). При этом переживший супруг вправе подать заявление об отсутствии его доли в имуществе, приобретенном во время брака. В этом случае все это имущество входит в состав наследства.

Согласно положениям ч.1 ст. 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации, наследование осуществляется по завещанию и по закону.

    В соответствии с ч.1 ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации, в состав наследства входят принадлежавшие на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Согласно ч.1 ст. 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации, наследниками первой очереди по закону после смерти умершего Смирных А.И. является его жена Смирных А.С. и дети. Дети наследодателя Чернова Н.А., Смирных А.А. на наследство не претендуют (л.д.34, 36 соответственно)

Согласно ч.2 ст. 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства.

Как установлено в судебном заседании из пояснений истца, она приняла на себя бремя содержания и охраны наследственного имущества, пользуется жилым домом, оформила техническую документацию, что свидетельствует о фактическом принятии наследства.

Исследованные в судебном заседании письменные доказательства, суд в соответствии со ст. ст. 59-60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, признает достаточными доказательствами, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования. Доводы истца суд находит убедительными, объективными, заслуживающими внимания, они никем не опровергнуты и не оспорены.

Учитывая изложенное, суд удовлетворяет заявленные требования в полном объеме.

    Руководствуясь ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Смирных А.С. к Кизерову С.Г., Завьяловой В.А. о признании права на супружескую долю в праве собственности на жилой дом, включении доли домовладения в состав наследства оставшегося после смерти Смирных А.И., признании наследником, принявшим наследство, признании права собственности на жилой дом в порядке наследования и в силу семейных отношений - удовлетворить в полном объеме.

Признать Смирных А.С. наследником, принявшим наследство после смерти Смирных А.И., наступившей ДД.ММ.ГГГГ, о чем ДД.ММ.ГГГГ Отделом записи актов гражданского состояния города Ирбита Свердловской области, составлена запись акта о смерти .

Включить в состав наследства, оставшегося после смерти Смирных А.И., наступившей ДД.ММ.ГГГГ долю в праве общей совместной собственности на жилой дом , расположенный по <адрес>, состоящей из одной жилой комнаты, общей площадью <данные изъяты>., в том числе жилой – <данные изъяты>, с хозяйственными и бытовыми строениями, сооружениями и ограждениями под литерами: а – одной холодной пристройкой; Г,Г1,Г2 – тремя сараями; Г3 – одной уборной, I – одними воротами; II, III,IV- ограждениями.

Признать за Смирных А.С. в порядке наследования после смерти Смирных А.И. и в силу семейных отношений право собственности на жилой дом , расположенный по адресу<адрес>, состоящий из одной жилой комнаты, общей площадью <данные изъяты>, в том числе жилой – <данные изъяты>., с хозяйственными и бытовыми строениями, сооружениями и ограждениями под литерами: а – одной холодной пристройкой; Г,Г1,Г2 – тремя сараями; Г3 – одной уборной, I – одними воротами; II, III,IV- ограждениями.

Решение является основанием для регистрации права собственности Смирных А.С. в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня его вынесения путем подачи апелляционной жалобы через Ирбитский районный суд.

Председательствующий - /подпись/

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Решение вступило в законную силу 14 августа 2012 года

    <данные изъяты>

<данные изъяты>