Гражданское дело № 2-13/2012 г. по иску Христолюбова В.А.к администрации муниципального образования город Ирбит о незаконном взимании двойной платы за электроэнергию мест общего пользования



                        Дело № 2-13/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ирбит                                      20 февраля 2012 года

Ирбитский районный суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Гаевой Л.В.,

истца Христолюбова В.А.,

представителей ответчика – администрации МО г.Ирбит Юрьевой С.А., Чапаевой С.В.,

представителя третьего лица - ОАО «Свердловэнергосбыт» Лысенок В.В.,

при секретаре Ляпуновой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Христолюбова В.А. к администрации муниципального образования город Ирбит о незаконном взимании двойной платы за электроэнергию мест общего пользования,

у с т а н о в и л:

Христолюбов В.А. обратился с иском к администрации муниципального образования город Ирбит о незаконном взимании двойной платы за электроэнергию мест общего пользования.

В качестве обоснования заявленных требований истец указал, что постановлением администрации МО г.Ирбит от ДД.ММ.ГГГГ установлена плата за ремонт и содержание жилья в размере <данные изъяты>./кв.м., получившаяся с индексом роста в 1,1 раза (110%) по отношению к оплате за ремонт и содержание жилья в 2010г.: <данные изъяты> х 1,1 = <данные изъяты> руб./кв.м.. Решением Ирбитского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в тарифе <данные изъяты>./кв.м. не было осуществлено уменьшение стоимости услуг на <данные изъяты>./кв.м., т.е. на оплату за электроэнергию мест общего пользования, а было перераспределение на услуги РКЦ. Так как перенос платы за электроэнергию МОП не тождествен исключению из размера платы, то плата за электроэнергию МОП жителям г.Ирбита становится в содержание и ремонт жилья с учетом индекса роста на 2011г. (<данные изъяты> х 1,1 = <данные изъяты>./кв.м), и уходят эти <данные изъяты>./кв.м. не в РКЦ, а в управляющие компании, которые никакого отношения к электроэнергии МОП не имеют. И вновь, как и в 2010г. ирбитчане платят за электроэнергию МОП дважды: 1) в содержании и ремонте жилья <данные изъяты>./кв.м.; 2) по отдельной строке по показаниям общедомовых электросчетчиков. Также истец указал на арифметическую ошибку в размере <данные изъяты>/кв.м., допущенную при утверждении тарифа на 2010г., когда услуги РКЦ с индексом роста 1,107 по отношению к 2009г. должны были составить <данные изъяты> х <данные изъяты> = <данные изъяты>./кв.м., в то время как по калькуляции составляет <данные изъяты>./кв.м.( л.д.6-7).

Дело рассмотрено без участия представителя третьего лица – управляющей компании ООО «Ирбитское коммунальное предприятие», представившего соответствующее заявление.

При рассмотрении дела истец уточнил исковые требования, дополнив, что специалистом городского отдела коммунального хозяйства администрации МО г.Ирбит не было выполнено решение Думы МО г.Ирбит от ДД.ММ.ГГГГ п.1.4 по исключению из размера платы за содержание и ремонт жилья в тарифе <данные изъяты>./кв.м. за 2010г. стоимости электроэнергии МОП. При расчете тарифа <данные изъяты>./кв.м. на 2011г. была допущена арифметическая ошибка в размере <данные изъяты>./кв.м. и просил: признать двойную плату за эл.энергию МОП жителями города в 2010,2011,2012гг. в тарифах соответственно <данные изъяты>./кв.м., <данные изъяты>./кв.м. за содержание и ремонт жилья и по отдельной строке незаконной; администрации МО г.Ирбита отменить действие тарифа <данные изъяты>./кв.м. за содержание и ремонт жилья в 2012г., исключив из него плату за эл.энергию МОП <данные изъяты>./кв.м. и арифметическую ошибку <данные изъяты>./кв.м.; всем управляющим компаниям г.Ирбита пересчитать оплату гражданами за содержание и ремонт жилья в 2010, 2011, 2012гг., исключив из нее оплату эл.энергии МОП и арифметические ошибки <данные изъяты> и <данные изъяты>./кв.м. (л.д.111).

Представитель администрации муниципального образования город Ирбит Юрьева С.А. не согласилась с предъявленным иском, пояснив, что обоснованность тарифа на содержание и ремонт жилья на 2010г. в размере <данные изъяты>./кв.м. являлось предметом рассмотрения требований, по которым имеется вступившее в законную силу решение Ирбитского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ Дальнейшее формирование тарифа на содержание и текущий ремонт жилых определяется органами местного самоуправления без утверждения Региональной энергетической комиссией предельных индексов изменения размера платы граждан по муниципальным образованиям, в связи с чем, постановлением администрации МО г.Ирбит от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден тариф на содержание и ремонт жилья на 2011 г. в размере <данные изъяты>./кв.м. исходя из тарифа на 2010г. в размере <данные изъяты>./кв.м. На 2012 год тариф на содержание и ремонт жилья остался неизменным.

Представитель администрации муниципального образования город Ирбит Чапаева С.В. в качестве возражений заявленных требований пояснила, что решением Думы МО г.Ирбит от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ тарифы для населения были утверждены в пределах утвержденных РЭК Свердловской области индексов изменения размеров платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги. Учитывая, что с ДД.ММ.ГГГГ из тарифа содержания и ремонта жилья была исключена стоимость электроэнергии за освещение мест общего пользования, определение индекса изменения размера подлежащей внесению платы граждан за жилое помещение осуществляется путем сравнения суммарного размера платы за жилое помещение в текущем году с суммарным размером платы за жилое помещение при неизменном наборе и объеме потребленных услуг согласно Постановлению Правительства Свердловской области от 25.04.2007 № 361-ПП. Исключив стоимость электроэнергии МОП в размере <данные изъяты>/кв.м. из стоимости жилищных услуг на 2009г. <данные изъяты>./кв.м., то без учета электроэнергии МОП получится <данные изъяты>./кв.м. (9,04-0,29). При сравнении этой суммы со стоимостью услуг на 2010г. <данные изъяты>./кв.м. предельный индекс изменения размера платы будет составлять 114,4% (<данные изъяты> : <данные изъяты> х 100%), что не превышает предел в размере 122%, установленный Региональной энергетической комиссией на 2010 год. В силу положений п.7 ст. 156, ч.4 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации при несогласии с утвержденными органами местного самоуправления тарифами, собственники помещений в многоквартирном доме вправе на общем собрании утвердить свой тариф на содержание и ремонт жилого помещения, что не препятствует истцу решить этот вопрос на общем собрании.

Представитель третьего лица ОАО «Свердловэнергосбыт» Лысенок В.В. пояснил, что согласно договору электроснабжения от ДД.ММ.ГГГГ их организация является гарантирующим поставщиком электроэнергии для управляющей компании ООО «Ирбитское коммунальное предприятие» (ООО «ИКП»), которое производит оплату и расчет с потребителями за поставленную электроэнергию. Оплата ООО «ИКП» осуществляется по показаниям коллективного и индивидуальных приборов учета, включая места общего пользования.

Выслушав доводы сторон, мнение специалистов РЭК Свердловской области, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований в силу следующего.

Согласно ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающим содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается органами местного самоуправления либо собственниками жилых помещений путем принятия решений на общем собрании либо органами управления ТСЖ, ЖК, ЖСК или иного специализированного кооператива.

Частью 2.1 статьи 6 Федерального закона N 184-ФЗ от 26.12.2005 г. (в первоначальной редакции) "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" установлено, что размер платы граждан за жилое помещение должен соответствовать предельным максимальным индексам, устанавливаемым в соответствии с данной статьей. При этом предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение устанавливаются при неизменном наборе и объеме потребляемых услуг.

На территории Свердловской области органом, устанавливающим предельные индексы изменения размера платы за жилое помещение, до 2011 года являлась Региональная энергетическая комиссия Свердловской области (далее РЭК).

С вступлением в силу Федерального закона от 27.07.2010г. № 273-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» утверждение предельных индексов изменения размеров платы граждан за жилищные услуги с 2011 года было исключено из полномочий и не регулируется РЭК Свердловской области.

В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006г. № 491, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006г. № 307, граждане должны оплачивать затраты по содержанию и ремонту электросетей и приборов освещения, санитарно-техническое и иное оборудование, относящееся к общему имуществу, в составе расходов на содержание жилья, а электрическую и тепловую энергию, расходы холодного и горячего водоснабжения, потребляемые в местах общего пользования – в составе затрат на предоставление коммунальных услуг.

С учетом изложенного, письмом РЭК Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ органам местного самоуправления в Свердловской области было предложено с ДД.ММ.ГГГГ исключить из ставок платы за содержание и ремонт жилищного фонда стоимость электрической энергии, расходуемой на освещение мест общего пользования.

На основании вышеизложенных нормативных документов, решением Думы МО г.Ирбит от ДД.ММ.ГГГГ стоимость электроэнергии, расходуемой на освещение мест общего пользования в многоквартирном доме была исключена из размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, также указанным решением был утвержден тариф на содержание и ремонт жилья в размере <данные изъяты>./кв.м. (л.д. 13-16).

В дальнейшем, постановлением администрации МО г.Ирбит от ДД.ММ.ГГГГ на 2011 год был утвержден тариф по оплате за содержание и ремонт общего имущества в размере <данные изъяты>./кв.м., который действует по настоящее время. Указанный тариф применен с повышающим коэффициентом к уровню 2010 года (л.д.47-49).

Основными документами при формировании тарифов на 2010, 2011 годы являлись калькуляции себестоимости по нормативным расходам, разрабатываемые специалистом отдела городского коммунального хозяйства администрации МО г.Ирбит (л.д.19,20, 137). Данные калькуляции являются расчетом нормативных затрат на услуги, которые осуществляют управляющие компании. Как усматривается из всех калькуляций на 2010, 2011гг, в строке «0540 – электроэнергия мест общего пользования» указан показатель «0».

Согласно заключению специалиста РЭК Свердловской области Онипченко М.А., при утверждении тарифа на содержание и ремонт жилого помещения по муниципальному образованию г.Ирбит на 2010г. в размере <данные изъяты>./кв.м. индекс изменения размера платы при неизменном наборе и объеме потребляемых услуг составил 114,4%, что не превышает предельный индекс, установленный РЭК Свердловской области на 2010г. по муниципальному образованию город Ирбит, составляющий 122% на жилищные услуги.

Таким образом, при расчете платы за жилищные услуги на 2010 год не был нарушен предельный индекс изменения платы за жилое помещение при неизменном наборе и объеме потребляемых услуг.

Данное обстоятельство, также было установлено решением Ирбитского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которое имеет преюдициальное значение и в силу положений ч.2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не доказывается вновь и не подлежит оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Что касается доводов истца по включению оплаты электроэнергии, расходуемой на освещение мест общего пользования в тарифы на содержание жилья, по мнению специалиста РЭК Свердловской области Онипченко М.А., проверить фактическое включение данной затраты в тариф возможно только путем проведения экспертизы, но ввиду того, что у РЭК Свердловской области закончился срок действия очередной аттестации, проведение экспертизы по проверке обоснованности расчета тарифов на жилищно-коммунальные услуги не может быть осуществлено данным органом.

Исходя из содержания ч.1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей обязанность лица, участвующего в деле доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, применительно к рассматриваемому спору истец должен доказать применение двойной платы за электроэнергию мест общего пользования как в тарифе, так и по отдельной строке. Вместе с тем доказательств того, что установленные тарифы на содержание и ремонт жилья в 2010, 2011, 2012 годах включают в себя оплату за освещение мест общего пользования, в соответствии с требованиями закона, суду не представлено.

Кроме того, обоснованность тарифа на содержание и ремонт жилья на 2010г. в размере <данные изъяты>./кв.м. являлось предметом рассмотрения требований, по которым имеется вступившее в законную силу решение Ирбитского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.65-67) Учитывая, что на 2011-2012 годы оспариваемый тариф <данные изъяты>./кв.м. был утвержден с повышающим коэффициентом к 2010 году, каких-либо новых доказательств, подтверждающих включение оплаты освещения мест общего пользования в тариф по содержанию и ремонту жилья на 2010, 2011, 2012 годы истцом не представлено, суд считает необходимым отказать в удовлетворении требований о признании незаконной двойной платы за эл.энергию МОП жителями города в 2010,2011,2012гг. в тарифах соответственно <данные изъяты>./кв.м., <данные изъяты>./кв.м. за содержание и ремонт жилья и по отдельной строке.

Суд не может согласиться с доводами истца по поводу допущенных арифметических ошибок при расчете тарифов на 2010, 2011 годы специалистом ОГКХ администрации МО г.Ирбит Чапаевой С.В. по следующим основаниям.

Указывая на «арифметическую ошибку в размере <данные изъяты>/кв.м. при утверждении тарифа на 2010г., когда услуги РКЦ с индексом роста <данные изъяты> по отношению к 2009г. должны были составить <данные изъяты> х <данные изъяты> = <данные изъяты>./кв.м., в то время как по калькуляции составляет <данные изъяты>./кв.м.», истец ссылается на калькуляцию 2010 года (л.д.17-18), которая ему была выдана Чапаевой С.В. ДД.ММ.ГГГГ Как установлено из пояснений представителей администрации МО г.Ирбита, данная калькуляция выдана Христолюбову В.А. ошибочно, поскольку она не была проверена специалистом ОГКХ Чапаевой С.В., не подписана соответствующим должностным лицом, в связи с чем, она не может являться надлежащим документом. В дальнейшем, на тариф <данные изъяты>./кв.м. была представлена другая калькуляция, которая содержит в строке 1100 услуги РКЦ - <данные изъяты>./кв.м. (л.д. 19, 137), необходимость в увеличении которых была подтверждена представителем Чапаевой С.В.

Доводы истца по поводу несоответствия данной услуги общему индексу роста на 2010 г. (1,107%) опровергнуты письмом РЭК Свердловской области за от ДД.ММ.ГГГГ., указывающим, что изменение размера платы граждан за жилое помещение в период 2009-2010 годов подлежало ограничению лишь в соответствии с утвержденными предельными индексами. При этом, Федеральной службой по тарифам (письмо от ДД.ММ.ГГГГ. ) допускалось, что рост размера платы граждан по каждому виду жилищных услуг мог составлять величину, отличную (большую или меньшую) от утвержденных предельных индексов. Однако рост совокупного платежа каждого гражданина по сумме жилищных услуг не мог превышать установленных предельных индексов. По мнению РЭК Свердловской области, администрация МО город Ирбит при утверждении размера платы за содержание жилого помещения в рамках установленного предельного индекса изменения размера платы граждан за жилое помещение в интересующий период (2009-2010 годы) была вправе устанавливать величину показателей, составляющих эту плату, в размере (большем или меньшем), отличающимся от утвержденного предельного индекса (л.д. 63-64).

Возражения истца по поводу отсутствия необходимости в увеличении стоимости услуги РКЦ со ссылкой на агентский договор от ДД.ММ.ГГГГ. между управляющей компанией ООО «ИКП» и ОАО «Свердловская энергогазовая компания – Расчетный Центр», где стоимость услуг составляет <данные изъяты> в месяц с одного лицевого счета, не имеют правового значения, поскольку каждая управляющая компания вправе самостоятельно устанавливать фактические расходы, отличающиеся от нормативных.

Также судом не установлено арифметической ошибки в размере <данные изъяты>./кв.м. при расчете тарифа <данные изъяты>./кв.м. на 2011г. (л.д.20). Как усматривается из представленной калькуляции на 2011г., строка «1000 (итого расходов по эксплуатации)», составляющая сумму строк 0300 +0400+ 0500+0600+0700+0800, в результате сложении показаний этих строк дает <данные изъяты> (<данные изъяты>+ <данные изъяты> +<данные изъяты>). Однако в строке «1000» на 2011г. значится <данные изъяты>. Но учитывая, что в конечном итоге тариф <данные изъяты>, как сумма строк 1000 + 1100 (<данные изъяты> + <данные изъяты>), рассчитан верно, суд не находит арифметической ошибки при расчете тарифа <данные изъяты>./кв.м.

Таким образом, судом установлено, что расчет тарифа на содержание и ремонт жилья в МО г.Ирбит на 2010г. был произведен в соответствии с ч.2.1 ст. 6 Федерального закона № 184-ФЗ (в первоначальной редакции), с учетом предельных индексов, утверждаемых уполномоченным исполнительным органом государственной власти по муниципальному образованию город Ирбит, когда при исключении из набора жилищных услуг оплаты электроэнергии мест общего пользования, предельный индекс применен к оставшемуся набору услуг. Имеется вступившее в законную силу решение Ирбитского районного суда по обоснованности тарифа на 2010 год в размере <данные изъяты>./кв.м. Расчет тарифа на 2011, 2012 годы в размере <данные изъяты>./кв.м. был применен с повышающим коэффициентом к уровню 2010 года. В связи с чем, судом не установлено оснований для исключения из тарифа <данные изъяты>./кв.м. за содержание и ремонт жилья в 2012г. платы за эл.энергию МОП <данные изъяты>./кв.м. и арифметической ошибки <данные изъяты>./кв.м.

Каких-либо иных оснований для перерасчета тарифа на содержание и ремонт жилья, суду не представлено.

На основании изложенного, судом отклоняются требования о перерасчете оплаты за содержание и ремонт жилья в 2010, 2011, 2012гг. с учетом исключения из нее оплаты эл.энергии МОП и арифметических ошибок <данные изъяты> и <данные изъяты>./кв.м., как взаимосвязанные и вытекающие из основных требований об оспаривании тарифов, в удовлетворении которых было отказано.

В тоже время судом разъясняется право каждого собственника жилого помещения в соответствии с нормами жилищного законодательства решить вопрос на общем собрании собственников многоквартирного дома о способе управления и установлении платы за содержание жилья.

Вместе с тем, суд обращает внимание на недопустимые действия со стороны специалиста ОГКХ администрации МО г.Ирбит Чапаевой С.В., выразившиеся в предоставлении Христолюбову В.А. недостоверной, не проверенной калькуляции себестоимости на содержание и ремонт жилищного фонда по нормативным расходам на 2010 год, что послужило поводом и основанием для предъявления исков, ставить под сомнение решение Думы муниципального образования г.Ирбит от ДД.ММ.ГГГГ, постановление администрации муниципального образования г.Ирбит от ДД.ММ.ГГГГ в части утверждения тарифов на содержание и ремонт жилого фонда на 2010, 2011, 2012 годы, в связи с чем, суд считает необходимым отреагировать частным определением в адрес главы муниципального образования г.Ирбит Агафонова Г.А.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

    Отказать в удовлетворении исковых требований Христолюбова В.А. к администрации муниципального образования город Ирбит о незаконном взимании двойной платы за электроэнергию мест общего пользования.

     Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

    

Председательствующий- /подпись/

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Решение вступило в законную силу 23 августа 2012 года

    <данные изъяты>

<данные изъяты>