Дело № 2-506/2012
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Ирбит ДД.ММ.ГГГГ
Ирбитский районный суд Свердловской области
в составе: председательствующего судьи Гаевой Л.В.,
с участием помощника Ирбитского межрайонного прокурора Лыжина Д.В.,
при секретаре Ляпуновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ирбитского межрайонного прокурора действующего в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, администрации Ирбитского муниципального образования о предоставлении жилого помещения сироте – Бессоновой Е.В.
у с т а н о в и л:
Ирбитский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах сироты – Бессоновой Е.В. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, администрации Ирбитского МО (далее Министерство) о предоставлении жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указал, что Бессонова Е.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к лицам из числа детей – сирот, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать Бессонова Н.В. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец Бессонов В.П. умер ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением главы администрации Ирбитского района от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетней назначен опекун Абдрахманова Л.И. (л.д.9). С 01.09.2008 по настоящее время Бессонова Е.В. обучается в Тюменском государственном нефтегазовом университете. В администрации Ирбитского МО Бессонова Е.В. состоит на учете нуждающихся в жилье, как ребенок – сирота, согласно постановлению администрации Ирбитского МО от ДД.ММ.ГГГГ. Жилого помещения по договору социального найма Бессоновой Е.В. администрацией Ирбитского МО не предоставлено, чем нарушено ее право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, предусмотренное п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 № 84-ПП утвержден Порядок обеспечения жилым помещением детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, которым установлено, что ведение учета и предоставление по договорам социального найма жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления. По изложенным основаниям прокурор просил возложить на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанность приобрести жилое помещение не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления администрации Ирбитского МО, распределить жилое помещение Бессоновой Е.В. и безвозмездно передать жилое помещение в муниципальную собственность, администрацию Ирбитского МО обязать предоставить переданное им жилое помещение Бессоновой Е.В. по договору социального найма.
Дело в порядке ч.5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено без участия истца Бессоновой Е.В., представителей Министерства строительства и архитектуры Свердловской области и администрации Ирбитского МО.
В представленном отзыве представитель Министерства строительства и архитектуры Свердловской области не признал исковые требования, указав, что действующим «Порядком обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения» на Министерство не возложена обязанность по передаче жилых помещений в муниципальную собственность. В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 04.05.2010г. № 714-ПП основным уполномоченным органом по управлению государственным имуществом Свердловской области является Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, которое осуществляет передачу объектов государственной собственности Свердловской области в муниципальную собственность. Кроме этого, требования о возложении на Министерство обязанности приобрести за счет средств областного бюджета и распределить истцу жилое помещение будет нарушать очередность предоставления жилых помещений детям-сиротам исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Представленным отзывом представитель ответчика – администрации Ирбитского МО также не признал исковые требования, ссылаясь на то, что в соответствии с существующим Порядком обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, орган местного самоуправления распределения жилых помещений детям сиротам не осуществляет, а лишь направляет в Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства согласованные с органом социальной защиты населения предложения по распределению жилых помещений. Следовательно, договоры социального найма заключаются Администрацией с теми детьми-сиротами, которым распределены жилые помещения в соответствии с приказами Министерства. Обязать администрацию Ирбитского МО предоставить жилое помещение по договору социального найма истцу возможно только в случае, если его кандидатуру согласует орган социальной защиты населения, а приказом министра ему будет распределено соответствующее жилое помещение
Заслушав помощника прокурора, настаивавшего на удовлетворении требований, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Условия реализации права граждан на жилище регламентируются в нормативных актах, регулирующих непосредственно жилищные правоотношения. В частности, реализация конституционного права граждан Российской Федерации на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещение государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма. Предоставление жилых помещений по договору социального найма осуществляется в соответствии с главой 7 раздела 3 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу положений ч.2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.
Согласно ч.1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Аналогичные положения закреплены в п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, федеральное законодательство гарантирует право указанных категорий граждан на внеочередное получение в пользование жилого помещения на условиях договора социального найма.
Из представленных материалов следует, что ДД.ММ.ГГГГ у Бессонова В.П. и Бессоновой Н.В. родилась Бессонова Е.В. (л.д.11), которая в несовершеннолетнем возрасте осталась сиротой: ДД.ММ.ГГГГ умерла мать, а ДД.ММ.ГГГГ отец (л.д.10). Постановлением главы администрации Ирбитский район от ДД.ММ.ГГГГ № над несовершеннолетней Бессоновой Е.В. назначен опекун Абдрахманова Л.П. (л.д.9). Из справок ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет» следует, что Бессонова Е.В. зачислена на полное государственное обеспечение с ДД.ММ.ГГГГ до окончания университета ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19). Из протокола № 2 заседания жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Бессонова Е.В. поставлена на очередь для выделения жилья как сирота (л.д.13), однако до настоящего времени договор социального найма на жилое помещение с ней не заключен. Жилого помещения, приобретенного на праве личной собственности у Бессоновой Е.В. не имеется (л.д.15,16). Зарегистрирована Бессонова Е.В. в жилом помещении по адресу: <адрес> которое принадлежало ее бабушке Бессонова А.И. (л.д.21).
Таким образом, судом объективно установлено, и сторонами не оспорено, что Бессонова Е.В. относится к лицам из числа детей – сирот, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного за ним жилого помещения, и, в силу вышеприведенных норм права, имеет право на обеспечение органами исполнительной власти вне очереди жилой площади не ниже установленных социальных норм – не менее 18 кв.м. общей площади жилого помещения, в соответствии с Постановлением Главы МО Ирбитского района от 03.11.2005 № 645.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, а также организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству, в соответствии с под. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно ч.1, п.6 ст. 14 Областного закона от 04.11.1995 № 31 - ОЗ «О Правительстве Свердловской области», Правительство Свердловской области является высшим исполнительным органом, уполномочено разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению комплексного социально- экономического развития субъекта, распоряжаться государственной собственностью субъекта, содействовать разрешению проблем семьи, обеспечивать социальную поддержку и социальное обслуживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Осуществление исполнительно – распорядительных и контрольных полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
Из приведенных законоположений следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Нормативное положение, закрепленное в абз. 2 п.1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласуются с положениями Конституции Российской Федерации, ее статей 7, 10, 12, 72 и 133, и не нарушает гарантированную ею самостоятельность местного самоуправления, так как возлагает обязанности по осуществлению государственного полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации и не допускает возможности их передачи органам местного самоуправления без принятия в установленном федеральном законом порядке закона субъекта Российской Федерации о наделении органов муниципальной власти соответствующими полномочиями.
На момент рассмотрения дела, нормативного акта, возлагающего указанные полномочия на органы местного самоуправления, в Свердловской области не имеется, поэтому суд не может возложить обязанность по осуществлению государственного полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на органы местного самоуправления.
Правительство Свердловской области на каждый год утверждает «Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за счет средств областного бюджета» (далее «Порядок»), данный «Порядок» утвержден Постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 № 84-ПП «Об утверждении порядка обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения», который предусматривает главного распорядителя средств областного бюджета, организацию получателя средств областного бюджета, предусмотренных для строительства (приобретения) жилых помещение, порядок финансирования расходов по строительству и приобретению жилых помещений, порядок зачисления жилых помещений, построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета, в казну Свердловской области, порядок распределения их детям-сиротам, порядок согласования и предоставления списка детей-сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении. В данном «Порядке» Правительством определено, что распределение детям – сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области – п. 12 «Порядка». Согласно п. 2 «Порядка», функции главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.
Таким образом, обязанность по приобретению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лежит на Министерстве строительства и архитектуры Свердловской области.
Представитель Министерства, в отзыве, не оспаривает иск прокурора в той части, что приобретение жилья в установленном порядке относится к полномочиям Министерства, в остальной части, на вывод суда не влияет позиция представителя, поскольку, не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Исковые требования к администрации Ирбитского МО предъявлены в части возложения обязанности, после передачи им жилого помещения в муниципальную собственность, предоставить данное жилое помещение Бессоновой Е.В. по договору социального найма, что не оспаривается в отзыве на исковое заявление. Возражения администрации относительно распределения жилого помещения, суд находит несостоятельными, поскольку требований о распределении жилого помещения к администрации не предъявлялось.
Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Ирбитского межрайонного прокурора, действующего в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в интересах сироты Бессоновой Е.В. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, администрации Ирбитского муниципального образования о предоставлении жилого помещения – удовлетворить.
Возложить на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанность приобрести жилое помещение не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления Ирбитского муниципального образования, распределить жилое помещение Бессоновой Е.В. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и безвозмездно передать жилое помещение в муниципальную собственность.
Обязать администрацию Ирбитского муниципального образования предоставить переданное им жилое помещение Бессоновой Е.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения по договору социального найма.
Решение в части возложения обязанностей на администрацию Ирбитского муниципального образования по договору социального найма подлежит исполнению после исполнения решения в части приобретения Министерством строительства и архитектуры Свердловской области жилого помещения и передачи жилого помещения в муниципальную собственность.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца, путём подачи жалобы через Ирбитский районный суд Свердловской области.
Решение изготовлено в совещательной комнате в печатном виде с использованием компьютера.
Председательствующий - /подпись/
ВЕРНО
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Решение вступило в законную силу 17.07.2012.
<данные изъяты>
<данные изъяты>