Дело № 2-784/2012 год
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ Ирбитский районный суд Свердловской области
в составе: председательствующего судьи Кузнецовой В.В.,
с участием помощника Ирбитского межрайонного прокурора Швейцарова В.А.,
при секретаре Прытковой Н.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ирбитского межрайонного прокурора в интересах Семенова И.А. к администрации Ирбитского муниципального образования, Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Ирбитский межрайонный прокурор в интересах Семенова И.А. обратился в суд с иском к администрации Ирбитского муниципального образования, Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о предоставлении жилого помещения.
В судебном заседании помощник Ирбитского межрайонного прокурора Швейцаров В.А. пояснил, что Ирбитской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению Семенова И.А. о нарушении жилищного законодательства администрацией Ирбитского МО. Проверкой установлено, что мать Семенова И.А. – Наношкина Т.Г. , <данные изъяты> рождения лишена родительских прав на основании решения Ирбитского районного суда ДД.ММ.ГГГГ. Отец – Семенов А.И. , ДД.ММ.ГГГГ умер ДД.ММ.ГГГГ. Постановление главы МО Ирбитский район № 498 от 17.11.2004, опекуном Семенова И.А. назначена Лоозе В.В. . Жилое помещение за Семеновым И.А. не закреплялось. Дом, расположенный по адресу: <адрес>, в котором он был зарегистрирован, сгорел. Постановление главы Ирбитского МО от 29.01.2009, Семенов поставлен на очередь для выделения жилья как лицу из числа детей сирот, оставшихся без попечения родителей. ДД.ММ.ГГГГ Семенов И.А. окончил ФОУ СПО «Уральский радиотехнический колледж им. А.С. Попова». В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в вооруженных силах. Жилого помещения Семенову И.А. по договору социального найма не предоставлено, чем нарушены ее жилищные права. Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относился к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при прекращении опеки (попечительства). В силу ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после пребывания в образовательном учреждении, или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В целях обеспечения жильем детей, оставшихся без попечения родителей, Правительством Свердловской области утверждается порядок обеспечения жилым помещением детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения. Порядок обеспечения указанной категории лиц в 2011-2015 годах утвержден постановлением Правительства Свердловской области от 08 февраля 2011 года № 84 - ПП, которым установлено, что ведение учета и предоставление по договорам социального найма жилых помещений, осуществляется органами местного самоуправления. Главным распорядителем в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 13 ноября 2009 года № 1631-ПП «О главном распорядителе бюджетных средств» является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, которое в соответствии со ст. ст. 6, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, распределяет бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных средств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств. В соответствии с законом Свердловской области от 10 апреля 1995 года № 9 - ОЗ «Об управлении государственной собственностью Свердловской области» уполномоченный орган по управлению средствами областного бюджета выступает от имени Свердловской области в качестве истца и ответчика в суде при рассмотрении споров, связанных с использованием средств областного бюджета, если иное не установлено федеральными законами, принимает меры по изъятию средств, выделенных из областного бюджета, в случаях предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации. Согласно постановления Правительства от 27 марта 2007 года № 241-ПП «Об утверждении Положения о Министерстве финансов Свердловской области», министерство в соответствии с возложенными на него задачами, выполняет функции по организации исполнения областного бюджета, в соответствии с бюджетным законодательством, ведет бюджетный учет, готовит отчет об исполнении областного и консолидированного бюджетов Свердловской области, осуществляет доведение до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств областного бюджета показателей сводной бюджетной росписи, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования. Более того, согласно Областному закону от 10 апреля 1995 г. № 9 - ОЗ «Об управлении государственной собственностью Свердловской области», основной уполномоченный орган по управлению государственным имуществом Свердловской области, осуществляет в порядке, предусмотренном федеральными и областными законами, передачу объектов государственной собственности Свердловской области в государственную собственность РФ и в муниципальную собственность. В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 22 апреля 1999 года № 449- ПП «Об уполномоченных органах по управлению государственным имуществом Свердловской области», функции основного уполномоченного органа по управлению государственным и казенным имуществом Свердловской области, возложены на Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области. Считает, что обязанность выделения денежных средств на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лежит на Министерстве строительства и архитектуры, а органы местного самоуправления, в свою очередь, должны заключать договоры социального найма на приобретенные жилые помещения. Просит возложить на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области обязать приобрести жилое помещение не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления Ирбитского МО, распределить жилое помещение Семенову И.А., безвозмездно передать жилое помещение в муниципальную собственность, обязать администрацию Ирбитского МО предоставить переданное им жилое помещение Семенову И.А. по договору социального найма.
Семенов И.А. суду пояснил, что исковые требования прокурора поддерживает в полном объеме. Действительно, он является сиротой, его отец умер, мать лишена родительских прав, сначала он воспитывался в детдоме, затем у опекуна Лоозе В.В. . Ранее проживал с родителями по адресу: <адрес> но этот дом сгорел. Он зарегистрирован в доме, которого нет. Обращался в администрацию Ирбитского МО с заявлением о предоставлении жилого помещения. Его поставили на учет, но жилье до сих пор не предоставили. В 2011 году окончил «Уральский радиотехнических колледж им. А.С. Попова». После чего проходил службу в рядах Российской армии. В настоящее время не имеется на праве собственности жилья.
Представитель ответчика администрации Ирбитского МО Швецова А.В. в судебное заседание не явилась, предоставила отзыв, с просьбой о рассмотрении дела в ее отсутствии, указав, что с исковыми требованиями прокурора не согласна. Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии с подп. 24, 24.2 п.2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает обязанность обеспечения органами исполнительной власти по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со ст. 5 данного Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. В соответствии с Порядком обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 08 февраля 2011 г. № 84 - ПП главным распорядителем средств областного бюджета является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, получателем средств областного бюджета является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений, которые, в свою очередь, безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма. В соответствии пп. 9, 10, 11, 12 данного Порядка для распределения детям-сиротам жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления адресный перечень жилых помещений. Органы местного самоуправления представляют в Фонд предложения по распределению жилых помещений, которые согласуются с территориальными исполнительными органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения. Распределение детям-сиротам жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры. Таким образом, Администрация Ирбитского муниципального образования как орган местного самоуправления распределение жилых помещений детям-сиротам не осуществляет, а лишь направляет в Фонд согласованные с органом социальной защиты населения предложения по распределению жилых помещений. Следовательно, договоры социального найма заключаются Администрацией с теми детьми-сиротами, которым распределены жилые помещения в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области. Обязать Администрацию Ирбитского муниципального образования предоставить жилое помещение по договору социального найма истцу возможно только в случае, если ее кандидатуру согласует орган социальной защиты, а приказом министра ей будет распределено соответствующее жилое помещение.
Представитель ответчика Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области Кулаков Д.С. в судебное заседание не явился, предоставил отзыв, с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствии, указав, что возражает против заявленных исковых требований по следующим обстоятельствам. Истец требует возложить на Министерство как обязанность приобрести и распределить жилое помещение Семенову И.А., так и обязанность безвозмездно передать жилое помещение в муниципальную собственность. Однако истцом не указаны какие-либо нормативно-правовые акты, которыми Министерство - главный распорядитель бюджетных средств, направляемых на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, наделено полномочиями по распоряжению имуществом, находящимся в собственности Свердловской области, в частности по передаче жилых помещений, приобретенных (построенных) за счет средств областного бюджета в муниципальную собственность. Процедура обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регламентирована в настоящее время «Порядком обеспечении в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения», утвержденным постановлением Правительства Свердловской области № 84-ПП от 08.02.2011 г. (далее - Порядок обеспечения). Пунктом 2 Порядка обеспечения предусмотрено, что Министерство действительно является главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения детей-сирот. Однако полномочия главного распорядителя бюджетных средств, как органа государственной власти, имеющею право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, регламентированы нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), в частности ст. 158 БК РФ. Данные полномочия предоставляют Министерству возможность направления выделенных бюджетных средств на строительство (приобретение) жилых помещений для предоставления детям-сиротам. Пунктом 12 вышеназванного Порядка обеспечения Министерству также предоставлено полномочие по распределению приказом министра строительства и архитектуры Свердловской области построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета жилых помещений детям-сиротам. Пунктом 8 Порядка обеспечения предусмотрено, что после распределения построенных (приобретенных) жилых помещений детям-сиротам, они в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления детям-сиротам по договорам социального найма. Подп. 4 п. 3 ст. 12 Областного закона Свердловской области от 10.04.1995 г. № 9-ОЗ «Об управлении государственной собственностью Свердловской области» устанавливает, что основной уполномоченный орган по управлению государственным имуществом Свердловской области осуществляет в порядке» предусмотренном федеральными и областными законами, передачу объектов государственной собственности Свердловской области в государственную собственность Российской Федерации и в муниципальную собственность. В соответствии с п. 1, пп. 16 п. 8 «Положения о Министерстве по управлению государственным имуществом Свердловской области» (далее Положение), утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 4 мая 2010 г. № 714-ПП, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области является основным уполномоченным органом по управлению государственным имуществом Свердловской области и осуществляет передачу объектов государственной собственности Свердловской области в государственную собственность Российской Федерации и в муниципальную собственность. Действие указанных пунктов Положения приостановлено Постановлением Правительства Свердловской области от 23.12.2011 № 1778-ПП, однако пунктом 5 данного постановления установлено, что Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области осуществляет полномочия основного уполномоченного органа по управлению государственным имуществом Свердловской области, уполномоченного органа по управлению государственным казенным имуществом Свердловской области, указанные в пункте 3 статьи 12, пункте 3 статьи 13 и статье 67 Областного закона от 10.04.1995 г. № 9-ОЗ "Об управлении государственной собственностью Свердловской области". При наличии у истца права на получение жилого помещения в соответствии с абз. 2, п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Далее - Закон № 159-ФЗ) требование истца о возложении судом на Министерство обязанности приобрести за счет средств областного бюджета и распределить истцу жилое помещение является требованием о возложении на Министерство не предусмотренной законом обязанности в силу следующих обстоятельств. Ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением случаев, предусмотренных в ч. 2 ст. 57 ЖК РФ. В ч. 2 ст. 57 ЖК РФ указано, что вне очереди жилые помещения предоставляются в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты) по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Соответственно ЖК РФ устанавливает, что детям-сиротам жилые помещения предоставляются вне общей очередности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, таким образом, выделяя данную категорию граждан в отдельную группу, имеющую первоочередное перед иными гражданами, состоящими на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, право на обеспечение жилыми помещениями. Из ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, во-первых, не следует» что гражданину, относящемуся к категории детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, жилое помещение должно быть предоставлено в течение определенного срока с момента получения им соответствующего статуса. Во-вторых, данной норме не противоречит предоставление жилых помещений детям-сиротам в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, по аналогии с порядком, установленным в ч. 1 ст. 57 ЖК РФ. Жилищные отношения в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, входят в сферу жилищных отношений по обеспечению жилыми помещениями граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Соответственно, в отсутствие конкретных норм, устанавливающих специальное регулирование жилищных отношений по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, применению в силу ч. 1 ст. 7 ЖК РФ подлежат общие нормы, регулирующие жилищные отношения по обеспечению жилыми помещениями граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся. Такое применение не противоречит существу жилищных отношений по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, так как эти отношения являются одним из видов жилищных отношений по обеспечению жилыми помещениями граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Процедура обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предусмотрена «Порядком обеспечения в 2011 -2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения», утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 8 февраля 2011 г. № 84-ПП (далее - Порядок обеспечения детей-сирот). Пунктом 11 Порядка обеспечения детей-сирот: установлено, что органы местного самоуправления муниципальных образований в течение 10 рабочих дней с даты получения от ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» (далее - Фонд) адресного перечня жилых помещений, построенных (приобретенных) для обеспечения детей-сирот, представляют в Фонд Предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам (далее - Предложения). В соответствии с п. 12 Порядка обеспечения детей-сирот Фонд на основании указанных Предложений органов местного самоуправления направляет в Министерство сведения по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений, на основании которых Министерством в свою очередь осуществляется подготовка приказов о распределении детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений. Таким образом, приобретение и предоставление истцу жилого помещения до получения от органа местного самоуправления соответствующего Предложения, включающего в себя истца, будет противоречить п. 11, 12 Порядка обеспечения детей-сирот. Решение суда в силу ст. 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу. Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 36 Федерального Закона от 21.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены в 2-х месячный срок со дня возбуждения исполнительного производства. Соответственно, при возложении на Министерство обязанности приобрести за счет средств областного бюджета и распределить истцу жилое помещение, такая обязанность будет подлежать исполнению после вступления решения суда, обязывающего ей совершить, в законную силу и в течение определенного срока с момента возбуждения исполнительного производства. Таким образом, именно в силу приведенных обстоятельств обязанность, о возложении которой просит истец, в отличие от обязанности обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, предусмотренной п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и абз. 2 п. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ, будет иметь срок, в течение которого она должна быть исполнена, не связанный с очередностью постановки на учет в качестве ребенка-сироты, нуждающегося в жилом помещении, не связанный с процедурой обеспечения жильем детей-сирот, установленной Порядком обеспечения детей-сирот. Требование истца об обязании Министерства приобрести за счет средств областного бюджета и распределить истцу жилое помещение, является требованием возложить на Министерство обязанность дополнительную к обязанности обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, предусмотренной п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и абз. 2 п. I ст. 8 Закона № 159-ФЗ, регламентированной Порядком обеспечения детей-сирот. Действительно, ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия прав других лиц, однако данное право заключается в возможности получения лицом жилого помещении в порядке, предусмотренном п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и абз. 2 п. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ и Порядком обеспечения детей-сирот, вне общей очередности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, a нe в возможности получить жилое помещение в определенный ограниченный срок, связанный с датой принятия судом соответствующего решения. Истец же фактически просит суд предоставить истцу дополнительное право по сравнению с правами, предоставленными другим детям-сиротам, имеющим право на внеочередное обеспечение жилым помещением, - право на получение жилого помещения в срок, не связанный с очередностью постановки на учет в качестве ребенка-сироты, нуждающегося в жилом помещении, и не связанный с процедурой обеспечения жильем детей-сирот, установленной Порядком обеспечения детей-сирот.
Заслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд считает, что исковые требования Ирбитского межрайонного прокурора не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с абз.2 ч.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Аналогичные положения закреплены в п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Семенов И.А. родился ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена запись акта о рождении за <данные изъяты> В графе «отец» указан Семенов А.И. а в графе «мать» указана Наношкина Т.Г. (л.д. 8 оборот листа).
Семенов А.И. умер ДД.ММ.ГГГГ
Решением Ирбитского районного суда Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ Наношкина Т.Г. лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних детей: <данные изъяты> с нее взысканы алименты <данные изъяты>
Постановлением главы МО Ирбитский район от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетним Семеновым И.А. установлена опека Лозе В.В. <данные изъяты>
Согласно протокола заседания жилищной комиссии от 20.01.2009Семенов И.А. поставлена на учет как нуждающаяся в жилье ребенок – сирота (л.д. 11 оборот листа).
Из сообщения ТОИОГВ СО УСЗН МСЗН СО по г. Ирбиту и Ирбитскому району следует, что Семенов И.А. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно спискам администрации Ирбитского МО стоит в очереди под № 42 в качестве нуждающегося в получении жилого помещения (<данные изъяты>).
Из справки главы администрации Фоминского сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в жилом доме расположенного по адресу: ул<адрес> зарегистрированы: Зырянов А.С., Семенов А.А., Семенов И.А.. Сгорел в октябре месяце 2002 года и восстановлению не подлежит (л.д. 15 оборот листа).
Семенов И.А. окончил ФОУ СПО «Уральский радиотехнический колледж им. А.С. Попова» (<данные изъяты>
Семенов И.А. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и не имеющего закрепленного за ним жилого помещения, и, в силу вышеприведенных норм права, имеет право на обеспечение органами исполнительной власти вне очереди жилой площади не ниже установленных социальных норм.
В июле 2012 года Семенов И.А. обратился с заявлением в Ирбитскую межрайонную прокуратуру Свердловской области о нарушении жилищного законодательства администрацией Ирбитского муниципального образования (л.д. 7).
Жилого помещения, приобретенного на праве личной собственности у Семенова И.А. не зарегистрировано <данные изъяты>
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, а также организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству, в соответствии с под. 24, 24.2 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В соответствии с п.п. 3, 4 ст. 40 Жилищного Кодекса Российской Федерации, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно Областному закону от 04 ноября 1995 г. № 31 - ОЗ «О правительстве Свердловской области», Правительство Свердловской области является коллегиальным исполнительным органом, уполномочено разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению комплексного социально- экономического развития субъекта, распоряжаться государственной собственностью субъекта, содействовать разрешению проблем семьи, обеспечивать социальную поддержку и социальное обслуживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Осуществление исполнительно – распорядительных и контрольных полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
Из приведенных законоположений следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Нормативное положение, закрепленное в абзаце 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласуются с положениями Конституции Российской Федерации, ее статей 7, 10, 12, 72 и 133, и не нарушает гарантированную ею самостоятельность местного самоуправления, так как возлагает обязанности по осуществлению государственного полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации и не допускает возможности их передачи органам местного самоуправления без принятия в установленном федеральном законом порядке закона субъекта Российской Федерации о наделении органов муниципальной власти соответствующими полномочиями.
На момент рассмотрения дела, нормативного акта, возлагающего указанные полномочия на органы местного самоуправления, в Свердловской области не имеется, поэтому суд не может возложить обязанность по осуществлению государственного полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на органы местного самоуправления.
Правительство Свердловской области на каждый год утверждает «Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за счет средств областного бюджета», в котором предусматривает главного распорядителя средств областного бюджета, организацию проведения аукционов на строительство (приобретение) жилых помещений, порядок финансирования расходов по строительству и приобретению жилых помещений, порядок зачисления жилых помещений, построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета, в казну Свердловской области, порядок распределения их детям-сиротам, порядок согласования и предоставления списка детей-сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении. В данном «Порядке» Правительством определено, что распределение детям – сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с распоряжениями Правительства свердловской области.
Согласно Постановления Правительства Свердловской области № 1631 –ПП от 13.11.2009 г., функции главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области с 01.01.2010 г.
Таким образом, обязанность по приобретению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лежит на Министерстве строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.
Представитель Министерства строительства и развития инфраструктуры не оспаривает иск прокурора в той части, что приобретение жилья в установленном порядке относится к полномочиям Министерства строительства и развития инфраструктуры.
Иск Ирбитским межрайонным прокурором к администрации Ирбитского МО предъявлен в части возложения обязанности, после передачи им жилого помещения в муниципальную собственность, предоставить данное жилое помещение Семенову И.А. по договору социального найма, что не оспаривается представителем администрации Ирбитского МО. Требований о приобретении жилого помещения по договору социального найма к администрации Ирбитского МО не предъявлялось.
Руководствуясь ст. 194, 197 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Ирбитского межрайонного прокурора в интересах Семенова Ивана И.А. к администрации Ирбитского муниципального образования, Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о предоставлении жилого помещения - удовлетворить.
Возложить на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области обязанность приобрести жилое помещение не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления Ирбитского муниципального образования, распределить жилое помещение Семенову И.А. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и безвозмездно передать жилое помещение в муниципальную собственность.
Обязать администрацию Ирбитского муниципального образования предоставить переданное им жилое помещение Семенову И.А. по договору социального найма.
Решение в части возложения обязанностей на администрацию Ирбитского муниципального образования по договору социального найма подлежит исполнению после исполнения решения в части приобретения Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области жилого помещения и передачи жилого помещения в муниципальную собственность.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения в окончательном виде путем подачи апелляционной жалобы в Свердловский областной суд через Ирбитский районный суд.
Решение изготовлено в совещательной комнате с использованием компьютера.
Председательствующий (подпись)
ВЕРНО
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Решение вступило в законную силу 28.09.2012г.
<данные изъяты>
<данные изъяты>