Дело № 2-287/ 2011 год.
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации.
Город Ирбит 31 марта 2011года.
Ирбитский районный суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Смирнова А.Н.
при секретаре Шальковой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Балакиной В.Н. к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Ирбите и Ирбитском районе, Свердловской области о включении периода работы в стаж работы дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, и досрочное назначении пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Балакина В.Н. обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ирбите и Ирбитском районе, Свердловской области о включении периода работы в стаж работы дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, и досрочное назначении пенсии.
В обосновании своих исковых требований истец Балакина В.Н. пояснила, что 1983 года по настоящее время она работает в должности воспитателя <данные изъяты> по одному и тому же адресу, в одном и том же здании. Занимается на протяжении всего времени педагогической деятельностью, связанной с воспитанием детей.
Данное учреждение в 1983 году называлось «Детский комбинат <данные изъяты>», с 1988 года его переименовали в «Детский комбинат <данные изъяты>», а 1994 году передали в <данные изъяты> детский ясли-сад».
Просит включить в специальный стаж периоды ее работы
-с 06.04.1983г. по 01.11.1985г. (02-06-26), с 15.11.1985г. по 31.07.1988г.(02-08-16) - в должности воспитателя Детского комбината <данные изъяты>
-с 01.08.1988г. по 01.01.1991г. (02-05-01) - в должности воспитателя Детского комбината <данные изъяты> и назначить пенсию по старости со дня подачи заявления, то есть с 04.08.20101 года.
Представитель ответчика Государственного Учреждения- Управления Пенсионного Фонда РФ в г.Ирбите и Ирбитском районе, Свердловской области Минтовицкая Н.В. (по доверенности) иск не признал и пояснила, что 01.09.2010 г. Управлением было вынесено Решение № 422 об отказе в назначении пенсии ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ.
В настоящее время условия назначения гражданам досрочных трудовых пенсий регулируются положениями ст. 27 Закона № 173-ФЗ.
Согласно п.п.19 п.1 ст.27 Закона № 173-ФЗ, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 указанного Закона (жен- 55 лет, муж.- 60 лет), лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Пунктом 2 названной статьи Закона определено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.
Таким образом, включению в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, подлежат не все периоды педагогической деятельности, а лишь те, которые осуществлялись в должностях и учреждениях, прямо предусмотренных списками, при соблюдении правил их исчисления, утвержденных Правительством РФ.
Определение права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по нормам п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона от 17.12.2001 г. осуществляется с учетом Списка должностей и учреждений, а также, Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 (далее-Список и Правила от 29.10.2002 г. № 781) и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 (далее - Правила от 11.07.2002 г. № 516).
Кроме того, исчисление стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости педагогическим работникам, может производиться с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П.
Названным постановлением установлено, что в целях реализации пенсионных прав педагогических и медицинских работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные правовые акты, регулировавшие порядок исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет до введения нового правового регулирования, т.е. действовавшие на 31.12.2001 г.
Стаж истца на соответствующих видах работ по наиболее выгодному варианту с учетом Постановления Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 составляет 18г.03мес.10дн.
При этом не подлежат включению в стаж на СВР периоды работы, обжалуемые истцом:
с 06.04.1983г. по 01.11.1985г. (02-06-26), с 15.11.1985г. по 31.07.1988г.(02-08-16) - в должности воспитателя Детского комбината <данные изъяты>
с 01.08.1988г. по 01.01.1991г. (02-05-01) - в должности воспитателя Детского комбината <данные изъяты>, не могут быть включены в стаж на соответствующих видах работ т.к., наименования учреждений не предусмотрены Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 и согласно п. 13 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 работа в структурном подразделении «Детский комбинат» не предусмотрена.
Согласно п.3 ст. 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ) в отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Таким образом, данной правовой нормой (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ) установлено ограничение допустимости средств доказывания при определении характера работы.
Под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции.
Поскольку, спорные периоды работы не могут быть включены в стаж на соответствующих видах работ, то права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости Балакина В.Н. не имеет, в связи с отсутствием полного требуемого стажа на соответствующих видах работ (25 лет) педагогической деятельности в учреждениях для детей.
Учитывая, что органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, строго руководствуются нормами действующего законодательства при определении права граждан на пенсию, то Решение Управления об отказе в назначении пенсии от 01.09.2010 г. № 422 обоснованно и законно. Соответственно, правовых оснований для удовлетворения исковых требований истца, по мнению Управления не имеется.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В настоящее время условия назначения гражданам досрочных трудовых пенсий регулируются положениями ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173 Федерального закона (далее Закон).
Условия назначения досрочных трудовых пенсий по старости в том числе лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, определены положениями п.19 ст. 27 Закона.
Согласно полпункта 19 пункта 1 статьи 27 Закона, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного Закона (женщины-55 лет, мужчины - 60 лет), лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Пунктом 2 названной статьи Закона определенно, что списки соответствующих работ, производство, профессий, должностей, специальностей, учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.2 ст. 27 Закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781 утверждены Списки работ, профессий, и должностей, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Закона Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
Действительно Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 и согласно п. 13 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 работа в структурном подразделении «Детский комбинат» не предусмотрена.
Однако в Списке указана должность воспитатель дошкольных образовательных учреждений, детских садов всех наименований и т.п.
Из Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» следует, что право на пенсию за выслугу лет зависит от вида деятельности (профессии, должности) работника, а не от типа или правового статуса учреждения для детей, с которым педагогический работник состоял в трудовых отношениях, работа в которыхдает право на получение пенсии в связи с педагогической деятельностью.
Из закона также следует, что Правительство Российской Федерации не наделено полномочиями самостоятельно регулировать пенсионные отношения педагогических работников, устанавливать их пенсионные права, либо вводить дополнительные по сравнению с законом ограничения права на пенсионное обеспечение за выслугу лет. Законодатель уполномочил Правительство Российской Федерации лишь на составление Списков соответствующих работ (профессий, должностей) с учетом которых назначается пенсия по старости, не оговаривая при этом форму собственности учреждений для детей и правовой статус (юридическое, не юридическое лицо).
Таким образом, федеральным законодательством не установлены ограничительные условия на социальное обеспечение по выслуге лет граждан, работающих в сфере образования, поэтому отказ о включении в стаж периодов работы, только по тем основаниям, что учреждение «детский комбинат» не предусмотрен Списком, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации, не может быть признан законным.
Из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года следует, что нормы права не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществлять оценку приобретенных заинтересованным ведомством в лице Пенсионного фонда Российской Федерации подзаконных актах, которые далеко не всегда соответствуют смыслу и букве закона. Такой подход противоречил бы основным принципам и задачам правосудия (ст. 120 Конституции Российской Федерации ст. 2, 8, 11 ГПК Российской Федерации).
В соответствии с п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.12.2003 года № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией права на трудовые пенсии» следует, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного отдела включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды его работы, подлежащего, по мнению истца зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемой истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществления истцом работы, выполняемых функциональных обязанностей по занимаемой должности, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направления деятельности учреждений, организаций, в которых он работал).
Судом установлено следующее.
Согласно, решения об отказе в назначении пенсии № 422 от 01.09.2010 года Балакиной В.Н. стаж на соответствующих видах работ по наиболее выгодному варианту на день подачи заявления в пенсионный орган 04.08.2010 года составлял 18 лет 03 месяцев 10 дней (л.д.8-9).
Истица работала с 06.04.1983г. по 01.11.1985г. (02-06-26), с 15.11.1985г. по 31.07.1988г.(02-08-16) в должности воспитателя Детского комбината <данные изъяты>; с 01.08.1988г. по 01.01.1991г. (02-05-01) - в должности воспитателя Детского комбината <данные изъяты>, то есть занималась педагогической деятельностью, связанной с воспитанием детей, что подтверждается трудовой книжкой (л.д.10-11).
По выше указанным основаниям суд считает возможным включить истице в стаж на СВР указанные выше спорные периоды работы.
Суд считает возможным исчислять стаж истицы на соответствующих видах работ, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости следующим образом: (18-03- 10 + 02-06-26 + 02-08-16 + 02-05-01) = 25 лет 11 месяцев 23 дня.
Таким образом истица имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с имеющимся стажем на соответствующих видах работ не менее 25 лет.
Согласно ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию, данном случае с 04.08.2010 года (л.д.8).
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК Российской Федерации суд,
РЕШИЛ:
Балакиной В.Н. засчитать в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовойпенсии по старости периоды работы с 06.04.1983г. по 01.11.1985г. (02-06-26), с 15.11.1985г. по 31.07.1988г.(02-08-16) - в должности воспитателя Детского комбината <данные изъяты>; с 01.08.1988г. по 01.01.1991г. (02-05-01) - в должности воспитателя Детского комбината <данные изъяты>.
Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ирбите и Ирбитском районе, Свердловской области назначить Балакиной В.Н. трудовую пенсию по старости с 04.08.2010 года.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней после вынесения и оглашения путем подачи кассационной жалобы в Ирбитский районный суд.
Решение изготовлено в совещательной комнате в печатном виде.
Председательствующий: /подпись/
РЕШЕНИЕ ВСТУПИЛО В ЗАКОННУЮ СИЛУ 11.04.2011
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>