решение по гражданскому делу № 2-782/2012г. по иску Ирбитского ежрайонного прокурора в интересах жильцов дома к администрации МО г.Ирбит о возложении обязанности организовать обследование жилого дома для решения вопроса о пригодности жилого дома



                                    Дело № 2-782/2012 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ        РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Ирбит                                   ДД.ММ.ГГГГ

Ирбитский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Буньковой Н.А. с участием помощника прокурора Швейцарова В.А., при секретаре Аллояровой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ирбитского межрайонного прокурора, действующего в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах жильцов дома <адрес>, к администрации муниципального образования город Ирбит о возложении обязанности организовать обследование многоквартирного жилого дома для решения вопроса о пригодности данного жилого дома для проживания,

у с т а н о в и л:

    В доме <адрес> расположены 52 квартиры, три из которых под находятся в собственности граждан, остальные 49 квартир являются муниципальной собственностью (л.д. л.д.56,57,58-62,63-64, 67-115). Дом включен в список ветхих домов и домов с повышенной степенью износа муниципального образования город Ирбит, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имеет 72 % износа ( л.д.136).

Ирбитский межрайонный прокурор, действующий в порядке ч.1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах жильцов многоквартирного дома <адрес> обратился в суд с иском к администрации муниципального образования город Ирбит о возложении обязанности по организации обследования данного жилого дома с целью решения вопроса о пригодности для проживания.

    В судебном заседании помощник прокурора Швейцаров В.А. заявленные требования поддержал, в обосновании которых суду пояснил, что в ходе проводимой прокурорской проверки по данным филиала «Ирбитское межрайонное БТИ и РН» установлено, что физический износ жилого дома, который был построен в 1808 году, составляет 73 % по состоянию на дату последней инвентаризации - ДД.ММ.ГГГГ, что превышает предельно возможную норму износа для пригодного к проживанию дома. До настоящего времени ответчиком вопрос о пригодности или непригодности для проживания жилого дома <адрес> не решён, межведомственная комиссия не созывалась, несмотря на многочисленные обращения граждан об обрушении дома.

    Истцы Журавка В.А., Кокшарова Л.И., Большедворова С.В., Фоминых И.А., Удинцева Е.В., Соколова О.Н., Некрасова Ю.В., Пахомова М.А., Пушкарева В.А., Алешин Д.В., Ларионов А.В., Алешина Л.В. поддержали доводы и требования прокурора, дополнительно указав на то, что дом из-за ветхости рушится, крыша протекает, вода стекает до первого этажа, разрушаются стены и потолки, они вынуждены ставить подпорки, что представляет угрозу для проживающих людей, в числе которых есть и дети, сгнили оконные блоки, в квартирах сыро, в подвале вода, зимой промерзают стены. Они сами вынуждены делать ремонт, так как ни администрация, ни управляющая компания их обращения игнорируют. Визуально доводы о состоянии дома подтверждают фотографии, сделанные ДД.ММ.ГГГГ, которые приобщены к материалам дела.

    Остальные истцы-жильцы дома в суд не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом. С учетом мнения сторон суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

    Представитель ответчика администрации муниципального образования город Ирбит Юрьева С.А. иск не признала, указала, что действительно дом включен в список ветхих или с высоким процентом износа, факт ветхости дома ответчик не оспаривает, процент износа увеличивается, по отношению к 2008 году, состояние дома не улучшается. В настоящее время проходит областная экспертиза муниципальной программы «Строительство жилых домов на территории муниципального образования город Ирбит», и данный дом включен в эту программу, в случае положительного заключения будут выделены деньги муниципалитету для строительства нового жилья либо для капитального ремонта, тогда не будет необходимости организовывать обследование дома межведомственной комиссией, которая должна располагать рядом заключений о пригодности, в том числе БТИ и Роспотребнадзора, производимых за плату, а в бюджете муниципального образования расходы на данные расходы не запланированы.

    Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

    На положениях Конституции Российской Федерации основаны правовые принципы, отнесенные ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации к основным началам жилищного законодательства. Таковыми являются:

1) обеспечение органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище;

2) безопасность жилища;

3) неприкосновенность жилища;

4) недопустимость произвольного лишения жилища;

5) беспрепятственное осуществление жилищных прав;

6) равенство участников жилищных отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из Жилищного кодекса Российской Федерации, другого федерального закона или существа соответствующих отношений;

7) судебная защита жилищных прав;

8) обеспечение восстановления нарушенных жилищных прав;

9) обеспечение сохранности жилищного фонда;

10) использование жилых помещений строго по назначению.

В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учёт муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Согласно п.п.10,11,13,14 ч.1 ст. 30 Устава муниципального образования город Ирбит, учёт муниципального жилищного фонда, ведение в установленном законом Свердловской области порядке учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; предоставление в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке малоимущим гражданам, признанных таковыми в установленном законом Свердловской области порядке, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, относится к полномочиям администрации муниципального образования город Ирбит.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Во исполнение указанного закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии с п. 7 разд. 1 этого Положения признание помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в Положении требованиям.

Согласно абзаца 4 пункта 7 раздела 1 Положения орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.

В пунктах ст. 42-47 названного Положения говорится о необходимости проведения оценки соответствия помещения установленным требованиям и вынесения одного из следующих решений межведомственной комиссией, создаваемой органом местного самоуправления: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения – о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания.

В материалах дела имеется акт обследования сотрудником Отдела ГПН квартиры от ДД.ММ.ГГГГ года, зафиксировавший просадку пола и разрушение отопительной печи ( л.д.24), акт обследования жилых помещений и в доме <адрес>    от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного МУП муниципального образования «Северный ЖКХ», из которого следует, что обследуемый дом является кирпичным, 2-х этажным 1808г. постройки. Общий физический износ дома на 2008 г. составляет 73 %. При осмотре квартиры № 25 обнаружено, что квартира бесхозная, разрушена, помещение квартиры захламлено дровами, пол в квартире № 18 имеет просадку, на момент осмотра штукатурный сой местами отпал, видны кирпичи (л.д.38). Кроме того, к материалам дела приобщены фотографии, подтверждающие доводы, изложенные в обращении граждан в различные органы с целью разрешения вопроса по проведению ремонта в разрушающемся жилье (л.д.17-18,25-32, 132-145). Представитель ответчика признает факт ветхости жилого дома, необходимости производства капитального ремонта либо окончательного отселения из него жильцов, что является одним из обоснований муниципальной программы «Строительство жилых домов на территории муниципального образования город Ирбит» ( л.д.118).

Согласно ч.2 ст. 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.

Поскольку представителем ответчика признается непригодность дома для проживания, в силу требований.2 ст. 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации данные обстоятельства считаются доказанными.

Гражданами, проживающими в многоквартирном доме     неоднократно были инициированы обращения в различные органы по вопросу ненадлежащего технического состояния дома, в котором они проживают на условиях найма (л.д.16,19,20,21,22,23,33,37,40,44), Вместе с тем,    до настоящего времени органом местного самоуправления г.Ирбита не предпринято никаких ответных мер на обращения нанимателей жилого помещения. Межведомственная комиссия органом местного самоуправления не созывалась ни по инициативе ответчика, ни в результате обращений жильцов дома, что свидетельствует о нарушении действующего федерального и муниципального жилищного законодательства, которое обязывает орган местного самоуправления следить за проживанием граждан в качественном жилье, контролировать сохранность жилищного фонда, тем самым обеспечивать гарантированное Конституцией Российской Федерации право граждан на жилище.

    При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования Ирбитского межрайонного прокурора о необходимости возложения обязанности по проведению обследования жилого помещения обоснованными.

    На вывод суда не влияет довод представителя ответчика об отсутствии финансирования, поскольку с данными обстоятельствами Конституция Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации не связывают возможность ограничения права граждан на жилище путем проживания в небезопасном жилье, которое нельзя использовать по назначению в полной мере в силу низкого качества, ставя в неравное положение жильцов конкретного дома по сравнению с другими гражданами, проживающими на территории муниципального образования город Ирбит в течение многих лет. Также на вывод суда не влияет довод о возможности отселения жильцов дома в случае утверждения соответствующей муниципальной программы, поскольку данных об утверждении данной программы нет, несмотря на то, что при опросе 17.08.2012 года Юрьева С.А. заявляла о завершении к концу августа текущего года процедуры ценовой экспертизы программы, вынесение решения под условием недопустимо, сторона истца настаивает на разрешении иска по существу.

     На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

     Исковые требования Ирбитского межрайонного прокурора, действующего в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах жильцов дома <адрес>     к администрации Муниципального образования город Ирбит о возложении обязанности организовать обследование жилого дома для решения вопроса о его пригодности для проживания – удовлетворить.

    Обязать администрацию муниципального образования город Ирбит в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу организовать проведение межведомственной комиссией оценки многоквартирного жилого дома № 19, расположенного по ул. Ленина города Ирбита Свердловской области, для решения вопроса о пригодности данного жилого дома для проживания граждан.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца, путём подачи жалобы или представления через Ирбитский районный суд Свердловской области.

    Председательствующий ( подпись)

    Верно. <данные изъяты>

<данные изъяты>

Решение вступило в законную силу23.10.2012

        <данные изъяты>

<данные изъяты>.