2-85\2011 об оспаривании решения органа местного самоуправления



                                        Р Е Ш Е Н И Е                      

Именем Российской Федерации                                              

    ДД.ММ.ГГГГ                                                                                 с. Ирбейское

Ирбейский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи - Петровой С.Д.,

при секретаре - Богруновой О.В.,

с участием заявителя Козловой Клавдии Николаевны,

представителя заявителя - Кожуховской Ольги Иосифовны,

представителей заинтересованных лиц:

- администрации Ирбейского района - Алексеевой Анны Алексеевны, выступающей по доверенности

- администрации Усть-Ярульского сельсовета - Антонюка Геннадия Ивановича,

заинтересованных лиц: Плюснина Виктора Юрьевича, Баранова Андрея Ивановича, Богдановой Антониды Степановны, Ворса Владимира Николаевича,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО23 о признании недействительными действия межведомственной комиссии по организации обследования ДД.ММ.ГГГГ жилого дома, оспаривании акта обследования жилого помещения, заключения межведомственной жилищной комиссии Ирбейского района от ДД.ММ.ГГГГ, постановления администрации Усть-Ярульского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ и признании нуждающейся в улучшении жилищных условий,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО23., обратилась в суд с заявлением о признании недействительными действия межведомственной комиссии по организации обследования ДД.ММ.ГГГГ ее жилого дома, оспаривании акта обследования жилого помещения, заключения межведомственной жилищной комиссии Ирбейского района от ДД.ММ.ГГГГ, постановления администрации Усть-Ярульского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ и признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, требования свои мотивируя тем, что она является пенсионером, ветераном труда и вдовой участника Великой Отечественной войны (далее: В.О.войны) 1941-1945 годов, а потому имеет право рассчитывать на социальную поддержку от государства, в том числе по обеспечению жильем или материальную помощь на ремонт жилья, независимо от материального положения в соответствии с Федеральным Законом «О ветеранах», Законом Красноярского края «О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов В.О.войны 1941-1945 годов» и долгосрочной целевой программой на 2009-2010 годы «Дополнительные меры социальной поддержки ветеранов В.О.войны 1941-1945 годов». Условием предоставления названной социальной поддержки является постановка на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Такое условие имелось, так как ДД.ММ.ГГГГ она была постановлением Усть-Ярульского сельсовета признана нуждающейся в жилье. По ее заявлению о признании жилого дома непригодным для постоянного проживания, ДД.ММ.ГГГГ межведомственная жилищная комиссия, назначенная в соответствии с Постановлением администрации Ирбейского района от ДД.ММ.ГГГГ -пг, провела обследование принадлежащего ей на праве собственности жилого дома, расположенного по <адрес> в <адрес> и признала его пригодным для проживания, но требующим капитального ремонта. С актом осмотра и заключением указанной комиссии она не согласна по следующим основаниям:

- состав комиссии являлся неправомочным, поскольку в нарушение п.7 разд. 1 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, в состав комиссии не были включены специалисты в сферах санитарно-эпидемиологической, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, специалисты на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости,

- в нарушение п. 47 названного Положения в решении комиссии нет ссылки на соответствие помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, перечисленным в разд. 2 Положения,

- в нарушение п. 44 Положения комиссией не был определен перечень дополнительных документов, необходимых для принятия решения о признании дома соответствующим установленным в Положении требованиям,

- в акте об обследовании спорного дома отсутствуют выводы о соответствии дома санитарным нормам,

- в нарушение абз.7 п. 44 Положения орган местного самоуправления не принял решение по итогам работы комиссии,

- в нарушение абз.8 п. 44 Положения не была произведена передача одного экземпляра акта обследования и решения комиссии в ее адрес.

В результате чего комиссией допущено 1) нарушение установленного порядка создания межведомственной жилищной комиссии и делегирования ей полномочий по обследованию частного


жилищного фонда, 2) нарушение требований закона о правомочности состава комиссии, 3) нарушения установленного порядка работы комиссии, которые включают в себя как неполноту проведенного обследования, так и нарушения процессуального порядка оформления ее работы. Эти нарушения привели к принятию незаконного решения о пригодности ее дома для проживания, что явилось основанием для снятия ее с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилья, о чем ДД.ММ.ГГГГ Усть-Ярульским сельсоветом вынесено Постановление -пп. В результате принятия незаконных актов в получении мер социальной поддержки ей было отказано. Просит суд признать недействительными действия межведомственной комиссии по организации и обследованию ДД.ММ.ГГГГ ее дома, акт обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключение комиссии о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ, признать недействительным постановление -пп от ДД.ММ.ГГГГ Усть-Ярульского сельсовета Ирбейского района о снятии ее с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, признать ее - ФИО23. нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании заявитель Козлова и ее представитель Кожуховская заявленные требования поддержали

Представитель Усть-Ярульского сельсовета - глава Антонюк требования Козловой полагает не подлежащими удовлетворению, суду показал, что ДД.ММ.ГГГГ на основании п.1 ч.1.ст. 51 ЖК РФ ФИО23 принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В сентябре 2010 года в сельсовет поступило заключение межведомственной жилищной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому дом, принадлежащий ФИО23 на праве собственности, признан пригодным для постоянного проживания. В связи с этим ДД.ММ.ГГГГ Усть-Ярульским сельсоветом вынесено постановление -пг, которым ФИО23 снята с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Представитель администрации Ирбейского района Алексеева А.А. заявленные требования полагает не подлежащими удовлетворению, суду показала, что межведомственная комиссия сформирована на основании Постановления администрации Ирбейского района от ДД.ММ.ГГГГ -пг, утвердившего Положение «О районной комиссии по признанию жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания». Нарушений в работе комиссии не имеется. Администрация Ирбейского района делегировала полномочия указанной комиссии по составлению окончательного решения по проведенному обследованию и оно зафиксировано в заключении от ДД.ММ.ГГГГ. Основанием к проведению обследования жилого дома, принадлежащего заявителю Козловой явилось письменное заявление Козловой от ДД.ММ.ГГГГ, с просьбой признать ее <адрес> в <адрес> непригодным для проживания. По результатам работы комиссии спорный дом был признан пригодным для проживания. В связи с тем, что спорный дом находится в собственности ФИО23, его площадь более установленной нормы, дом не является ветхим, то администрация Усть-Ярульского сельсовета обоснованно сняла ФИО23 с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. При этом по долгосрочной целевой программе «Старшее поколение» на 2001-2013 годы ФИО23 будет оказана единовременная материальная помощь на ремонт жилого дома, для этого уже собран пакет документов. Рассмотрение этого вопроса запланировано на заседание комиссии в апреле 2011 года.

Заинтересованные лица Плюснин, Баранов, Богданова, Ворс требования ФИО23 полагают не подлежащими удовлетворению, суду дали аналогичные показания, подтвердив, что порядок формирования комиссии, порядок ее работы и вынесение соответствующего заключения соответствуют требованиям закона. Поскольку ФИО23 в своем заявлении о проведении обследования ее дома ставила вопрос о признании этого дома, непригодным для проживания, то для обследования дома были направлены члены комиссии именно с учетом обследования дома на предмет его аварийности, ветхости. Специалистом в этой области являлась Богданова. Необходимости привлекать к обследованию иных членов комиссии не возникло, так как спорный жилой дом располагался в жилой зоне, не подверженной никаким экологическим, промышленным, шумовым, сейсмическим и иным вредным воздействиям. Делегированные члены комиссии - Богданова, Ворс и Титенко выехали на место, осмотрели в присутствии ФИО23 дом, произвели его фотографирование. На заседании комиссии все присутствующие ее члены, а это пять из восьми, единогласно приняли оспариваемое заключение и признали дом ФИО23 пригодным для постоянного проживания, но требующим капитального ремонта.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований ФИО23. по следующим основаниям.

Пунктом 3 ст. 15 Федерального закона «О ветеранах» предусмотрены меры социальной поддержки участников В.О. войны, а именно обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников В.О. войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Участники В.О. войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.


Условия предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов предусмотрены в ст. 2 закона Красноярского края «О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Такие меры предоставляются ветеранам при условии, что они являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии со ст. 51 ЖК РФ и относятся к категории ветеранов, указанных в ст. 1 настоящего Закона (в рассматриваемом случае - является вдовой участника В.О. войны).

Законом Красноярского края «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края» установлен единый порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В судебном заседании установлено, что заявитель ФИО23. является пенсионером, ветераном труда, вдовой участника В.О. войны - ФИО70, имевшего удостоверение участника В.О. войны .

С ДД.ММ.ГГГГ ФИО23. является собственником одноэтажного, жилого дома, общей площадью 48,5 кв. м., расположенного по <адрес> в <адрес>. В указанном доме ФИО23. зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ и постоянно в нем проживает.

Постановлением -пг от ДД.ММ.ГГГГ Усть-Ярульского сельсовета ФИО23 поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по тем основаниям, что жилой площади дома, где проживает ФИО23., а это по <адрес> в <адрес>, равной 32,3 кв. м, недостаточно для обеспеченности ее нормативной площадью жилья, установленной Решением Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ .

ДД.ММ.ГГГГ ФИО23. обратилась к главе <адрес> с заявлением, где просила признать ее <адрес> в <адрес> непригодным для проживания.

ДД.ММ.ГГГГ межведомственная жилищная комиссия <адрес> провела обследование жилого дома, принадлежащего ФИО23 и вынесла заключение о его пригодности для постоянного проживания, но необходимости произвести капитальный ремонт.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением Усть-Ярульского сельсовета -пг ФИО23 была снята с учета нуждающейся в улучшении жилищных условий по тем основаниям, что дом, где проживает ФИО23, признан межведомственной жилищной комиссией пригодным для постоянного проживания.

Оценивая постановку на учет ФИО23 в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, суд приходит к выводу, что основания такой постановки, изложенного в Постановлении -пг от ДД.ММ.ГГГГ Усть-Ярульского сельсовета, не имелось, так как ФИО23 имела в собственности жилой дом, общая площадь которого составляла 48,5 кв.м., а учетная норма общей площади жилого помещения на одиноко проживающих граждан по Ирбейскому району с ДД.ММ.ГГГГ составляет 42 кв.м., что зафиксировано в Решении Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении и установлении учетной нормы площади жилого помещения».

Таким образом, ФИО23 была незаконно поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.


Другим основанием постановки на учет в качестве нуждающейся в жилье, ФИО23 могло быть проживание в помещении, не отвечающем установлены для жилых помещений требованиям.

С этой целью ФИО23. и обратилась в администрацию <адрес> с вышеуказанным заявлением.

Оценивая действия межведомственной жилищной комиссии (далее Комиссия), суд находит необходимым отметить следующее.

Постановлением -пг от ДД.ММ.ГГГГ администрацией Ирбейского района создана Комиссия, утверждено Положение о ее работе. Согласно названного Положения Комиссия, или по ее поручению отдельные ее члены, обследуют жилые помещения, в том числе и по просьбе граждан.

Постановлением администрации Ирбейского района -пг ДД.ММ.ГГГГ в Постановление -пг внесены изменения в части того, что заседание Комиссии проводится по мере необходимости и оно правомочно, если на нем присутствует более половины членов Комиссии. Результатом работы Комиссии является акт и заключение по нему, принимаемые простым большинством голосов, при равенстве голосов решающий голос имеет председатель Комиссии.

ДД.ММ.ГГГГ Постановлением администрации Ирбейского района -пг в Постановление -пг вновь были внесены изменения в части состава Комиссии, куда входили исполняющий обязанности заместителя главы района по вопросам оперативного управления и строительства - Плюснин В.Ю. - он же председатель Комиссии, начальник отдела по имущественным и земельным отношениям администрации района Ворс В.Н. - он же заместитель председателя Комиссии, главный специалист - главный архитектор администрации района - ФИО13, начальник территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске - Безгодов Н.П., начальник Ирбейского отделения Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» Федеральное БТИ по Красноярскому краю - Берзина Л.С., ведущий специалист отдела строительства и управления ЖКХ администрации района - Богданова А.С., начальник отделения государственного пожарного надзора по Ирбейскому району (либо по его согласованию инспектор службы) Охримов О.М., ведущий специалист по правовым вопросам отдела ПЭР администрации Ирбейского района - Титенко О.В..

Из показаний членов Комиссии в судебном заседании следует, что по устному поручению часть членов Комиссии, а это Богданова, Ворс и Титенко, выехали для осмотра дома ФИО23. в <адрес>, где произвели обследование дома и его фотографирование. Согласно акта обследования помещения - дома ФИО23, от ДД.ММ.ГГГГ, фундамент дома имеет трещины; стены, рубленные из бруса, сечением 18х18 см., имеют неглубокие трещины, расслоение древесины, незначительное повреждение нижних венцов гнилью и трещинами; оконные и дверные проемы имеют незначительные признаки грибкового заболевания древесины; чердачное перекрытие, выполненное по деревянным балкам, облицовано сухой штукатуркой, которая частично провисла (см. фото); полы, выполнены из досок по деревянным лагам, окрашены, имеются признаки поражения грибковым заболеванием, половые доски частично выпирают; холодное помещение (веранда) - каркасно-досчатая конструкция, нижняя часть повреждена гниением.

Главой 3 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 (в редакции от 02.08.2007 года № 494) установлены основания для признания жилого помещения непригодным для проживания.

В рассматриваемом судом акте обследования жилого дома ФИО23., нет ни одного основания, изложенного в выше обозначенной главе Положения, которое давало бы возможность признать жилой дом ФИО23 непригодным для проживания.

Доводы заявителя о неправомочности состава комиссии суд не принимает по тем основаниям, что согласно указанного выше Положения о создании и порядка работы Комиссии, проведение обследования жилых помещений возможно не всем составом Комиссии, а лишь теми ее членами, которым это поручено. А такое поручение имелось, что подтверждено в судебном заседании показаниями Плюснина, Ворса, Богдановой. Правомочность заседания Комиссии определена наличием более половины ее членов. На заседании Комиссии ДД.ММ.ГГГГ присутствовало пять ее членов из всего состава в восемь человек. Таким образом, состав Комиссии и ее работа, являются правомочными и законными.

В качестве основания к отмене акта обследования и заключения Комиссии заявитель ссылается на отсутствие Решения органа местного самоуправления, вынесенного по итогам работы Комиссии.

С такой позицией суд не может согласиться, поскольку в Положении о создании и о порядке работы Комиссии (Постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -пг) определено, что результатом работы Комиссии является акт обследования и заключение по нему. Тем самым орган местного самоуправления делегировал свои полномочия по принятию решения по итогам работы Комиссии самой Комиссии.


Таким образом, процессуальных нарушений в работе Комиссии судом не установлено.

В соответствии с абзацем 6 п. 7 главы 1 Положения «О признании… жилого помещения непригодным для проживания…» к работе в Комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо).

К работе Комиссии ДД.ММ.ГГГГ не была привлечена ФИО23, которая в судебном заседании настаивала на том, что ее дом не пригоден для проживания.

В судебном заседании члены Комиссии Плюснин, Баранов, Богданова, Ворс пояснили, что решение о пригодности обследованного жилого дома, принадлежащего ФИО23.. принято единогласно всеми присутствующими на заседании Комиссии ее членами.

Таким образом, один голос ФИО23 не изменил бы принятия решения пятью членами Комиссии решения о пригодности дома для проживания. А потому оснований к признанию акта обследования и заключения Комиссии по указанным основаниям не имеется.

Оценивая Постановление Усть-Ярульского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ -пг суд приходит к следующему. Принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий ФИО23 по одним основаниям - по п.1 ч.1 ст.51 ЖК РФ, а снята с учета по другим основаниям - по п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ.

Вместе с тем, проверив все возможные основания постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий ФИО23 суд не нашел законных оснований для принятия ФИО23 на такой учет. Она изначально незаконно была поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилье, а потому последующее ее снятие с учета восстановило законность в решении этого вопроса.

В рамках долгосрочной целевой программы на 2011-2013 годы «Старшее поколение» ФИО23 имеет возможность обратиться с заявлением об оказании ей мер социальной поддержки, связанных с проведением капитального ремонта ее жилого дома, что уже ею сделано, и рассмотрение заявления назначено на заседание Комиссии в апреле 2011 года.

Оценив доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований ФИО23..

Руководствуясь ст.ст. 194-198, ст. 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

            В удовлетворении требований ФИО23 о признании недействительными действия межведомственной комиссии по организации обследования ДД.ММ.ГГГГ жилого дома, оспаривании акта обследования жилого помещения, заключения межведомственной жилищной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, постановления администрации Усть-Ярульского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ и признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, отказать.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в десятидневный срок через Ирбейский районный суд со дня составления решения суда в окончательной форме - ДД.ММ.ГГГГ.

           

Председательствующий:         С.Д. Петрова