2-1212012 о признании незаконным бездействия ОМС



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 июня 2012 года                       с. Ирбейское

Ирбейский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи – Петровой С.Д.

с участием помощника прокурора Ирбейского района – Титенко О.В.

представителя ответчика администрации Юдинского сельсовета – Тоцкой Н.П.

при секретаре – Богруновой О.В.    

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ирбейского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Юдинского сельсовета Ирбейского района Красноярского края о признании незаконным бездействия администрации по непринятию мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов,

У С Т А Н О В И Л:

    Прокурор Ирбейского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> сельсовета <адрес> и признании незаконным бездействия администрации по непринятию мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов. Требования свои мотивируя тем, что проведенной проверкой исполнения законодательства об отходах производства и потребления выявлены нарушения действующего законодательства в области охраны окружающей среды. В <адрес> местом утилизации и переработки бытовых отходов определен отработанный карьер гравийно-песчаных материалов в урочище «Сухой лог». В ходе проведения проверки ДД.ММ.ГГГГ в 18 часов 00 минут было выявлено захламление земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в границах муниципального образования Юдинского сельсовета, твердыми бытовыми отходами (картонные коробки, навоз, целлофан, пластиковые бутылки, использованные радиотехнические изделия, в том числе и кинескопы от телевизоров, отработанные автомобильные и мотоциклетные шины, обломки шифера, поношенная одежда и обувь и др.), расположенного на восточной окраине <адрес> а по <адрес> в <адрес>. Координаты <адрес> захламления твердыми бытовыми отходами составляет 1 га. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ в 18 часов 30 минут было выявлено захламление земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в границах муниципального образования Юдинского сельсовета твердыми бытовыми отходами (картонные коробки, навоз, целлофан, пластиковые и стеклянные бутылки, останки животных, угольная зола, отработанные автомобильные и мотоциклетные шины, обломки шифера и др.), расположенного <адрес> <адрес>. Неисполнение надлежащего муниципального контроля за использованием земель в границах администрации Юдинского сельсовета, а также неисполнение обязательств по решению вопросов местного значения, а именно организации сбора и вывоза мусора с территории муниципального образования, привело к захламлению земельных участков сельскохозяйственного назначения. Согласно границе муниципального образования «Юдинский сельсовет», утвержденной законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , земельные участки, на котором расположена свалка, находится в границах Юдинского сельсовета. Несоблюдение требований, установленных федеральными законами, ведет к нарушению законных интересов граждан на благоприятную окружающую среду. Поэтому просит суд признать бездействие администрации Юдинского сельсовета в части непринятия мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов незаконным, обязать администрацию Юдинского сельсовета в месячный срок со дня вступления решения в законную силу, ликвидировать несанкционированные свалки на земельных участках сельскохозяйственного назначения, а именно: <данные изъяты> общая площадь захламления твердыми бытовыми отходами составляет 1 га, и <адрес> по направлению на восток, общая площадь захламления твердыми бытовыми отходами составляет 0,6 га.

В судебном заседании помощник прокурора Ирбейского района Титенко О.В. заявленные требования поддержал в полном объеме, пояснил, что обязанность по принятию мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов возлагается на органы местного самоуправления. В связи с бездействием в данной области на территории Юдинского сельсовета в границах д. Нагорная жителями образовано две свалки, которые в настоящее время Юдинский сельсовет обязан ликвидировать. Просит суд заявленные требования удовлетворить в полном объеме.

    Представитель администрации Юдинского сельсовета ФИО2 в судебном заседании требования прокурора признала в полном объеме, пояснила, что администрацией сельсовета в области ликвидации несанкционированных свалок ежегодно ведется работа. Но в виду отсутствия денежных средств на указанные цели есть трудности.

    Исследовав в судебном заседании все материалы дела, выслушав стороны, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства, соблюдением установленных нормативов качества окружающей природной среды.

В ст. 150 ГПК РФ закреплено, что жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» разъяснено, что сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления (часть 1 статьи 2 Закона).

Пунктом 18 частью 1 статьи 14 названного Закона предусмотрено правило, что к вопросам местного значения поселения относятся: организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Статья 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ. №7-ФЗ предусматривает, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления должна осуществляться на основе принципа ответственности за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Часть 1 статьи 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городских, сельских поселений относит организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Статья 10 Федерального закона «Об охране окружающей среды» устанавливает, что управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» устанавливает, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Часть 2 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» запрещает сброс отходов производства и потребления на почву.

Часть 1 статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ предусматривает, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно статье 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

В силу части 1 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Статья 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в числе требований к объектам размещения отходов указывает, что захоронение отходов на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого -и хозяйственно-бытового водоснабжения запрещается.

Статьей 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями; организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации; порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

Согласно ч. 1 ст. 11 ЗК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления относится разработка и реализация местных программ использования и охраны земель.

Согласно ст. 42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Таким образом, земельные участки должны использоваться по их целевому назначению, причем контроль за этим должны осуществлять органы местного самоуправления.

В силу ст.9 п.1 пп.17 Устава Юдинского сельсовета, к вопросам местного значения сельсовета относится, в том числе организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Кроме того, п.п. 19 п. 1 ст. 9 Устава Юдинского сельсовета предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения относится, в том числе и осуществление земельного контроля за использованием земель сельсовета.

Судом установлено, что в состав территории Юдинского сельсовета входят земли не только населенных пунктов, в том числе <адрес>, <адрес>, но и иные земли в границах сельсовета, независимо от целевого назначения, в связи с чем суд считает, что поскольку несанкционированные свалки находятся в границах Юдинского сельсовета, то и относятся они именно к Юдинскому сельсовету.

Из представленных в суд материалов следует, что на территории Юдинского сельсовета имеются несанкционированные свалки бытовых отходов, а именно: ДД.ММ.ГГГГ в 18 часов 00 минут выявлено захламление земельного участка сельскохозяйственного назначения твердыми бытовыми отходами (картонные коробки, навоз, целлофан, пластиковые бутылки, использованные радиотехнические изделия, в том числе и кинескопы от телевизоров, отработанные автомобильные и мотоциклетные шины, обломки шифера, поношенная одежда и обувь и др.), расположенного <адрес>. Места захламления нанесены на план-схему участка и зафиксированы фотосъемкой. <адрес> захламления твердыми бытовыми отходами составляет 1 га. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ в 18 часов 30 минут было выявлено захламление земельного участка сельскохозяйственного назначения твердыми бытовыми отходами (картонные коробки, навоз, целлофан, пластиковые и стеклянные бутылки, останки животных, угольная зола, отработанные автомобильные и мотоциклетные шины, обломки шифера и др.), расположенного <адрес>. Места захламления нанесены на план-схему участка и зафиксированы фотосъемкой. <адрес> захламления твердыми бытовыми отходами составляет 0,6 га.

В <адрес> местом утилизации и переработки бытовых отходов определен отработанный карьер гравийно-песчаных материалов в урочище <адрес>

В нарушение требований законодательства на земельных участках сельскохозяйственного назначения размещены несанкционированные свалки бытовых отходов, то есть установлено использование земель сельскохозяйственного назначения не по целевому назначению.

А потому, требования прокурора <адрес> подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования прокурора удовлетворить.

Признать бездействие администрации Юдинского сельсовета <адрес> по непринятию мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов – незаконным.

Обязать администрацию Юдинского сельсовета <адрес> в месячный срок со дня вступления решения в законную силу, ликвидировать несанкционированные свалки на земельных участках сельскохозяйственного назначения, а именно: <адрес>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в месячный срок через Ирбейский районный суд.

Председательствующий             С.Д. Петрова