Р Е Ш Е Н И ЕИ м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
05.07.2010г. с.Чикола
Ирафский районный суд в составе председательствующего судьи Цопанова А.В.,
с участием помощника прокурора Ирафского района Доева С.В.Б
при секретаре Лагкуевой Ф.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ирафского района РСО-Алания в интересах несовершеннолетних и неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации местного самоуправления района и муниципального дошкольного детского образовательного учреждения – детский сад «К.» с. Ч., выразившегося в невыполнении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности обучающихся и антитеррористической защищенности, нарушающие права граждан на безопасные условия жизни и здоровья,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ирафского района Абаев К.Г. обратился в суд с заявлением в интересах несовершеннолетних и неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации местного самоуправления района и муниципального дошкольного детского образовательного учреждения – детский сад «К», выразившегося в невыполнении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности обучающихся и антитеррористической защищенности, нарушающие права граждан на безопасные условия жизни и здоровья.
Помощник прокурора Ирафского района Доев С.В. в судебном заседании заявление поддержал и пояснил, что учредителем муниципального дошкольного детского образовательного учреждения – детский сад «К» является администрация местного самоуправления района. Материально техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств; создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организации общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения относятся к компетенции образовательного учреждения. Ответственность за выполнение функции, определенных уставом, в том числе и за жизнь и здоровье детей и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса несет образовательное учреждение. Право ведения образовательной деятельности образовательным учреждением приобретается в случае соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждениям, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов. Обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилагающих к ним территорий относятся к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области образования. В Постановлении Правительства РСО-Алания от 22 августа 2003 года № 237 главам АМС г. Владикавказ и районов республики рекомендовано принять неотложные меры по обеспечению муниципальных учреждений образования средствами первичного пожаротушения, планирования в проектах бюджета на 2004 год и последующие годы расходов на установку пожарной сигнализации и других противопожарных мероприятий. Органам исполнительной власти субъектов РФ необходимо принимать решение о начале деятельности образовательного учреждения, если объект отвечает следующим требованиям: наличие периметрального ограждения и освещения территории; обеспечение охраны службами безопасности, вневедомственной охраной при органах внутренних дел на договорной основе, частными охранными предприятиями; наличие инженерно-технических средств охраны, тревожной сигнализации, системы видео наблюдения и контроля) и др. Между тем, образовательным учреждением не выполнены условия охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения. В текущем году в ходе обследования территории, здания и помещений детского сада были выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности, а также требования антитеррористической защищенности образовательного учреждения. Так, в учреждении отсутствует специализированная охрана. Территория детского сада «К» охраняется сторожами в количестве двух человек. При этом, у сторожей нет оружия и специальных средств защиты, тем самым, охрана объекта осуществляется не в полном объеме. Территория учреждения не огорожена бетонными плитами высотой не менее 2,5 метров, освещение в ночное время неудовлетворительное, отсутствуют камеры видеонаблюдения по периметру детского сада с круглосуточной записью, нет тревожной сигнализации, имеется свободный доступ на территорию учреждения. Это свидетельствует о том, что органами местного самоуправления Ирафского района не выполняется обязанность по осуществлению противодействия терроризму. Также в нарушение требований Правил пожарной безопасности объект не обеспечен запасом воды на случай возникновения пожара, электроосветительные приборы используются без защитных колпаков, деревянные конструкции не обработаны огнезащитным составом. В связи с этим заведующей детского сада «К» с. Ч К. неоднократно выдавались предписания об устранении нарушений требований законодательства о пожарной безопасности, главе АМС района внесены представления об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности и о противодействии терроризму. Вместе с тем, в указанном учреждении перечисленные нарушения закона до сих пор не устранены. Согласно Уставу финансирование детского сада осуществляется учредителем в соответствии с заключенным между ними договором. Следовательно, по причине бездействия АМС района, не финансирующей в достаточном объеме образовательное учреждение, его деятельность осуществляется с существенными нарушениями правил пожарной безопасности и требований антитеррористической защищенности, что создает угрозу жизни и здоровью воспитанников детского сада, а также других лиц, посещающих дошкольное учреждение. Просит признать незаконным бездействие администрации местного самоуправления Ирафского и муниципального дошкольного детского образовательного учреждения – детский сад «К» с. Ч., выразившегося в невыполнении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности обучающихся и антитеррористической защищенности, нарушающие права граждан на безопасные условия жизни и здоровья, обязать их выполнить мероприятия по обеспечению пожарной безопасности обучающихся и антитеррористической защищенности, нарушающие права граждан на безопасные условия жизни и здоровья.
Представитель администрации местного самоуправления района Б. в судебном заседании заявление признал и пояснил, что мероприятия по обеспечению пожарной безопасности обучающихся и антитеррористической защищенности не выполняются из-за отсутствия финансовых средств.
Заведующая муниципальным дошкольным детским образовательным учреждением – детский сад «К» с. Ч. К. в судебном заседании заявление также признала и пояснила, что мероприятия по обеспечению пожарной безопасности обучающихся и антитеррористической защищенности не выполняются из-за отсутствия финансовых средств.
Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст.32 Закона Российской Федерации «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится материально техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств; создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организации общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.
Согласно Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 г. № 666, дошкольное образовательное учреждение создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования и несет ответственность за выполнение функции, определенных уставом, в том числе и за жизнь и здоровье детей и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
Согласно ст. 33 Закона РФ «Об образовании», право на ведение образовательной деятельности возникает у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии. Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается на основании заключения экспертной комиссии. Предметом и содержанием экспертизы является установление соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов.
Согласно Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении, учредителем муниципального дошкольного образовательного учреждения является администрация местного самоуправления.
Согласно Уставу учредителем муниципального дошкольного детского образовательного учреждения – детский сад «К» с.Ч. является администрация местного самоуправления района.
В соответствии со ст.31 Закона РФ «Об образовании» обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилагающих к ним территорий относятся к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области образования.
В пункте 7 Постановления Правительства РСО-Алания от 22 августа 2003 года № 237 «О неотложных мерах по обеспечению пожарной безопасности в учреждениях образования и других объектах социального назначения РСО-Алания» главам АМС г. Владикавказ и районов республики рекомендовано принять неотложные меры по обеспечению муниципальных учреждений образования средствами первичного пожаротушения, планирования в проектах бюджета на 2004 год и последующие годы расходов на установку пожарной сигнализации и других противопожарных мероприятий.
Согласно письму Министерства образования и науки РФ от 4 июня 2008 года № 03-1423, органам исполнительной власти субъектов РФ необходимо принимать решение о начале деятельности образовательного учреждения, только если объект отвечает следующим требованиям: наличие периметрального ограждения и освещения территории; обеспечение охраны службами безопасности, вневедомственной охраной при органах внутренних дел на договорной основе, частными охранными предприятиями; наличие инженерно-технических средств охраны (охранно-пожарная сигнализация (ОПС), тревожной сигнализации, системы видео наблюдения и контроля) и др.
Как установлено, муниципальным дошкольным детским образовательным учреждением – детский сад «К» с. Ч. не выполнены условия охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.
В 2010 г. в ходе обследования территории, здания и помещений данного учреждения были выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности, а также требования антитеррористической защищенности образовательного учреждения - в учреждении отсутствует специализированная охрана, территория детского сада охраняется сторожами в количестве двух человек, у которых нет оружия и специальных средств защиты, территория учреждения не огорожена бетонными плитами высотой не менее 2,5 метров, освещение в ночное время неудовлетворительное, отсутствуют камеры видео-наблюдения по периметру детского сада с круглосуточной записью, нет тревожной сигнализации, имеется свободный доступ на территорию учреждения.
Изложенное свидетельствует о том, что органами местного самоуправления Ирафского района не выполняется обязанность по осуществлению противодействия терроризму в пределах своих полномочий, предусмотренная Федеральным законом «О противодействии терроризму».
В указанном дошкольном образовательном учреждении не устранены также нарушения требований Правил пожарной безопасности – отсутствует запас воды на случай возникновения пожара, электроосветительные приборы используются без защитных колпаков, деревянные конструкции не обработаны огнезащитным составом.
Согласно Уставу учреждения, финансирование детского сада осуществляется учредителем – администрацией местного самоуправления района в соответствии с заключенным между ними договором.
Таким образом, по причине бездействия АМС района, не финансирующей в достаточном объеме образовательное учреждение, его деятельность осуществляется с существенными нарушениями правил пожарной безопасности и требований антитеррористической защищенности, что создает угрозу жизни и здоровью воспитанников детского сада, а также других лиц, посещающих дошкольное учреждение.
На основании изложенного, руководствуясь Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 г. № 666, Федеральным законом «О противодействии терроризму», Правилами пожарной безопасности РФ, ст. ст. 194, 198 ГПК Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным бездействие администрации местного самоуправления района и муниципального дошкольного детского образовательного учреждения – детский сад «К» с. Ч., выразившееся в невыполнении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности обучающихся и антитеррористической защищенности, нарушающие права граждан на безопасные условия жизни и здоровья.
Обязать администрацию местного самоуправления района и муниципальное дошкольное детское образовательное учреждение – детский сад «К» с. Ч выполнить мероприятия по обеспечению пожарной безопасности обучающихся и антитеррористической защищенности, нарушающие права граждан на безопасные условия жизни и здоровья.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РСО-Алания в течение 10 дней.
Председательствующий А.В. Цопанов