Решение по заявлению прокурора



Р Е Ш Е Н И ЕИ м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

с.Чикола 09.07.2010г.

Ирафский районный суд в составе председательствующего судьи Батырова А.Р., с участием помощника прокурора Ирафского района Доева С.В., при секретаре Цоковой Т.Дз., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ирафского района РСО-Алания в интересах несовершеннолетних и неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации местного самоуправления Ирафского района РСО-Алания и муниципального общеобразовательного учреждения- средней общеобразовательной школы №3 с.Чикола РСО-Алания, выразившегося в невыполнении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности обучающихся и антитеррористической защищенности, нарушающие права граждан на безопасные условия жизни и здоровья,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ирафского района Абаев К.Г. обратился в суд с заявлением в интересах несовершеннолетних и неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации местного самоуправления Ирафского района РСО-Алания и муниципального общеобразовательного учреждения – средней общеобразовательной школы №3 с.Чикола РСО-Алания, выразившегося в невыполнении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности обучающихся и антитеррористической защищенности, нарушающие права граждан на безопасные условия жизни и здоровья.

Помощник прокурора Ирафского района Доев С.В. в судебном заседании заявление поддержал и пояснил, что учредителем муниципального общеобразовательного учреждения – средней общеобразовательной школы №3 с.Чикола РСО-Алания является администрация местного самоуправления Ирафского района РСО-Алания. Материально техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств; создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организации общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения относятся к компетенции образовательного учреждения. Ответственность за выполнение функции, определенных уставом, в том числе и за жизнь и здоровье детей и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса несет образовательное учреждение. Право ведения образовательной деятельности образовательным учреждением приобретается в случае соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждениям, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов. Обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилагающих к ним территорий относятся к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области образования. В Постановлении Правительства РСО-Алания от 22 августа 2003 года № 237 главам АМС г. Владикавказ и районов республики рекомендовано принять неотложные меры по обеспечению муниципальных учреждений образования средствами первичного пожаротушения, планирования в проектах бюджета на 2004 год и последующие годы расходов на установку пожарной сигнализации и других противопожарных мероприятий. Органам исполнительной власти субъектов РФ необходимо принимать решение о начале деятельности образовательного учреждения, если объект отвечает следующим требованиям: наличие периметрального ограждения и освещения территории; обеспечение охраны службами безопасности, вневедомственной охраной при органах внутренних дел на договорной основе, частными охранными предприятиями; наличие инженерно-технических средств охраны, тревожной сигнализации, системы видео наблюдения и контроля) и др. Между тем, образовательным учреждением не выполнены условия охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения. В текущем году в ходе обследования территории, здания и помещений школы были выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности, а также требования антитеррористической защищенности образовательного учреждения. Так, в учреждении отсутствует специализированная охрана. Территория школы охраняется во время учебного процесса техническим персоналом в количестве 4 человек и в ночное время сторожами в количестве двух человек, у сторожей нет оружия и специальных средств защиты, тем самым, охрана объекта осуществляется не в полном объеме. Территория школы не огорожена бетонными плитами высотой не менее 2,5 метров, освещение в ночное время неудовлетворительное, отсутствуют камеры видеонаблюдения по периметру школы с круглосуточной записью. Это свидетельствует о том, что органами местного самоуправления Ирафского района не выполняется обязанность по осуществлению противодействия терроризму. Также в нарушение требований Правил пожарной безопасности в школе отсутствуют автоматическая пожарная сигнализация, объемные самосветящиеся знаки пожарной безопасности, система оповещения людей о пожаре электроосветительные приборы используются без защитных колпаков. В связи с этим, директору школы №3 с. Чикола Тускаевой Р.С. неоднократно выдавались предписания об устранении нарушений требований законодательства о пожарной безопасности, главе АМС Ирафского района внесены представления об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности и о противодействии терроризму. Кроме того, директору МОУ СОШ №3 с.Чикола предписывалось оборудовать здание школы автоматической системой оповещения людей о пожаре, обработать деревянные конструкции огнезащитным составом. Вместе с тем, в указанном учреждении перечисленные нарушения закона до сих пор не устранены. Согласно Уставу финансирование школы осуществляется учредителем в соответствии с заключенным между ними договором. Следовательно, по причине бездействия АМС Ирафского района, не финансирующей в достаточном объеме образовательное учреждение, его деятельность осуществляется с существенными нарушениями правил пожарной безопасности и требований антитеррористической защищенности, что создает угрозу жизни и здоровью воспитанников школы, а также других лиц, посещающих учреждение. Просит признать незаконным бездействие администрации местного самоуправления Ирафского района РСО-Алания и муниципального общеобразовательного учреждения - средней общеобразовательной школы №3 с.Чикола РСО-Алания, выразившегося в невыполнении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности обучающихся и антитеррористической защищенности, нарушающие права граждан на безопасные условия жизни и здоровья, обязать их выполнить мероприятия по обеспечению пожарной безопасности обучающихся и антитеррористической защищенности, нарушающие права граждан на безопасные условия жизни и здоровья.

Представитель администрации местного самоуправления Ирафского района РСО-Алания Бетрозов Б.С. в судебном заседании заявление признал и пояснил, что мероприятия по обеспечению пожарной безопасности обучающихся и антитеррористической защищенности не выполняются из-за отсутствия финансовых средств.

Директор муниципального общеобразовательного учреждения – средней общеобразовательной школы №3 с.Чикола РСО-Алания Тускаева Р.С. в судебном заседании заявление также признала и пояснила, что мероприятия по обеспечению пожарной безопасности обучающихся и антитеррористической защищенности не выполняются из-за отсутствия финансовых средств.

Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению.

Согласно лицензии №1046 от 13.03.2007г. муниципальное общеобразовательное учреждение- средняя общеобразовательная школа №3 с.Чикола Ирафского района РСО-Алания имеет право осуществления образовательной деятельности.

В соответствии со ст.32 Закона Российской Федерации «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится материально техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств; создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организации общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.

Согласно ст. 33 Закона РФ «Об образовании», право на ведение образовательной деятельности возникает у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии. Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается на основании заключения экспертной комиссии. Предметом и содержанием экспертизы является установление соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов.

Согласно Уставу учредителем муниципального общеобразовательного учреждения – средней общеобразовательной школы № 3 с.Чикола РСО-Алания является администрация местного самоуправления Ирафского района РСО-Алания.

В соответствии со ст.31 Закона РФ «Об образовании» обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилагающих к ним территорий относятся к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области образования.

В пункте 7 Постановления Правительства РСО-Алания от 22 августа 2003 года № 237 «О неотложных мерах по обеспечению пожарной безопасности в учреждениях образования и других объектах социального назначения РСО-Алания» главам АМС г. Владикавказ и районов республики рекомендовано принять неотложные меры по обеспечению муниципальных учреждений образования средствами первичного пожаротушения, планирования в проектах бюджета на 2004 год и последующие годы расходов на установку пожарной сигнализации и других противопожарных мероприятий.

Согласно письму Министерства образования и науки РФ от 4 июня 2008 года № 03-1423, органам исполнительной власти субъектов РФ необходимо принимать решение о начале деятельности образовательного учреждения, только если объект отвечает следующим требованиям: наличие периметрального ограждения и освещения территории; обеспечение охраны службами безопасности, вневедомственной охраной при органах внутренних дел на договорной основе, частными охранными предприятиями; наличие инженерно-технических средств охраны (охранно-пожарная сигнализация (ОПС), тревожной сигнализации, системы видео наблюдения и контроля) и др.

Как установлено, муниципальным общеобразовательным учреждением – средней общеобразовательной школой №3 с.Чикола РСО-Алания не выполнены условия охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.

В 2010 г. в ходе обследования территории, здания и помещений данного учреждения были выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности, а также требования антитеррористической защищенности образовательного учреждения-в учреждении отсутствует специализированная охрана, территория школы охраняется во время учебного процесса техническим персоналом в количестве 4 человек и в ночное время сторожами в количестве двух человек, у сторожей нет оружия и специальных средств защиты, территория учреждения не огорожена бетонными плитами высотой не менее 2,5 метров, освещение в ночное время неудовлетворительное, отсутствуют камеры видеонаблюдения по периметру школы с круглосуточной записью, нет тревожной сигнализации, имеется свободный доступ на территорию учреждения.

Изложенное свидетельствует о том, что органами местного самоуправления Ирафского района не выполняется обязанность по осуществлению противодействия терроризму в пределах своих полномочий, предусмотренная Федеральным законом «О противодействии терроризму».

В указанном образовательном учреждении не устранены также нарушения требований Правил пожарной безопасности - автоматическая пожарная сигнализация, объемные самосветящиеся знаки пожарной безопасности, система оповещения людей о пожаре не установлены, деревянные конструкции не обработаны огнезащитным составом.

Согласно Уставу учреждения, финансирование школы осуществляется учредителем – администрацией местного самоуправления Ирафского района РСО-Алания в соответствии с заключенным между ними договором.

Таким образом, по причине бездействия АМС Ирафского района, не финансирующей в достаточном объеме образовательное учреждение, его деятельность осуществляется с существенными нарушениями правил пожарной безопасности и требований антитеррористической защищенности, что создает угрозу жизни и здоровью воспитанников школы, а также других лиц, посещающих учреждение.

На основании изложенного, руководствуясь Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом «О противодействии терроризму», Правилами пожарной безопасности РФ, ст. ст. 194, 198 ГПК Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие администрации местного самоуправления Ирафского района РСО-Алания и муниципального общеобразовательного учреждения – средней общеобразовательной школы №3 с.Чикола РСО-Алания, выразившееся в невыполнении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности обучающихся и антитеррористической защищенности, нарушающие права граждан на безопасные условия жизни и здоровья.

Обязать администрацию местного самоуправления Ирафского района РСО-Алания и муниципальное общеобразовательное учреждение – среднюю общеобразовательную школу №3 с.Чикола РСО-Алания, выполнить мероприятия по обеспечению пожарной безопасности обучающихся и антитеррористической защищенности, нарушающие права граждан на безопасные условия жизни и здоровья.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РСО-Алания в течение 10 дней.

Председательствующий Батыров А.Р.