Решение от 30 августа 2020 года о признании договора приватизации недействительным



Дело № 2 – 710/10 Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 августа 2010 года Ипатовский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи- Ковалевой Е.П.,

при секретаре – Мануйло Н.В.,

с участием истицы Гайдаш **,

представителя ответчика Государственного стационарного Учреждения Социального обслуживания населения Тахтинский Психоневрологический интернат – юрисконсульт МУП Государственного стационарного Учреждения Социального обслуживания населения Тахтинский Психоневрологический интернат Шабанова **,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гайдаш ** к Муниципальному Унитарному Предприятию «Жилищно-коммунального хозяйства» Ипатовского района Ставропольского края, Государственному стационарному Учреждению Социального обслуживания населения Тахтинский Психоневрологический интернат при участии в качестве третьих лиц администрации муниципального образования города Ипатово и администрации Ипатовского муниципального района о признании договора о передаче жилья в собственность недействительным,

У С Т А Н О В И Л:

Гайдаш Е. Е. обратилась в суд с иском к Муниципальному Унитарному Предприятию «Жилищно-коммунального хозяйства» Ипатовского района Ставропольского края, Государственному стационарному Учреждению Социального обслуживания населения Тахтинский Психоневрологический интернат при участии в качестве третьих лиц администрации муниципального образования города Ипатово и администрации Ипатовского муниципального района с иском о признании договора о передаче жилья в собственность недействительным.

В судебном заседании Гайдаш Е.Е. свои исковые требования поддержала и пояснила, что ее мать, **, на основании ордера в безвозмездное пользование получила квартиру ** в доме ** по улице ** в городе Ипатово, в которой они проживали вместе. На момент предоставления указанной квартиры, ей было пять лет. Мать так как страдала психическим заболеванием, периодически помещалась на стационарное лечение в Ставропольскую краевую психиатрическую больницу, в связи с чем ей в последствии установлена вторая группа инвалидности. ** года решением Ипатовского районного суда она была признана недееспособной и помещена в ГСУ СОН «Тахтинский ПНИ», где находится до настоящего времени. Истицу воспитывала тетя, родная сестра матери, ** **., которая опекунство над ней не оформляла. После окончания школы в ** году она поступила в Северо-Кавказский технический Университет, на период учебы в квартире не проживала, тетя вселила туда временных жильцов. В настоящее время она решила оформить документы на указанную квартиру и обнаружила, что предоставленная матери квартира была приватизирована ею в индивидуальную собственность. Считает договор о передачи указанной квартиры в индивидуальную собственность матери незаконным, поскольку на момент приватизации она вместе с матерью проживала в этой квартире, была несовершеннолетней, не могла самостоятельно осуществлять и защищать свои права и интересы, органы опеки и попечительства не были поставлены в известность по поводу этой приватизации. Просит признать договор о передачи квартиры ** по улице ** в доме ** в городе Ипатово в индивидуальную собственность ее матери недействительным и передать указанную квартиру в муниципальную собственность.

Представитель ответчика Шабанова Р.М. в интересах **., признанной судом недееспособной, просил учитывать ее интересы и вынести законное и обоснованное решение.

Представитель ответчика МУП «ЖКХ» Ипатовского района, будучи надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представила в суд заявление, в котором не возражала против удовлетворения требований Гайдаш Е.Е. и просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представители третьих лиц – администрации муниципального образования города Ипатово и администрации Ипатовского муниципального района, будучи надлежащим образом, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Суд считает возможным, рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителя ответчика и представителей третьих лиц.

Свидетель ** пояснила, что **., признанная судом недееспособной, является, ее родной сестрой, а истица Гайдаш Е.Е. – родной племянницей. В течение восемнадцати лет ее сестра страдает психическим заболеванием, ей бессрочно присвоена группа инвалидности, она заболела, когда ее дочери было пять лет. В связи с заболеванием неоднократно помещалась на лечение в Ставропольскую краевую психиатрическую больницу, а с марта 2005 года по решению Ипатовского районного суда она признана недееспособной и помещена в ГСУ СОН «Тахтинский ПНИ», где находится до настоящего времени. В ** году ее сестра получила в безвозмездное пользование квартиру ** в доме ** по улице ** в городе Ипатово. В этой квартире постоянно проживала истица и ее мать, в те периоды, когда она не находилась в больнице. Других детей у ее сестры больше нет. Она воспитывала истицу, помогала ей материально, но опекунство над ней не оформляла. Истица с ее помощью оплачивала коммунальные услуги за эту квартиру, делал в ней ремонт. С ** по ** г.г. Гайдаш Е.Е. проживала в городе Ставрополе, так как обучалась по очной форме обучения в Северо - Кавказском техническом Университете, в ** году вышла замуж. На период обучения истицы, она с ее согласия, вселила в эту квартиру временных жильцов. В настоящее время, она решила оформить документы на указанную квартиру и обнаружила, что квартира передана в индивидуальную собственность **. Полагает, что договор является незаконным, поскольку истица проживала в этой квартире на момент приватизации, другого жилья не имеет, содержит эту квартиру, поэтому имеет полное право на нее.

Суд, выслушав истицу, представителя ответчика **., огласив заявление представителя ответчика МУП «ЖКХ» Ипатовского района, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно статьи 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 4 июля 1991 года в редакции закона РФ от 23.12.1992 года № 4199-1, федеральных законов от 11.08.1994 № 26 –ФЗ, от 28.03.1998 № 50 –ФЗ, от 1.05.1999 № 88- ФЗ, от 15.05.2001 № 54-ФЗ, от 20.05.2002 № 55-ФЗ, от 26.112002 № 153- ФЗ, от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 29.12.2004 № 189-ФЗ, от 11.06.2008 № 84-ФЗ, с изменениями, внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 3.11.1998 № 25- П, Определением Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 № 316-О, Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.06.2006 № 6-П каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

В соответствии со ст. 2 указанного федерального закона граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждения (ведомственный фонд), по договору социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим законом, иными нормативными актами РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

На основании ст.7 этого же Закона передача жилья в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым местной администрацией, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном соответствующим Советом народных депутатов. В договор передачи жилого помещения включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.

В судебном заседании было установлено, что квартира ** в доме ** по улице ** в городе Ипатово была предоставлена ** в ** году на основании постановления главы администрации города Ипатово № ** от ** ** года, что подтверждается ордером, выданным ** года исполкомом Ипатовского городского Совета народных депутатов. В состав семьи ** на момент выдачи ордера и предоставления квартиры входила ее дочь **.

** года указанная квартира была передана в порядке приватизации в индивидуальную собственность **., о чем свидетельствует договор о передачи жилья в собственность, заключенный ** года между Ипатовским жилищным ремонтно-эксплуатационным предприятием в лице директора **., действующего на основании постановления главы Ипатовской городской администрации ** от ** года, и **..

Из карточки квартиросъемщика **, справки, выданной МУП «ЖКХ» Ипатовского района, домовой книги о прописке, копии паспорта истицы следует, что на момент передачи спорной квартиры в порядке приватизации в индивидуальную собственность ФИО13, ее несовершеннолетняя дочь, **., в настоящее время Гайдаш Е.Е., истица по делу, проживала в этой квартире.

Пленум Верховного Суда РФ в п. 7 Постановления № 8 от 24 августа 1993 года «О некоторых вопросах применения суда Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в редакции Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.1993 № 11, от 25.10.1996 № 10, от 6.02.2007 № 6, от 2.07.2009 № 14 разъяснил, что несовершеннолетние лица, проживающие совместно с нанимателем и являющиеся членами его семьи либо бывшими членами семьи, согласно ст. 69 Жилищного Кодекса РФ имеют равные права, вытекающие из договора найма, они в случае бесплатной приватизации занимаемого помещения наравне с совершеннолетними пользователями вправе стать участниками общей собственности на это помещение.

Кроме того, в соответствии с правилами части 5 статьи 60 СК РФ и части 4 статьи 292 ГК РФ отчуждение жилого помещения, в котором проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения либо оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника (о чем известно органу опеки и попечительства), если при этом затрагиваются права и охраняемые законом интересы указанных лиц, допускается с согласия органа опеки и попечительства.

Таким образом, на момент приватизации квартиры ** в доме ** по улице ** в городе Ипатово были нарушены права несовершеннолетней **., поскольку в договор передачи жилого помещения в собственность она не включена, согласие органа опеки и попечительства на отказ от принадлежащих несовершеннолетней прав получено не было, орган опеки и попечительства даже не был поставлен в известность об этом. Следовательно, договор о передачи в собственность ** квартиры ** по улице ** ** в г. Ипатово следует признать недействительным.

На основании п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 8 от 24 августа 1993 года «О некоторых вопросах применения суда Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в редакции Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.1993 № 11, от 25.10.1996 № 10, от 6.02.2007 № 6, от 2.07.2009 № 14 в случае возникновения спора по поводу правомерности договора передачи жилого помещения, в том числе и в собственность одного из его пользователей, этот договор, а также свидетельство о праве собственности по требованию заинтересованных лиц могут быть признаны судом недействительными по основаниям, установленным гражданским законодательством для признания сделки недействительной.

Согласно ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Недействительная сделка, в соответствии с ч. 1 ст. 167 ГК РФ, не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.

В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что сделка по передаче в порядке приватизации квартиры ** в доме ** по улице Орджоникидзе в городе Ипатово в индивидуальную собственность ** недействительна, а указанная квартира подлежит передаче в муниципальную собственность города Ипатово.

Руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Гайдаш ** к Муниципальному Унитарному Предприятию «Жилищно-коммунального хозяйства» Ипатовского района Ставропольского края, Государственному стационарному Учреждению Социального обслуживания населения Тахтинский Психоневрологический интернат при участии в качестве третьих лиц администрации муниципального образования города Ипатово и администрации Ипатовского муниципального района о признании договора о передаче жилья в собственность недействительным, удовлетворить.

Признать договор о передачи жилья в собственность, заключенный ** года между Ипатовским жилищным ремонтно-эксплуатационным предприятием в лице директора **., действующего на основании постановления главы Ипатовской городской администрации ** от ** года, и ** о передаче в индивидуальную собственность ** ** квартиры ** в городе Ипатово по улице ** **, недействительным.

Однокомнатную квартиру ** литер А общей площадью 30,8 кв.м., в том числе жилой 16,5 кв.м. с кадастровым номером ** **, расположенную по адресу: Ставропольский край, Ипатовский район, город Ипатово, улица ** ** передать в муниципальную собственность муниципального образования города Ипатово.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в течение 10 дней.

Судья: