Решение от 20.08.2010 г. об отказе в постановке на учет, нуждающихся в улучшении жилищных условий



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 августа 2010 года г. Ипатово

Ипатовский районный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Дубровиной М.Е.,

при секретаре Рябченко Л.В.,

с участием представителя истца прокурора Ипатовского района Ставропольского края старшего помощника прокурора Ипатовского района Соболевой О.Г.,

истицы Дубограй А.П.,

представителя ответчика администрации муниципального образования города Ипатово Мулюкина К.В.,

рассмотрев гражданское дело по иску прокурора Ипатовского района в интересах Дубограй А.П. к администрации муниципального образования города Ипатово Ипатовского района Ставропольского края о возложении обязанности по постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалида Великой Отечественной войны,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ипатовского района Ставропольского края обратился в суд с иском в интересах инвалида Великой Отечественной войны Дубограй А.П. к администрации муниципального образования города Ипатово Ипатовского района Ставропольского края, в котором указал, что согласно протоколу жилищной комиссии при администрации муниципального образования города Ипатово от *** года принято решение об отказе в постановке на учет, как нуждающейся в жилом помещении Дубограй А.П., поскольку на момент обращения на основании п.4 ст. 14 ФЗ «О ветеранах» от 12.01.95 года, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до *** года, осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 указанного Федерального закона. Инвалиды войны, вставшие на учет после *** года, обеспечиваются жильем в соответствии с Жилищным законодательством Российской Федерации. В п.п.2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ указывается, что нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договору социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Поскольку в соответствии с п.п. 1.2.2. п. 1.2 решения Совета депутатов муниципального образования города *** от *** года № *** норма постановки на учет площади жилого помещения на территории муниципального образования города *** установлена в размере *** квадратных метров общей площади жилого помещения, приходящейся на одного гражданина, то Дубограй А.П. не имеет права на улучшение своих жилищных условий, поскольку проживает в квартире, принадлежащей ее сыну Д., в которой зарегистрировано *** человека, общей площадью *** квадратных метра, что составляет более учетной нормы, приходящейся на семью.

Считает, что данное решение жилищной комиссии принято в нарушение требований статьи 14 ФЗ «О ветеранах», Указа Президента РФ от 28.05.08 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.», согласно которым Дубограй А.П., как инвалид Великой Отечественной войны, имеет право на получение мер социальной поддержки по обеспечению благоустроенным жильем, поскольку в квартире № *** в городе *** по улице *** зарегистрировано *** человека, однако, проживает *** человек, в том числе Дубограй А.П., которая проживает в комнате, являющейся общей для всех членов семьи, и в ней находится телевизор, в то время, как Дубограй А.П., согласно выписке из медицинской карты амбулаторной больной, рекомендованы: ограничение физических нагрузок, посторонних шумов, соблюдение режима отдыха. Просит суд обязать жилищную комиссию при администрации муниципального образования города *** поставить инвалида Великой Отечественной войны Дубограй А.П. на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий со дня принятия решения об отказе в постановке ее на учет, как нуждающейся в жилом помещении.

Представитель истца Соболева О.Г. в суде иск прокурора Ипатовского района уточнила, просила суд признать незаконным отказ администрации муниципального образования города Ипатово Ипатовского района Ставропольского края инвалиду Великой Отечественной войны Дубограй А.П. в постановке на учет, в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий (жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма), обязать администрацию муниципального образования города *** района Ставропольского края поставить инвалида Великой Отечественной войны Дубограй А.П. на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма) со дня принятия решения об отказе в постановке ее на учет, как нуждающейся в жилом помещении, пояснив, что в силу ст. 49 ЖК РФ признание граждан нуждающимися в жилье является одним из условий заключения с ними договора социального найма жилого помещения. Основаниями для такого признания служат: отсутствие жилья, которым гражданин вправе пользоваться, как собственник, наниматель по договору социального найма или в качестве члена семьи собственника, нанимателя, неудовлетворительное состояние жилища, состояние здоровья проживающих. Согласно акту обследования жилого помещения жилищной комиссией администрации муниципального образования города *** от *** года, квартира, в которой проживает Дубограй А.П. принадлежит ее сыну, состоит из *** комнат, в одной из которых проживает сын с женой, во второй – внучка с мужем, в третьей, являющейся общей для всех – инвалид Великой Отечественной войны Дубограй А.П. Согласно выписке из медицинской карты амбулаторной больной Дубограй А.П. рекомендованы ограничения физических нагрузок, посторонних шумов, соблюдение режима отдыха. Все эти рекомендации врача выполнить в сложившихся жилищных условиях невозможно, поскольку комната, в которой проживает Дубограй А.П., является общей для всех, в ней находится телевизор. Создать ей более благоприятные условия затруднительно, поскольку, в квартире проживают вместе с ней две семейные пары. Своего собственного жилья у Дубограй А.П. не имеется. На учете нуждающихся ранее Дубограй А.П. не состояла, проживает в квартире сына, нуждается в своем собственном жилье и имеет на него право, как инвалид Великой Отечественной войны, имеющая награды, воевавшая на переднем фронте, имеющая бесспорные заслуги.

Истец Дубограй А.П. в суде иск прокурора поддержала, просила суд его удовлетворить и пояснила, что является инвалидом Великой Отечественной войны, своего собственного жилья не имеет, проживает в трехкомнатной квартире, принадлежащей ее сыну на третьем этаже многоквартирного дома, что также является для нее дополнительной трудностью. Она подала заявление ответчику на постановку на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий – жидлом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как инвалид Великой Отечественной войны, поскольку считает, что имеет право на то, чтобы иметь свое собственное отдельное жилье, однако, ей в этом было отказано. Она обратилась к прокурору *** района за защитой своих прав. У нее множество различных заболеваний, ей в силу состояния здоровья и возраста рекомендован покой, что трудно обеспечить в условиях, в которых она проживает в силу объективных причин.

Представитель ответчика муниципального образования города Ипатово Ставропольского края Мулюкин К.В. в суде иск не признал, в его удовлетворении просил отказать по следующим основаниям. Принятие на учет ветеранов Великой Отечественной войны, обратившихся в орган местного самоуправления после *** года с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется из числа ветеранов, имеющих право на получение жилых помещений в соответствии с пунктами 2-3 статьи 49 ЖК РФ, статьями 14-19, 21, 23.2 Федерального закона «О ветеранах», законами Ставропольского края от 10.11.09 года № 72-кз «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма» от 16.03.06 года № 13-кз «О некоторых вопросах в области жилищных отношений в Ставропольском крае», от 8.06.09 года № 35–кз «О внесении изменений в закон Ставропольского края «О некоторых вопросах в области жилищных отношений в Ставропольском крае». В соответствии со ст. 6 Закона Ставропольского края № 13-кз признание граждан, нуждающимися в жилых помещениях в целях реализации права на получение жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья осуществляется в соответствии с п.п.2 п.1 ст. 51 ЖК РФ, в которой сказано, что нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договору социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи, менее учетной нормы. Согласно п.п. 1.2.2 п. 1.2 решения Совета депутатов муниципального образования города *** от *** года № *** принята норма постановки на учет площади жилого помещения на территории муниципального образования *** в размере *** квадратных метров общей площади жилого помещения, приходящегося на одного гражданина. Дубограй А.П. проживает в квартире *** по улице *** в городе ***, принадлежащей ее сыну Д., согласно договора приватизации от *** года. В квартире зарегистрированы и проживают *** человека: Дубограй А.П., ее сын Д., его жена Д., их дочь Л. на общей площади *** кв.м., то есть на каждого члена семьи приходится по *** кв.м., что больше учетной нормы, что и послужило основанием к отказу в постановке на учет Дубограй А.П. После того, как Дубограй А.П. в своем повторном обращении указала, что в квартире также проживает и муж внучки, они выехали, проверили, внучки и ее мужа дома не было, однако, даже с учетом того, что состав семьи состоит из *** человек, на каждого приходится *** кв.м. общей жилой площади. Просит в удовлетворении иска отказать.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 714 от 7.05.08 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.95 года 3 5 – ФЗ «О ветеранах». Правительству Российской Федерации, в соответствии с п.2 Указа Президента РФ, было поручено в 2-месячный срок разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающий обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета лиц, названных в п.1 настоящего Указа, исходя из общей площади жилья на одного человека 22 кв. метра. Указ Президента РФ вступил в законную силу со дня его подписания.

Ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны подлежат обеспечению жильем как иные категории граждан, определенные Федеральным законом от 12.01.95 года №5-ФЗ «О ветеранах».

Конституционный суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно отмечал, что Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя обязательств. Лишение Дубограй А.П. права на улучшение жилищных условий- признание нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в соответствии с льготной нормой, предусмотренной в Указе Президента Российской Федерации № 714 от 7.05.08 года, фактически будет означать отказ от признания ее заслуг перед государством и обществом, что не соответствует целям принятия ФЗ «О ветеранах». В случае с Дубограй А.П., которая не имеет своего собственного жилья, проживает в трехкомнатной квартире, принадлежащей сыну совместно с семьей сына и семьей внучки, не имеет необходимых, рекомендованных для нее врачом условий проживания по объективным причинам, должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, предсказуемость политики в социальной сфере с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, то есть в том, что приобретенное ею на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Статья 17 Конституции Российской Федерации гласит, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

С учетом вышеизложенного, суд считает, что отказ ответчика в постановке Дубограй А.П. на учет нуждающихся улучшении жилищных условий (получении жилья по договору социального найма), при том, что она не имеет своего собственного жилья, нарушает ее конституционные права, не основан на законе, в связи с чем, требования прокурора подлежат удовлетворению, поскольку Дубограй А.П. имеет право на соответствующие меры социальной поддержки, для реализации которых должна быть поставлена на учет.

Руководствуясь Федеральным законом № 5-ФЗ от 12.01.95 года «О ветеранах», Указом Президента Российской Федерации от 7.05.08 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ипатовского района в интересах Дубограй А.П. к администрации муниципального образования города Ипатово Ипатовского района Ставропольского края, удовлетворить.

Признать незаконным отказ администрации муниципального образования города Ипатово Ипатовского района Ставропольского края инвалиду Великой Отечественной войны Дубограй А.П. в постановке на учет, в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий (жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма).

Обязать администрацию муниципального образования города Ипатово Ипатовского района Ставропольского края поставить инвалида Великой Отечественной войны Дубограй А.П. на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма) со дня принятия решения об отказе.

Решение может быть обжаловано в краевой суд в течение 10 дней после его изготовления в окончательном виде, то есть с 26 августа 2010 года.

Судья