Решение от 19 ноября 2010 года о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда, причиненных преступлением



Дело №2-803

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ипатово 19 ноября 2010 года

Ипатовский районный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Ковалевой Е.П., при секретаре Мануйло Н.В., с участием:

старшего помощника прокурору Ипатовского района Редькина Е.В.,

адвоката – Подколзина **,

истицы- Беляевой **,

ответчика- Перцева **,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ипатовского района Семина В.В. в интересах Беляевой ** к Перцеву ** о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда, причиненных преступлением,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ипатовского района Семин В.В. в интересах инвалида 2 группы Беляевой А. В. обратился в суд с иском к Перцеву С.П. о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда, причиненных преступлением, по тем основаниям, что в результате дорожно-транспортного происшествия произошедшего 20 сентября 2009 года Беляевой А.В. были причинены телесные повреждения, автомашине которой управляла Беляева и которая принадлежит на праве собственности ее мужу Беляеву ** причинены технические повреждения. Приговором Ипатовского районного суда от 7 июля 2010 года виновным в данном дорожно-транспортном происшествии признан Перцев С.П. Просит взыскать с ответчика в пользу Беляевой А.В. сумму, потраченную на лечение в размере 100.000 рублей, имущественный ущерб в размере 80.000 рублей и компенсацию морального вреда в размере 300.000 рублей.

В судебном заседании старший помощник прокурора Ипатовского района Редькин Е.В. и Беляева А.В. исковые требования о взыскании с Перцева С.П. 100.000 рублей затраченных на лечение истицы и 300.000 рублей в счет компенсации морального вреда поддержали. От исковых требований в части взыскания с Перцева С.П. имущественного ущерба в размере 80.000 рублей, отказались в связи с тем, что владельцем автомашины ВАЗ-21043, которой в результате дорожно-транспортного происшествия были причинены технические повреждения, является Беляев С.А., полномочий на предъявление данных требований Беляева А.В. не имеет.

Определением Ипатовского районного суда от 8 ноября 2010 года отказ старшего помощника прокурора Редькина Е.В. и Беляевой А.В. от иска в части взыскании с ответчика 80.000 рублей принят, и производство по делу в этой части прекращено.

Исковые требования прокурора о взыскании с Перцева С.П. в пользу Беляевой А.В. вреда, причиненного здоровью истицы в размере 100.000 рублей, определением Ипатовского районного суда от 19 ноября 2010 года выделены в отдельное производство в связи с обращением Беляевой с заявлением о страховой выплате в возмещение вреда причиненного ее здоровью в страховую компанию ООО «Росгострах».

В обоснование требований иска Беляева А.В. пояснила, что 20 сентября 2009 года, около 10 часов 50 минут, в г. Ипатово Ипатовского района Ставропольского края, водитель Перцев С.П. управляя принадлежащим ему автомобилем марки LADA модели ВАЗ-211440, регистрационный знак Т595 ТМ – 26 rus, намереваясь выполнить маневр обгона, выехал на полосу встречного движения, где допустил столкновение с двигавшимся по встречной полосе движения во встречном ему направлении автомобилем модели ВАЗ-21043, регистрационный знак Р 299 КЕ-26 rus, под ее управлением. В результате дорожно – транспортного происшествия ей были причинены телесные повреждения в виде закрытого перелома левого бедра, закрытого перелома левого плеча, посттравматической нейропатии лучевого нерва слева, раны нижней губы, ушиба грудной клетки, которые согласно заключению эксперта № 391 от 02.11.2009 года квалифицированы как причинение тяжкого вреда здоровью. Она проходила длительный курс лечения и до настоящего времени продолжается лечиться. В результате ДТП стала инвалидом. Она не могла самостоятельно себя обслуживать, была прикована к постели, в связи с чем, за ней требовался посторонний уход. Муж не мог оставить работу, требовались деньги на лечение, дополнительное питание. До настоящего времени она не может осуществлять трудовую деятельность, вынуждена продолжать лечение. Ответчик со дня дорожно-транспортного происшествия и до настоящего времени не предпринял никаких попыток загладить причиненный вред, не оказал никакой помощи.

Физические и нравственные страдания она оценивает в 300.000 рублей.

Ответчик Перцев С.П. в судебном заседании исковые требования признал в части и пояснил, что он признает, что в результате его действий Беляевой был причинен моральный вред, но при взыскании судом компенсации морального вреда просит учесть его имущественное положение, нарушение в свою очередь истицей при дорожно-транспортном происшествии требований Правил дорожного движения и тот факт, что в результате ДТП ему также был причинен вред здоровью и он находился на лечении.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования прокурора Ипатовского района Семина В.В. в интересах Беляевой А.В. подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям.

На основании ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В соответствии со ст. 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, в том числе и использование транспортных средств обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании, в том числе по доверенности на право управления транспортным средством.

Приговором Ипатовского районного суда от 7 июля 2010 года Перцев С.П. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 264 ч.1 УК РФ, то есть в нарушении лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения, повлекших по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью Беляевой А.В.

Моральный вред связывают с посягательствами на нематериальные блага (ст. 151 ГК). В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 25.10.96 №10, от 15.01.98 №1, от 06.02.2007 №6) говорится, что возмещение морального вреда производится, если нравственные и физические страдания причинены "действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права".

Моральный вред в частности может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжить активную общественную жизнь, распространением несоответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.

Степень нравственных или физических страданий оцениваются судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.

Глубина и сила нравственных страданий зависят от субъективных и объективных причин, в т.ч. от индивидуальных качеств лица, подвергнутого незаконному преследованию, его положения в обществе, его самооценки, нравственных критериев, интеллектуального развития.

В судебном заседании было установлено, с учетом личности истица, ее индивидуальных качеств, ее самооценки, происшедшее дорожно-транспортное происшествие и его последствия, причинили Беляевой А.В. нравственные и физические страдания, выразившиеся в причинении ей физической боли, лишении ее возможности осуществлять трудовую деятельность, возможности осуществления своих прав, необходимости до настоящего времени продолжать лечение.

Помимо того, нравственные страдания истица были усугублены длительностью судебного разбирательства, отсутствием какой-либо помощи со стороны ответчика.

На основании статьи 1099 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда. В соответствии с действующим законодательством ( ст. 1100ГК РФ) одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом, в том числе, когда вред причинен жизни и здоровью гражданина источником повышенной опасности.

При определении размера компенсации морального вреда, суд принимает во внимание степень вины ответчика, учитывает степень физических и нравственных страданий истицы, и оценивает размер компенсации морального вреда в 250.000 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194,198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Взыскать с Перцева ** в пользу Беляевой ** компенсацию морального в сумме 250.000 (двести пятьдесят тысяч) рублей

В остальной части иска прокурора Ипатовского района о взыскании в пользу Беляевой ** с Перцева ** компенсации морального вреда в сумме 50.000 рублей, отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через районный суд в течение 10 дней.

Судья: подпись

Копия верна: судья-