23 августа 2011 года город Ипатово Ипатовский районный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Ковалевой Е.П., при секретаре Пихуровой А.А., с участием: представителя истца- Скорик А.А. представителей ответчиков- Коваленко М.А. и Масюковой О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ипатовского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ипатовского муниципального района, отделу образования администрации Ипатовского муниципального района об обязывании администрации Ипатовского муниципального района, отдела образования администрации Ипатовского муниципального района принять меры к открытию мест в детских дошкольных учреждениях, установил: Прокурор Ипатовского района в порядке статьи 45 ГПК РФ обратился в суд с иском к администрации Ипатовского муниципального района, отделу образования администрации Ипатовского муниципального района об обязывании ответчиков принять меры к открытию мест в детских дошкольных учреждениях. При обращении в суд с указанными требованиями привел ссылки на статью 43 Конституции Российской Федерации, закрепляющие право каждого гражданина на образование и гарантирующие общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Прокурор ссылался на то, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования согласно п. 2 части 1 ст. 31 Закона РФ "Об образовании" и ч. 1 ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Для реализации данных полномочий органы муниципальных районов в силу п. 3 ч. 1 ст. 31 Закона РФ "Об образовании" наделены правом создания муниципальных образовательных учреждений. Также прокурор ссылается на Устав Ипатовского муниципального района, согласно которому на администрацию муниципального района возлагаются обязанности по организации общедоступного бесплатного дошкольного образования в Ипатовском районе. Учредителем всех МДОУ является администрация Ипатовского муниципального района в лице отдела образования. Для открытия дополнительных мест в МДОУ Ипатовского муниципального района необходимо внести соответствующие изменения в бюджет Ипатовского района на 2011 год, обеспечивающие финансирование вышеуказанных мероприятий. Утверждение бюджета относится к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. Представительным органом в Ипатовском районе является Совет Ипатовского муниципального района. Дефицит дошкольных образовательных учреждений существенно ущемляет законные права и интересы детей, гарантированные Конституцией РФ. Просит обязать ответчиков принять меры к открытию 130 мест для детей в возрасте до 1 года, 502 места в возрасте до двух лет, 245 мест для детей от двух до трех лет, 40 мест от трех до четырех лет, 27 мест от четырех до пяти лет, 10 мест от пяти до шести лет, 3 места от шести до семи лет, установив ответчикам срок для совершения вышеуказанных действий. В судебном заседании помощник прокурора Скорик А.А. поддержала заявленные требования и просила удовлетворить их в полном объеме. Представители ответчиков- Коваленко М.А. и Масюкова О.М. исковые требования прокурора Ипатовского района признали в части и пояснили, что действительно дошкольных образовательных учреждений в районе мало, мест на всех детей не хватает. Органами местного самоуправления принято ряд мер, направленных на разрешение данной проблемы, а именно утверждена соответствующие программы, задачами которых является обеспечение доступности дошкольного образования и повышение его качества. Однако недостаточность собственных средств муниципального образования на организацию дошкольных учреждений не позволяет в кратчайшие сроки разрешить сложившуюся ситуацию. Кроме того, отмечают, что на день рассмотрения дела количество состоящих на регистрационном учете детей составляет 957 человек, из них очередников, не обеспеченных детскими местами составляет 458 детей. Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела находит исковое заявление прокурора Ипатовского района подлежащим удовлетворению в части, по следующим основаниям. Судом установлено, что в Ипатовском районе наблюдается дефицит свободных мест в дошкольных общеобразовательных учреждениях. На 15.07.2011 года на регистрационном учете в отделе образования Ипатовского муниципального района состоит 957 детей в возрасте от 0 до 6 лет Очередность нуждающихся лиц в детских дошкольных общеобразовательных учреждениях на момент рассмотрения дела – 458 детей. Учредителем всех муниципальных дошкольных образовательных учреждений является администрация Ипатовского муниципального района в лице отдела образования. Установив вышеназванные обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что в результате недостаточных действий администрации Ипатовского муниципального района и отдела образования администрации Ипатовского муниципального района нарушаются права 458 детей на получение бесплатного дошкольного образования в муниципальном учреждении. Важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) на основе конституционного принципа юридического равенства. Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. В соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: 1) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; 2) организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования; 3) создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений; 4) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий; 5) учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Согласно п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе и организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время. В своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев обратил особое внимание вопросу о детских садах, о местах в детских садах, поручив сделать следующее. Во-первых - во всех регионах реализовать программы реконструкции старых и строительства новых детских садов, отвечающих современным требованиям, или предоставить под них соответствующие помещения. Во-вторых - поддержать вариативные формы дошкольного образования, в том числе систему негосударственных детских учреждений и семейных детских садов, рассмотреть возможность снижения арендных ставок и установления льгот по налогу на имущество для новых видов детских садов, в том числе семейных детских садов. В-третьих - для детей, которые не посещают детские сады, необходимо создать дошкольные группы в общеобразовательных школах. Поскольку вопрос об организации общедоступного, бесплатного дошкольного образования действующим законодательством отнесен к вопросам местного значения (п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ), суд, установив наличие очередности в муниципальном образовании в дошкольные образовательные учреждения, приходит к выводу о недостаточных действиях со стороны администрации Ипатовского муниципального района в части соответствующей организации муниципальных дошкольных учреждений. Постановлением администрации Ипатовского муниципального района от 30.07.2009 года №476 была утверждена ведомственная целевая программа «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений в Ипатовском муниципальном районе Ставропольского края на 2010-2012 года», в которой определены задачи программы, а именно: расширение сети дошкольных образовательных учреждений: укрепление материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений района; развитие вариативных форм дошкольного образования в районе. 27 июля 2011 г. постановлением администрации Ипатовского муниципального района №657 утверждена ведомственная целевая программа «Развитие образования в Ипатовском муниципальном районе Ставропольского края на 2012-2013 годы», к которой в качестве приложения утверждена подпрограмма «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений в Ипатовском муниципальном районе Ставропольского края на 2012-2013 годы». Как в самой Программе, так и Подпрограмме к ней, определены приоритетные задачи, направленные на организацию общедоступного, бесплатного дошкольного образования. Однако, несмотря на принимаемые ответчиками меры, вопрос о местах в дошкольных образовательных учреждениях остается неразрешенным. При этом недостаточность собственных средств муниципального образования на организацию дошкольных учреждений не принимается судом в качестве довода, оправдывающего сложившуюся ситуацию, учитывая, что финансовая самостоятельность местного самоуправления предполагает наличие необходимых бюджетных прав у органов местного самоуправления. Конкретизируя положения Конституции Российской Федерации о самостоятельности местного самоуправления в пределах предоставленных его органам полномочий, в том числе финансовых, Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает выделение местных бюджетов в самостоятельный уровень единой бюджетной системы Российской Федерации (статьи 10, 15, 14, 28 и 29) и устанавливает принцип самостоятельности бюджетов, который применительно к местным бюджетам означает право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджета и эффективность использования бюджетных средств, право и обязанность самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, а также право определять формы и направления расходования бюджетных средств (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней). В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. Направляя в суд заявление в интересах неопределенного круга лиц, в защиту гарантированного Конституцией Российской Федерации права на граждан на общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, прокурор преследует цель пресечения действий ответчика, направленных на ограничение указанного права. В данном случае следует признать, что прокурор действовал в рамках предоставленных ему законом полномочий в целях восстановления нарушенных прав состоящих в очереди на получение мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях. Таким образом, на основании изложенного, суд находит исковые требования прокурора Ипатовского района подлежащими удовлетворению в части обязывания ответчиков принять меры к открытию 458 мест для детей в дошкольных образовательных учреждениях Ипатовского района с учетом принятых ведомственной целевой программы «Развитие образования в Ипатовском муниципальном районе Ставропольского края на 2012-2013 годы» и подпрограммы «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений в Ипатовском муниципальном районе Ставропольского края на 2012-2013 годы», в срок до декабря 2013 года. Руководствуясь статьями 194,198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Ипатовского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ипатовского муниципального района, отделу образования администрации Ипатовского муниципального района об обязывании администрации Ипатовского муниципального района, отдела образования администрации Ипатовского муниципального района принять меры к открытию мест в детских дошкольных учреждениях, удовлетворить в части. Обязать администрацию Ипатовского муниципального района, отдел образования администрации Ипатовского муниципального района принять меры к открытию 458 мест для детей в дошкольных образовательных учреждениях Ипатовского района в срок до декабря 2013 года. В удовлетворении исковых требований прокурора Ипатовского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ипатовского муниципального района, отделу образования администрации Ипатовского муниципального района об обязывании администрации Ипатовского муниципального района, отдела образования администрации Ипатовского муниципального района принять меры к открытию 499 мест в детских дошкольных учреждениях, отказать. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в течение 10 дней. Судья: