Решение от 14.09.2011 г. по иску прокурора ИР СК к администрации ИМР СК о понуждении к установке тревожной сигнализации в МДОУ д/с № 24 `Яблочко` (№ 2-626)



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 сентября 2011 г. г. Ипатово

Ипатовский районный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Рябушина А.В.,

при секретаре Горбаневой Е.В.,

с участием представителя истца помощника прокурора Ипатовского района Ставропольского края Скорик А.А.,

представителя ответчика администрации Ипатовского муниципального района Ставропольского края Коваленко М.А.,

представителя отдела образования администрации Ипатовского муниципального района Ставропольского края Косенко В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ипатовского района Ставропольского края в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Ипатовского муниципального района Ставропольского края о понуждении администрации Ипатовского муниципального района Ставропольского края к установке тревожной сигнализации в муниципальном дошкольном образовательном учреждении Ипатовского муниципального района детский сад № 24 «Яблочко»,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ипатовского района Ставропольского края обратился в суд с иском к администрации Ипатовского муниципального района Ставропольского края о понуждении ответчика к установке тревожной сигнализации в муниципальном дошкольном образовательном учреждении Ипатовского муниципального района детский сад № 24 «Яблочко», указав, что прокуратурой района была проведена проверка антитеррористической защищенности образовательных учреждений района, в ходе которой было установлено, что муниципальное дошкольное образовательное учреждение Ипатовского муниципального района Ставропольского края детский сад № 24 «Яблочко» в настоящее время не оборудован тревожной сигнализацией, в связи с чем не созданы условия для предупреждения и пресечения терроризма, которые напрямую влияют как на безопасность детей, обучающихся в образовательных учреждениях в настоящее время, так и на безопасность детей, которые будут обучаться в образовательных учреждениях в дальнейшем, что свидетельствует о нарушении ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» и п. 11 Конвенции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 ноября 2009 г., в соответствии с которыми основными задачами противодействию терроризму в Российской Федерации являются: выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма; обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; антитеррористическая защищенность потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, и требований п. 3 ст. 5 Федерального закона от 03 июня 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», в соответствии с которыми федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

Пунктом 6.1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

В соответствии с пунктом 3 ч. 3 ст. 32 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

На основании ст. 9 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемлять права ребенка.

Таким образом, бездействие администрации Ипатовского муниципального района по установке в здании муниципального дошкольного образовательного учреждения Ипатовского муниципального района Ставропольского края детский сад № 24 «Яблочко» тревожной сигнализации влечет за собой нарушение требований законодательства о противодействии терроризму, об организации местного самоуправления, об образовании, об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации, которые напрямую влияют как на безопасность персонала, так и на безопасность детей, находящихся в образовательном учреждении.

В судебном заседании помощник прокурора Ипатовского района Ставропольского края Скорик А.А. исковые требования изменила, просила суд обязать администрацию Ипатовского муниципального района Ставропольского края в течение 2012 года установить тревожную сигнализацию оповещения в здании муниципального дошкольного образовательного учреждения Ипатовского муниципального района Ставропольского края детский сад № 24 «Яблочко».

Администрация Ипатовского муниципального района Ставропольского края в представленных в суд возражениях исковые требования не признала, просила суд отказать прокурору Ипатовского района в удовлетворении заявленных им требований и пояснила, что в соответствии со ст. 131 ГПК РФ в исковом заявлении должно быть указано, в чём заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования. В исковом заявлении прокурора Ипатовского района отсутствуют ссылки на конкретные нормы закона, предусматривающие обязанность администрации Ипатовского района обеспечивать антитеррористическую защищённость именно путём установления тревожной сигнализации в детском саду. Органы местного самоуправления в соответствии с Конституцией Российской Федерации наделяются собственной компетенцией, свободой в осуществлении этой компетенции и несут за это ответственность.

Нормы федерального законодательства предоставляют органам местного самоуправления право самостоятельного выбора средств и методов обеспечения антитеррористической защищённости образовательных учреждений. Органы местного самоуправления сами определяют механизм реализации вопросов местного значения, за ними признаются собственные полномочия, не только организационные, но и экономические, финансовые.

Требование прокуратуры Ипатовского района являются прямым вмешательством в деятельность органов местного самоуправления и нарушением ст. 130 и ст. 132 Конституции Российской Федерации. Статьей 133 Конституции Российской Федерации вводится запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Кроме того, администрация Ипатовского района не компетентна принимать решение о расходовании средств из бюджета Ипатовского муниципального района на оснащение образовательных учреждений тревожной сигнализацией. В соответствии со ст. 35 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение местного бюджета является исключительной компетенцией представительного органа муниципального образования – Совета Ипатовского муниципального района Ставропольского края.

Учитывая, что заседания Совета проводятся в большинстве случаев 1 раз в 2-3 месяца и для проведения работ необходимо определённое время, администрация Ипатовского района считает, что срок выполнения требований прокурора Ипатовского района является недостаточным и нереальным для выполнения решения суда.

Администрация Ипатовского района участвует в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и ликвидации проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

Созданной администрацией межведомственной антитеррористической комиссией Ипатовского района за 2011 год проведено 3 заседания, на которых заслушаны руководители организаций по вопросам антитеррористической безопасности.

Решением Совета Ипатовского муниципального района Ставропольского края от 25 февраля 2009 г. № 3 утверждена районная целевая программа «Профилактика правонарушений в Ипатовском муниципальном районе Ставропольского края на 2009-2012 годы». Отдельные мероприятия целевой программы предусматривают меры по борьбе с терроризмом и экстремизмом.

В соответствии с Федеральным законом от 06 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму» администрацией Ипатовского района разрабатывается целевая программа «Антитеррористическая защищённость и обеспечение безопасности социально-значимых объектов в Ипатовском муниципальном районе на 2012-2014 годы».

В целях повышения антитеррористической защищённости объектов особой важности, повышенной опасности, жизнеобеспечения и мест с массовым пребыванием людей администрацией Ипатовского района издано распоряжение от 26 января 2011 г. № 6-р «О создании рабочей группы для оценки состояния инженерно-технической укрепленности объектов особой важности, повышенной опасности, жизнеобеспечения и мест с массовым пребыванием людей на территории Ипатовского муниципального района Ставропольского края» и утверждён состав рабочей группы.

В части обеспечения антитеррористической защищённости образовательных учреждений проведена соответствующая работа: оснащены кнопками экстренного вызова все детские сады, расположенные на территории г. Ипатово; во всех образовательных учреждениях разработаны паспорта антитеррористической защищённости, паспорта объектов с массовым пребыванием людей, имеются схемы оповещения сотрудников учреждения об опасности, схемы оповещения служб и ведомств при возникновении чрезвычайных ситуаций, в том числе, связанных с проявлениями терроризма; ведомственной целевой программой «Развитие образования в Ипатовском муниципальном районе Ставропольского края на 2012-2013 годы» на установку и ремонт ограждений дошкольным образовательным учреждениям предусмотрены средства в объёме 1961 900 рублей; в ряде образовательных учреждений обеспечено освещение прилегающих территорий по периметру; в настоящее время на рассмотрении находятся внесённые отделом образования предложения о включении в проект целевой программы «Антитеррористическая защищённость и обеспечение безопасности социально-значимых объектов в Ипатовском муниципальном районе на 2012-2014 годы» мероприятия по установке видеонаблюдения в дошкольных образовательных учреждениях.

Вопросы по противодействию экстремистской деятельности, противодействия терроризму находятся на постоянном контроле главы администрации Ипатовского района.

Администрация Ипатовского района считает, что расходование средств на установку кнопок экстренного вызова в сельских населённых пунктах является нецелесообразным ввиду: удалённости населённых пунктов от оператора отдела вневедомственной охраны и дежурного ОВД Ипатовского района, которая приводит к невозможности в максимально кратчайшие сроки прибыть группе реагирования из г. Ипатово в сельские населённые пункты к месту нахождения детского сада; отсутствия экономии времени вызова экстренной помощи в связи с нахождением оператора в г. Ипатово передача сигнала через него приводит не к экстренному вызову, а к усложнению процесса и удлинению времени передачи этого сигнала.

Вместе с тем, вызов участкового уполномоченного полиции возможно осуществить с мобильного телефона, а в большинстве случаев его прибытие к месту нахождения детского сада в связи с близким расположением участка занимает минуты.

Администрацией Ипатовского муниципального района обеспечивает решение вопросов местного значения, связанных с участием в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и ликвидации проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

Таким образом, в ходе решения вопросов местного значения администрацией Ипатовского района нарушений действующего законодательства, регламентирующего противодействие терроризму, допущено не было.

Представитель ответчика Коваленко М.А. в судебном заседании исковые требования прокурора Ипатовского района Ставропольского края не признала, просила суд отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в возражениях.

Представитель третьего лица отдела образования администрации Ипатовского муниципального района Ставропольского края Косенко В.Н. исковые требования не признал, просил суд отказать в их удовлетворении, пояснив, что отсутствие тревожной сигнализации в учреждении не может квалифицироваться как причина или условие, способствовавшее возникновению и распространению терроризма. В иске не конкретизирована функциональная направленность тревожной сигнализации, которую необходимо установить в учреждении, в связи с чем возникает неопределенность в исполнении. Установление тревожной сигнализации это не только дорогостоящее мероприятие, но и невыполнимое в сельских местностях из-за отсутствия линий многоканальных АТС, удаленности от районного центра.

Представитель третьего лица муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 24 «Яблочко» в судебное заседание не явился, в представленном в суд заявлении просил рассмотреть дело в отсутствие представителя детского сада, исковые требования поддержал, не возражал против их удовлетворения.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы дела, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что в муниципальном дошкольном образовательном учреждении Ипатовского муниципального района Ставропольского края детский сад № 24 «Яблочко» отсутствует тревожная сигнализация оповещения.

В соответствии с ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении возложенных на него функций прокурор принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.

Федеральным законом от 06 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» установлены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизация и (или) ликвидация последствий проявления терроризма.

Исходя из содержания указанного федерального закона противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечении и защите основных прав и свобод человека и гражданина; законности; приоритете защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; неотвратимости наказания за осуществление террористической деятельности; системности и комплексном использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; сотрудничестве государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму; приоритете мер предупреждения терроризма; единоначалии в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций; сочетании гласных и негласных методов противодействия терроризму; конфиденциальности сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников; недопустимости политических уступок террористам; минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма; соразмерности мер противодействия терроризму степени террористической опасности.

Согласно пункту 3 ст. 5 указанного закона федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

Пункт 6.1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относит участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

В соответствии с пунктом 4 ч. 1 ст. 31 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений.

Согласно пункту 3 ч. 3 ст. 32 вышеуказанного закона образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

Как следует из содержания ст. 9 ФЗ от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.

Результаты проверки, проведенной прокуратурой Ипатовского района Ставропольского края, свидетельствуют о бездействии администрации Ипатовского муниципального района Ставропольского края, а также об отсутствии с ее стороны активной работы по профилактике терроризма на территории района, направленной на сохранность муниципального имущества и защиту жизни и здоровья граждан.

Отсутствие тревожной сигнализации свидетельствует о террористической уязвимости муниципального дошкольного образовательного учреждения № 24 «Яблочко» и о ненадлежащей профилактике терроризма на территории Ипатовского муниципального района Ставропольского края. Администрация Ипатовского муниципального района Ставропольского края является лицом, непосредственно отвечающим за безопасность детей, обучающихся в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях.

Таким образом, исходя из изложенного, бездействие администрации Ипатовского муниципального района Ставропольского края по установке в здании муниципального дошкольного образовательного учреждения Ипатовского муниципального района детский сад № 24 «Яблочко» тревожной сигнализации влечет за собой нарушение требований законодательства о противодействии терроризму, об организации местного самоуправления, об образовании, об основных гарантиях прав ребенка в РФ, которые напрямую влияют как на безопасность персонала, как на безопасность детей, находящихся в образовательном учреждении в настоящее время, так и на безопасность детей, которые будут находится в образовательном учреждении далее, и нахождение их в безопасных условиях, в связи с чем, признает исковые требования прокурора Ипатовского района Ставропольского края законными, обоснованными и подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ипатовского района Ставропольского края к администрации Ипатовского муниципального района Ставропольского края о понуждении администрации Ипатовского муниципального района Ставропольского края к установке тревожной сигнализации в муниципальном дошкольном образовательном учреждении Ипатовского муниципального района Ставропольского края детский сад № 24 «Яблочко», удовлетворить.

Обязать администрацию Ипатовского муниципального района Ставропольского края в течение 2012 года установить тревожную сигнализацию оповещения в здании муниципального дошкольного образовательного учреждения Ипатовского муниципального района Ставропольского края детский сад № 24 «Яблочко».

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ипатовский районный суд Ставропольского края в течение 10 дней.

Судья