РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26 сентября 2011 года г. Ипатово Ипатовский районный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Дубровиной М.Е., с участием представителя истца помощника прокурора Ипатовского района Скорик А.А., представителя ответчика администрации Ипатовского муниципального района Коваленко М.А., представителя отдела образования администрации Ипатовского муниципального района Косенко В.Н., при секретаре Лацинник Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ипатовского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Ипатовского муниципального района, третьи лица – отдел образования администрации Ипатовского муниципального района, муниципальное дошкольное образовательное учреждение Ипатовского муниципального района Ставропольского края детский сад *** «Ивушка» о понуждении администрации Ипатовского муниципального района к установке тревожной сигнализации в муниципальном дошкольном образовательном учреждении Ипатовского муниципального района детском саду *** «Ивушка» села Лиман, УСТАНОВИЛ: Прокурор Ипатовского района обратился в суд с иском к администрации Ипатовского муниципального района, третьи лица – отдел образования администрации Ипатовского муниципального района, муниципальное дошкольное образовательное учреждение Ипатовского муниципального района Ставропольского края детский сад *** « Ивушка» о понуждении администрации Ипатовского муниципального района к установке тревожной сигнализации в муниципальном дошкольном образовательном учреждении Ипатовского муниципального района детском саду *** « Ивушка», указав, что прокуратурой района была проведена проверка антитеррористической защищенности образовательных учреждений района, в ходе которой установлено, что муниципальное дошкольное образовательное учреждение Ипатовского муниципального района Ставропольского края детский сад *** «Ивушка» в настоящее время не оборудован тревожной сигнализацией, в связи с чем, не созданы условия для предупреждения и пресечения терроризма, которые напрямую влияют, как на безопасность детей, обучающихся в образовательных учреждениях в настоящее время, так и на безопасность детей, которые будут обучаться в образовательных учреждениях в дальнейшем. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от *** № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» и п. 11 «Конвенции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом РФ ***, основными задачами противодействию терроризму в РФ являются: выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, антитеррористическая защищенность потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе, важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности. В соответствии с требованиями п. 3 ст. 5 ФЗ от *** № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ от ***, к вопросам муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизация и (или) ликвидация последствий проявления терроризма и экстремизма на территории муниципального района. В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 32 Закона Российской Федерации от *** *** «Об образовании», образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. Согласно ст. 9 ФЗ от *** № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином, оказывающем соответствующие услуги учреждении, не могут ущемляться права ребенка. Бездействие администрации Ипатовского муниципального района по установке в здании муниципального дошкольного образовательного учреждения Ипатовского муниципального района детском саду *** «Ивушка» тревожной сигнализации влечет за собой нарушение требований законодательства о противодействии терроризму, об организации местного самоуправления, об образовании, об основных гарантиях прав ребенка в РФ, которые напрямую влияют, как на безопасность персонала, так и на безопасность детей, находящихся в образовательном учреждении в настоящее время и которые будут находиться в образовательном учреждении, в связи с чем, просит суд обязать администрацию Ипатовского муниципального района в месячный срок со дня вступления решения суда по данному гражданскому делу в законную силу установить тревожную сигнализацию оповещения в административном здании и иных помещениях муниципального дошкольного образовательного учреждения Ипатовского муниципального района Ставропольского края детском саду *** «Ивушка». В судебном заседании помощник прокурора Ипатовского района Скорик А.А. исковые требования уточнила и просила суд обязать администрацию Ипатовского муниципального района, в течение *** года установить тревожную сигнализацию оповещения в здании муниципального дошкольного образовательного учреждения Ипатовского муниципального района Ставропольского края детском саду ***« Ивушка» с. Лиман. Представитель ответчика администрации Ипатовского муниципального района Коваленко М.А. в суде исковые требования не признала и пояснила, что в соответствии со ст. 131 ГПК РФ в исковом заявлении должно быть указано, в чём заключается нарушение, либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования. В исковом заявлении прокурора Ипатовского района отсутствуют ссылки на конкретные нормы закона, предусматривающие обязанность администрации Ипатовского района обеспечивать антитеррористическую защищённость именно путём установления тревожной сигнализации в детском саду. Нормы федерального законодательства предоставляют органам местного самоуправления право самостоятельного выбора средств и методов обеспечения антитеррористической защищённости образовательных учреждений. Органы местного самоуправления сами определяют механизм реализации вопросов местного значения, за ними признаются собственные полномочия, не только организационные, но и экономические, финансовые. Требование прокуратуры Ипатовского района является вмешательством в деятельность органов местного самоуправления и нарушением ст. 130 и ст. 132 Конституции РФ. Администрация Ипатовского района не компетентна принимать решение о расходовании средств из бюджета Ипатовского муниципального района на оснащение образовательных учреждений тревожной сигнализацией. В соответствии со ст. 35 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ от *** утверждение местного бюджета является исключительной компетенцией представительного органа муниципального образования – Совета Ипатовского муниципального района Ставропольского края. Учитывая, что заседания Совета проводятся в большинстве случаев 1 раз в 2-3 месяца и для проведения работ необходимо определённое время, администрация Ипатовского района считает, что срок выполнения требований прокурора Ипатовского района является недостаточным и нереальным для выполнения решения суда. Администрация Ипатовского района участвует в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и ликвидации проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района. Решением Совета Ипатовского муниципального района Ставропольского края *** от *** утверждена районная целевая программа «Профилактика правонарушений в Ипатовском муниципальном районе Ставропольского края на ***». Отдельные мероприятия целевой программы предусматривают меры по борьбе с терроризмом и экстремизмом. В соответствии с ФЗ «О противодействии терроризму» № 35-ФЗ от ***, указом Президента РФ «О мерах по противодействию терроризму» *** от *** администрацией Ипатовского района разрабатывается целевая программа «Антитеррористическая защищённость и обеспечение безопасности социально-значимых объектов в Ипатовском муниципальном районе на *** годы». В целях повышения антитеррористической защищённости объектов особой важности и мест с массовым пребыванием людей, администрацией Ипатовского района издано распоряжение ***-р от *** «О создании рабочей группы для оценки состояния инженерно-технической укреплённости объектов особой важности, повышенной опасности, жизнеобеспечения и мест с массовым пребыванием людей на территории Ипатовского района Ставропольского края». В части обеспечения антитеррористической защищённости образовательных учреждений проведена соответствующая работа. Оснащены кнопками экстренного вызова все детские сады, расположенные на территории города Ипатово, во всех образовательных учреждениях разработаны паспорта антитеррористической защищённости, разработаны паспорта объектов с массовым пребыванием людей, в соответствии с требованиями к содержанию паспортов имеются схемы оповещения сотрудников учреждения об опасности, схемы оповещения служб и ведомств при возникновении чрезвычайных ситуаций, в том числе, связанных с проявлениями терроризма, ведомственной целевой программой «Развитие образования в Ипатовском муниципальном районе Ставропольского края на *** годы» на установку и ремонт ограждений дошкольным образовательным учреждениям предусмотрены средства в объёме *** рублей. В ряде образовательных учреждений обеспечено освещение прилегающих территорий по периметру. В настоящее время на рассмотрении находятся, внесённые отделом образования предложения о включении в проект целевой программы «Антитеррористическая защищённость и обеспечение безопасности социально-значимых объектов в Ипатовском муниципальном районе на 2012-2014 годы» мероприятия по установке видеонаблюдения в дошкольных образовательных учреждениях. Администрация Ипатовского района считает, что расходование средств на установку кнопок экстренного вызова в сельских населённых пунктах является нецелесообразным, в связи с удалённостью населённых пунктов от оператора ОВО и дежурного ОВД Ипатовского района, которая приводит к невозможности в максимально кратчайшие сроки прибыть группе реагирования из г. Ипатово в сельские населённые пункты к месту нахождения детского сада. В связи с нахождением оператора в г. Ипатово, передача сигнала через него послужит не экстренному вызову, а усложнит процесс. Вместе с тем, вызов участкового уполномоченного полиции, который возможно осуществить с мобильного телефона, послужит его скорейшее прибытие к месту нахождения детского сада в связи с близким расположением к нему. На основании изложенного, просит суд отказать прокурору Ипатовского района в удовлетворении заявленных им требований. Представитель третьего лица отдела образования Ипатовского муниципального района Косенко В.Н. в суде с исковыми требованиями не согласился, поддержав полностью доводы ответчика по делу. Кроме того, пояснил, что в части исполнения законодательства по обеспечению антитеррористической защищенности образовательных учреждений проведена следующая работа: разработаны паспорта антитеррористической защищенности, к ним имеются схемы оповещения сотрудников учреждения при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, схемы оповещения служб и ведомств при возникновении чрезвычайных ситуаций с применением технических средств – телефонной связи по линии АТС и по каналам сотовой связи, в том числе, в случаях, связанных с проявлением терроризма; организован пропускной режим; дежурные сотрудники учреждений обеспечены инструкцией; каждым учреждением отработан алгоритм действий при организации эвакуации детей и сотрудников; каждое учреждение обеспеченно системой голосового оповещения, по сигналу которого осуществляется эвакуация. Кнопками экстренного вызова оснащены все детские сады, расположенные на территории города Ипатово. При решении вопроса оснащения дошкольных учреждений, находящихся вне пределов города Ипатово, кнопками экстренного вызова полиции учитывалась целесообразность их установки в зависимости от места расположения учреждений и условий оперативного реагирования на сигнал тревоги. По своему назначению кнопка экстренного вызова полиции соответствует требованиям только в условиях города Ипатово, так как группа реагирования отдела вневедомственной охраны может обеспечить оперативные выезды только в пределах города Ипатово. В наиболее отдаленные от г. Ипатово населенные пункты расчетное время прибытия оперативной группы составляет более 1 часа. Учитывая, что для сельских образовательных учреждений возможна установка кнопки экстренного вызова полиции только с использование каналов сотовой связи и информация по сигналу для реагирования поступает участковому, который находится в непосредственной близости от места расположения учреждения, было принято решение об установлении связи с участковым уполномоченным, как по линии АТС, так и с использованием мобильной связи. Просит суд отказать прокурору Ипатовского района в удовлетворении заявленных им требований. Представитель третьего лица МДОУ детский сад № 10 «Ивушка», будучи надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, представив письменное ходатайство, в котором просит рассмотреть дело без его участия, решение вынести по своему усмотрению. Суд, выслушав стороны по делу, исследовав представленные материалы дела, приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что в муниципальном дошкольном образовательном учреждении Ипатовского муниципального района детском саду *** «Ивушка» отсутствует тревожная сигнализация оповещения. Согласно п. 6.1 ст. 15 Федерального закона от *** № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района. В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 32 Закона Российской Федерации от *** *** «Об образовании», образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. В соответствии со ст. 9 ФЗ от *** № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином, оказывающем соответствующие услуги учреждении, не могут ущемляться права ребенка. Отсутствие тревожной сигнализации свидетельствует о террористической уязвимости данного объекта, и о ненадлежащей профилактике терроризма на территории района. Ответчик по делу является лицом, непосредственно отвечающим за безопасность детей, обучающихся в МДОУ детском саду *** «Ивушка». Федеральным законом от *** № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» установлены основные принципы противодействия терроризму, правовые организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизация и (или) ликвидация последствий проявления терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил РФ в борьбе с терроризмом. Исходя из содержания ст. 2 Федерального закона № 35-ФЗ от *** «О противодействии терроризму», противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма; единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций; сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму; конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников; недопустимость политических уступок террористам; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма; соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности. Согласно п. 3 ст. 5 указанного закона, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. Таким образом, исходя из изложенного, суд считает, что бездействие администрации Ипатовского муниципального района СК по установке в здании муниципального дошкольного образовательного учреждения Ипатовского муниципального района детском саду *** «Ивушка» тревожной сигнализации влечет за собой нарушение требований законодательства о противодействии терроризму, об организации местного самоуправления, об образовании, об основных гарантиях прав ребенка в РФ, которые напрямую влияют, как на безопасность персонала, так и на безопасность детей, находящихся в образовательном учреждении в настоящее время и которые будут находиться в образовательном учреждении, в связи с чем, полагает, что требования прокурора Ипатовского района являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Ипатовского района Ставропольского края к администрации Ипатовского муниципального района Ставропольского края о понуждении администрации Ипатовского муниципального района к установке тревожной сигнализации в муниципальном дошкольном образовательном учреждении Ипатовского муниципального района детском саду *** «Ивушка», удовлетворить. Обязать администрацию Ипатовского муниципального района Ставропольского края в течение *** года установить тревожную сигнализацию оповещения в здании муниципального дошкольного образовательного учреждения Ипатовского муниципального района Ставропольского края детском саду *** «Ивушка» села Лиман Ипатовского района Ставропольского края. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ипатовский районный суд в течение 10 дней. Судья