Решение от 27.09.2011г. по иску прокурора о понуждении администрации установки тревожной сигнализации в МДОУ №12(2-668/2011)



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 сентября 2011 года г.Ипатово

Ипатовский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Цымбала М.В., с участием

помощника прокурора Ипатовского района Скорик А.А.,

представителя ответчика Коваленко М.А.,

представителя третьего лица Косенко В.Н.,

при секретаре Матвиенко Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Ипатовского муниципального района <адрес>(далее – администрации ИМР) о понуждении к установке тревожной сигнализации в муниципальном дошкольном образовательном учреждении Ипатовского муниципального района <адрес> детский сад «Родничок»( далее – МДОУ детский сад «Родничок»),

УСТАНОВИЛ:

И.О.Прокурора <адрес> СК Наумов В.И. обратился в суд с иском о понуждении администрации ИМР к установке тревожной сигнализации в МДОУ детский сад «Родничок», указав, что при проведении прокуратурой проверки антитеррористической защищенности образовательных учреждений района установлено, что МДОУ детский сад «Родничок» в настоящее время не оборудован тревожной сигнализацией, в связи с чем не созданы условия для предупреждения и пресечения терроризма, которые напрямую влияют как на безопасность детей, обучающихся в образовательных учреждениях в настоящее время и которые будут обучаться в дальнейшем, что свидетельствует о нарушении ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» и п. 11 Конвенции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которыми основными задачами противодействию терроризму в Российской Федерации являются: выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма; обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; антитеррористическая защищенность потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, и требований п. 3 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», в соответствии с которыми федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

Пунктом 6.1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

В соответствии с пунктом 3 ч. 3 ст. 32 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

На основании ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемлять права ребенка.

Таким образом, бездействие администрации ИМР по установке в здании МДОУ детский сад «Родничок» тревожной сигнализации влечет за собой нарушение требований законодательства о противодействии терроризму, об организации местного самоуправления, об образовании, об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации, которые напрямую влияют как на безопасность персонала, так и на безопасность детей, находящихся в образовательном учреждении.

Просит обязать администрацию ИМР в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу установить тревожную сигнализацию оповещения в административном здании и иных сооружениях МДОУ детский сад «Родничок».

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Скорик А.А. исковые требования изменила, просила суд обязать администрацию ИМР в течение 2012 года установить тревожную сигнализацию оповещения в здании МДОУ детский сад «Родничок» <адрес>.

Представитель ответчика администрация ИМР - главный специалист отдела правового и кадрового обеспечения Коваленко М.А. исковые требования не признала и пояснила, что в соответствии со ст. 131 ГПК РФ в исковом заявлении должно быть указано, в чём заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования. В исковом заявлении прокурора <адрес> отсутствуют ссылки на конкретные нормы закона, предусматривающие обязанность администрации <адрес> обеспечивать антитеррористическую защищённость именно путём установления тревожной сигнализации в детском саду. Органы местного самоуправления в соответствии с Конституцией Российской Федерации наделяются собственной компетенцией, свободой в осуществлении этой компетенции и несут за это ответственность.

Нормы федерального законодательства предоставляют органам местного самоуправления право самостоятельного выбора средств и методов обеспечения антитеррористической защищённости образовательных учреждений. Органы местного самоуправления сами определяют механизм реализации вопросов местного значения, за ними признаются собственные полномочия, не только организационные, но и экономические, финансовые.

Требование прокуратуры <адрес> являются прямым вмешательством в деятельность органов местного самоуправления и нарушением ст. 130 и ст. 132 Конституции Российской Федерации. Статьей 133 Конституции Российской Федерации вводится запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Кроме того, администрация <адрес> не компетентна принимать решение о расходовании средств из бюджета Ипатовского муниципального района на оснащение образовательных учреждений тревожной сигнализацией. В соответствии со ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение местного бюджета является исключительной компетенцией представительного органа муниципального образования – Совета Ипатовского муниципального района <адрес>.

Учитывая, что заседания Совета проводятся в большинстве случаев 1 раз в 2-3 месяца и для проведения работ необходимо определённое время, администрация <адрес> считает, что срок выполнения требований прокурора <адрес> является недостаточным и нереальным для выполнения решения суда.

<адрес> участвует в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и ликвидации проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

Созданной администрацией межведомственной антитеррористической комиссией <адрес> за 2011 год проведено 3 заседания, на которых заслушаны руководители организаций по вопросам антитеррористической безопасности.

Решением Совета Ипатовского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждена районная целевая программа «Профилактика правонарушений в Ипатовском муниципальном районе <адрес> на 2009-2012 годы». Отдельные мероприятия целевой программы предусматривают меры по борьбе с терроризмом и экстремизмом.

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по противодействию терроризму» администрацией <адрес> разрабатывается целевая программа «Антитеррористическая защищённость и обеспечение безопасности социально-значимых объектов в Ипатовском муниципальном районе на 2012-2014 годы».

В целях повышения антитеррористической защищённости объектов особой важности, повышенной опасности, жизнеобеспечения и мест с массовым пребыванием людей администрацией <адрес> издано распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ -р «О создании рабочей группы для оценки состояния инженерно-технической укрепленности объектов особой важности, повышенной опасности, жизнеобеспечения и мест с массовым пребыванием людей на территории Ипатовского муниципального района <адрес>» и утверждён состав рабочей группы.

В части обеспечения антитеррористической защищённости образовательных учреждений проведена соответствующая работа: оснащены кнопками экстренного вызова все детские сады, расположенные на территории <адрес>; во всех образовательных учреждениях разработаны паспорта антитеррористической защищённости, паспорта объектов с массовым пребыванием людей, имеются схемы оповещения сотрудников учреждения об опасности, схемы оповещения служб и ведомств при возникновении чрезвычайных ситуаций, в том числе, связанных с проявлениями терроризма; ведомственной целевой программой «Развитие образования в Ипатовском муниципальном районе <адрес> на 2012-2013 годы» на установку и ремонт ограждений дошкольным образовательным учреждениям предусмотрены средства в объёме 1961 900 рублей; в ряде образовательных учреждений обеспечено освещение прилегающих территорий по периметру; в настоящее время на рассмотрении находятся внесённые отделом образования предложения о включении в проект целевой программы «Антитеррористическая защищённость и обеспечение безопасности социально-значимых объектов в Ипатовском муниципальном районе на 2012-2014 годы» мероприятия по установке видеонаблюдения в дошкольных образовательных учреждениях.

Вопросы по противодействию экстремистской деятельности, противодействия терроризму находятся на постоянном контроле главы администрации <адрес>.

<адрес> считает, что расходование средств на установку кнопок экстренного вызова в сельских населённых пунктах является нецелесообразным ввиду: удалённости населённых пунктов от оператора отдела вневедомственной охраны и дежурного ОВД <адрес>, которая приводит к невозможности в максимально кратчайшие сроки прибыть группе реагирования из <адрес> в сельские населённые пункты к месту нахождения детского сада; отсутствия экономии времени вызова экстренной помощи в связи с нахождением оператора в <адрес> передача сигнала через него приводит не к экстренному вызову, а к усложнению процесса и удлинению времени передачи этого сигнала.

Вместе с тем, вызов участкового уполномоченного полиции возможно осуществить с мобильного телефона, а в большинстве случаев его прибытие к месту нахождения детского сада в связи с близким расположением участка занимает минуты.

Администрацией Ипатовского муниципального района обеспечивает решение вопросов местного значения, связанных с участием в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и ликвидации проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

Таким образом, в ходе решения вопросов местного значения администрацией <адрес> нарушений действующего законодательства, регламентирующего противодействие терроризму, допущено не было.

Просила отказать прокурору <адрес> в удовлетворении заявленных им требований.

Представитель третьего лица отдела образования администрации ИМР - инженер по технике безопасности и охране труда Косенко В.Н. исковые требования не признал и пояснил, что отсутствие тревожной сигнализации в учреждении не может квалифицироваться как причина или условие, способствовавшее возникновению и распространению терроризма. В иске не конкретизирована функциональная направленность тревожной сигнализации, которую необходимо установить в учреждении, в связи с чем, возникает неопределенность в исполнении. Установление тревожной сигнализации это не только дорогостоящее мероприятие, но и невыполнимое в сельских местностях из-за отсутствия линий многоканальных АТС, удаленности от районного центра. Просил суд отказать в удовлетворении требований прокурора.

Представитель третьего лица МДОУ детский сад «Родничок» в судебное заседание не явился, в представленном в суд заявлении просил рассмотреть дело в отсутствие представителя детского сада, рассмотреть иск прокурора на усмотрение суда.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что в МДОУ детский сад № 16 «Родничок» отсутствует тревожная сигнализация оповещения.

В соответствии с ч. 1 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении возложенных на него функций прокурор принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» установлены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизация и (или) ликвидация последствий проявления терроризма.

Исходя из содержания указанного федерального закона противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечении и защите основных прав и свобод человека и гражданина; законности; приоритете защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; неотвратимости наказания за осуществление террористической деятельности; системности и комплексном использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; сотрудничестве государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму; приоритете мер предупреждения терроризма; единоначалии в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций; сочетании гласных и негласных методов противодействия терроризму; конфиденциальности сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников; недопустимости политических уступок террористам; минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма; соразмерности мер противодействия терроризму степени террористической опасности.

Согласно пункту 3 ст. 5 указанного закона федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

Пункт 6.1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относит участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

В соответствии с пунктом 4 ч. 1 ст. 31 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений.

Согласно пункту 3 ч. 3 ст. 32 вышеуказанного закона образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

Как следует из содержания ст. 9 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.

Результаты проверки, проведенной прокуратурой <адрес>, свидетельствуют о бездействии администрации ИМР, а также об отсутствии с ее стороны активной работы по профилактике терроризма на территории района, направленной на сохранность муниципального имущества и защиту жизни и здоровья граждан.

Отсутствие тревожной сигнализации свидетельствует о террористической уязвимости МДОУ «Родничок» и о ненадлежащей профилактике терроризма на территории Ипатовского муниципального района. Администрация ИМР является лицом, непосредственно отвечающим за безопасность детей, обучающихся в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях.

Таким образом, исходя из изложенного, бездействие администрации ИМР по установке в здании МДОУ детский сад «Родничок» тревожной сигнализации влечет за собой нарушение требований законодательства о противодействии терроризму, об организации местного самоуправления, об образовании, об основных гарантиях прав ребенка в РФ, которые напрямую влияют как на безопасность персонала, как на безопасность детей, находящихся в образовательном учреждении в настоящее время, так и на безопасность детей, которые будут находится в образовательном учреждении далее, и нахождение их в безопасных условиях, в связи с чем, признает исковые требования прокурора <адрес> законными, обоснованными и подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию Ипатовского муниципального района <адрес> в течение 2012 года установить тревожную сигнализацию оповещения в здании муниципального дошкольного образовательного учреждения Ипатовского муниципального района <адрес> детский сад «Родничок» <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ипатовский районный суд Ставропольского края в течение 10 дней.

Судья – подпись

Копия верна: судья-