РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 4 декабря 2011 года г. Ипатово Ипатовский районный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Мигалко С.Л., при секретаре Мирошниченко Н.Н., с участием прокурора Бенько В.А., заявителя Яковлевой А.Н., представителей участковой избирательной комиссии № 517 Степаненко В.И., территориальной избирательной комиссии Ипатовского района Бондаренко В.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Яковлевой Александры Николаевны об оспаривании действий участковой избирательной комиссии № 517 Ипатовского района, УСТАНОВИЛ: Яковлева А.Н. обратилась в суд с заявлением, указывая, что 4 декабря 2011 года при проведении голосования на выборах в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и Думу Ставропольского края участковой избирательной комиссией избирательного участка № 517 были допущены нарушения действующего законодательства о выборах, выразившиеся в том, что выезд урн для выездного голосования был совершен до 14 часов, наблюдателям от партий и кандидатов отведено специальное место, находясь в котором они не способны отслеживать прохождение процедуры голосования, им ограничен доступ к урнам для голосования, а также они ограничены в передвижении по залу для голосования, чем нарушен п.11 ст.61 Закона, согласно которому наблюдатель вправе перемещаться по залу для голосования и выбирать самостоятельно место для наблюдения за ходом процесса голосования. В судебном заседании Яковлева А.Н. поддержала доводы заявления, уточнила его, отказавшись от заявления в части нарушения избирательной комиссией действующего законодательства о выборах, выразившемся в том, что выезд урн для выездного голосования был совершен до 14 часов, а также в том, что наблюдатели вправе перемещаться по залу для голосования и самостоятельно выбирать место для наблюдения и пояснила, что находясь на избирательном участке № 517 в качестве избирателя, ею были зафиксированы нарушения избирательного законодательства, выразившиеся в том, что наблюдатели от политических партий и кандидатов лишены возможности наблюдать процедуру голосования, так как место, отведенное избирательной комиссией для наблюдателей, не позволяет этого, а именно избиратели видны со спины, отсутствует возможность увидеть, предъявляется ли ими паспорт при получении бюллетеней для голосования, возле урн имело место нахождение трех человек одновременно. Полагает, что участковая избирательная комиссия не вправе определять место для нахождения наблюдателей, поскольку это не предусмотрено законом, и должна была разъяснить наблюдателям их право находиться в зале для голосования таким образом, чтобы иметь возможность наблюдать за ходом голосования. Представитель участковой избирательной комиссии избирательного участка № 517 Степаненко В.И. не согласилась с доводами заявления и пояснила, что на избирательном участке № 517 наблюдателям от партий и кандидатов отведено соответствующее место, все наблюдатели, зарегистрированные на данном избирательном участке, в ходе голосования свободно перемещались по залу, препятствий в их передвижении не было допущено. От наблюдателя от партии ЛДПР ФИО8 поступила устная жалоба на то, что она имела желание расположиться рядом с членами избирательной комиссии, чтобы иметь возможность наблюдать, в чем ей было отказано с целью не мешать работе комиссии, при этом Сподиной было сообщено место, отведенное для наблюдателей. Представитель территориальной избирательной комиссии Бондаренко В.Ф. считал жалобу необоснованной, пояснив, что он неоднократно находился на избирательном участке № 517, при этом, наблюдатели от партий и кандидатов не были лишены возможности передвигаться по залу, им было разъяснено, чтобы они не мешали работе комиссии, не подходили близко к урнам, дабы не нарушать тайну голосования. Ему известно, что наблюдатели от политических партий не обращались в участковую избирательную комиссию с жалобами, при этом, наблюдатели, несмотря на большое количество избирателей на избирательном участке, не лишены возможности подойти ближе к членам избирательной комиссии и контролировать ход выдачи членами комиссии избирательных бюллетеней. Выслушав Яковлеву А.Н., представителя участковой избирательной комиссии избирательного участка № 517 Степаненко В.И., представителя территориальной избирательной комиссии Бондаренко В.Ф. прокурора Бенько В.А., полагавшего заявление подлежащим удовлетворению частично, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с подпунктами 2, 3, 4, 5 пункта 6 ст.30 Федерального закона от 18.05.2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» наблюдатель вправе находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям; присутствовать при голосовании вне помещения для голосования; наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в список избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней, открепительных удостоверений. Как установлено судом, Яковлева А.Н. является наблюдателем от Ставропольского регионального отделения политический партии «Либерально-демократическая партия России», направлена в Территориальную избирательную комиссию № 8 Ипатовского района, на основании направления, выданного 02.12.2011 года координатором СРО ПП ЛДПР. В судебном заседании Яковлева А.Н. утверждала, что, находясь на избирательном участке № 517 как избиратель, ею были зафиксированы нарушения избирательного законодательства, а именно, наблюдатели от политических партий и кандидатов лишены возможности наблюдать процедуру голосования, так как место, отведенное избирательной комиссией для наблюдателей, не позволяет этого, и кроме того, место нахождения наблюдателей не предусмотрено действующим законодательством о выборах. Члены комиссии должны были разъяснить наблюдателям их право находиться таким образом, чтобы иметь возможность наблюдать за ходом голосования. Согласно п.11 ст.61 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 25.07.2011, с изм. от 20.10.2011) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования, технические средства подсчета голосов при их использовании одновременно находились в поле зрения членов участковой комиссии, наблюдателей. Нарушений вышеназванной нормы закона судом не установлено. Утверждения Яковлевой А.Н. о том, что наблюдатели от политических партий и кандидатов лишены возможности наблюдать процедуру голосования, «наблюдая спины избирателей», а членами избирательной комиссии наблюдателям не разъяснено их право находиться недалеко от членов комиссии с целью визуального наблюдения за ходом выдачи бюллетеней и хода голосования, что является нарушением избирательного законодательства, являются несостоятельными, поскольку и места выдачи бюллетеней, и места для тайного голосования и ящики для голосования, находятся в поле зрения наблюдателей, о чем в суде показала Яковлева А.Н., пояснив, что наблюдателям не видна сама процедура получения избирателями бюллетеней для голосования. В судебном заседании представители участковой избирательной комиссии и территориальной избирательной комиссии Степаненко В.И. и Бондаренко В.Ф. показали, что наблюдателям от политических партий и кандидатов, действительно, отведено место, где они могут находиться, как отведены специальные места для членов избирательной комиссии, урн для голосования, охраны избирательного участка. Таким образом, непосредственное место нахождения наблюдателей не ограничивает их право передвижения по залу для голосования, наблюдения за ходом голосования, выдачей избирательных бюллетеней. Кроме того, действующее законодательство о выборах не возлагает на члена избирательной комиссии разъяснять наблюдателям их права. Также в суде не нашел подтверждения факт воспрепятствования передвижению наблюдателей по залу со стороны избирательной комиссии. Так, сама заявитель Яковлева А.Н. не пояснила, в чем конкретно выразилось воспрещение наблюдателям передвигаться по залу, в чем нарушены их права. Представители участковой избирательной комиссии и территориальной избирательной комиссии показали, что жалоб на запрещение наблюдателям перемещаться по залу не поступало. Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения заявления. Руководствуясь ст.194-199, 261 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении заявления об оспаривании действий избирательной комиссии № 517 Ипатовского района Яковлевой Александре Николаевне отказать. Решение может быть обжаловано в Ставропольском краевом суде в течение пяти дней со дня его принятия. Судья