РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 19 декабря 2011 г. г. Ипатово Ипатовский районный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Рябушина А.В., при секретаре Горбаневой Е.В., с участием истца Ухань Т.П., представителя ответчика ГУ – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Ипатовскому району Ставропольского края Ольховской Г.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ухань Т.П. к ГУ – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ипатовскому району Ставропольского края о назначении пенсии, УСТАНОВИЛ: Ухань Т.П. обратилась в суд с иском к ГУ – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ипатовскому району Ставропольского края о назначении пенсии, указав, что с 01 августа 1986 г. по настоящее время она работает медицинским работником, трудовую деятельность она осуществляла как в сельской, так и в городской местности, о чем имеются записи в ее трудовой книжке. Стаж ее лечебной работы составляет более 30 лет, в связи с чем она имеет право на пенсию по выслуге лет в соответствии с п. 1.11 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Она обратилась в ГУ – Управление Пенсионного фонда по Ипатовскому району Ставропольского края с заявлением о назначении пенсии, в чем ей было отказано, из подсчета стажа работы, дающего право на досрочное назначении пенсии по выслуге лет, были исключены периоды: с 01 августа 1986 г. по 14 сентября 1988 г. в должности врача-интерна <данные изъяты> районной больницы, так как она находилась в этот период в отпуске по уходу за ребенком, в предродовом и послеродовом отпуске (стаж работы 02 года 01 месяц 13 дней); с 10 октября 1989 г. по 28 сентября 1992 г. в должности врача-терапевта в <данные изъяты> врачебной амбулатории колхоза имени <данные изъяты> (стаж работы 02 года 11 месяцев 18 дней); с 16 марта 1993 г. по 01 октября 1993 г. (06 месяцев 15 дней) в должности медицинского работника в средней школе № <данные изъяты>; с 20 декабря 1995 г. по 29 апреля 1998 г. в должности заведующей <данные изъяты> врачебной амбулаторией <данные изъяты> ТМО (стаж 02 года 04 месяца 09 дней); с 08 ноября 1995 г. по 19 декабря 1995 г. (стаж 01 месяц 11 дней), с 11 января 1999 г. по 30 апреля 1999 г. (стаж 03 месяца 19 дней), с 01 ноября 1999 г. по 17 марта 2000 г. (стаж 04 месяца 16 дней) – нахождение на курсах повышения квалификации. Решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № считает незаконным, так как ограничения, связанные с невключением в стаж работы для назначения пенсии на льготных условиях, отпусков по уходу за ребенком появились только с принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», то есть с 01 октября 1992 г. В должности врача-терапевта колхоза имени Жданова она работала в лечебной амбулатории и занималась лечебной деятельностью. Амбулатория была непосредственно подчинена Красногвардейскому ТМО. Работа в должности медицинского работника в средней школе № <адрес> должна засчитываться в стаж для назначения пенсии на льготных условиях в соответствии с Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397, действовавшим до 01 октября 1993 г., так как в нем было предусмотрена средняя школа в числе учреждений, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет. Работа в качестве заведующей Новомихайловской врачебной амбулаторией также должна засчитываться в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях, так как она исполняла обязанности врача-терапевта. В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы и средняя заработная плата по основному месту работы. Кроме того, за эти периоды работодатель должен производить отчисления страховых взносов и соответственно они подлежат включению в трудовой стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях. Представитель ответчика – заместитель начальника ГУ – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Ипатовскому району Ставропольского края Сильченко Р.А. в представленных в суд возражениях указал, что ответчик не согласен с исковыми требованиями, просил суд отказать в удовлетворении иска. В обоснование возражений указал, что при подсчете по первому варианту медицинский стаж составил 16 лет 11 месяцев 16 дней, по второму – 17 лет 8 дней. Период с 01 августа 1986 г. по 14 сентября 1988 г. не был включен в специальный стаж, так как отпуск по уходу за ребенком был предоставлен истцу с 01 августа 1986 г., то есть в день зачисления ее на работу и поэтому она не могла заниматься лечебной деятельностью. Кроме того, одногодичная специализация (интернатура) является обязательной формой последипломной подготовки, по окончанию которой врачам-интернам присваивается квалификация врача-специалиста. Период с 10 октября 1989 г. по 28 сентября 1992 г. не был включен в стаж, так как колхоз не предусмотрен Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность в государственных и муниципальных учреждениях, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 (далее по тексту – Список № 781), и Списком профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная деятельность и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. № 464 (далее по тексту – Список № 464). Период с 16 марта 1993 г. по 03 ноября 1995 г. не засчитан в специальный стаж, так как средняя школа и должность медработника не предусмотрены Списком № 781 и Списком № 464. Период с 20 декабря 1995 г. по 29 апреля 1998 г. не включен в стаж, так как должность заведующей врачебной амбулаторией не предусмотрена Списком № 781 и Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованиям в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом от 15 октября 1999 г. № 377. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации исключены из подсчета специального стажа, так как в стаж засчитываются периоды работы, выполняемые постоянно, в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. В судебном заседании истец Ухань Т.П. исковые требования поддержала в полном объеме, просила суд их удовлетворить по изложенным в исковом заявлении основаниям. Представитель ответчика Ольховская Г.А. исковые требования не признала, просила суд отказать в их удовлетворении по изложенным в возражениях основаниям. Свидетель Л., допрошенная в судебном заседании, показала, что она работала в <данные изъяты> амбулатории, которая была в структуре <данные изъяты> ТМО, с 1984 года. Ухань Т.П. работала в этой же амбулатории с 1989 года по 1992 год в должности врача-терапевта от колхоза имени <данные изъяты>. В штате было два врача-терапевта, один – от ТМО, другой – от колхоза имени <данные изъяты>. Ей известно, что Ухань Т.П. занималась врачебной деятельностью, осуществляла прием граждан, выезжала по вызовам на дом, оказывала первую медицинскую помощь. С 1993 года Ухань Т.П. стала работать в средней школе № <адрес> в должности медицинского работника, в которой занималась лечебной деятельностью, проводила вакцинацию детей и педагогов школы, оказывала первую медицинскую помощь. Штат медицинских работников школы находился в районо. В 1995 году Ухань Т.П. была принята на работу на должность заведующей <данные изъяты> врачебной амбулаторией, в которой осуществляла медицинскую помощь населению на территории врачебной амбулатории. Свидетель М. показала, что с 1991 года по 2004 год она работала в средней школе № <адрес>, с 1993 года по 1995 год в должности медицинского работника в школе работала Ухань Т.П., которая оказывала медицинскую помощь детям и педагогам, проводила профилактические осмотры, оказывала доврачебную помощь при острых заболеваниях и несчастных случаях. Суд, выслушав стороны, свидетелей, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, приходит к следующему. Решением ГУ – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Ипатовскому району Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ № Ухань Т.П. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с тем, что у нее отсутствует необходимый специальный стаж, из подсчета специального стажа Ухань Т.П. были исключены периоды работы, в том числе которые истец просит включить в стаж работы, дающий право для досрочного назначения пенсии по выслуге лет. Согласно трудовой книжке №, выданной <данные изъяты> родильным домом 09 октября 1985 г., Ухань Т.П.: с 01 августа 1986 г. по 14 сентября 1988 г. работала в качестве врача-интерна <данные изъяты> районной больницы; с 10 октября 1989 г. по 15 октября 1992 г. – в должности врача-терапевта <данные изъяты> в/лаборатории колхоза имени <данные изъяты> (колхоза «<данные изъяты>»); с 16 марта 1993 г. по 03 ноября 1995 г. – врачом СШ № <данные изъяты>; с 20 декабря 1995 г. по 29 апреля 1998 г. – в должности заведующей <данные изъяты> врачебной амбулаторией. Приказом директора школы № <адрес> от 21 марта 1993 г. медсестре Ухань Т.П. присвоен 7 разряд. Согласно справке МОУ СОШ № от ДД.ММ.ГГГГ № Ухань Т.П. работала в ГОУ СШ № <адрес> в должности медицинского работника с 15 марта 1993 г. по 03 ноября 1995 г. Из справки МУЗ <данные изъяты> от 12 августа 2011 г. № 59 Ухань Т.П. с 20 декабря 1995 г. по 29 апреля 1998 г. работала в МУЗ «<данные изъяты>» в должности заведующей <данные изъяты> врачебной амбулаторией <данные изъяты> территориального медицинского объединения, при этом согласно должностной инструкции осуществляла врачебную деятельность; на курсах повышения квалификации находилась с 08 ноября 1995 г. по 19 декабря 1995 г. В соответствии с архивной справкой архивного отдела администрации <данные изъяты> муниципального района <данные изъяты> от 12 августа 2011 г. № 729 в документах архивного фонда акционерного агропредприятия <данные изъяты> (до 30 октября 1989 г. – колхоз им. <данные изъяты>) в книгах учета расчетов с членами колхоза Ухань Т.П. значится в должности врача-терапевта. Из справки МУЗ «<данные изъяты>» от 12 августа 2011 г. № 60 усматривается, что с 01 октября 1993 г. <данные изъяты> центральная районная больница была преобразована в <данные изъяты> территориальное медицинское объединение. Согласно справки МУЗ «<данные изъяты> от 14 декабря 2011 г. № 79 Ухань Т.П. работала в МУЗ <данные изъяты> в должности заведующей <данные изъяты> врачебной амбулаторией <данные изъяты> территориального медицинского объединения и согласно должностной инструкции осуществляла врачебную деятельность. Из должностной инструкции, утвержденной главным врачом МУЗ «<данные изъяты>» от 11 января 2010 г., усматривается, что в обязанности заведующей врачебной амбулаторией входит осуществление врачебной медицинской помощи населению на территории деятельности амбулатории. В соответствии со справкой МОУ СОШ № от 14 декабря 2011 г. № 94 16 марта 1993 г. Ухань Т.П. была принята на работу в СШ № <адрес> медицинским работником, в ее должностные обязанности входило обеспечение выполнения профилактический и лечебно-диагностических процедур, оказание неотложной доврачебной помощи и иные обязанности. В силу ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, определений Конституционного Суда РФ от 05 ноября 2002 г. № 320-О, от 06 марта 2003 г. № 107-О, Постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. № 2-П и Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 г. № 25 при рассмотрении вопроса о назначении досрочной трудовой пенсии по старости должны применяться нормативные акты, действовавшие во время трудовых отношений. С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», вступившим в силу 06 октября 1992 г., период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным Законом ст. 167 КЗоТ РСФСР была изложена в новой редакции. Исходя из смысла ст. 167 КЗоТ РСФСР (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1982 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 15 Постановления от 20 декабря 2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» указал, что при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст. ст. 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года, то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости. Таким образом, если отпуск по уходу за ребенком в целом (до достижения ребенком возраста полутора лет и до достижения им возраста трех лет) начался у матери в период действия названного нормативного акта, то с учетом положений статей 6 ч. 2, 15 ч. 4, 17 ч. 1, 18, 19 и 55 ч. 1 Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, весь период отпуска по уходу за ребенком подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. В соответствии с разделом «Наименование должностей» Списка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781, право на досрочную трудовую пенсию по старости по нормам подпункта 11 пункта 1 статьи 27 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ предоставлено врачам-специалистам всех наименований (кроме врачей-статистиков). В Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава Российской Федерации от 15 октября 1999 г. № 377, должность врач-интерн была выделена как самостоятельная должность (Перечень соответствия врачебных и провизорских специальностей должностям специалистов, утвержденный приказом Минздрава России от 27 августа 1999 г. № 337). Должность врача-интерна в Номенклатуре от 27 августа 1999 г. прямо не отнесена к числу врачей-специалистов, вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» интернатура - это первичная годичная послевузовская подготовка (специализация). В п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 г. № 25 разъяснено о необходимости учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). Согласно приказу Минздрава СССР от 16 августа 1972 г. № 669 «Об утверждении Инструкции о порядке выплаты заработной платы врачам, проходящим одногодичную специализацию (интернатуру)», установлено, что врачам, проходящим интернатуру, выплачивается заработная плата в течение всего периода прохождения специализации, учитывая очередной отпуск, в размере, предусмотренном действующим законодательством по той должности, на которую зачислен врач в учреждение здравоохранения на штатную должность для прохождения интернатуры. Приказом Минздрава СССР от 16 августа 1972 г. № 669 было установлено, что на врачей-интернов полностью распространяются правила внутреннего трудового распорядка, права и льготы, установленные для медицинских работников учреждения, в которое зачислен врач-интерн. Также отмечалось, что заработная плата врачам-интернам в течение всего периода прохождения интернатуры выплачивается за счет базовых учреждений здравоохранения, при этом в соответствующие фонды социального страхования, в том числе пенсионный, отчислялись страховые взносы. На основании изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования в части включения в специальный стаж периода работы Ухань Т.П. с 01 августа 1986 г. по 14 сентября 1988 г. в должности врача-интерна <данные изъяты> районной больницы, в том числе нахождение в отпуске по уходу за ребенком, в предродовом и послеродовом отпуске, подлежат удовлетворению. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 № 25 разъяснено, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 г. могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов. По состоянию на 31 декабря 2001 г. пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охранен здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения». В соответствии с п. 3 указанного постановления в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 01 ноября 1999 г. засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. № 464. Пунктом 1 указанного постановления предусматривалась возможность включения в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Таким образом, для включения в стаж работы не имеет значения правовая форма юридического лица, назначение досрочной пенсии гарантировано на равных основаниях работникам, занятым в медицинских учреждениях, осуществляющих лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности независимо от наименования должности. Кроме того, в периоды работы истицы в должности врача-терапевта в <данные изъяты> врачебной амбулатории колхоза имени <данные изъяты> с 10 октября 1989 г. по 15 октября 1992 г., в должности медицинского работника средней школы № <адрес> с 16 марта 1993 г. по 01 октября 1993 г. также действовал утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 Перечень учреждений, организаций и должностей. Данным перечнем были также предусмотрены наименования учреждения – амбулаторно-поликлинические учреждения всех типов и наименований, в том числе здравпункты. Данное Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 утратило силу только с 01 октября 1993 г. Суд считает, что Ухань Т.П., имея соответствующее образование и квалификацию, в период с 10 октября 1989 г. по 28 сентября 1992 г. работала в должности врача-терапевта в <данные изъяты> врачебной амбулатории колхоза имени <данные изъяты>, выполняя все обязанности врача-терапевта, выражающиеся в оказании доврачебной медицинской помощи, прием больных, выполнение медицинских процедур, а сама врачебная амбулатория относилась к лечебно-профилактическому учреждению, предусмотренному, Списком N 464. Также Ухань Т.П. в период с 16 марта 1993 г. по 01 октября 1993 г. работала в должности медицинского работника средней школы № <адрес> и осуществляла лечебную деятельность. Соответственно исковые требования Ухань Т.П. в части включения в специальный стаж периодов с 10 октября 1989 г. по 28 сентября 1992 г. в должности врача-терапевта <данные изъяты> врачебной амбулатории колхоза имени <данные изъяты> и с 16 марта 1993 г. по 01 октября 1993 г. в должности медицинского работника средней школы № <адрес> подлежат удовлетворению. Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, предусмотрены должности руководителей учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность. Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. № 464 было установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). В пункте 1 указанного Списка указаны врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Таким образом, Ухань Т.П. в период с 20 декабря 1995 г. по 20 декабря 1998 г. замещала должность заведующей <данные изъяты> врачебной амбулаторией, которая являлась структурным подразделением <данные изъяты> территориального медицинского объединения, и осуществляла лечебную деятельность, что подтверждается справками от 12 августа 2011 г., от 12 августа 2011 г. № 60, от 14 декабря 2011 г., должностной инструкцией, а также показаниями свидетеля Л. В связи с чем, суд считает, что исковые требования Ухань Т.П. в части включения в специальный стаж периода работы с 20 декабря 1995 г. по 19 декабря 1998 г. в должности заведующей <данные изъяты> врачебной амбулаторией <данные изъяты> ТМО подлежат удовлетворению. Судом установлено, что Ухань Т.П.. проходила курсы повышения квалификации в следующие периоды: с 08 ноября 1995 г. по 19 декабря 1995 г., с 11 января 1999 г. по 30 апреля 1999 г., с 01 ноября 1999 г. по 17 марта 2000 г., которые исключены из подсчета специального стажа. Вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 № 517. В силу пункта 3 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Пунктом 5 указанных Правил среди периодов, которые не включаются в стаж работы, периоды нахождения в учебных отпусках, на курсах повышения квалификации не поименованы. В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 173-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 указанного Федерального закона при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Период повышения квалификации подлежит зачету в стаж для назначения досрочной пенсии, так как повышение квалификации является обязанностью медицинского работника для допуска к осуществлению лечебной работы. Статьей 54 Основ Российской Федерации законодательства об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 установлено, что медицинские работники могут быть допущены к практической лечебной деятельности после подтверждения своей квалификации на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и ассоциаций, и должны подтверждать свою квалификацию каждые пять лет. На основании указанного положения медицинским работникам выдается требуемый законодательством сертификат. Повышение квалификации является как для медицинского работника, так для работодателя, и правом, и обязанностью. Ранее действующим Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 г., предусматривалось включение времени обучения на курсах повышения квалификации по специальности в стаж работы по специальности. Таким образом, повышение квалификации медицинского работника, является основанием, дающим право для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, и соответственно исковые требования Ухань Т.П. в указанной части подлежат удовлетворению. Вместе с тем, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. В судебном заседании установлено, что у Ухань Т.П. с учетом периодов, подлежащих включению в специальный стаж, отсутствует необходимый стаж для назначения трудовой пенсии в соответствии с указанным пунктом, в связи с чем суд приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований в части признания за Ухань Т.П. права на досрочное назначение пенсии и обязании ответчика назначить пенсию с 20 мая 2011 г. надлежит отказать. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск Ухань Т.П. к ГУ – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ипатовскому району Ставропольского края о назначении пенсии удовлетворить частично. Обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Ипатовскому району Ставропольского края включить Ухань Т.П. в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды: с 01 августа 1986 г. по 14 сентября 1988 г. – в должности врача-интерна <данные изъяты> районной больницы, нахождение в отпуске по уходу за ребенком, в предродовом и послеродовом отпуске; с 10 октября 1989 г. по 28 сентября 1992 г. – в должности врача-терапевта <данные изъяты> врачебной амбулатории колхоза имени <данные изъяты>; с 16 марта 1993 г. по 01 октября 1993 г. – в должности медицинского работника средней школы № <адрес>; с 20 декабря 1995 г. по 29 апреля 1998 г. – в должности заведующей <данные изъяты> врачебной амбулаторией <данные изъяты> ТМО; с 08 ноября 1995 г. по 19 декабря 1995 г., с 11 января 1999 г. по 30 апреля 1999 г., с 01 ноября 1999 г. по 17 марта 2000 г. – нахождение на курсах повышения квалификации. В иске Ухань Т.П. к ГУ – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ипатовскому району Ставропольского края в части признания права на досрочное назначение пенсии и обязании ГУ – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Ипатовскому району Ставропольского края назначить пенсию за выслугу лет с 20 мая 2011 г. отказать. Решение может быть обжаловано сторонами, их представителями в Ставропольский краевой суд путем подачи кассационной жалобы через Ипатовский районный суд Ставропольского края в течение десяти дней со дня его вынесения. Судья