РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 9 декабря 2011 года г. Ипатово Ипатовский районный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Дубровиной М.Е., с участием представителя заявительницы Кавешниковой Л.И. Кавешникова А.Н., представителя заинтересованного лица Совета депутатов МО г. Ипатово Москаленко Е.А., представителя заинтересованного лица администрации МО г. Ипатово Мулюкина К.В., при секретаре Лацинник Ю.В., рассмотрев гражданское дело по заявлению Кавешниковой Л.И. о признании недействующими ст.ст.7,8,11 Правил по содержанию, выпасу и прогону сельскохозяйственных животных и птицы на территории МО г. Ипатово, утвержденных решением Совета депутатов МО г. Ипатово Ставропольского края от *** ***, УСТАНОВИЛ: Кавешникова Л.И. обратилась в суд с заявлением о признании недействующими статей 7, 8, 11.1 Правил по содержанию, выпасу и прогону сельскохозяйственных животных и птицы на территории муниципального образования г. Ипатово», утвержденных решением Совета депутатов МО города Ипатово от ***, которое уточнила, указав, что статьей 7 данных Правил предусмотрены места для содержания домашних животных и птицы. Из содержания данной статьи следует, что в случае содержания и разведения гражданами количества животных, превышающего нормативы для санитарно-защитной зоны, муниципальные органы власти предоставляют гражданам земельные участки для развития личных подсобных хозяйств за пределами жилой застройки населённого пункта согласно их заявлениям, то есть статьей 7 Правил установлены для граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, ограничения по количеству содержания животных в своём подсобном хозяйстве в населённых пунктах, чем нарушены ее права, как гражданина, ведущего личное подсобное хозяйство. Данная статья Правил противоречит ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», в котором не содержится ограничений по количеству содержания животных в личных подсобных хозяйствах в населённых пунктах. В статье 8 данных Правил предусмотрены расстояния от помещений (сооружений) для содержания и разведения животных до объектов жилой застройки, в соответствии с которой, для хозяйств с содержанием животных (свинарники, коровники, питомники, конюшни, зверофермы) до 50 голов санитарно – защитная зона – 50 м. Возможно сокращение нормативного разрыва, но не более 40 метров, по согласованию с соседями и органами местного самоуправления». Данная статья Правил также противоречит действующему законодательству Российской Федерации, а именно ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» и незаконно ограничивает права заявительницы по ведению личного подсобного хозяйства, предусмотренные ФЗ – 112 « О личном подсобного хозяйства» от ***. В статье 8 Правил предусмотрены расстояния от помещений для содержания и разведения животных до объектов жилой застройки, что не соответствует законодательству Российской Федерации, а именно ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», которое не содержит каких-либо запретов и ограничений по количеству содержания сельскохозяйственных животных в личном подсобном хозяйстве, а также расстояний от помещений с содержанием домашних животных до соседних жилых домов. Принимая данные Правила, Совет депутатов МО г.Ипатово руководствовался п.4.3, регулирующим деятельность сельскохозяйственных производств и объектов и приложением № 7 санитарно-эпидемиологических правил СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно- защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», что незаконно, так как личное подсобное хозяйство не относится к данной категории объектов. Она ведёт подсобное хозяйство на приусадебном земельном участке с разрешенным использованием – для ведения личного подсобного хозяйства в черте города, поэтому её деятельность должна регулироваться ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» от 07.07.03 года № 112-ФЗ и соответствовать требованиям, утвержденным в СНиП 2.07.01-89, «Строительные нормы и правила. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений, утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989 года № 78 с изменениями, внесенными Постановлением Госстроя России от 25.08.93 года № 18-32. В этом документе в примечании 1 даётся разъяснение о том, что в районах усадебной застройки расстояние от окон жилых помещений (комнат, кухонь и веранд) до стен дома и хозяйственных построек (сарая, гаража, бани), расположенных на соседних земельных участках, по санитарным и бытовым условиям должно быть не менее 6 метров, а расстояние до сараев для скота и птицы – в соответствии с п.2.19 настоящих правил, согласно которому сараи для скота и птицы следует предусматривать на расстоянии от окон жилых помещений дома: одиночные или двойные – не менее 15м., до 8 блоков – не менее 25м., свыше 8 до 30 блоков – не менее 50 м., свыше 30 блоков – не менее 100 метров. Однако, несмотря на существующие правила, утвержденные СНиП 2.07.01-89 для граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, администрация МО г.Ипатово и Совет депутатов МО г.Ипатово в нарушение прав лиц, ведущих личное подсобное хозяйство, руководствуется СаНПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, которые разработаны для промышленного производства. В 2.1 СаНПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 указано, что настоящие требования распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и действующих предприятий, зданий и сооружений промышленного назначения, транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Помимо этого, действующий «Свод правил по проектированию и строительству. Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства», принятый Постановлением Госстроя РФ от 30.12.99 года № 94, предусматривает в п.5.3.4 следующие правила: «До границы соседнего приквартального участка расстояния по санитарно-бытовым условиям должны быть не менее: от усадебного, одно-двухквартирного и блокированного дома – 3 метра с учетом требований п.4.1.5 настоящего Свода правил; от постройки для содержания скота и птицы - 4 метра». Данные требования Свода правил не были учтены администрацией МО г.Ипатово и Советом депутатов МО г.Ипатово при разработке и утверждении ст.8 Правил по содержанию, выпасу и прогону сельскохозяйственных животных и птицы на территории МО г.Ипатово. В соответствии с ч.1 ст.3 ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). В связи с чем, применение к ее деятельности по ведению личного подсобного хозяйства статьи 7 и статьи 8 Правил по содержанию, выпасу и прогону сельскохозяйственных животных и птицы на территории МО г.Ипатово, которое основано на п.4.3 «Сельскохозяйственные производства и объекты» и приложения № 7 из санитарно-эпидемиологических правил СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», на которых основаны данные статьи Правил, является незаконным. В п.2 п.п.1 «Общие положения» указанного СанПиН предусмотрено, что настоящие требования распространяются на размещения, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и действующих предприятий, зданий и сооружений промышленного назначения, транспорта, сельского хозяйства, энергетики, связи и т.д., то есть речь идёт о промышленном производстве, об объектах сельского хозяйства, но не о ведении личного подсобного хозяйства. Помимо этого, считает, что требования, предусмотренные в ст.11.1 Правил о том, что разрешается складировать в местах временного хранения отходы от животных на срок не более суток, также нарушают ее права по ведению ею личного подсобного хозяйства, поскольку такой срок является нерациональным и ведёт к дополнительным значительным затратам по вывозу отходов от животных на платную свалку. У нее на приусадебном земельном участке имеется закрытая, не проницаемая тележка по сбору отходов от животных и вывоз этих отходов в течение трёх раз в неделю, соответствовало бы требованиям по правильному и разумному ведению личного подсобного хозяйства. В части 4 статьи 7 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. № 131-ФЗ предусмотрено, что «Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации»». То есть данным законом установлен принцип верховенства федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации. Следовательно, статьи 7,8,11.1 Правил по содержанию, выпасу и прогону сельскохозяйственных животных и птицы на территории МО г.Ипатово, утвержденные решением Совета депутатов МО г.Ипатово от *** года № ***, являются неприменимыми, ввиду их противоречия с федеральным законодательством и законом субъекта РФ. и в связи с ущемлением ее прав. Совет депутатов МО г.Ипатово, утверждая статьи 7, 8, 11.1 Правил по содержанию, выпасу и прогону сельскохозяйственных животных и птицы на территории МО г.Ипатово, превысил свои полномочия. Устанавливать свои правила по ведению личного подсобного хозяйства, не предусмотренные действующим федеральным законодательством и законодательством Ставропольского края, ограничивающие ее права по ведению ею личного подсобного хозяйства, Совет депутатов МО г.Ипатово был не вправе. Они создают ей препятствия по ведению личного подсобного хозяйства. Просит суд признать недействующими статьи 7, 8, 11.1 Правил по содержанию, выпасу и прогону сельскохозяйственных животных и птицы на территории муниципального образования г. Ипатово, утвержденные решением Совета депутатов МО города Ипатово от ***. В судебном заседании представитель Кавешниковой Л.И. Кавешников А.Н. требования, изложенные в заявлении поддержал полностью, просил суд их удовлетворить, пояснив, что у его родителей Кавешниковой Л.И. и Кавешникова Н.В. имеется несколько земельных участков на которых они ведут личное подсобное хозяйство. Они являются собственниками земельных участков, расположенных в *** *** площадью *** кв.м, *** площадью *** кв.м, *** площадью *** кв.м, ***, *** площадью *** кв.м. Все эти земельные участки имеют назначение «земли населённых пунктов для ведения личного подсобного хозяйства». Участки находятся рядом друг с другом и приобретались его родителями для ведения личного подсобного хозяйства, которым они начали заниматься с *** года после выхода национального проекта «Развитие АПК – стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК», в результате которого ими были получены целевые кредиты. Выдача кредитов на развитие личного подсобного хозяйства производилась в соответствии с ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» от *** № 112-ФЗ. Согласно п. 2 ст. 4 ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» строительство помещений для производства сельскохозяйственной продукции разрешается только на землях для ведения личного подсобного хозяйства в черте поселений. Поскольку выделенные его родителям земельные участки находятся в черте города Ипатово, на основании Градостроительного кодекса РФ, норм и правил по проектированию и строительству: СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства», СНиП 2.07.01-89 «градостроительство, планировка и застройка городских и сельских поселений», Ипатовским филиалом государственного учреждения архитектуры и градостроительства был разработан генеральный план размещения индивидуального жилого дома с хозяйственными постройками на земельных участках, принадлежащих им на праве собственности по *** и ***. Размеры хозяйственных построек соответствуют генеральному плану. Данный план согласован *** со всеми заинтересованными службами: Ипатовским водопроводно-канализационным участком, Управлением Роспотребнадзора по СК в Ипатовском районе, Ипатовской горадминистрацией, Ипатовским филиалом Государственного учреждения архитектуры и градостроительства СК. Согласно п. 2.12 примечание 1 СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство, планировка и застройка городских и сельских поселений» предусмотрено, что в районах усадебной застройки по санитарным и бытовым условиям расстояние до стен дома, расположенного на соседнем земельном участке до хозяйственных построек должно быть не менее 6 метров, а в соответствии с п. 2.19 расстояние для одиночных или двойных сараев, содержащих скот, не менее 15 метров. На земельных участках по *** и *** его родителями выращивается свинопоголовье в количестве *** голов. Для того, чтобы в непосредственной близости с их земельными участками не находились чужие земельные участки, они приобрели прилегающие рядом с их земельными участками другие вышеуказанные земельные участки по *** и ***. Земельные участки по ***, ***, *** огорожены шиферным забором высотой *** метра, а с фасадной части забор из красного кирпича также высотой 2 метра. Ближайший сосед родителей Б.С.Ю., проживающий по *** имеет домовладение на расстоянии *** метров до ближнего сарая заявительницы, расположенного на ***, где она выращивает *** голов свиней. На земельном участке по ***, граничащим с земельным участком по ***, который принадлежит Б.С.Ю., свинопоголовье не содержится, а расположен зерносклад. С территории земельного участка по *** на расстоянии трёх метров на земельный участок по *** выходит лишь часть навеса для свиней, который накрыт шифером, огорожен деревом высотой *** см, пол забетонирован. Советом депутатов МО г. Ипатово *** принято решение *** «Об утверждении Правил по содержанию, выпасу и прогону сельскохозяйственных животных и птицы на территории МО г. Ипатово». С принятием этих Правил права заявительницы, как лица, ведущего личное подсобное хозяйство, были ущемлены, поскольку ее эти правила принуждают держать до 8 голов свиней, хотя площадь сараев позволяет содержать большее поголовье. Ст. 7 данных Правил предусмотрены места для содержания домашних животных и птицы. Из содержания данной статьи следует, что «в случае содержания и разведения гражданами количества животных, превышающих нормативы для санитарно-защитной зоны, муниципальные органы власти предоставляют гражданам земельные участки для развития личного подсобного хозяйства за пределами жилой застройки населённого пункта, согласно их заявлений». Таким образом, ст. 7 данного нормативного акта Совет депутатов МО г. Ипатово установил для граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, ограничения по количеству содержания животных в своём подсобном хозяйстве в населённых пунктах, что также нарушает права заявительницы. Данная статья Правил противоречит ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», которым не предусмотрено ограничений по количеству содержания животных в личных подсобных хозяйствах в населённых пунктах. В ст. 8 данных Правил предусмотрены расстояния от помещений (сооружений) для содержания и разведения животных до объектов жилой застройки в соответствии с которой «для хозяйств с содержание животных (свинарники, коровники, питомники, конюшни, зверофермы) до *** голов санитарно-защитная зона – *** метров. Возможно сокращение нормативного разрыва, но не более *** метров, по согласованию с соседями и органами местного самоуправления». Данная статья Правил также противоречит действующему законодательству РФ и незаконно ограничивает права Кавешниковой Л.И. по ведению личного подсобного хозяйства, предусмотренные ФЗ-112 «О личном подсобном хозяйстве» от ***. В Правилах по содержанию, выпасу и прогону сельскохозяйственных животных и птицы на территории МО г. Ипатово говорится, что данные Правила направлены на обеспечение охраны сельскохозяйственных угодий и насаждений от потравы, повреждения или уничтожения сельскохозяйственными животными и птицей. Между тем, статья 7 Правил «Места для содержания домашних животных и птицы», статья 8 Правил «Расстояние от помещений (сооружений) для содержания и разведения животных до объектов жилой застройки», статья 11 Правил «Складирование и вывоз отходов от животных» не соответствуют не только целям и задачам принятия данного нормативного акта, но и ФЗ-112 «О личном подсобном хозяйстве». В этих статьях Совет депутатов МО г. Ипатово предусмотрел все виды домашних животных: КРС, свиней, птицу. Между тем, в Законе Ставропольского края «Об административных правонарушениях в Ставропольском крае» даётся разъяснение о том, что под домашними животными понимается «животное, которое традиционно содержится в домашних условиях и не используется для целей получения продуктов питания животного происхождения». Как известно, мясо КРС, свиней, птицы относятся к продуктам питания животного происхождения. На сегодняшний день, у заявительницы содержится около *** голов свиней. Если это свинопоголовье распределить по всем имеющимся в собственности земельным участкам, расстояние от сараев с их содержанием до жилых застроек будет *** м до ближайших соседей, а положено не менее *** м. Согласно статье 7правил заявительнице можно держать только 8 голов свиней. Статья 8 Правил не соответствует требованиям СаНПиНа, поскольку она разработана не для ведения личного подсобного хозяйства. Права заявительницы ущемляются ст. 11 (п.11.1) Правил тем, что ежедневный вывоз навоза влечет за собой дополнительные материальные затраты, для заявительницы это накладно. Имеющийся у нее закрытый контейнер позволяет вывозить навоз не реже трёх раз в неделю, как это происходит сейчас. Принимая данные Правила Совет депутатов МО г. Ипатово руководствовался п. 4.3, регулирующей деятельность «сельскохозяйственные производства и объекты» и приложением № 7 санитарно-эпидемиологических правил СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», что в данном случае незаконно, так как личное подсобное хозяйство не относится к данной категории объектов. Заявительница является лицом, ведущими личное подсобное хозяйство на приусадебном земельном участке с разрешённым использованием для ведения личного подсобного хозяйства, поэтому ее деятельность должна регулироваться ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ. В ст. 2 ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» указывается, что личное подсобное хозяйство – форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 3 данного закона граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок. Регистрация личного подсобного хозяйства не требуется. В соответствии с ч. 1 ст. 3 данного закона для ведения личного подсобного хозяйства может использоваться земельный участок в границах населённого пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населённого пункта (полевой земельный участок). Исходя из требований данного закона личное подсобное хозяйство не является юридическим лицом, а также не может являться индивидуальным предпринимательством. В связи с чем, применение к деятельности заявительницы по ведению личного подсобного хозяйства, ст. 7 и ст. 8 Правил по содержанию, выпасу и прогону сельскохозяйственных животных и птицы на территории МО г. Ипатово, которое основано на п. 4.3 «Сельскохозяйственные производства и объекты» и приложением № 7 санитарно-эпидемиологических правил СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», является незаконным. В п. 2 п.п. 1 «Общие положения» вышеуказанного СанПиН указано, что настоящие требования распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и действующих предприятий, зданий, сооружений промышленного назначения, транспорта, сельского хозяйства, энергетики, связи и так далее. То есть, речь идёт о промышленном производстве, об объектах сельского хозяйства, но не ведении личного подсобного хозяйства. Начальник территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по СК в Ипатовском районе письмом от *** *** подтвердил о том, что личное подсобное хозяйство не относится к объектам сельского хозяйства, на которые распространяются требования СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Также Закон РФ «О личном подсобном хозяйстве» не ограничивает количества имущества, которое может быть использовано для ведения личного подсобного хозяйства (земельный участок, производственные, бытовые и иные строения), а также количество сельскохозяйственных животных, за исключением установленного максимального размера общей площади земельных участков. В соответствии с п. 5 ст. 4 ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается размер 0,5 га. Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта РФ, но не более чем в пять раз. Согласно Закона СК ***-кз от *** «Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае» предельно максимальные размеры земельных участков для граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, составляет 1,5 га. Таким образом, Совет депутатов МО г. Ипатово, утверждая ст. 7, ст. 8, ст. 11 Правил по содержанию, выпасу и прогону сельскохозяйственных животных и птицы на территории МО г. Ипатово превысил свои полномочия. В Законе СК «Об административных правонарушениях в СК» указаны конкретно статьи закона, по которым даны права органам местного самоуправления осуществлять контроль по конкретному виду деятельности. Устанавливать свои правила по ведению личного подсобного хозяйства, не предусмотренные действующим федеральным законодательством и законодательством СК, Совет депутатов был не вправе. Между тем, действующие в настоящее время правила, предусмотренные в ст. 7, ст. 8, ст. 11 Правил по содержанию, выпасу и прогону сельскохозяйственных животных и птицы на территории МО г. Ипатово создают заявительнице препятствия по ведению личного подсобного хозяйства. В ч. 4 ст. 7 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ предусмотрено, что «муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ», то есть данным законом установлен принцип верховенства федерального законодательства и законодательства субъектов РФ. Следовательно? ст. 7, ст. 8, ст. 11 Правил по содержанию, выпасу и прогону сельскохозяйственных животных и птицы на территории МО г. Ипатово, утверждённые решением Совета депутатов МО г. Ипатово от *** ***, являются неприменимыми ввиду их противоречия с федеральным законодательством и законом субъекта РФ. На основании изложенного, просит суд признать ст. 7, ст. 8, ст. 11 (п.11.1) Правил по содержанию, выпасу и прогону сельскохозяйственных животных и птицы на территории МО г. Ипатово, утверждённые решением Совета депутатов МО г. Ипатово от *** ***, недействующими со дня их принятия. Представитель администрация муниципального образования г. Ипатово Мулюкин К.В. в суде с заявлением Кавешниковой Л.И. не согласился, в его удовлетворении просил суд отказать, пояснив, что в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 07.07.03 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", правовое регулирование ведения гражданами личного подсобного хозяйства осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Данным законом органам местного самоуправления предоставлено право принятия нормативно - правовых актов, касающихся личного подсобного хозяйств на территории муниципального образования г. Ипатово. На основании данного закона советом депутатов муниципального образования г. Ипатово были приняты Правила по содержанию, выпасу и прогону сельскохозяйственных животных и птицы на территории муниципального образования г. Ипатово. Пункт 8 Правил не противоречит СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, так как данные правила распространяются не только на производственные объекты, но и на объекты жилой застройки. В соответствии с п. 1.2. СанПиН 2.2.1/2.***-03, санитарные правила устанавливают гигиенические требования к размеру санитарно-защитных зон в зависимости от санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов. Под иными объектами в данных правилах понимаются различные объекты строительства, в частности, приводится приложение ***, которое предусматривает расстояния от помещений (сооружений) для содержания и разведения животных до объектов жилой застройки, а не производственных зданий, как указывает заявительница. Данная таблица дословно дублируется в Правилах по содержанию, выпасу и прогону сельскохозяйственных животных и птицы на территории муниципального образования г. Ипатово, вследствие чего, не является произвольной и не может нарушать права и законные интересы Кавешниковой Л.И.. Кроме того, правила по содержанию, выпасу и прогону сельскохозяйственных животных и птицы разработаны и приняты не только муниципальным образования г. Ипатово, а также иными муниципальными образования на всей территории Российской Федерации с указанием тех же нормативов, предусмотренных СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. При принятии Правил органы местного самоуправления г. Ипатово руководствовались следующими нормативно - правовыми актами: - ст. 7 правил разработана в соответствии со ст. 17 Закона РФ "О защите животных от жестокого обращения" и ст. 4. Федерального закона от 07.07.03 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве". - ст. 8 правил разработана в соответствии с п. 1.2. и приложением №7 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. - ст. 11 правил разработана в соответствии п.п. 2.2.1, 2.1.1, 4.8. 2.2.7, 2.2.2, с СанПиН 42-128-4690-88. Считает, что Правила по содержанию, выпасу и прогону сельскохозяйственных животных и птицы на территории муниципального образования г. Ипатово, утвержденные решением совета депутатов МО г. Ипатово от *** *** не нарушают права и законные интересы Кавешниковой Л.И. и не противоречат действующему законодательства. В удовлетворении требований Кавешниковой Л.И. просит суд отказать. Представитель заинтересованного лица Совета депутатов муниципального образования г. Ипатово Москаленко Е.А. в суде с заявленными Кавешниковой Л.И. требованиями не согласилась, в их удовлетворении просила отказать, пояснив, что при разработке статьи 7 указанных Правил, учитывались, кроме прочего, нормы статьи 12 Закона РФ «О ветеринарии», согласно которой при планировке и строительстве животноводческих комплексов, птицефабрик, мясокомбинатов, других предприятий по производству и хранению продуктов животноводства, крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств граждан должно быть предусмотрено создание наиболее благоприятных условий для содержания животных и производства продуктов животноводства, для предупреждения загрязнения окружающей среды производственными отходами и возбудителями заразных болезней животных, а также требования к планировке, строительству, реконструкции, модернизации объектов для содержания с/х животных и птицы, установленных Санитарными правилами СП 3.1.084-96 и Ветеринарными правилами ВП 13.3.4.1100-96. Кроме того, пункт 2.19 СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство, планировка и застройка городских и сельских поселений» согласовывается и не противоречит с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1031-01» «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», следовательно, применение этих нормативов при принятии решения от *** ***, а именно статьи 8 Правил, обосновано. Пункт 4.3. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1031-01 четко оговаривает санитарно-защитную зону для сельскохозяйственных объектов - санитарно-защитная зона 50 м для хозяйства с содержанием животных (свинарники, коровники, питомники, конюшни, зверофермы) до 50 голов. Понятие «хозяйства» здесь общее, нет разделения на крестьянско-фермерские хозяйства или личные подсобные хозяйства. Юридические и физические лица, которые являются собственниками, пользователями, владельцами или арендаторами земельных участков, предназначенных или используемых для производства сельскохозяйственной продукции, а также собственники или арендаторы зданий, строений, сооружений, используемых для производства, хранения, и первичной обработки сельскохозяйственной продукции, либо имеющие сельскохозяйственных животных, другими словами «сельскохозяйственные объекты», обязаны соблюдать нормативные разрывы, согласно ст. 39 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30.03.99 года, в которой оговорено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Полномочия на установление максимальных размеров общей площади для ведения личного подсобного хозяйства у органов местного самоуправления отсутствуют и, в случае содержания гражданами количества с/х животных, превышающего нормативные разрывы для санитарно-защитной зоны, органами местного самоуправления предоставляются дополнительные земельные участки, но принуждения к сокращению поголовья с/х животных до 8 штук, в Правилах не указано. Относительно статьи 11 Правил, подпункт 11.1 которой просит признать недействующим заявительница, то согласно Земельного Кодекса РФ, наряду с правами собственников по использованию земельных участков ( ст.40,41 ЗК РФ), собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков несут обязанности по использованию земельных участков(ст. 42), т.е. обязаны соблюдать требования всех отраслей законодательства, в частности, природоохранного и санитарно-эпидемиологического. Согласно статье 5 п.2 ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», органы местного самоуправления наделены полномочиями по осуществлению муниципального земельного контроля. "Санитарные правила содержания территории населенных мест"(Сан-ПиН 42-128-4690-88 от 05.08.88 года) для обеспечения должного санитарного уровня населенных мест, устанавливают нормативы по складированию и вывозу твердых бытовых отходов, в том числе, от животных, что и нашло свое отражение в статье 11 Правил. В связи с вышеуказанным, считает, что при принятии решения от *** *** «Об утверждении правил по содержанию, выпасу и прогону сельскохозяйственных животных и птицы на территории муниципального образования г.Ипатово», ст.7,8,11не нарушают и не ущемляют права и интересы Кавешниковой Л.И. на ведение личного подсобного хозяйства, в связи с чем, в удовлетворении ее требований просит суд отказать. Суд, выслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что Кавешниковой Л.И. на праве собственности принадлежат земельный участок, площадью *** кв.метров, расположенный в ***; земельный участок, площадью *** кв. метров, расположенный в ***, земельный участок, площадью *** кв.метров, расположенный в ***; земельный участок, площадью *** кв. метров, расположенный в ***. Все эти земельные участки находятся в черте города Ипатово и приобретены заявительницей для ведения личного подсобного хозяйства, которым она занимается с *** года. Она не является индивидуальным предпринимателем, занимается разведением и выращиванием свиней, как лицо, ведущее личное подсобное хозяйство. Однако, в общей сложности у нее было *** голов свиней, их количество меняется, в настоящее время около *** голов свиней. Согласно ФЗ от 06.10.03 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам и иным нормативным правовым актам субъектов РФ. Так, в статье 1 Федерального закона от 07.07.03 года № 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" установлено, что правовое регулирование ведения гражданами личного подсобного хозяйства осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", другими федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Согласно представленного в судебное заседание протокола, решение Совета депутатов МО г. Ипатово от *** *** «Об утверждении правил по содержанию, выпасу и прогону сельскохозяйственных животных и птицы на территории муниципального образования г.Ипатово» является актом, принятым в пределах полномочий представительного органа муниципального образования г.Ипатово *** на заседании Совета депутатов. В заседании принимал участие заместитель прокурора Ипатовского района Бондарев П.В., который дал заключение по оспариваемому решению, а именно, что принятие вышеуказанного решения входит в компетенцию Совета депутатов и является обоснованным. В соответствии с пунктом 2 ст.5 ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», контроль за соблюдением гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, требований законодательства, осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами и постановлениями Правительства РФ. Указание заявительницы на то, что п.7 Правил, утвержденных решением Совета депутатов от *** ***, ограничивает ее право по количеству поголовья сельскохозяйственных животных, суд считает несостоятельными, поскольку в статье 7 указано, что «в случаях содержания и разведения гражданами количества животных, превышающего нормативы для санитарно-защитной зоны, муниципальные органы власти предоставляют гражданам земельные участки для развития личных подсобных хозяйств за пределами жилой застройки населенного пункта, согласно их заявлениям», что не обязывает заявительницу сократить личное подсобное хозяйство, не устанавливает минимальные или максимальные нормы по количеству разрешенного поголовья, а указывает на необходимость соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства. Кавешников А.Н., представляющий по доверенности интересы заявительницы, в суде пояснил, что участков, на которых расположено личное подсобное хозяйство заявительницы, четыре, в связи с чем, у нее имеется возможность расположить свое личное подсобное хозяйство так, чтобы не нарушить санитарно-защитную зону, либо она вправе обратиться с заявлением о предоставлении дополнительного земельного участка. Пункт 8 Правил согласовывается и не содержит противоречий с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1031-01«Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», следовательно, применение этих нормативов при принятии решения от *** ***, а именно статьи 8 Правил, обосновано. Согласно пункта 4.3. СанПиН 2.2.1/2.1.1.103, санитарно-защитная зона для сельскохозяйственных объектов составляет 50 метров для хозяйства с содержанием животных (свинарники, коровники, питомники, конюшни, зверофермы) до 50 голов. Причем, в правилах указывается «хозяйства», без каких-либо уточнений и разделений, в частности, на крестьянско-фермерские хозяйства или личные подсобные хозяйства. Юридические и физические лица, как в рассматриваемом деле – физическое лицо Кавешникова Л.И., ведущая личное подсобное хозяйство, тем более в таких масштабах, являющаяся собственником земельных участков, предназначенных или используемых для производства сельскохозяйственной продукции, имеющая сельскохозяйственных животных, обязана соблюдать нормативные разрывы, согласно ст. 39 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30.03.99 года, предусматривающей требования соблюдения санитарных правил для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Относительно статьи 11 Правил пункт 11.1 которой заявительница просит признать недействующим, суд считает, что это требование также необоснованно, поскольку собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков, в соответствии со ст. 42 ЗК РФ, обязаны соблюдать требования всех отраслей законодательства, в частности, природоохранного и санитарно-эпидемиологического. Статья 11 Правил предусматривает порядок складирования и вывоза отходов от животных. Согласно пункта 11.1 указанной статьи, разрешается складировать в местах временного хранения отходы от животных на срок не более суток, что согласуется с требованиями санитарных норм и правил. Кроме того, суд считает объяснение представителя заявительницы Кавешниковой Л.И. Кавешникова А.Н. относительно указанной нормы правил, что заявительнице сложно в материальном плане выполнять указанный пункт статьи 11 Правил, несостоятельными. Согласно п. 2.2.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5° и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре свыше +5°) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы. Кроме того, решением Ипатовского районного суда от *** были удовлетворены исковые требования Б.С.Ю. А.Г.А., Л.Л.А. к Кавешниковой Л.И., Кавешникову Н.В. о прекращении деятельности свинофермы, расположенной по адресам: *** и устранении препятствий в пользовании жилым помещением. С учетом изложенного, суд считает несостоятельными требования Кавешниковой Л.И. о признании недействующими ст.ст. 7,8,11 Правил по содержанию, выпасу и прогону сельскохозяйственных животных и птицы на территории МО г. Ипатово, утвержденных решением Совета депутатов муниципального образования города Ипатово Ставропольского края от *** ***, нарушающими ее права, Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении заявления Кавешниковой Л.И. о признании недействующими ст.ст. 7,8,11.1 Правил по содержанию, выпасу и прогону сельскохозяйственных животных и птицы на территории МО г. Ипатово, утвержденных решением Совета депутатов муниципального образования города Ипатово Ставропольского края от *** ***, отказать. Решение может быть обжаловано в краевой суд в течение 10 дней после его изготовления в окончательном виде, то есть с ***. Судья