Решение от 11.03.2012 г. по иску Худик Т.Н. к ГУ-УПФ РФ по Ипатовскому району о назначении пенсии (2-152/12)



РЕШЕНИЕ дело №2-152/12

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 марта 2012 года г. Ипатово

Ипатовский районный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Ковалёвой Е.П., при секретаре Пихуровой А.А., с участием:

истицы- Худик **

представителя ответчика- главного специалиста-эксперта (юрисконсульта) Государственного учреждения- Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Ипатовскому району Кузьменко **,

представителя третьего лица- юрисконсульта муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Ипатовская центральная районная больница» Мескиной **,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Худик ** к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ по Ипатовскому району о назначении пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Худик Т.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ по Ипатовскому району о назначении пенсии.

В судебном заседании Худик Т.Н. свои исковые требования поддержала и пояснила, что она в период с ** года по настоящее время занимается лечебной деятельностью в сельской местности, о чём имеются записи в её трудовой книжке. В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 стати 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» она обратилась в ГУ - Управление пенсионного фонда РФ по Ипатовскому району с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии, предоставив все необходимые для этого документы, подтверждающие её стаж работы. ГУ - Управление пенсионного фонда РФ по Ипатовскому району, изучив её документы, установило, что стаж её работы, дающий право на пенсию в связи с тяжелыми условиями труда, составил по первому варианту с применением Постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781 13 лет 7 месяцев 22 дня, по второму варианту 22 года 10 месяцев 01 день, так как по первому варианту исключен период ее работы с ** года по ** года в качестве медицинской сестры палатной дневного стационара, по второму варианту в соответствии с Постановлением Конституционного суда РФ от 29.01.2004 г. №2-П, исключен период работы в той же должности с **. по ** г.

Причиной отказа явилось то, что должность медицинской сестры палатной дневного стационара не предусмотрена Списком должностей и учреждений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781.

Просит признать протокол-решение об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии по второму варианту незаконным, обязать ответчика включить в стаж, дающий право для досрочного назначения пенсии период работы ** года по ** года в качестве медицинской сестры палатной дневного стационара, признать за ней право на досрочную трудовую пенсию и обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию со дня обращения с заявлением, то есть с 23 сентября 2011 года.

Представитель ответчика- главный специалист-эксперт (юрисконсульт) Государственного учреждения- Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Ипатовскому району Кузьменко Н.Д. исковые требования Худик Т.Н. не признала и пояснила, что истице было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием необходимо специального стажа. По первому варианту медицинский стаж истицы составил 13 лет 7 месяцев 22 дня, по второму варианту 22 года 10 месяцев 1 день. Периоды работы истицы с ** года по ** года в качестве медицинской сестры палатной дневного стационара (по первому варианту) и с ** г. по ** ** г. (по второму варианту) исключены из подсчета специального стажа, так как Списком должностей и учреждений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781, данная должность не предусмотрена. Исключен период нахождения истицы в отпуске без сохранения заработной платы с ** по ** года согласно пункту 2 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Кроме того, все периоды работы в должности засчитаны в стаж работы в календарном порядке согласно пункта 5 Правил. Просит отказать Худик Т.И. в удовлетворении ее исковых требований.

Представитель третьего лица- юрисконсульт муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Ипатовская центральная районная больница» Мескина Е. Ю. исковые требования Худик Т.Н. признала, просила удовлетворить их в полном объеме.

Свидетели **. и **. подтвердили обстоятельства изложенные истицей и показали, что она с ** года и по настоящее время работает в должности медицинской сестры палатной дневного стационара Бурукшунской врачебной амбулатории. В ее обязанности входит выполнение назначений лечащего врача, наблюдение за состоянием больного, осуществление обслуживания больных, а именно умывание, кормление, и другие обязанности, предусмотренные должностной инструкцией палатной медицинской сестры.

Выслушав истицу, представителя ответчика, представителя третьего лица, свидетелей, изучив материалы дела, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.

Установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости в действующей системе пенсионного обеспечения направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях.

Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете специфики выполняемой ими работы и профиля учреждения, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение. Указанная правовая позиция высказана Конституционным Судом Российской Федерации в Определении N 197-О от 18.06.2004 года.

В соответствии с п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года "О судебном решении" решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Судом достоверно установлено и подтверждается материалами дела, что 23 сентября 2011 года истица обратилась в Управление Пенсионного фонда за назначением ей досрочной трудовой пенсии в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".

Согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 13 декабря 2011 года в назначении пенсии истице отказано в связи с отсутствием требуемого стажа. Согласно подсчету комиссии, стаж истицы на момент обращения ее в Пенсионный фонд составляет по второму варианту 22 года 10 месяцев 01 дней, вместе 30 лет.

Согласно п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее Закон) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 28 Закона.

В соответствии с пп. "б" п. 5 Правил, лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по Перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 6 месяцев.

Согласно Перечню структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как 1 год и 6 месяцев, правом на льготное исчисление стажа работы как 1 год и 6 месяцев обладают медицинские сестры палатные, медицинские сестры-анестезисты, осуществляющие свою трудовую деятельность в отделениях (группах, палатах) анестезиологии - реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, предусмотренных Списком.

Из трудовой книжки истицы усматривается, что с ** года истица принята на должность медсестры дневного стационара в ** врачебную амбулаторию (приказ **-** от **), где работает по настоящее время.

Согласно справки главного врача МУЗ «Ипатовская ЦРБ» Худик Т.Н. с ** г. работала в должности медицинской сестры палатной дневного стационара в Бурукшунской врачебной амбулатории по ** года на 1,0 ставку, полный рабочий день. Должности медицинская сестра палатная, медицинская сестра палатная дневного стационара относятся к среднему медицинскому персоналу согласно штатного расписания.

Ипатовская объединенная больница стала значится Ипатовской ЦРБ с ** года согласно книге приказов и лицевых счетов. Документов о переименовании не сохранилось.

** г. (приказ ** от ** г) Ипатовская ЦРБ переименована в Ипатовское ТМО. ** врачебная амбулатория, ** амбулатория являлись лечебно-профилактическим структурным подразделением ЦРБ, являющегося структурным подразделением Ипатовского ТМО.

Согласно постановления администрации Ипатовского района от ** г. ** Ипатовское ТМО переименовано в МУЗ «Ипатовское ТМО».

Постановлением Ипатовской районной администрации от ** ** МУЗ «Ипатовская ТМО» переименована в ГУЗ «Ипатовская ЦРБ».

На основании постановления главы администрации Ипатовского муниципального района от ** г. ** считать государственное учреждение здравоохранения «Ипатовская центральная районная больница» муниципальным учреждением здравоохранения «Ипатовская центральная районная больница».

Независимо от наименования, функции учреждения и его работников, вид деятельности не изменялись.

Из материалов дела следует, что должностные обязанности медицинской сестры палатной дневного стационара, выполняемые истицей в спорный период, полностью совпадают с должностными обязанностями палатной медицинской сестры которые относятся к виду деятельности, предусмотренному Списком.

В Списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N464, указаны врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1066, предусмотрены должности, в том числе медицинских сестер палатных участковых больниц.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда РФ "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" от 20 декабря 2005 года N 25, в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж определенный период его работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера, специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций в которых он работал и т.п.).

Согласно пункта 3.3. Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июня 2004 года N 11-П "По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" по смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям.

Согласно положению пункта 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 г. N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дела, связанных с реализацией права на трудовые пенсии", если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом "О трудовых пенсиях в РФ" (ст. 19 ФЗ).

Таким образом, спорный период трудовой деятельности истицы с ** г. по ** г. подлежит включению в специальный стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии досрочно, с учетом спорного периода трудовой стаж Худик Т. Н. составляет более 25 лет, следовательно, трудовая пенсия подлежит назначению с даты обращения в пенсионный орган, то есть с 23 сентября 2011 г.

Руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Худик ** удовлетворить.

Признать незаконным решение ** от 13 декабря 2011 года Государственного учреждения- Управление пенсионного фонда РФ по Ипатовскому району об отказе Худик ** в досрочном назначении трудовой пенсии по старости по второму варианту.

Обязать Государственное Учреждение - Управление пенсионного фонда РФ по Ипатовскому району включить Худик ** в стаж работы, дающий право для досрочного назначения трудовой пенсии по старости период работы в должности медицинской сестры палатной дневного стационара с ** года по ** года.

Признать за Худик ** право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Обязать Государственное Учреждение - Управление пенсионного фонда РФ по Ипатовскому району назначить Худик ** досрочную трудовую пенсию со дня обращения с заявлением за назначением пенсии, то есть с 23 сентября 2011 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через районный суд в течение одного месяца.

Судья: подпись

Копия верна: Судья -