Решение от 27.03.2012 г. по иску Ильченко А.И. к Гоголь М.Н. о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда, причиненных в результате дорожно-транспортного происшествия (2-243/12)



Дело № 2-243

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ипатово 27 марта 2012 года

Ипатовский районный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Ковалевой Е.П., при секретаре Пихуровой А.А., с участием:

истца- Ильченко **,

адвоката – Опилат А.А.,

ответчика- Гоголь **,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ильченко ** к Гоголь ** о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда, причиненных в результате дорожно-транспортного происшествия,

У С Т А Н О В И Л:

Ильченко А.И. обратился в суд с иском к Гоголь М.Н. о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда, по тем основаниям, что в результате дорожно-транспортного происшествия произошедшего 10 сентября 2011 года ему были причинены тяжкие телесные повреждения. Приговором мирового судьи судебного участка № 1 Ипатовского района от 29 декабря 2011 года виновным в данном дорожно-транспортном происшествии признан Гоголь М.Н. Просит взыскать с ответчика в его пользу сумму, потраченную на лечение, в размере 4321 рубль 07 копеек, компенсацию морального вреда в размере 100.000 рублей и судебные расходы в сумме 2000 рублей.

В судебном заседании Ильченко А.И. требования иска увеличил и пояснил, что 10 сентября 2011 года, примерно в 12 часов 00 минут, он двигался на велосипеде по ул. ** в г. **. В попутном с ним направлении на мопеде двигался ответчик Гоголь М.Н.. Подав сигнал поворота налево, он собирался совершить маневр, но в это время ответчик стал обгонять его и допустил столкновение. В результате произошедшего ДТП ему были причинены тяжкие телесные повреждения в виде: закрытого перелома левого бедра. На стационарном лечении он находился полтора месяца, затем был выписан под наблюдение врача травматолога. Ему был наложен гипс, в котором он находился еще 45 суток. После выписки из стационара ему был рекомендован массаж, который он прошел и заплатил за него 2000 рублей. Кроме того за время лечения на приобретение медицинских препаратов им было затрачено 2321 рублей 07 копеек. До настоящего времени его здоровье не в полной мере восстановилось, он и сейчас испытывает физическую боль и как следствие моральные страдания. Самостоятельно ходить не может, только с помощью костылей. После последней консультации травматолога, 12.01.2012 года, ему было рекомендовано обратиться к хирургу, так как нога постоянно отекает. Также его страдания отягощаются тем обстоятельством, что он имеет преклонный возраст и вторую группу инвалидности по общему заболеванию. В связи с этим просит взыскать с ответчика и компенсацию морального вреда, которую оценивает в 100000 рублей. Кроме того, за время прошедшее с момента обращения с иском он прошел еще один курс массажа, за который оплатил 3000 рублей и оплатил услуги адвоката за участие в судебном заседании в сумме 10.000 рублей, которые также просит взыскать с ответчика.

Ответчик Гоголь М.Н. в судебном заседании исковые требования признал в части и пояснил, что он признает, что в результате его действий Ильченко был причинен моральный вред, но считает, что размер компенсации морального вреда завышен.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

На основании ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В соответствии со ст. 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, в том числе и использование транспортных средств обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании, в том числе по доверенности на право управления транспортным средством.

Приговором мирового судьи судебного участка №1 Ипатовского района от 29 декабря 2011 года Гоголь М.Н. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 268 ч.1 УК РФ, то есть в нарушении правил безопасности движения транспортных средств, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда человека.

Согласно ст.1083 ГК РФ при причинении вреда жизни или здоровью гражданина отказ в возмещении вреда не допускается.

Согласно статье 1085 ГК РФ в объем возмещаемого вреда, причиненного здоровью, включаются, в том числе расходы на лечение и иные дополнительные расходы, в частности: расходы на дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии и т.п.

В судебном заседании установлено, что на лечение истцом понесены следующие расходы: на приобретение лекарственных препаратов- 2321 рубль 07 копеек, массаж - 5000 рублей.

Данные расходы подтверждаются исследованными в судебном заседании материалами дела, а именно: выписками из истории болезни истца и его амбулаторной карты, товарными чеками и квитанциями об оплате лекарственных препаратов, товарными чеками об оплате за массаж.

Кроме этого, данные расходы признаются и ответчиком Гоголь М.Н.

Моральный вред связывают с посягательствами на нематериальные блага (ст. 151 ГК). В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 25.10.96 №10, от 15.01.98 №1, от 06.02.2007 №6) говорится, что возмещение морального вреда производится, если нравственные и физические страдания причинены "действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права".

Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжить активную общественную жизнь, распространением несоответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.

Степень нравственных или физических страданий оцениваются судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.

Глубина и сила нравственных страданий зависят от субъективных и объективных причин, в т.ч. от индивидуальных качеств лица, подвергнутого незаконному преследованию, его положения в обществе, его самооценки, нравственных критериев, интеллектуального развития.

В судебном заседании было установлено, с учетом личности истца, его индивидуальных качеств, его самооценки, преклонного возраста, второй группы инвалидности по общему заболеванию, происшедшее дорожно-транспортное происшествие и его последствия, причинили Ильченко А.И. нравственные и физические страдания, выразившиеся в причинении ему физической боли, лишении его возможности передвигаться без помощи костылей, возможности осуществления своих прав, необходимости до настоящего времени продолжать лечение.

Помимо того, нравственные страдания истца были усугублены отсутствием какой-либо помощи со стороны ответчика.

На основании статьи 1099 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда. В соответствии с действующим законодательством (ст. 1100ГК РФ) одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом, в том числе, когда вред причинен жизни и здоровью гражданина источником повышенной опасности.

При определении размера компенсации морального вреда, суд принимает во внимание степень вины ответчика, его возможность трудоустроиться и возместить причиненный вред, учитывает степень физических и нравственных страданий истица, и оценивает размер компенсации морального вреда в 70.000 рублей.

Таким образом, суд находит подлежащими удовлетворению в полном объеме требования искового заявления Ильченко А.И. о взыскании расходов на лечение и судебных расходов, требования о взыскании компенсации морального в части.

В соответствии со статями 89, 103 ГПК РФ подлежат взысканию с ответчика в пользу Ильченко А.И. судебные расходы в виде оплаты услуг адвоката в размере 12000 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194,198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Ильченко ** к Гоголь ** удовлетворить в части.

Взыскать с Гоголь ** в пользу Ильченко ** расходы на лечение, понесенные в результате дорожно-транспортного происшествия: стоимость медицинских препаратов в размере 2321 (две тысячи триста двадцать один) рубль 07 копеек, стоимость массажа в размере 5000 (пять тысяч) рублей.

Взыскать с Гоголь ** в пользу Ильченко ** компенсацию морального в сумме 70.000 (семьдесят тысяч) рублей.

Взыскать с Гоголь ** в пользу Ильченко ** судебные расходы в виде оплаты услуг адвоката в сумме 12.000 (двенадцать тысяч) рублей.

В остальной части иска Ильченко ** к Гоголь ** о взыскании компенсации морального вреда в сумме 30.000 (тридцать тысяч) рублей, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через районный суд в течение одного месяца.

Судья: подпись

Копия верна: Судья –