Решение от 01.03.2012 г. по иску Абачевой М.К. к Морозову А.И. о признании сделки действиетльной после смерти продавца (2-159)



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 марта 2012 года г. Ипатово

Ипатовский районный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Кабак Ю.А., с участием:

представителя истца Абачевой М.К. по доверенности Лепетюхина О.В.,

представителя ответчика Морозова А.И. по доверенности Фомичева В.И.,

при секретаре Титарове Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ипатовского районного суда Ставропольского края гражданское дело по иску Абачевой М.К. к Морозову А.И. о признании сделки действительной после смерти продавца и признании права собственности покупателя на объект недвижимости для совершения государственной регистрации перехода права собственности,

УСТАНОВИЛ:

Абачева М.К. обратилась в Ипатовский районный суд с иском к Морозову А.И. о признании сделки действительной после смерти продавца и признании права собственности покупателя на объект недвижимости для совершения государственной регистрации перехода права собственности.

Между истицей и ФИО 1 25 марта 2008 года заключен договор купли-продажи жилого дома и земельного участка, в соответствии с которым ФИО 1 продал Абачевой М.К. объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, за 53000 рублей 00 копеек. После подписания договора купли-продажи продавец передал истице Абачевой М.К. ключи от дома, и она стала проживать в данном домовладении со своей семьей. В связи с юридической безграмотностью она не знала, что необходимо срочно зарегистрировать право собственности в соответствующих органах. 06 мая 2008 года ФИО 1 умер. Таким образом Абачева М.К. и продавец не успели обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним с заявлением о государственной регистрации договора купли-продажи и перехода права собственности от продавца к покупателю на объект недвижимости. С апреля 2008 года Абачева М.К. проживает в указанном домовладении. Никто из родственников ФИО 1 не оформлял наследственные права на проданное вышеуказанное домовладение. На протяжении четырех лет истица проживает в домовладении, как в собственном, оплачивает коммунальные услуги, налоги, пользуется хозяйственными постройками.

Просит признать действительной сделку купли-продажи жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, заключенную 25 марта 2008 года между Абачевой М.К. и ФИО 1, признать право собственности на жилой дом, <данные изъяты> за Абачевой М.К.

Представитель истца Абачевой М.К. по доверенности Лепетюхин О.В., в судебном заседании поддержал требования изложенные в иске и просил его удовлетворить.

Представитель ответчика Морозова А.И. по доверенности Фомичев В.И., в судебном заседании исковые требования, заявленные Абачевой М.К. к Морозову А.И.. признал в полном объеме и не возражал против удовлетворения иска.

Истица Абачева М.К., в судебное заседание не явилась, представила заявление, в котором гражданское дело просила рассматривать в ее отсутствие, с участием ее представителя по доверенности Лепетюхина О.В. На удовлетворении исковых требований настаивала.

Ответчик Морозов А.И.., в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором гражданское дело просил рассматривать в его отсутствие, с участием его представителя Фомичева В.И. Не возражал против удовлетворения исковых требований.

Третье лицо представитель администрации муниципального образования Б. – Джалгинского сельсовета, в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просил гражданское дело по иску Абачевой М.К. рассматривать в его отсутствие, а также просил признать сделку действительной и признать право собственности на жилой дом и земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, за Абачевой М.К.

На основании ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц.

Судом сторонам разъяснялось право и предоставлялось время для представления в суд дополнительных доказательств, в подтверждение обстоятельств на которые они ссылаются.

Исследовав представленные письменные доказательства и оценив эти доказательства с учетом требований закона об их допустимости, относимости и достоверности, как в отдельности, так и в совокупности, а установленные судом обстоятельства – с учетом характера правоотношений сторон и их значимости для правильного разрешения спора, суд считает установленными следующие факты и обстоятельства.

Между Абачевой М.К. и ФИО 1 25 марта 2008 года заключен договор купли-продажи жилого дома и земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. Недвижимость на момент подписания договора принадлежала ФИО 1 ФИО 1 передал Абачевой М.К. ключи от дома, и она стала проживать в указанном домовладении со своей семьей. Истица по настоящее время проживает в данном домовладении, оплачивает коммунальные услуги, налоги, ведет хозяйственную деятельность. Абачева М.К. не успела зарегистрировать сделку, так как 06 мая 2008 года ФИО 1 умер.

На основании выписки, представленной администрацией муниципального образования с. Б. – Джалга Ипатовского района Ставропольского края и свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ ФИО 1 принадлежит право собственности на земельный участок и жилой дом с надворными постройками, расположенные по адресу: <адрес>.

В соответствие со ст. 218 ч. 2 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи.

На основании договора от 25 марта 2008 года между Абачевой М.К. и ФИО 1 заключен договор купли-продажи жилого дома и приусадебного земельного участка площадью – 3200 кв.м., находящихся по адресу: <адрес>.

Наследником умершего продавца ФИО 1 является ответчик – его сын Морозов А.И.

В Ипатовский районный суд Ставропольского края поступило заявление от сына умершего – ответчика Морозова А.И., в котором он указал, что не возражает против удовлетворения исковых требований заявленных Абачевой М.К. к нему. К тому же пояснил, что просит суд рассматривать гражданское дело с участием его представителя – Фомичева И.В.

В судебном заседании от представителя ответчика Фомичева И.В. поступило заявление, в котором указал, что исковые требования Абачевой М.К. о признании права собственности на объект недвижимости он и его доверитель Морозов А.И. признают в полном объеме. Против удовлетворения иска не возражают.

Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, учитывая установленные обстоятельства, анализируя представленные сторонами доказательства, приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

На основании ч. 2 ст. 8 ГК РФ, права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

Согласно ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

В силу ч. 1 ст. 164 ГК РФ сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных ст. 131 ГК РФ и законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии с п. 3 ст. 433 ГК РФ договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента государственной регистрации, если иное не установлено законом.

В силу положений ст. ст. 131, 223 ГК РФ объекты недвижимости могут выступать предметом сделок лишь при условии наличия государственной регистрации права в едином государственном реестре.

Учитывая представленные доказательства во взаимосвязи с приведенными выше нормами права, судом установлено, что право собственности у умершего ФИО 1 на спорное недвижимое имущество возникало в силу похозяйственных книг, на основании которых и что подтверждается выпиской выданной администрацией муниципального образования с. Б. – Джалга Ипатовского района Ставропольского края гражданину ФИО 1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершему 06.06.2008 года действительно принадлежит на праве личной собственности жилой дом с надворными постройками, расположенные по адресу: <адрес>. На основании свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы администрации сельского Совета ДД.ММ.ГГГГ за номером ФИО 1 предоставлен земельный участок «приусадебные земли», расположенный по адресу: <адрес>.

Следовательно, ФИО 1 являлся собственником вышеуказанного имущества, и соответствующая сделка по отчуждению данного имущества является законной.

В силу п.п. 1 и 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник ФИО 1 был вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам.

Препятствием для регистрации Абачевой М.К. сделки в Управлении Федеральной регистрационной службы кадастра и картографии явилась смерть продавца ФИО 1

Суд приходит к выводу, что сделку между Абачевой М.К. и ФИО 1 следует признать заключенной, иск Абачевой М.К. к Морозову А.И. о признании сделки действительной после смерти продавца и признании права собственности покупателя на объект недвижимости для совершения государственной регистрации перехода права собственности удовлетворить.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать действительной сделку купли-продажи жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, заключенную 25 марта 2008 года между Абачевой М.К. и ФИО 1.

Признать право собственности на жилой дом, <данные изъяты> за Абачевой М.К..

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ипатовский районный суд в течение месяца после изготовления его в окончательном виде.

Председательствующий судья